Основные философские теории сознаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2015 в 20:13, реферат

Описание работы

В настоящее время в философии вопрос соотношения сознания и тела представлен следующими концепциями: физикализм (крайне материалистический подход, согласно которому сознание как самостоятельная субстанция не существует); солипсизм (другой крайний взгляд на природу сознания, где сознание есть единственная достоверная реальность); объективный идеализм (признает наличие и сознания, и материи, однако сознанию отводится первичная роль); и умеренный материализм (сознание представляет особое проявление материи). В происхождении сознания доминируют три точки зрения: сознание имеет космическое происхождение; сознание присуще всем живым организмам; сознание исключительно человеческое свойство.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Основные философские теории сознаний…………………………….6
2. Близкие к космической (божественной) точке зрения теории происхождения сознания ………………………………………………………..9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…18
ЛИТЕРАТУРА……………

Файлы: 1 файл

На многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный или близкий к истине ответ.docx

— 63.09 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. Основные философские теории сознаний…………………………….6

2. Близкие к космической (божественной) точке зрения теории происхождения сознания ………………………………………………………..9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…18

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...21 
ВВЕДЕНИЕ

 

Вся жизнь человека с момента рождения и до смерти, его поведение и деятельность в той или иной мере определяются сознанием. Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? Как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются споры о сущности сознания и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости, другие - что попытки понять сознание тщетны так же, как попытка из окна увидеть себя идущим по улице.

Благодаря сознанию человек проникает в прошлое и грядущее, вторгается в дали космоса и глубины микромира, куда не может попасть физически. С его помощью человек творит то, чего нет в природе, творит мир культуры. Сознание - это прекрасный дар природы, но это и вечное проклятие человека, поскольку оно дает ему возможность осознать весь трагизм своего бытия, конечного во времени, понять, что его жизнь - это бытие, ведущее к смерти.

Сознание относится к числу таких тайн, которые природа раскрывает с великой неохотой. Некоторые философы утверждали, что понять сознание - столь же тщетная попытка, как и стремление утопающего вытащить себя за волосы из воды. Другие на этот счет придерживаются иного мнения, признавая возможность познания сознания. Познание это осуществляется опосредованно, через поступки, действия людей и через их речевые конструкции, то есть слова и предложения.

Представление о сознании возникло в философии и является одним из ее основных понятий. В настоящее время написаны сотни книг и статей, рассмотрено множество теорий о возникновении, механизмах, природе и закономерностях проявления сознания в различных слоях материи. Проблема соотношения материи, психики и сознания является одной из самых сложных вопросов в научном познании человека. Нет однозначного решения. Понимание природы сознания равнозначно ответу на вопросы о происхождении человека и Вселенной.

Несмотря на философские и научные исследования в течение сотен лет, концепция сознания остается самой актуальной и противоречивой. Концепцию сознания на западе ввел в философию Анаксагор в V веке до н.э., где сознание рассматривается как «бесконечная, самоуправляемая, ни с чем не смешанная субстанция, источник движения, необходимая часть всего живого, имеющая сходные свойства у животных и человека».

Когда говорят «сознание», то под этим понимают совокупность всего, что обладает некоторым особым свойством – сознательностью. Этим же термином обозначается и само это свойство сознательности, присущее субъекту. В узком смысле сознание есть предмет исследования психологии, а в более широком смысле понятие «сознание» выходит за пределы психологии и становится предметом науки гносеологии. Сознание пока изучается только на примере человека и частично на животных и понимается как субъективная форма психофизиологических проявлений. Феномен сознания не удается объяснить ни одной академической науке. По мнению В. М. Аллахвердова, «…ни физика, ни генетика, ни философия принципиально не способны объяснить возникновение и функции сознания».

Термин «сознание» является трудным для определения, поскольку имеет широкое применение, многочисленны и концепции сознания. В словаре С. И. Ожегова читаем очень лаконичное определение: «Сознание – человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении». Природа сознания – самая глубокая и важная проблема философии, т.к. все ментальные явления основаны или связаны с сознанием. С философской точки зрения сознание представляет субъективную форму человеческой жизнедеятельности и высшую форму психики. Принято считать, что проблема сознания и материи впервые представлена в работах Платона, где он рассматривает три основополагающих концепции.

Первый подход: сознание представляет собой особую тонкую субстанцию.

Второй: сознание не является особой субстанцией, несамостоятельно, представляет свойство биологического тела и зависит от него.

Третий (платоновский): душа (сознание) не только автономна, но и первична.

В настоящее время в философии вопрос соотношения сознания и тела представлен следующими концепциями: физикализм (крайне материалистический подход, согласно которому сознание как самостоятельная субстанция не существует); солипсизм (другой крайний взгляд на природу сознания, где сознание есть единственная достоверная реальность); объективный идеализм (признает наличие и сознания, и материи, однако сознанию отводится первичная роль); и умеренный материализм (сознание представляет особое проявление материи). В происхождении сознания доминируют три точки зрения: сознание имеет космическое происхождение; сознание присуще всем живым организмам; сознание исключительно человеческое свойство. 

Среди основных философских теорий сознания можно перечислить следующие:

  • дуализм;
  • логический бихевиоризм;
  • идеализм;
  • материализм;
  • функционализм;
  • двухаспектная теория;
  • феноменологическая теория;
  • эмерджентная теория.

А так же существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:

  • теория монад (монадология);
  • теория Шардена;
  • теория Талбота;
  • теория психосферы Рейзера;
  • теория гилозоизма.

 

  1. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕОРИИ СОЗНАНИЙ.

 

Дуализм 
Дуализм есть теория о том, что существует две разновидности субстанций: Сознание и физические объекты. Основателем данной теории является Рене Декарт, который утверждал, что человек является мыслящей субстанцией, способной усомнится в существовании всего, кроме своего собственного сознания, и что сознание, таким образом, несводимо к физическому миру.

Логический бихевиоризм                           
Логический бихевиоризм есть теория о том, что быть в психическом состоянии означает быть в бихевиоральном состоянии, т. е. либо осуществлять некоторое поведение, либо иметь диспозицию к такому поведению. Логический бихевиоризм связан с бихевиоризмом в психологии, но их следует различать: в последнем случае бихевиоризм понимается как метод для изучения человеческих существ, но не пытается решить философские проблемы относительно природы сознания и соотношения сознанияи тела. Среди представителей логического бихевиоризма можно назвать таких философов как Гемпель и Райл. Данная теория стремится опровергнуть дуализм Декарта, так как он противоречит тезису единства науки, понимаемому как физикализм.

Идеализм 
Идеализм — это теория, согласно которой существуют только сознания. Идеалисты утверждают, что объекты физического мира не существуют вне их восприятия. Наиболее последовательно этот тезис был развит Джорджем Беркли, который утверждал, что «быть — значит быть воспринимаемым».

Материализм 
Материализм есть теория о том, что если нечто существует, то оно имеет физический характер. Сознание, поэтому, описывается материалистами как свойство мозга. Материалисты критикуют как дуалистов и идеалистов, так и бихевиористов, доказывая, что поведение не является сознанием, но внутренней физической причиной сознания. Среди материалистов можно упомянуть Фридриха Энгельса, Владимира Ленина, Дэвида Армстронга, Дональда Дэвидсона и других.

Функционализм 
Функционализм — это теория, согласно которой находиться в психическом состоянии значит находиться в функциональном состоянии, т. е. выполнять некоторую определённую функцию. С точки зрения функционалистов Сознание относится к мозгу также, как, например, функция показывать время соотносится с конкретным физическим устройством часов. Функционализм занимает критическую позицию по отношению к материализму, так как отрицает необходимую связь между Сознанием и мозгом:Сознание потенциально может быть функцией самых разных физических объектов, например компьютера. Функционализм является методологической базой теории искусственного интеллекта и когнитивной науки. К функционалистам можно отнести Дэвида Льюса, Хилари Патнема и Дэниела Деннета.

Двухаспектная теория  
Двухаспектная теория — это теория о том, что психическое и физическое суть два свойства некоторой лежащей в основе вещей реальности, которая по сути не является ни психической, ни физической. Двухаспектная теория, поэтому, отвергает и дуализм, и идеализм и материализм как представления о том, что существует психическая или физическая субстанции. Подобные взгляды характерны, например, для Бенедикта Спинозы, Бертрана Рассела и Питера Стросона.

Феноменологическая теория 
Феноменология представляет собой попытку беспредпосылочного описания содержания опыта без каких-либо утверждений относительно реальности этого содержания. Феноменология пытается открыть идеальные черты человеческого мышления и восприятия, свободные от каких-либо эмпирических и индивидуальных вкраплений, и обосновать, таким образом, все остальные науки, как основанные на мышлении. Основным свойством человеческого сознания согласно феноменологии является интенциональность. Среди сторонников этой теории назовём Эдмунда Гуссерля и Мориса Мерло-Понти.

Эмерджентная теория 
Эмерджентная теория — это теория о том, что хотя сознание и является свойством некоторого физического объекта (обычно мозга), оно тем не менее, несводимо к физическим состояниям последнего и является особой нередуцируемой сущностью, обладающей уникальными свойствами, подобно тому, как свойства молекулы воды нередуцируемы к свойствам атомов водорода и кислорода. Сознание, однако, является обычным реальным объектом, который должен изучаться наукой наравне со всеми прочими. Среди сторонников данной концепции — Джон Серл. 
Индуизм 
В индуизме сознанию сопоставляется Пуруша («безмолвный свидетель»), который наблюдает за действиями Пракрити («автоматизмы мозга») и склонен себя ошибочно отождествлять с нею, будучи увлечён и связан гунами («потребностями»).

 

  1. БЛИЗКИЕ К КОСМИЧЕСКОЙ (БОЖЕСТВЕННОЙ) ТОЧКЕ ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ СОЗНАНИЯ.

 

Теория  Монад

 Прежде чем рассмотреть теорию монад Лейбница обратимся к понятию субстанции:

Субстанция   (лат. Substantia – сущность) – философский термин, обозначавший первооснову всего существующего, которая обуславливает возникновение и исчезновение конкретных вещей и явлений, а сама ни от чего не зависит, являясь причиной самой себя. С точки зрения идеализма такой субсианцией является дух, бог, идея, мировой разум. Дуалисты (Декарт) исходили из признания двух субстанций: материальной и духовной. Метафизический материализм понимал под субстанцией ,материю, которую он отождествлял с вечными, неизменными, непроницаемыми и неделимыми атомами. Диалектический материализм отрицает существование какой–либо последней, однородной и вечной субстанции, неизменной сущности вещей. Основу мира, его сущность он видит в материи, находящейся в состоянии вечного движения и развития. Это самое бесконечное множество постоянно изменяющихся предметов и явлений объективного мира, которые неисчерпаемы вглубь.

Теперь переходим непосредственно к рассмотрению монад Лейбница:

Различие и тождество, непрерывность, монадность и принципы совершенства и полноты, логические модальности- все эти методы Лейбница характеризуют всеобщую последовательность вещей. Они ведут к признанию множественности субстанций.

По мысли Лейбница, из одной единственной субстанции неповторимое многообразие вещей и качеств бесконечной Вселенной произойти не может, так что принцип качественного многообразия должен быть введен в субстанцию. Бесспорно, философ был прав, считая, что в самой природе бытия должна быть налицо многокачественность.

Утверждая, что субстанций бесконечно много, Лейбниц смешивал две различные проблемы – философского (субстанциального) и естественнонаучного (физического, структурно- дискретного) многообразия вещей. Отсюда ошибочность его требования, чтобы существовало беспредельное множество субстанций. Правда, он достигает единства упорядоченности субстанций, утверждая наличие среди них строгой и всеобъемлющей иерархии, так что они составляют систему. Поскольку между субстанциями Лейбница имеется качественное родство, они составляют своего рода семейство. Поэтому различия между субстанциями оказывается не пространственно- временными и механически- количественными, а духовно- психическими и органически- качественными. Метод Лейбница распространяет индивидуализацию и автономность по всему миру, до самых отдаленных его уголков. Подобно различным человеческим личностям субстанции индивидуальны и неповторимы, каждая из них обладает своеобразием, на свой манер изменяется и развивается, хотя развитие их всех происходит в конечном счете в едином направлении.

При всей своей индивидуальности субстанции родственны друг другу не только в том, что все они духовны, но и в том, что они вечны и «просты», т.е. неделимы. В этом смысле, а также в том, что пространственные различия для них вообще не существенны, они представляют собой «точки» - точки не математические или физические, а «метафизические».

Теотия Шардена

По своим философским взглядам Тейяр де Шарден был близок к монизму (единство материи и сознания). Отвергал дуализм, материализм и спиритуализм. Он считал, что материя является «матрицей» духовного начала. Физической («тангенциальной») энергии, которая убывает по закону энтропии, противоположна духовная («радиальная») энергия, возрастающая по мере развития эволюции. Тейяр де Шарден считал, что духовное начало является источником целостности и в скрытом виде присутствует уже в молекуле и атоме. Сознание обретает психическую форму в живой материи. В человеке духовное начало превращается в «самосознание» (человек «знает, что он знает»).

Информация о работе Основные философские теории сознаний