Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2014 в 07:33, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет философии. Основные черты философского знания. Функции философии.
Филосо́фия (любовь, стремление к мудрости) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.
Специфика философского знания 1. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно: • имеет очень много общего с научным знанием — предмет,
методы, логико-понятийный аппарат;• однако не является научным знанием в чистом виде.

Файлы: 1 файл

ШПОРЫ В АСПИРАНТУРУ философия.docx

— 95.10 Кб (Скачать файл)

1.  Предмет  философии. Основные черты философского  знания. Функции философии.

Филосо́фия (любовь, стремление к мудрости) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. 

Специфика философского знания 1. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно: • имеет очень много общего с научным знанием — предмет, 
методы, логико-понятийный аппарат;• однако не является научным знанием в чистом виде. 
Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним. 2. Можно выделить следующие особенности философского знания: 
• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.); • носит предельно общий, теоретический характер; • содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук; • во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов; • является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи; • изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания; • имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя); • испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами; • в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется; • опирается на категории — предельно общие понятия; • неисчерпаемо по своей сути; • ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

 

2. Возникновение  философии. Философия, миф, «мудрость».

Философия - одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Философ - специалист по мировоззрениям. Рассм-м проблему происх-ния Ф.ч/з понятие мировоззрения. Мировоззрение (М) - общие представления о мире и чел-ке, на основе кот.люди живут и действуют. Явление это многомерно, оно форм-ся в различн.областях чел-кой жизни, практики, культуры. К духовным образованиям, причисляемым к М, относят и Ф. Ее роль в осмыслении проблем М. велика. Мировоззрение – совокуп-ть взглядов, оценок, принципов, опр-щих самое общее видение, понимание мира, места в нем чел-ка, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение – сплав.  И различное сочетание пропорций элементов дают разные результаты. Чем солиднее запас знаний у того или иного народа или чел-ка в ту или иную эпоху, тем > серьезную опору - в этом отношении – м.получить М. М. сост.из:  -мироощущений; - М.понимания; -М.восприятий; -М.определения. Мировоззрение - сочетание мироощущения с миропониманием и мировосприятием.

На заре истории чел-ва люди задают себе вопросы наиболее общего хар-ра, и не находят >простого ответа, чем создание мифологической картины бытия. В результате -духовн.потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы - возникает первый истор-ий тип мировоззрения – мифологический.

Мифология – (от греч. Миф – предание, рассказ, logos- слово, учение) фантастич.восприятие окр. мира, основанное на недостатке научн.знаний у людей. Особенности:        - недостаток научных знаний восполняется фантазией. - признается сущ-ние сверхестественных сил  - антропоморфизм – человекоподобие - перенос физ-ких св-в и псих-ких кач-в чел-ка на предметы поклонения, отн-ния м/у людьми переносятся на природные процессы, явления.  - синкретизм – нерасчлененность, хар-щая неразвитое сост-ние к-л явления, тесная связь м/у чек-ом и миром. Постепенно общество усложняется: создается пантеон богов, разделение труда, касты (сословия), т.е. соц.стратификация(структура общества и его слоев)– появл-ся жрецы-хранители культа и традиций. Человек ищет объяснения сложившейся ситуации и верит в высшее предназначение своей ж/д. Складывается второй тип М. – религиозный. Религия – ( от religio – святость, благочестие) – особая форма сознания, особ.общ.институт, специф-кая форма общ-ых отн-ний и особ.вид деят-ти, основанный на вере в Бога, в высшую справедливость, на вере в то, что наряду с М.реальным сущ-ет М.идеальный. Особенности:        - креационизм – сотворение мира Богом  - предопределение Богом всех событий  - Религия требует безоговорочного принятия на веру (понимание мира и чел-ка)  - Сущ-ние души, как особой сущ-ти. Религия возникает в условиях сложившейся письменности и это одно из главных отличий ее от мифа, кот. предполагал устность. В мифе ведущая эмоция – страх, в религии – стыд. С развитием общества мифол. и религиозный образ мышления наполняется рациональным содержанием и соотв.формами мышления: возрастает сила аналитич. и обобщающего мышления, зарождается Ф. и наука. Возникают понятия и категории собств-но философского разума. Происходит переход от мифа к Логосу (с греч.«мысль», корневая основа логики). Однако Логос не вытесняет мифологии. Мифы сущ-ют всегда.  Философия – (с др.греч. – «любовь к мудрости») – развитая форма М.на основе рационального объяснения мира и человека. Ф.стремится обосновать, доказать свои утверждения. Как особая форма созн-ия общ-ва и чел-ка, Ф явл-ся не столько общей теорией развития (каковой м.признать мифологию), сколько системой знаний, форм-т их целостное и ценностное представление о мире и о месте в нем чел-ка. Особенности:  -недостаток знаний о мире – объективен. Познание осущ-ся ч/з преодоление сомнений и освобождение от догм.-Ф. вкл-т в себя различн.направления, зан-щиеся разл.??-ми: --онтология (учение об общих принципах бытия мироздания);--социальная Ф. и Ф. истории (о сущности и развитии Чел-кого общества); --Ф.-кая антропология (учение о чел-ке и его бытии в мире);  --гносеология (теорию познания); --проблемы творч-ва, этику, эстетику, теорию культуры и свою собствен.историю, т.е. историю Ф. –что явл-ся частью содержания самой Ф.  - Ф.дает ценностные ориентиры отн-ия чел-ка к миру. Отношение к искусству, религии, к выбору Ф-ких пристрастий. 
            ТО, Ф.и мифология – это своеобразные ядра чел-кого М-ния. Поэтому есть опр.общие черты, однако, есть и сущ-ные различия. Отличие Ф. от мифологии в том, что Ф. теоретически обоснованная наука, а мифология нет. Ф.не наука. Она больше чем наука.

3. Основные направления  и школы восточной философии.

Характеризуя древневосточную философию (Индия, Китай), следует заметить, что: ·она сформ-сь в условиях деспотичных гос-в, где чел-кая личность была поглощена внешней средой; большое влияние мифологии;·  в отличие от европейской Ф. восточная Ф. -первоначальна, исконна, коренная. Индийские представления о мире: Возникновение Вселенной издревле рассм-ли не как однократное, а как периодически повторяющееся событие. Мир переживает последовательно 4 эпохи.1) это пора всеобщего благоденствия. Природа щедра и обильна, люди живут счастливо, не зная забот и тяжелого труда. Отсутствуют соц-ные различия, и в гос-ной власти нет необходимости. 2) рождаются человеческие пороки, а добро уменьшается на одну четверть. Чтобы умилостивить богов, люди начинают приносить им жертвы. 3) эпоха, когда добро убывает еще на четверть, а в чел-кую жизнь входят болезни и стихийные бедствия. 4) настоящ.ужасы приносит с собой 4ая эпоха - добро уменьшается до 1/4ти от первонач-го кол-ва. Злоба, зависть, честолюбие отныне управляют поведением людей. Происходит разрушение мира.  А затем все начинается заново. ТО, мировой процесс представляет собой бесконечное повторение одного и того же. Представление о вечном круговороте чел-кой жизни: Этот путь не заканч-ся со смертью чел-ка. Тот, кто в прежней жизни вел себя достойно, м. родиться вновь в семье брахмана, кшатрия или вайшьи. Тот же, кто отличался дурным поведением, возвращается в мир по-другому: он "достигает лона собаки, или свиньи, или чел-ка низкой касты". Чтобы остановить поток перерождений (сансара), необходимо стать на "путь богов". При всем разнообр.взглядов в Др.инд-кой Ф. слабо выражен личностный компонент. Поэтому ист-я инд-кой Ф. - это ист-ия не отдельных мыслителей, а школ. Ф.-кие тексты приписыв-ся легендарным древним мудрецам, о кот. нет никаких достоверн. сведений. Известные школы разделены на направл.:ортодоксальные школы – миманса, веданта, санкхья и йога, и  неортодоксальные —буддизм, джайнизм. Их отличие в основном связано с отн-нием к священному писанию —Ведам (ортодокс-ые школы признавали авторитет Вед, неортодоксальные отрицали его). Написанные в стихотворной форме Веды(ср."ведать") содержат вопросы и ответы на них о происхождении мира, естественных природных процессах, наличии у чел-ка души, вечности мира и смертности отдел-го чел-ка. Веды передавались в устной форме. Запись Свящ.текста, кот. м.бы оказ-ся доступной представителям низших каст, означала его осквернение. Они полагали, что единств. способ не утратить слово Вед - запомнить его наизусть. Самый древний ведийский памятник индуизма- Веда гимнов, а также сущ-т веды жертвенных формул, В.песнопения, В.заклинаний. Центральную роль в неортодокс.учениях игралопонятие кармы. Закон кармы, главный закон чел-кого сущ-ния: «человек отвечает не только за поступки, совершенные в этой жизни, но и за все, содеянное в прошлых перерождениях». Участь кажд.полностью зависит от него самого. Чтобы преодолеть действие закона кармы, нужны особые действия. Их разработка составила содер-ние религии - джайнизма.Самая хар-ная черта джайнской религии - крайний аскетизм (уход от мирского,матер-го). Его последователи подвергали себя настоящим истязаниям, стремясь к освобождению от сансары (избавление от кармы). Идеалом джайна счит-сь добровольная смерть от голода. Джайны счит. недопуст.и безнравст-ым принесение в жертву животных, обосн-ли принципом "непричинения вреда живому". Древнекитайская философия, развитие кот. приходится на середину I тысячелетия до н.э., сформ-сь одноврем.с возникн-ем индийской Ф.  М. выделить 2 тенденции в Ф.-кой мысли Китая: мистическую и материалистическую. Основными Ф.-кими направлениями учениями явились: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм и др. Даосизм. Основоположник - Лао-цзы (VI в. до н.э.). Основополагающ.труд «Дао де цзин» – «путь добродетеля». Ч.должен идти по этому пути (отшельник, за счет дых. и гимнаст. упраж-ний, медитаций – стремится добиться высок духовного состояния, необх погрузиться в свой внутр мир, вслушаться в самого себя и постичь ритм мироздания). Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним – в этом смысл, цель и счастье жизни.  Конфуцианство. Основоположник  -Конфуций (551-479 гг до н.э.). Его учение, оказ-шись доминирующим в духовной жизни Китая (во II в.до н.э офиц-ный статус господствующей идеологии). Индивид д. жить в согласии с людьми и с самим собой, соблюдать "золотую середину",«не делай другим того, чего не желаешь себе». Конфуций сын Неба. Управление гос-вом не на осн. законов, а на основе нравственных идеалов, осн.категорией явл-ся понятие – Благородный муж, гл.кач-вом кот. явл-ся человеколюбие. Легизм. Легисты разраб-ли концепцию гос-ва, в основу кот. пол-ли принцип равенства всех п/д законом. Гл.цель учения заключ-сь в построении сильного гос-ва ч/з укрепление гос-ного аппарата, прежде всего силовых структур и армии, и развитие земледелия. Моизм. Высшая ценность – народ, кот. явл-ся источником благополучия и знаний. Отдельный чел-к – часть целого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Философские школы досократического периода и их основное содержание.

Античная Ф. сформ-сь в Др.Греции и Др.Риме. АФ. Форм-сь ч/з критику антропоморфизма мифологии. Гл. инструмент- это созерцание. В поисках первоначала всего сущего мыслители античности выходят на уровень таких понятий как материя и идея, душа и ум, единое и судьба. Материя и идея – это единство страдательн.и деятельностных начал. Наряду с целесообразностью есть хаос, наряду с сознательностью- стихийность, вместе с добром-зло. И в этом единстве заключ-ся субьда, ее н.принимать достойно. Согласно наиболее распространенной концепции античная Ф. прошла, как и вся культура античности, несколько этапов: 1. Зарождение и формирование – Досократическая Ф. В первой половине VIв. до н.э. в г. Милете слож-сь первая др.греческая школа, получ-шая название милетской. К ней принадлежали Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их ученики. Эфесская, элейская, пифагорейской школы. 2. Зрелость и расцвет (V-IV в.в. до н.э.) – Классическая Ф. Этот этап развития древнегреческой философии связан с именами таких мыслителей, как Сократ, Платон, Аристотель. В этот же период происходит становление школы атомистов, софистов. 3. Закат – эллинистический (римская)Ф. В этот период наиболее известными течениями стали скептицизм, эпикуреизм и стоицизм. 
Первый этап. Для данного конкретно-ист-кого типа Ф.-кого мировоззр-я хар-н космоцентризм. Макрокосмос - это природа и осно.природные стихии. Чел-к - своеобразное повторение окруж.мира – микрокосмос. Высшее начало, подчиняющее себе все чел-кие проявления – судьба.  Милетская школа. Фалес (VII-Vi вв.до н.э.) – сформир-л основы натурфилософии. Вода – основа всего, как некая стихия, дающую жизнь всему сущ-му. Т.е.он первым отказался от мифических богов и взял за первооснову физ-кое. 
Анаксимандр: первооснова всего - апейрон (неопределенное, вечное, бесконечное нечто)- это не только субстанцон.,но и генетическое начало космоса. Анаксимен: основой космоса – воздух (пейрос). Разряжаясь он стан.огнем, сгущаясь–водой, землей, вещами. Осн.проблемой милетцев б.онтология – учение об осн-х формах бытия. Досократовская Ф. ещё не различала материальное и идеальное, дух и природу, физическое и психическое, часто отождествляла  
Эфесской школа, яркий представитель - Гераклит (соч.«О природе»). В историю Ф.вошел«отец диалектики».Его Ф: - мир един, не создан никем из богов и людей, а был, есть и будет вечно живым огнем – постоянно меняющимся, движ-ся. Все изменяется, течет; «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». - все в мире сост.из противоположностей, противоборствующего. Сущ. Взаимный их переходе друг в друга: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется. - человек в состоянии познать внешний мир и познаёт его с помощью органов чувств и мышления. Он различал чувственное и рациональное познание. Пифагор – число первооснова всего. Из разных сочетаний цифр получ-ся разные предметы, люди и тд. Идея переселения душ. Повторов событий в истории. Элейская школа. Основатель - Ксенофана(сч.первовеществом землю). Встает на позицию пантеистического (от греч. «все») монотеизма («единобожие»). Есть одно бытие во многих видах и это одно – Бог,кот.есть во всем и вечен. Парменид – развивает мдею единого Бытия: если есть Бытие, =>д.б. НЕ Бытие. А можем ли мы мыслить? Не-Бытие. Нет,не можем, значит мысль становится мыслью, когда она предметна, а вещь тогда лишь вещь, когда она мыслима. Так, Парменид идет к идеализму и говорит, что только ум ведет к истине, а чувства – обманчивы. Зеном -  развивает идею не состоятельности чувств (изложения – апории (парадоксы) Зенома - (“Движущиеся тела”, “Стрела”, "Ахиллес и черепаха” - быстроногий Ах.не м.догнать черепаху, а летящая стрела не летит).Своими апориями он доказ-л не отсутствие движ-я, а идею, что оно не мыслимо вне контекста единого Бытия. А единое Бытие противостоит чувств-му миру и доступно только логич.мышлению.

 

 

5. Философия Сократа.

Сократ.    В центре его Ф.-чел-к и его деяния. «Познай самого себя», «я знаю, что я ничего не знаю» - исходный принцип майевтики (выявление верного определения с пом-ью наводящих (идущих друг за другом) вопросов). Иначе говоря, майевтика — это диалогический способ рождения нового знания, поиск истины. Т.е., индуктивно шел от частного к общему. Родоначальник диалектики. Вопросы этики (добро и зло). Критиковал общ.строй Греции, трактовал Бога, его происхождение в разрез с общепринятой традицией. Был приговорен судом к смерти.

 

 

6. Философия Платона

Платон. 1) Идея – центральная категория. И.-это смысл и сущ-ть вещи. Вещи появл-ся и исчез-ют, а идея остается низменной. Высшая И. – И.абсолютного добра. 2) Душа сотворена Богом лишь однажды, она бессмертна, вечна, способна переселяться из тела в тело. Душа тройственна – разум, воля, чувства. У разных людей преобладают разные слои души. 3) Познание истины возможно только рацион-ым началом души с пом-ью диалектики – спос-ти задавать вопросы. И. постигается только разумом. 4) В обществе -сословия: 1) производителей: ремесленники, крестьяне, торговцы; 2) охраняющие закон и гос-во: стражники (полиция) и воины; 3) управляющие гос-вом. Одной из основ гос-ва и является разделение труда, а в идеальном гос-ве — согласованность, гармония интересов всех сословий. 5) Платон - впервые разрабол идеал гос-ва. Платон разделяет образ гос-ва на 3 осн.касты (разделение предопр-ся природн.особен-ми людей): 1.      Философы, мыслители, кот. управляют госвом, следят за соблюдением его законов. 2.      Воины, кот. защищают его от внешнего врага. 3.      Все, занятые теми или иными видами труда. От земледельцев до ремесленников и торговцев. Общ.принцип – подчинение государству и его законам.Гос-во – это высшее благо. Не гос-во для чел-ка, а чел-к для гос-ва. Две высшие касты полностью обесп-ются гос-вом и не имеют частной собств-ти (чтобы не было враждебности интересов). У третьей касты есть частная собств-ть, но гос-во д. следить, чтобы не было разницы.

 

 

 

 

 

 

7. Философия Аристотеля.

Аристотель    основал свою Ф.-кую школу. 1) Сист-вал все имеющ-ся в ту эпоху отрасли научн. знания.  2) Основоположник целого ряда наук (логики, психологии, биологии, истории науки, истории Ф., эстетики, политэкономии, государствоведения и др.). 3) сформ-ал законы логики: 1)З.тождества, 2) З.противоречия, 3) З.исключенного третьего. 4) чтобы получ-ть вещь из материи, ей надо придать форму. Форму придает Бог. «вещь=материя+форма». Бог – это форма всех форм. Впервые он вводит понятие материи. Материя вечна и неуничтожима. 5) Все формы гос-ного устройства подразд-ся по:  «Теор. «правильниых и неправильных» гос-в». --  кол-ву правящих (по имущественному признаку): монархия, аристократия и полития (республика) — это «правильные» формы правления.И тирания, олигархия и демократия — «неправильные».  -- цели (моральной значимости) правления: в качестве «правильных»: гос-ва, при кот.власть имущие имеют в виду общую пользу, и «неправильные» - собств. польза.  6) В полит.устройстве 3 части: законодательную, административную и судебную. 7)Теория познания: источником познания является чувственный опыт. 8)Космология и физика. Земля - шар. Источник движения - бог (перводвигатель).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"