Византийская православная традиция средневековой патристики в философии Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данного реферата является рассмотрение общей характеристики средневековой патристики, идеи в философии Каппадокийских Отцов Церкви как представителей восточной патристики и различия в их взглядах.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………....3
Общая характеристика средневековой патристики………………………..4
Географическое распространение византийской традиции………..…...…7
Каппадокийские Отцы Церкви……………………………………….......…8
Общие идеи в философии капподокийцев…………………………….…..12
Роль каппадокийцев в развитии философии в России………………....…18
Роль Отцов-каппадокийцев в развитии русского православия…………..20
8.Заключение……………………………………………………………...…23
Список литературы………………………………………………...……..…24

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………....3
  2. Общая характеристика средневековой патристики………………………..4
  3. Географическое распространение византийской традиции………..…...…7
  4. Каппадокийские Отцы Церкви……………………………………….......…8
  5. Общие идеи в философии капподокийцев…………………………….…..12
  6. Роль каппадокийцев в развитии философии в России………………....…18
  7. Роль Отцов-каппадокийцев в развитии русского православия…………..20
  8. 8.Заключение……………………………………………………………...…23
  9. Список литературы………………………………………………...……..…24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В период Средневековья  особенно важно подчеркнуть роль Византии (IV-сер.XVвв.). Она оставалась единственной хранительницей эллинистических культурных традиций. Однако наследие поздней античности Византия существенно преобразовала, создав художественный стиль, уже целиком принадлежащий духу и букве Средневековья. Причем в средневековом европейском искусстве именно византийское было в наибольшей степени ортодоксально христианским.

Среди прочих богословских дисциплин патристикой (или патрологией) называется дисциплина, занимающаяся изучением творений святых отцов Церкви.

Патристика (от греч. патер, лат. pater - отец) - философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных вождей христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества.

Патристика была рассмотрена  на примере философии Каппадокийских Отцов Церкви – Василия Великого, Григория Нисского и Григория Богослова (Назианзина). Эти богословы оказали значительное влияние на развитие христианства вообще и православного христианства в частности. Христианство же, в свою очередь долгое время определяло развитие цивилизаций Европы, их культуру и философию, государственный строй, вмешивалось во все сферы общественно-политической жизни. Философским взглядам этих Отцов Церкви посвящено несколько научных статей, о них упоминается и во множестве учебников по религиевелению и истории философии.

Целью данного реферата является рассмотрение общей характеристики средневековой патристики, идеи в философии Каппадокийских Отцов Церкви как представителей восточной патристики и различия в их взглядах.

 

2. Общая характеристика средневековой патристики

В широком смысле патристика — доктринальная форма построения христианской культуры, многоплановый  синтез религиозных ценностей христианства и эллинского литературно-философского наследия. Особенностью патристики как  историко-философского феномена (во многом разделяемой со схоластикой (от греч. scholastikós — школьный, учёный)), является декларативный отказ от свободного философского поиска. В отличие от античной философии, патристика признает единую истину Откровения, которая нуждается не в разыскании и обосновании, а в разъяснении и истолковании, и является достоянием всего христианского сообщества. Христианская традиция считает патристику единым учением, раскрытым различными авторами с различной глубиной: монотеистическая религия как тотальное духовное явление требует от философствующих адептов почти абсолютного теоретического конформизма. Авторитет, основополагающая константа патристики, иерархически структурируется (в порядке убывания): Откровение (абсолютный авторитет) — господствующая церковная норма (корпоративный авторитет) — личный авторитет отдельного «отца».

Патристика – это тот период, когда на христианское вероучение с одной стороны воздействовали труды отцов церкви, а с другой – античная философия. До 325г происходило утверждение христианства. Эти труды могли противоречить друг другу. Так Августин выступал против научного знания. Разум только дополняет веру, развивает идею предопределённости. Ориген – был египтянином, требовал изучать древних философов. Развивал диалектику как образ мышления. Считал, что библия имеет 3 смысла: буквальный, моральный, философский. Учил, что адские муки временные и все грешники вернутся к богу.

Первый этап средневековой  философии, именуемый патристикой, был этапом "деконструкции" античной философии. Перед идеологами христианства стояла задача разрушения эллинской (языческой) мудрости и создания (путем заимствования некоторых идей, методов и категорий античной философии) теоретической системы христианского богословия. Разумеется, принципы христианского мировоззрения являлись (и являются) совершенно иными, чем античного, и философия для христианина — не вершина познания, и богословие — не спекулятивная дисциплина, а живой опыт богообщения. Но в силу того, что этот опыт год от года рос в объеме, множился и по содержанию становился разноречивым, возникла необходимость его обобщения, систематизации и догматизации. Кроме того, вначале приходилось его защищать от критики языческих философов (а значит, обосновывать), потом — пропагандировать, сохраняя аутентичность. Все это вместе требовало теоретической работы, главным образом, философской. В средневековье вся философская проблематика была включена в богословский контекст, но чем дальше та или иная проблема отстояла от проблем догматического богословия, тем в большей степени она сохраняла свой философский характер, тем заметнее проглядывала в ее решении оригинальность философской мысли автора или приверженность идеям некоторой философской школы.

Главные проблемы патристики:

1) проблема сущности  Бога и его тройственности (тринитарная проблема);

2) отношение веры и  разума, откровения христиан и  мудрости язычников (греков и  римлян);

3) понимание истории  как движения к определённой  конечной цели и определение  этой цели — «Град Божий»;

4) свобода воли человека  и возможность спасения его души;

      5) проблема происхождения зла в мире, причины, по которым его терпит Бог, и другие проблемы.

Знаменитая троица из Каппадокии – Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, а также  Августин Аврелий, по их собственному признанию, начинают «богословствовать по-философски». За всеми спорами того времени (о Святой Троице, о Личности Спасителя и др.) стояли мировоззренческие вопросы о бытие и небытие, сущности и существовании, времени и вечности, логике истории. Старые «инструменты», которые имелись в наличии, не годились для объяснения истин христианской веры. Необходимо было «воцерковить» эллинскую философскую мысль. Нахождение нового языка для новой «неизречённой мысли» и есть заслуга Отцов церкви, создавших золотой фонд патристики.

Самым крупным разделением  христианства было разделение на два  направления – православие и  католицизм. Этот раскол назревал в  течение целого ряда столетий. Сказывались  особенности развития феодальных отношений  в восточных и западных частях Римской империи.

В начале V в. Римская империя  раскололась на Восточную и Западную. Восточная была единым государством, в то время, как Западная состояла из множества княжеств, впоследствии завоёванных германцами. На востоке (Византия) церковь оказалась в подчинении у государства. Западное христианство изначально стремилось к тоталитарному господству во всех сферах общества, в том числе в сфере политики. Римским папам удалось превратить церковь в заметную экономическую силу, повысить её политический престиж.

Рим и Византию раздирали  территориальные споры. Эти церкви претендовали на Сицилию и Южную  Италию.

В 1053 г. Константинопольский  патриарх Керулларий распорядился закрыть  римские церкви и монастыри в  Константинополе. Спор шёл по вопросам опресноков, "филиокве" - исхождение святого духа не только от бога – отца, но и от бога – сына., безбрачия духовенства, поста в субботу и т.п. Римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом. Ни Керулларий, ни Гумберт не искали примирения. Противостояние дошло до взаимного обвинения в еретичестве и анафематствовании. 16 – 25 июля 1054 г. Произошёл окончательный разрыв западного и восточного христианства.

Поскольку лишь греческий  и латинский языки выражают значимые в масштабах всей патристики различия менталитета, деление патристики на греческую и латинскую в основном совпадает с делением на Восточную (включая периферийные ветви — сирийскую, армянскую, коптскую) и Западную. Восточной патристике свойственно внимание к высокой теологической проблематике и традиционная ориентация на платоническую метафизику: большая часть теологических новаций принадлежит Востоку, где интенсивность догматико-церковной жизни была гораздо выше, чем на Западе. Латинский Запад, объединенный римской культурной традицией, проявлял наибольший интерес к проблемам индивида и социума, т.е. к антропологии, этике и праву. Эти общие тенденции не исключают, разумеется, внимания к этико-антропологической проблематике на Востоке (Немесий, "каппадокийцы" — Василий Великий, Григорий Богослов Назианзин, Григорий Нисский) и вкуса к метафизике на Западе (Викторин, Иларий, Августин); но показательно, что тринитарные споры (о сущностном триединстве Бога) мало затронули Запад, в то время как пелагианская полемика (о соотношении свободы воли и благодати) не имела почти никакого резонанса на Востоке.

 

3. Географическое распространение византийской традиции

Ареал распространения  влияния византийской культуры был  весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского  полуострова, Древняя Русь, Закавказье, Северный Кавказ и Крым - все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью. Наиболее интенсивно византийское культурное влияние, естественно, сказывалось в странах, где утвердилось православие, связанное прочными нитями с константинопольской церковью. Византийское влияние сказывалось в области религии и философии, общественной мысли и космологии, письменности и образования, политических идей и права, оно проникало во все сферы искусства - в литературу и зодчество, живопись и музыку. Через Византию античное и эллинистическое культурное наследие, духовные ценности, созданные не только в самой Греции, но и в Египте и Сирии, Палестине и Италии, передавались другим народам. Восприятие традиций византийской культуры в Болгарии и Сербии, Грузии и Армении, в Древней Руси способствовало дальнейшему прогрессивному развитию их культур.

Наиболее сильным византийское влияние было в области церковной  идеологии, канонического права, литургии, богослужебной литературы, гимнографии, церковной музыки, церковного изобразительного искусства. Несколько слабее оно проявлялось в сфере светской культуры, хотя византийская переводная литература светского характера, наряду с агиографией и церковной поэзией, получила широкое распространение во многих странах Юго-Восточной и Восточной Европы. Как известно, велика была роль Византии в возникновении и совершенствовании славянской письменности.

Из этого можно вывод, что Византия оказала огромное влияние на развитие цивилизаций в Восточной Европе. Этому в немалой степени способствовало распространение православия в этих странах. Византийская патристика оказала большое влияние на развитие культуры и философии в Болгарии, Сербии, Грузии, Армении и в Древней Руси.

 

4. Каппадокийские Отцы Церкви

Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Назианзин (Богослов) - три великих деятеля Церкви, которые в христианской традиции получили название "каппадокийских отцов". Они заложили основы богословия Восточной Церкви, являясь в то же время яркими выразителями идей одной из двух богословских школ того времени, а именно Александрийской.

Во второй половине IV века происходила постепенная и  на первых порах очень поверхностная  христианизация  Римской империи  и всего греко-римского общества. Император Константин был крещен на смертном одре в 337 году. Его сыновья также откладывали свое крещение, видимо, опасаясь нарушить принимаемые со всей серьезностью заповеди христианства. Трудность совмещения императорской власти, основанной на насилии и военной мощи, с христианской верой осознавалась очень глубоко, но, даже откладывая личное крещение, императоры продолжали покровительствовать новой религии. Повсюду строились церкви и соборы, и их наполняли толпы народа. Искусство процветало. В христианство переходили люди из всех слоев населения, включая интеллигенцию и аристократию. Несмотря на этническое разнообразие, все они принадлежали к эллинистической культуре, и ключом к пониманию их ментальности была греческая философия. Для того чтобы обратить мир в христианство, необходимо было истолковать христианство в греческих понятиях и категориях. Это истолкование предполагало творческое усилие ума, духа и сердца. Оно представляло собой подвиг, который и составляет содержание христианского свидетельства в изменяющейся исторической ситуации. В IV веке этот подвиг взяли на себя отцы-каппадокийцы Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Назианзин.

Василий Великий (ок. 330 – ок. 379). Родился в Кесарии Каппадокийской (сегодня Кайсери) в знатной христианской семье. В числе его 9 сестер и братьев трое святых: Григорий Нисский, Петр Севастийский и Макрина Младшая. Он с успехом преподавал риторику в Кесарии (ок. 356), где под влиянием своей сестры Макрины, основавшей монастырь в Аннеси, обратился к аскетической жизни и принял крещение. После посещения (ок. 357) пустынников Сирии, Палестины, Египта и Месопотамии Василий стал отшельником в окрестностях Кесарии и, вместе со своим другом Григорием Назианзином составил Пространные правила для монахов. Около 364 Василий покинул уединение ради апостольских трудов и был посвящен в сан пресвитера Евсевием, епископом Кесарии Каппадокийской, которого впоследствии сменил на епископской кафедре (370). Он мужественно и умело противостоял арианствующему императору Валенту и его префекту Модесту. Умер Василий 1 января 379. День памяти святого 2 января (в Русской православной церкви 1 и 30 января по старому стилю).

Информация о работе Византийская православная традиция средневековой патристики в философии Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского