Владимир Сергеевич Соловьев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 09:16, реферат

Описание работы

Владимир Сергеевич Соловьев родился 16 января 1853 года в семье известного русского историка, профессора Московского университета Сергея Михайловича Соловьева. Его отец принадлежал по линии предков к крестьянскому сословию, мать была родом из старинной малороссийской семьи, где сплелись украинские и польские корни, интересно, что из этой же семьи вышел видный украинский философ Григорий Сковорода

Файлы: 1 файл

Владимир Сергеевич Соловьев родился 16 января 1853 года в семье известного русского историка.docx

— 27.71 Кб (Скачать файл)

Владимир Сергеевич Соловьев родился 16 января 1853 года в семье  известного русского историка, профессора Московского университета Сергея Михайловича  Соловьева. Его отец принадлежал  по линии предков к крестьянскому  сословию, мать была родом из старинной  малороссийской семьи, где сплелись украинские и польские корни,  интересно, что из этой же семьи вышел видный украинский философ Григорий Сковорода. Образование он получил в Первой Московской гимназии, затем учился на физико-математическом факультете Московского университета, в 1872 году, по его собственным словам, он "вышел” из этого факультета и стал вольнослушателем историко-филологического факультета, экстерном сдал все экзамены, в  том числе и кандидатские по курсу  историко-филологического факультета уже через год и поступил вольнослушателем в Московскую духовную академию. В 1974 году он защитил магистерскую диссертацию  в Санкт-Петербургском университете по теме “Кризис западной философии (против позитивистов)”. Этой защитой  Владимир Соловьев заявил о себе как  о зрелом самостоятельном ученом (хотя ему был всего 21 год). По возвращении  в Москву он был избран доцентом Московского университета по кафедре  философии, но через полгода после  этого отправился в путешествие  по святым местам в надежде обрести  собственный мистический опыт озарения. В дороге его ограбили и он вынужден был вернуться и возобновить  чтение лекций. В 1877 году Владимир Сергеевич  оставил службу в университете. В 1880 году защитил в Санкт-Петербурге в качестве докторской диссертации  свой труд “Критика отвлеченных начал” и начал чтение лекций в Санкт-Петербургском  университете. Уже в первых философских  работах Владимира Соловьева  в центре стоял вопрос об отношении  Запада и Востока - противопоставление западной и восточной традиций философствования, религиозного мировоззрения, поиск  внутреннего основания для всеобщего  единства. Его богословские сочинения  были в штыки приняты официальной  православной церковью, ему было запрещено  после опубликования “Религиозных основ жизни” печатать религиозно-богословские произведения.  В. Соловьев в 80-е годы активно занимается публицистической деятельностью, принимая участие в  полемике “западников” и “славянофилов”. В 1891 году он становится редактором философского отдела в большом энциклопедическом  словаре Брокгауза и Эфрона, помимо редакторской работы он был автором  ряда крупных статей, трудился над  переводом Платона, начал работу над циклом философских трактатов, излагающих его систему философии, открывающихся работой “Оправдание  добра”. К сожалению, кроме этой работы ни одна больше не вышла, т.к. неожиданно в расцвете творческих сил Владимир Соловьев умер 30 июля 1900 года в возрасте 47 лет. Он похоронен рядом с отцом  в Новодевичьем монастыре в Москве.

После него осталось собрание сочинений в 10 томах, не считая религиозно-философских  работ, вышедших во Франции на французском  языке, три тома переписки и один том стихов.

Владимиру Соловьеву принадлежит  особое место в истории русской  философии. Он стал родоначальником  целого направления, школы русской  идеалистической философии, вслед  за которым шли Н.Бердяев, П.Флоренский и другие. Его роль в развитии отечественной философской мысли  сравнима с ролью Гегеля в немецкой философии или с ролью Аристотеля в античной, поэтому трудно переоценить  значение его творчества для национальной и мировой культуры.

1.Идея всеединства –  центральная идея философии В.Соловьева.

 

В философии термином “онтология”  обозначается учение о бытии, а “гносеология”  – учение о познании. В философии  Соловьева, как и в учении Гегеля, онтология и гносеология,  бытие  и познание не разделимы и опираются  на единую основу.

 

Идея всеединства является центральной в философии В.Соловьева, поэтому всю его систему часто  называют философией всеединства. Она  оказалась для него столь значительной по многим причинам, одна из них –  обостренно бережное отношение философа к культуре, стремление сохранить  в ней все лучшее, добытое, не потерять, не утратить приобретенное. По словам Н.Бердяева, было даже совсем непонятно, “почему такой воздушный, напочвенный, не земляной человек оправдывает  все историческое, из почвы выросшее с землей связанное”.[1] В философии  всеединства речь шла о единении Бога и человека; идеальных и материальных начал; единого и множественного; рационального, эмпирического и  религиозно-мистического знания; нравственности, науки, религии, эстетики.

Создавая новую синтетическую  философию, Соловьев обратился к  анализу предшествующей философской. Он не отказывает ни одной теории в  праве на существование, по словам Н.Бердяева он “все оправдывает и все обосновывает, всему находит место”.[2]

 Философия, по мнению  Соловьева, возникает в период  напряженного кризиса, когда религиозная  социальная роль не разрывает  человеческое общество, сознание. Родиной  ее он считал Древнюю Индию,  где появление ее было ознаменовано  тезисом: “Все едино”.  Идея  всеединства есть та цементирующая  основа, которая предает целостность  всей философии, несмотря на  ее бесконечную вариативность  и разнообразие. Рационализм европейской  философии, хоть и односторонне, служил именно этой идее, способствуя  становления свободной личности, стремящейся к познанию. С панлогизмом  Гегеля, считает В.Соловьев, закончилась  история философского рационализма, который в сочетании с философским  натурализмом, материализмом и эмпиризмом  приблизил человека к пониманию  органического, всеобщего единства  природы, материи, духа и разума  с высшим божественным началом.  Человечество достигло такого  состояния, когда разорванность,  частичность в его собственном  бытии достигла предела, опасного  для будущего существования. Одновременно  односторонни философские учения, берущие начало то от духа, то от материи, то от умозрения  или эмпирии пришли, по мнению  Соловьева, к бесславному завершению, потеряв связь с жизнью и  уткнувшись в “абсолютное ничто”.

Очевидно настало время  новой философии, когда опираясь на достижения односторонних, частичных  учений, можно создать философию, охватывающую все жизненно важные сферы  бытия и способную постичь  их в органическом единстве. Именно такую философию создавал Владимир Соловьев, опираясь на традиции христианства, хотя его трактовка христианского  вероучения, как уже говорилось, весьма отличалась от официальной.

 

Его философия начинается с понятия не бытия, а сущего. Позиция  Соловьева явно противостоит Гегелю. Понятие бытия - пустое для Соловьева, т.к. включает в себя лишь противопоставление небытию, поэтому строить философскую  конструкция можно только на содержательно  богатом фундаменте, а именно, на понятии сущего, абсолютного первоначала, которое “имеет в себе положительную  силу бытия”. Абсолютное начало Соловьев называет абсолютно-сущим, свободно-сущим  Богом. “... божественное начало является здесь (в мировом процессе) как  действующая сила абсолютной идеи, стремящейся реализоваться или  воплотиться в хаосе разрозненных элементов... мировая душа, как сила пассивная, как чистое стремление, первоначально  не знает, к чему стремиться, т.е. не обладает идеей всеединства, божественный же Логос, как начало положительное, как сила действующая и образующая, в самом себе имеет и дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму”.[3] Фактически речь идет о новом способе обоснования идеи креационизма (творения Богом мира), которая всегда лежала в основе онтологических взглядов религиозных мыслителей. Абсолютное начало мира есть Бог, он же источник его единства, так можно пояснить это положение Соловьева. Природа истинно-сущего, которое будучи началом бытия, заключает в себе все бытие, поэтому единичное удерживает множественное, цельное - частное. В Абсолютном сущем, по мысли Соловьева, содержаться два центра – абсолютное начало, как таковое, и первоматерия. Эта идея сравнима с идеей Аристотеля о форме и материи, как двух первоосновах бытия. Однако Соловьев иначе понимает соотношение этих двух начал, а точнее двух сторон всеобщего первоначального единства. Для первоматерии,  выражающей начало многообразия, вводится понятие София (мудрость). Первоматерия. разумеется, не имеет ничего общего с тем, что современные ученые называют материей. Включенная в абсолют, она не может быть ничем иным, как мировой душой. София, отождествленная с мировой душой, способна не только на должное развертывание заложенных в ней потенций, но и на искажения, если мировая душа вдруг увлечется излишней самостоятельностью и уклониться от объединяющего воздействия Логоса. Эти собственно и объясняется несовершенство мира. София - это преимущественно материя абсолютно-сущего, прошедшая путь, на котором она максимально реализовала свойственное ей многообразие и вместе с тем одухотворялась, прониклась началом единства, обожествилась. София в таком значении является одним из центральных понятий онтологической концепции Соловьева. “ София есть тело Божие, материя божества, проникнутое началом божественного единства. Осуществляющий в себе или носящий это единство Христос, как цельный божественный организм – универсальный и индивидуальный вместе, – есть Логос и София”.[4] У Софии, являющейся как бы представительницей материального мира, но мира устремленного к духовному единству и совершенству, особое место принадлежит идее человека. “София есть идеальное совершенно человечества”, - пишет Соловьев. Но София - неразрывная часть Абсолюта и Бога, ибо без нее нет деятельности Бога. В Философии Соловьева человек “совечен” Богу, он отрицает утверждение, что Бог может существовать и без человека. Здесь речь идет не о человеке, как биологическом виде, он появился в процессе эволюции, а о человеке как идее бытия, которая заложена в самой основе мира в целом. Софийный идеальный человек принадлежит вечности, а она ему, поэтому он едино с Богом.

Разорванное эмпирическое существование  человека противопоставляет человека человеку, человека природе, скрывая  от нас подлинную сущность человеческого  бытия, а именно, бытия в Боге, в Абсолюте, в единстве. Для достижения всеединства разобщенность абсолютно  необязательно рассматривать как  непреодолимое препятствие. В определенном смысле она даже необходима для истинного  плодотворного всеединства, которое  предполагает синтез многогранных, многокачественных  индивидуальностей. Поэтому процесс  дифференциации, отделения элементов  от единосущего очень нужен для  плодотворного синтеза, и полезен  до тех пор, пока он не угрожает хаосом и полным небытием.

Принципы онтологии, которые  лежат в основе  философской  концепции Владимира Соловьева  неразрывно вязаны с его гносеологическим учением. В своей основе единство онтологии и гносеологии у  Соловьева базируется на платоновской идее единства истины, добра и красоты. “... благо истина и красота суть различные образы или виды единства, под которыми для абсолютного  является его содержание, или все, – или три различные стороны, с которых абсолютно-сущее сводит все к единству... всякое внутреннее единство... есть любовь”[5].

На основе этой идеи Соловье  разрабатывает концепцию целостного знания, которое предполагает постепенный  синтез религии, философии, науки. Процесс  объединения происходит сначала  в рамках философии, где достигается  единство между ее тремя направлениями: мистицизмом, рационализмом и эмпиризмом. Каждое из них представляет участников будущего универсального синтеза. Главный  смысл новой теории познания –  достичь понимания универсального во всем объеме его с сохранением  индивидуального во все его своеобразии.

Органическая логика Соловьева  предлагает обратить внимание на те формы  познания, которые оставались на периферии  рационалистических систем, а именно, на роль интуиции, непосредственного  умственного созерцания. Эти формы  знания близки мистическому и в то же время художественному видению  мира, которое успешнее, чем понятийное мышление справляется с задачей  охватить все в единстве. Интуиция и непосредственное умосозерцание  должны стать связующими звеньями между  научным, художественным и религиозным  видением мира. В концепции цельного знания подробно прорабатывается мысль  о единстве познавательной и этической  деятельности (истина и добро). Соловьев считает, что невозможно без опоры  на нравственность получит критерий истины. В нравственном сознании познающего заключено единственно стоящее  свидетельство истинности полученных им результатов. Убедиться в их истинности со стороны, как правило, невозможно: безнравственное сознание легко  находит убедительно звучащие аргументы  в пользу своей мнимой истинности. Только высоконравственная личность познающего субъекта является гарантом истинности добытых им знаний. Органическая логика предусматривала, что для познания человеку необходим не только логический инструментарий, но и угол зрения, жизненная  позиция.

Человек в современном  его состоянии далеко отстоит  от центра всеединства, находясь в периферийных его областях, где силы обособления, разъединения преобладают над силами объединениями. Периферийное сознание не в состоянии охватить единый идеальный, сущностной космос, возвысится до его  понимания. Редкую возможность для  этого предоставляют редкие вспышки  вдохновения, озарения близки к тем, которые испытывают истинные художники, поэты, пророки. В такие моменты  открывается подлинность мира, его  единство. Среди вдохновенных чувств помогающих периферийному сознанию преодолеть его слепоту, первое место  принадлежит любви. В ней запечатлен отблеск могущественных, всеохватывающих  сил единения. В теории познания Соловьева, как и у Платона, в  качестве одного из существенных элементов  выступает Эрос. Благотворны даже низшие стадии любви, соединяющие разнополые существа и подтверждающие существование  часто неосознаваемого единения. Но эта любовь является слабым и  искаженным намеком на те возвышенные  и всемогущие силы любви, которые  господствуют в идеальном сущностном бытии, создавая его единство. Познание невозможно без любви, ощущаемой  как стремление к достижению всеединства. Эгоистическая замкнутость противопоказана  познающему субъекту, лишь его любовь и открытость другим людям, ко всему  миру дают необходимый угол зрения для истинного понимания, формируют  ту нравственную основу, без которой  познание рано или поздно окажется бессильным, а то и опасным.

Познание у Соловьева  связано с этикой, с эстетическими  чувствами, но, главным образом, с  реальным “собирательным творчеством”. Подобно искусству, идеал которого не в  “предварении”, а в “осуществлении”  – в подвиге Пигмалиона, оживившего камень, Орфея, потрясшего своды Аида – познание становится истинным и  плодотворным, включаясь в реальное творчество - свободную “теургию”, как его называет Соловьев. В реальном творчестве преобразуются общество, земная природа, универсум. Средством  для решения этих колоссальных проблем Соловьев предлагает единение свободно-нравственного человечества, развивающегося благодаря нравственному совершенствованию каждой личности и всего общества.

2. Русская идея в философии  Владимира Соловьева.

Владимиру Соловьеву принадлежит  заслуга теоретического обоснования  “русской идеи”, которая  кратко может  быть охарактеризована как идея богоизбранности  русского народа. Что есть русская  идея? Об этом он говорит в большой  работе Национальный  вопрос в России и ряде других работ, первая часть  которой вышла в 1888 году, а в 1989 появилась вторая часть этого  сочинения. Находясь во Франции, Соловьев прочитал лекцию на тему “Русская идея”. “Идея нации, -сказал он в этой лекции, – есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог  думает о ней в вечности”.[6] Соловьев уверен, что у каждой нации есть в мире свое предназначение, возложенное  на нее Богом, или, как он его называет, ее “вселенская функция”,ибо человечество представляет собой некий большой  организм ,где все части связаны  воедино и только на первый взгляд может показаться, что одна из них  может быть вполне самостоятельной  и независимой. В чем же предназначение русского народа? Именно России отведена роль “строителя” Вселенской церкви, а русскому народу, в силу его  промежуточного положения между  Западом и Востоком, – роль основного,  базисного народа для последующего всеобщего объединения народов. Истинная русская идея, считает Соловьев, – это   идея, “засвидетельствованная религиозным характером народа, преобразованная  и указанная важнейшими событиями  и величайшими личностями нашей  истории”

Информация о работе Владимир Сергеевич Соловьев