Влияние деструктивных сект на личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 10:56, доклад

Описание работы

Деструктивные религиозные организации (объединения), тоталитарные секты — это социально-институциональные новообразования современной религии, деятельность которых содержит элементы психического и (или) физического насилия, действующие в оппозиции к традиционной религиозности и в разной степени разрушительно по отношению к естественному, гармоничному состоянию личности, а также к созидательным общественным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре и т. п.

Файлы: 1 файл

Мамедова Айнур_дестуктивные_секты.docx

— 18.57 Кб (Скачать файл)

Мамедова Айнур

Студентка гр 108032-11

Влияние деструктивных сект на личность

 
В последнее десятилетие наше  общество столкнулось с проблемой, появившейся на Западе еще 20–25 лет  назад: интенсивное и массовое освоение асоциальными личностями такой сферы  для преступной деятельности, как  психика и душа человека.  
Организуются различные группы, которые обещают своим приверженцам духовные, социальные, материальные блага в обмен на полное подчинение идеологии и дисциплине такой группы и поклонение ее лидеру. 
Человек, попавший в подобную ловушку, за короткое время превращается в безвольный инструмент удовлетворения параноидально-маниакальных амбиций лидера культа и его ближайшего «придворного» окружения. У жертвы полностью подавляется личностная идентичность, разрушаются все социальные связи. В зарубежной, прежде всего американской, литературе это явление обозначается понятием «деструктивные культы». Деструктивные религиозные организации (объединения), тоталитарные секты — это социально-институциональные новообразования современной религии, деятельность которых содержит элементы психического и (или) физического насилия, действующие в оппозиции к традиционной религиозности и в разной степени разрушительно по отношению к естественному, гармоничному состоянию личности, а также к созидательным общественным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре и т. п.

Деструктивной, то есть опасной и  разрушительной для личности, группу делают не заявляемые ею открыто религиозные, политические или «психотерапевтические» концепции (хотя и в них можно  найти немало опасных элементов), а многоуровневый обман и психологическое  насилие. Преступный характер деструктивных культов в своей основной (подводной) части хорошо замаскирован и лишь иногда прорывается наружу такими страшными событиями, как гибель 923 человек, членов Народного храма, в Гайане в 1978 году, 88 сожженных приверженцев Дэвида Кореша в Вако (США) в 1993 году, 53 сожженных адепта Храма Солнца в Швейцарии и Канаде в 1994 году, едва не состоявшееся массовое самоубийство «белых братьев» в Киеве осенью 1993 года, 11 жертв и 5000 пострадавших от газовой атаки секты Аум синрике в Токио в 1995 году.

Почему люди вступают в  секты: тактика культов. 
Членство в деструктивном культе является результатом двух взаимодействующих сил: тактики, которой пользуются культы, чтобы вербовать, обращать, обрабатывать и удерживать культистов, и личной уязвимости потенциального новичка. Вербовщики культа чаще всего обращаются к тем,  кто находится в данный момент в непривычном, неустойчивом или неприятном социальном и психологическом положении. 
 
Это могут быть люди на отдыхе (отпуск, путешествие, места развлечений), студенты вузов (особенно первый и последний годы учебы), пожилые люди (недавно ставшие пенсионерами или оказавшиеся в длительном одиночестве), наивные подростки с их кризисом самоопределения, любой человек, переживающий какой-то стресс (болезнь, смерть близких, развод и т.п.), мигранты, беженцы, безработные, из которых все, вероятно, испытывают потребность в дружественности, сердечности и ищут установления связей. 
 
Особую группу риска составляют личности, занятые интенсивными духовными поисками, стремящиеся к «полной и абсолютной Истине» (часто понимаемой как простые и однозначные ответы на сложные вопросы), а также индивиды с художественным складом мышления. В целом же можно сказать, что при некотором стечении обстоятельств жертвой манипулирования со стороны деструктивных культов может оказаться, хотя бы и ненадолго, любой человек.

Тактики вербовки.

В брошюре Американского семейного  фонда приводятся четыре признака вербовщика: 
 
* Это самый дружественный человек, какого вы когда-либо встречали. 
 
* Это человек, слишком заинтересованный в том, что и вам, как он выяснил, нравится делать. 
 
* Тот, кто осыпает вас комплиментами и похвалами и хладнокровно оценивает, что с вас можно взять: энтузиазм, энергию, физическую или интеллектуальную силу, деньги, квартиру и т.п. 
 
* Тот, у кого есть все ответы на все вопросы. Коль скоро предполагаемый клиент выглядит восприимчивым, вербовщик предпринимает преднамеренную, рассчитанную попытку вовлечь его в беседу, разжечь его интерес.

Обращение в полного  приверженца.

Цель обращения в деструктивных  культах заключается в том, чтобы  вербуемый безусловно принял верования, практику и характерные черты личности, предписанные группой. Длительность времени, требующегося на обращение, варьируется от одного вербуемого к другому и от группы к группе. Некоторые индивиды так полностью до конца и не обращаются. Эти люди остаются на краях группы, считаются временными и никогда не достигают высокого статуса среди культистов. Частичное или неудачное обращение может возникнуть из-за неспособности подчиниться ожиданиям группы, необычайной способности сопротивляться давлению группы, скуки или внекультовых обязательств и ответственности, которые оказались слишком привлекательными и/или настоятельными даже для высокого давления религиозных убеждений группы. 
Хотя специфические средства могут варьироваться от группы к группе, существует ряд общих тактических приемов, используемых деструктивными культами, чтобы добиться обращения. Некоторые из них включают: контроль времени и деятельности (поведения), информационный контроль, манипуляция языком, отучивание от критического, рационального мышления; обучение методикам, вызывающим транс; исповедальные сессии, групповое давление.

В заключении следует подчеркнуть, что деструктивные секты в настоящее время представляют серьезную социальную опасность. Проблема требует дальнейшего всестороннего изучения и реализации квалифицированных подходов в области предупреждения вовлечения в секты и оказания помощи лицам, повергающимся индоктринированию (индоктринация - обучение кого-либо доктрине, без включения критического восприятия). Максимальная информированность населения об этой опасности и особенностях происходящего с вовлеченными в секты необходима как предварительное условие мобилизации общественности для организации эффективного противодействия деятельности деструктивных сект.

Литература

    1. Олейник И.В., Соснин В.А. “Тоталитарная секта: как противостоять ее влиянию”. М.: Генезис, 2005
    2. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. «Социодинамическая психиатрия». Новосибирск, 1999.
    3. Волков Е. Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога. — М.: Фолиум. 1996. № 3. — С. 76-82.
    4. Волков Е. Н. Консультирование жертв интенсивного манипулирования психикой: основные принципы, особенности практики // Журнал практического психолога. — М.: Фолиум. 1997. № 1. — С. 102—109.

Информация о работе Влияние деструктивных сект на личность