"Восстание масс" Х.Ортега-и-Гассет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:37, реферат

Описание работы

Хосе Ортега-и-Гассет1 (1883-1955) - испанский философ и социолог, родился 9 мая 1883 года в Мадриде в семье известного литератора Ортеги-и-Мунита. Занимал переходную позицию между философией жизни ницшеанского толка и современным экзистенциализмом. Ортега-и-Гасет впервые в западной философии изложил основные принципы доктрины «массового общества», под которым он понимал духовную атмосферу, сложившуюся на Западе в результате кризиса буржуазной демократии, бюрократизации общественных институтов, распространения денежно-меновых отношений на все формы межличностных контактов. Рационализм Ортега-и-Гасет считает своеобразным интеллектуальным стилем «массового общества». Он призывает вернуться к до-научным формам ориентации в мире, к древней, еще не расчлененной «любви к мудрости».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24

Файлы: 1 файл

реферат - копия.docx

— 72.40 Кб (Скачать файл)

Сегодня аристократией считаются  специалисты: учителя, инженеры, врачи, и т.д. Из этого списка выделяется человек науки. Современный ученый – прототип заурядного человека, не из-за индивидуальных недостатков, а по причине того что наука – центр цивилизации, это автоматически делает его современным варваром.

  1. Анализ науки в интересующем вопросе

История появления  экспериментальной науки:

  • Появляется в конце XVI века с Галилеем
  • Основные установки даны Ньютоном в XVII веке
  • Начинает развиваться с середины XVIII века

Специализация науки начинается в XIX веке. Её продвижение происходило с условием специализации самих людей науки, которые будут служить символом «нового человека».

Последствия специализаций:

  • Учёный ограничивает себя всё больше и больше с каждым поколением. Поле его духовной деятельности сужается.
  • Учёный не в силах охватить целое и теряет с вязь с остальными областями науки
  1. Анализ «эпохи специализаций»

Поэтапное историческое становление:

  1. Начало XIX века – специализация среди энциклопедистов
  2. Середина XIX века – оттеснение общей культуры на задний план
  3. 1890-е годы - появление человека, который специализируется на одной науке и знает малую её часть. И при этом он считает достоинством отсутствие интереса ко всему, что не входит в его специализацию и считает «дилетантством» всякий интерес к иному знанию.

Современный научный  процесс и его особенности:

Основная отличительной  чертой современной науки является тотальная механизация. Основная часть  работы состоит в механических операциях, доступных почти каждому. Наука  поделена на мелкие участки для производства многочисленных исследований и это даёт возможность сосредоточиться на одном конкретном из них.

Современный научный  процесс и его влияние на человека науки:

Исследователь, сделавший  открытие, проникается ощущением  уверенности в себе и осознанием собственной мощи. Его открытие дают ему ложную уверенность, чтобы считать  себя «знатоком». В действительности же ему принадлежит лишь малая  часть знания, которое только в  совокупности с другими создаёт  подлинное, истинное знание. Любого специалиста  не следует называть образованным, так как невежда во всем, что  не относится к его узкой специализации. Но при этом нельзя «человека науки» назвать и полной невеждой, можно  приписать ему название – «ученый  невежда».

Действительно образованных людей гораздо меньше, чем их было в середине XVIII века. Но при этом истинного прогресса без них быть не может, следовательно, наука нуждается в них. Они должны иногда производить перегруппировку, унификацию. Подобная работа требует синтетических способностей, но учитывая, что поле действия расширяется, включая всё более новые области, синтез становится мене доступным.

 

  1. Величайшая опасность – государство

Современное государство  вмешивается во все области человеческой жизни, разрушая историческую самодеятельность общества, поглощая инициативу общества, тем самым становясь самой  великой опасностью эпохи. Оно стало  могущественной машиной, которая работает с поразительной силой. Обязанностью общества стала жизнь для государства, человека – для правительства.

Наиболее общеизвестным  продуктом цивилизации становится современное государство. Массовый человек видит в нём некую  опеку, но при этом не отдаёт отчёта тому, что государство было создано  людьми. Оно опирается на свойства и качества, которые принадлежат  человека, но в любой момент могут  быть утеряны. С другой стороны заурядный  человек видит в государстве  некоторую анонимную силу, и, так  как он сам по себе является анонимом,  то считает, что и государство  принадлежит ему.

Полное подчинение жизни  государству, вмешательство во все  его области является самой большой  опасностью, угрожающей цивилизации. Массы  приравнивают себя к государству, считая, что оно выполнит любое их желание, как например полное уничтожение  творческого меньшинства, которое  всюду мешает большинству. Но это  глубочайшее заблуждение. Современное  государство и массы тождественны лишь в том смысле, что они безымянны.

Римская империя  достигла полного развития, а после начала разлагаться с общественного  организма. Таким образом, исчезло  богатство и снизилось деторождение. Для государства наиболее важным элементом стала армия, так как  ребром встаёт проблема безопасности страны, то есть появляется та сама безопасность, которая даёт начало человеку-массе.

  • Этатизм9 – концепция совр. буржуазной политологии, означающая активное вмешательство государства в экономическую и политическую жизнь страны, в отличие от концепций, исходивших из невмешательства государства в экономическую жизнь, присущих в осн. домонополистическому капитализму. Концепции Э. распространены также в развивающихся странах. Согласно этим концепциям, только государство может быть двигателем экономического развития, обеспечить модернизацию производства, преодолеть этническую раздробленность, трайбализм (идеологию племен) и сепаратистские тенденции, обеспечить единство нации и укрепить независимость страны.

Примером подобного механизма государства становится одно из самых тревожных явлений – полиция в государстве и её огромный рост. Для того чтобы спокойно жить и передвигаться стала необходима полиция. Но наивно предполагать, что «силы общественного порядка» ограничатся лишь тем, чего они хотели. В итоге решать начнут они и наведут свой порядок.

Так, в 1800 году, когда создавался новый тип человека – индустриального  рабочего – с более высокими преступными  наклонностями, Франция решила создать  сильную полицию. В 1810 в Англии возрос уровень преступности, следует полагать, по тем же причинам. Но консервативная страна решила избежать создания полицейской  силы, с целью уберечь свободу  граждан, но взамен, заставив их мириться с беспорядками. На что народ был согласен, так как личная свобода была дороже. Это два абсолютно противоположных представления о государстве.

 

  1. Кто правит миром?

Развитие европейской  цивилизации привело к повышению  общего жизненного уровня, но с иной стороны к упадку нравственности современного человека. Упадок морали можно рассмотреть с другой точки зрения.

Происходят перемены, как  и во внутреннем и духовном мире человека, так и во внешнем, формальном. Внешняя перемена заключается в  смене власти и, как следствие, перемещение  духа.

Необходимо выяснить смысл  понятия «правление» для правильного  толкования и понимания господства Европы во всём мире. Нормально правление  не основано на силе. Следует отличать насильственный захват от естественного  господства, то есть от правления.

Правление – проявление власти, которое всегда основано на общественном мнении. Любая власть основана на нём, сопротивляться этому  бесполезно. Не прислушиваясь к общественному  мнению, власть превращается в грубую силу.

Господствующее мнение –  есть дух, а власть – проявление духовной силы.

Первобытная власть «священна», её исток находится в религии  и далее переходит в нематериальные ценности. Так, первым государством, первой властью в Европе была Церковь. В  Средние века государство приравнивалось к ней, позаимствовав идею «духовной  власти». Двойная власть разграничила свои сферы не по существу, а по отношению ко времени.  Светская власть так же является духовной, но она времена, в то время как власть Церкви – вечна.

У большинства нет собственного мнения, следовательно, какой-либо дух  должен обладать властью, за счёт которой  он будет наделять идеями массы. Без  правителя жизнь утратила бы организацию  и структуру, превратилась бы в хаос. Когда меняется власть – меняется мнение большинства.

Заповеди Европы потеряли свою силу, а новые еще не предусмотрены. Наступила эпоха «свободы от морали», но существование становится пустым без системных норм. Возможно, что этим нормам далеко до идеала, но они обязательны, пока не будут созданы новые.

Власть и подчинение играют важную роль в каждом обществе.

Творческая жизнь существует только в двух случаях:

    1. Либо человек правит сам и живёт во имя общей цели, задавая программу правления
    2. Либо он живее в мире, признавая все правила за тем, кто им правит

Или власть, или послушание, но послушание не значит покорно следовать всему,  а послушание правителя, поддерживание его.

Государство – это призыв, который одна группа людей обращает к второй группе, с целью совместной деятельности. Главная цель – создание новой формы жизни.

Человек создаёт государство  сам, своим трудом, когда пытается уйти от первобытного общества, к которому принадлежал по крови. Возникая, государство  смешивает расы и языки, преодолевает естественное общество. Его создание – творчество в полном смысле этого  слова.

 

15. Переходя к  сути дела.

  1. В Европе царит безнравственность, она осталась без морали

Люди стремятся к тому, чтобы сделать что-нибудь безнравственное. Они отреклись от всех заповедей, норм и моралей. Нет смысла упрекать человека массу в подобном поведении, скорее всего он даже будет польщён  подобным замечанием.

  1. Жить, не подчиняясь правилам – суть существования европейца

Отвергая практически  всё, одновременно, большинство чувствует  себя обладателем неограниченных прав. Во всём мире не найдётся ни одной группы, которая не соответствовала бы данному  факту.

  1. Люди убегают от обязанностей

Немаловажную роль в эпохе  играет молодёжь, сформировав некий  культ. Все пытаются присвоить себе молодость, считая, что у них станет больше прав, но меньше обязанностей. Руководствуясь мыслью, что вся жизнь еще впереди и все дела можно отложить на потом. Молодостью начали шантажировать, угрозой насилия и угрозой глумления. Цель одна – навязать массам чувство свободы от подчинения.

  1. Главная цель общества – ощущать свободу от подчинения

Большинство обходится без  морали, так как она и является чувством подчинения и долга. Отвергать  всё не так просто. Человек, который  освобождается от морали – становится антиморальным, антинравственным. А это всего лишь другая её сторона – негативная мораль. Она получила статус истинной, правильной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное исследование в  области политики связано с появлением либеральной демократии в современных  государствах. Подобные концепции мышления можно найти в работах Альберта Джей Нока, Майкла Окшотта, Айн Рэнд и Мюррея Ротбарда.  
 А.Д.Нок в своей работе «Наш враг: Государство» пишет: «Ортега даёт хорошее представление о том, что можно ожидать, когда третий экономически класс берет на себя механизм государства, как купечество взяло его за дворян. Конечно, не лучше, прогноз может быть сделан из того, что происходит в стране на данный момент, как, по словам Ортега-и-Гассета. Человек-масса на самом деле верит, что он является государственным, и он будет стремиться все больше и больше установить свои механизмы (работающие под любым предлогом), раздавить под ними любые творческие меньшинства, и разрушая элиту  - разрушаит их в любом порядке вещей, в политике, в идеях, в промышленности»10.

Хосе Ортега-и-Гассет пишет: «Сейчас, после войны, слышатся речи о том, что Европа больше не правит миром. Чувствуем ли мы все значение этого диагноза? Он возвещает нам грядущую смену власти. Кто же ее возьмет? Кто будет наследником Европы в господстве над миром? Верно ли вообще, что кто-то явится? А если никого не найдется, что тогда?»11 Можно предположить, что философ предвидел социальные и политические потрясения не только в Европе, но и во всём мире, связанные с приходом к власти А.Гитлера и началом Второй мировой войны за 10 лет до их начала.

Идеи,  излагаемые в работах  Х.Ортега-и-Гассета, довольно актуальны  и в наше время. Не трудно заметить, что большинство людей, в современном мире живет, плывя по течению, не имея индивидуальной цели в жизни и течение, по которому передвигается человечество XXI века, также бессмысленно и пагубно. И не смотря на то, что в работе философа утверждается, подобные явления присущи человечеству с древних времен, это никак не оправдывает современное общество. Люди третьего тысячелетия не должны всё ближе и ближе подходить к грандиозной деградации. Каждому новому поколению следует стремиться к более совершенной форме жизни: духовной, целостной, устремлённой к благу. В первую очередь, ставя перед собой подобную задачу, каждый должен начать, прежде всего, с себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Х.Ортега-и-Гассет “Восстания масс” // [Интернет ресурс] – Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/gas_voss/01.php, свободный – Загл. с экрана.

Информация о работе "Восстание масс" Х.Ортега-и-Гассет