Возникновение и развитие позитивизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:30, реферат

Описание работы

Позитивизм – направление философии, зародившееся в 30-е – 40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод.

Содержание работы

Введение - 3
1. Классический позитивизм - 4
1.1 Огюст Конт - 4
1.2. Джон Стюарт Милль - 7
1.3. Герберт Спенсер - 8
2. Эмпириокритицизм - 10
3.Неопозитивизм - 12
4. Постпозитивизм - 14
Заключение - 16
Литература - 17

Файлы: 1 файл

Реферат Позитивизм (2).doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования  «Горно-Алтайский государственный  университет»

Экономический факультет

 

 

 

Реферат

«Возникновение  и развитие позитивизма»

 

Выполнила: Студент ЭФ

2 курса 8 группы

Научный руководитель:

Ляшенко Ю.А.

 

 

 

 

 

Горно-Алтайск 

2012

 

 

 

 

Содержание:

Введение - 3

1. Классический  позитивизм - 4  

   1.1 Огюст Конт - 4

   1.2. Джон Стюарт Милль - 7

   1.3. Герберт Спенсер - 8

2. Эмпириокритицизм - 10

3.Неопозитивизм  - 12

4. Постпозитивизм - 14

Заключение - 16

Литература - 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Позитивизм  – направление философии, зародившееся в 30-е – 40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод.

Возникновение позитивизма было теснейшим образом  связано с успехами различных  наук – математики, физики, химии, биологии. Наука становилась все более  популярной, оказывала огромное влияние  на умы людей. К тому же в это время началось развитие науки как специфического нового социального института: она почти полностью освободилась из-под опеки церкви, ее идеи получали все большее общественное признание.

Наблюдение, сравнение  и анализ экспериментальных данных, сам эксперимент требовали не просто своей оценки, но и оценки тех философских систем, которые считали научной истину, не связанную с эмпирическим опытом.

В своем развитии позитивизм прошел четыре основные стадии:

− классический позитивизм;

− эмпириокритицизм;

− неопозитивизм;

− постпозитивизм.

 

 

 

 

 

 

1. Классический  позитивизм.

 

    1. Огюст Конт.

Основателем позитивизма  считается Огюст Конт (1798–1857) –  французский философ, ученик Сен-Симона. Показателен тот факт, что Конт, признанный «отец позитивизма», начинал  свою карьеру как секретарь Сен-Симона, одного из редакторов знаменитой французской Энциклопедии, выход которой в свет знаменовал существенную перестройку ценностных ориентиров знания: ведь ее авторы и издатели ставили задачу собрать воедино и так или иначе упорядочить все без исключения знания обо всех без исключения вещах. Энциклопедия не проводила принципиальных различий между науками, искусствами и ремеслами и предоставила особое место всем людям, которые считались сведущими в своих областях знания. Алфавитное распределение сведений, конечно же, было в этом отношении самой подходящей, весьма «демократической», и к тому же весьма удобной для практического пользования формой представления знания − хотя отнюдь не оптимальной в смысле систематизации сведений по предметным областям. Отсюда то внимание к проблеме классификации знаний и наук, которое было свойственно практически всем философам этого периода − мы либо прямо находим классификации (таковы были «первые позитивисты» − Конт, Милль и Спенсер − их основные труды просто-напросто были вариациями на «энциклопедическую тему»), либо обнаруживаем косвенно, через изучение методов и предметов разных наук.

Конечно же, именно позитивистов следует считать наиболее радикальными противниками прежней  философии − философии как  «метафизики», как учения о скрытых причинах и недоступных взору непосвященных первоосновах мироздания.

Подлинная действительность − это именно явления, факты −  без всякой «метафизической подпорки»; явления эти определенным образом  соотносятся друг с другом в пространстве и времени (то есть скоординированы друг с другом и следуют друг за другом). Вот этими-то фактами и отношениями между ними и должна заниматься особая наука, философия, наводя порядок в знаниях о мире явлений.

Под таким углом  зрения устанавливаемые наукой законы − только устойчивые отношения подобия и следования. Если ученый выходит за эти пределы − он перестает быть позитивным ученым и тонет в болоте негативной метафизики. Позитивный философ, соответственно, прежде всего критик метафизики − он слуга науки и воспитатель ученых − он пестует позитивное мышление, позволяющее ученому быть осмотрительным при выдвижении гипотез − если уж без них нельзя обойтись вообще. После критического разбора, которому позитивный философ подвергает научные достижения, все они превращаются в систему позитивного знания, в которой не остается ничего, кроме фактов и их отношений. Факты могут быть как единичными, так и обладать различной степенью общности. Факт − это и отдельное наблюдение, и основанное на многих наблюдениях понятие (которое обобщает материал наблюдений), и научный закон. Факты могут быть как конкретными (таковы наблюдения и законы частных наук), так и абстрактными − таковы факты математики.

Понятно, что  и подлинное знание относительно нас самих тоже может и должно быть только позитивным – его, по мнению Конта, дает социология. В основании социологии лежат явления, относящиеся к нашему, человеческому, телесному и общественному положению. Психологию, которая основывалась бы на самонаблюдении, Конт не признает не то, что базисной, но даже вообще позитивной наукой.

Надо заметить, что понимание базисной науки  у Конта тесным образом связано с его общей позитивистской установкой, с отвержением метафизической иерархии явления и сущностей. Поэтому базисных наук столько же, сколько самостоятельных областей явлений. Иначе говоря, Конт, признавая единство научного знания, считает его возможным только в форме энциклопедии.

Главное дело жизни  Конта − это его шеститомный  «Курс позитивной философии», который  он систематично и упорно издавал на протяжении 12 лет − с 1830 до 1842 года, и последовавший затем четырехтомник «Система позитивной политики, или трактат по социологии, учреждающей религию человечности» (1851—1854).

Остановимся несколько  подробнее на существенных моментах социально-политической конструкции Конта. Она представлена в трех разделах − как учение об условиях существования общества (включая функционирование социальных институтов) − «социальная статика»; как учение об изменении социальных систем − «социальная динамика»; и как программа социального действия − «социальная политика».

В первом разделе  рассмотрены основные, по Конту, социальные институты (семья, государство, церковь) в отношении их места и роли в социальной системе. Базовой ячейкой  общества Конт считал семью. Она выступает «либо как спонтанный источник нашего морального воспитания, либо как естественная база нашей политической организации. В своем первом аспекте каждая современная семья подготавливает общество будущего; в своем втором аспекте каждая новая семья продлевает жизнь настоящего общества».

Таким образом, семья − своеобразная «субстанция» социума, и одновременно носитель его  идеи. Здесь человек учится «жить  для других», преодолевая природный  эгоизм. Государство выступает в  качестве органа сохранения социальной солидарности и ее укрепления, оно есть выражение «общего духа» народа. Поэтому главная его функция − моральная, продолжением которой выступают и экономическое управление, и политическая деятельность. Идеальная структура социального управления − разделение функций моральной и политической власти, наилучшим образом существовавшее в середине века (церковь − государство) и должное возродиться в будущем. На роль интеллектуальной сердцевины будущей «церкви» Конт предназначал собственное учение, которое должно было обзавестись гражданскими обрядами и обычаями. Таковы основные идеи социальной статики.

Ведущая идея социальной динамики Конта − представление  об общественном прогрессе, первичным  фактором которого является нравственное совершенствование. Этот первичный фактор определяет в конечном счете «материальный прогресс» (улучшение внешних условий жизни), прогресс «физический» (биологическое совершенствование рода человеческого) и прогресс «интеллектуальный» (переход к «позитивной философии» как массовой идеологии). Развитие и здесь совершается по «закону трех стадий». Первая стадия − теологическая, длится до 1300 года. Она делится на три этапа: фетишизм, политеизм и монотеизм. Вторая стадия − метафизическая − охватывает период от 1300 до 1800 года. Она переходная, здесь происходит разложение традиционных верований и общественного порядка в результате философской критики (Реформация, Просвещение, Революция). Начало XIX века − постепенное рождение «промышленной», позитивной стадии. Она появляется в результате распространения идей альтруизма, социальности, «позитивной» философии.

Основной тезис  социальной политики Конта − идея необходимости и неизбежности превращения  «позитивной философии» в религию  всего человечества. Здесь огромную роль призваны сыграть ученые и артисты, силами которых осуществляется сотрудничество разума и чувства; они трансформируются в «позитивных священников». В итоге их деятельности народы мира объединятся во Всемирную федерацию − со столицей в Париже. Интересно, что материальной силой, которая призвана осуществить все эти деяния, по Конту, является пролетариат, хотя институт частной собственности представлялся Конту священным и неприкосновенным, поскольку, по его мнению, только частная собственность поддерживает в людях стремление к увеличению материальных благ, то есть к производству.

Как нетрудно видеть, социология Конта далека от того, чтобы  быть простым описанием фактов. В  ней мы видим немало традиционного  для прежних концепций социального  развития − например, учение о семье  как первичной ячейке общества. Даже главный пункт его теории, «закон трехстадий», был «открыт» чуть ли не за столетие до Конта его соотечественником Тюрго, и использовался в работах Сен-Симона. А этический «заряд» его социологии скорее роднит его концепцию с прежним философским идеализмом, хотя и низводит этический (идеальный) фактор до уровня «позитивного факта».

 

1.2. Джон Стюарт  Милль

 

Учеником, другом и продолжателем  дела О. Конта был Дж. Ст. Милль 1806–1873 гг.). Милль придерживается общей  установки позитивизма, хотя уже не столько в плане энциклопедического упорядочения знания, полученного всем сообществом ученых, сколько под углом зрения разработки метода позитивных наук. В главном его произведении, «Система логики силлогистической и индуктивной», эта установка выражена уже в подзаголовке: «Обобщенный обзор принципов очевидности и методов научного исследования». Таким образом, перед нами не справочник научных знаний, а набросок теории науки.

Следует подчеркнуть несколько  моментов принципиальных положений миллевского индуктивного метода, свидетельствующих о том, что в научном мышлении уже произошли серьезные мировоззренческие перемены по сравнению с классической наукой прошлого столетия. Милль, подобно Конту, считал, что всякое научное знание начинается с исследования единичных случаев и, в конечном счете, всегда останется исследованием некоторых совокупностей единичных случаев. Общее знание – не «исток»; оно результат обобщения. Последнее представляет собой переход от знания одного отдельного случая к знанию случаев, связанных друг с другом, то есть случаев, объединенных в группы. Этот процесс связывания, объединения и обеспечивается «аксиомой индукции» – упомянутым выше принципом непрерывности. Общие формулировки науки поэтому – не знания глубинной, единой сущности вещей, а только обобщения; поэтому они – «промежуточные положения» в процессе расширения опыта, «заметки для памяти», которые позволяют сделать прогресс науки не зависящим от объема человеческой памяти.

Признание индукции главным  методом научного исследования не ведет к отвержению значения дедукции для науки – целиком отрицаются лишь ее метафизические основания. Само же построение научных теорий в виде дедуктивных систем практически полезно, поскольку облегчает использование науки для достижения технических результатов. Собственно, в этом ведь и состоит высшая цель науки.

 

1.3. Герберт Спенсер.

 

Третьим классиком первого  этапа позитивизма был Г. Спенсер (1820–1903), который и по алфавиту, и  хронологически был последним в  этой троице «позитивных философов». Основные работы Спенсера объединены в 5 томов «Системы синтетической философии», каждый из которых (за исключением первого, в котором рассматриваются общие положения его философии и соответственно, названного «Общие принципы») посвящены важнейшим достижениям частных наук: т. 2 – «Принципы биологии», т. 3 – «Принципы психологии», т. 4 – «Принципы социологии», т. 5 – «Принципы этики».

Как видно уже из названий, Спенсер не отдает пальму первенства по степени важности ни математике, ни физике, ни химии. В отличие от Конта, расположившего науки в порядке от «простого к сложному» и рассматривавшего в качестве образца теоретическую механику, для Спенсера образцом и базой является биология. Отсюда частые обвинения в биологизме, раздававшиеся в его адрес.

Кроме акцента на биологию в качестве образца, для Спенсера характерно еще одно отличие от контовского варианта позитивизма: если для Конта характеристики элемента в большой мере определены характеристиками целого, состоящего из элементов, то Спенсер, напротив, отталкивается от характеристик «единицы», от биологического и социального «атома», характеристики которых в процессе развития развертываются в систему. Для биологов, после открытия биогенетического закона Мюллера-Геккеля, это было очевидным фактом. Спенсер использует такую схему для объяснения социального развития – хотя и оговаривается, что речь здесь идет скорее об «аналогии». Однако аналогия ведет его достаточно далеко: с одноклеточным организмом, из которого, согласно эволюционной концепции в биологии, возникает весь мир растений и животных, Спенсер сопоставляет семью или «маленькую орду»; в ходе эволюции и там, и тут происходит «разделение труда», ведущее к специализации. Подобно тому, как в ходе индивидуального развития сложного биологического организма в результате прогрессирующего «разделения труда» между «вторичными» клетками образуется внешний, защитный слой клеток (эктодерма) и внутренний, обеспечивающий жизнедеятельность слой (энтодерма), в обществе, по мере разрастания семьи или «маленькой орды», возникает «военное сословие», отражающее внешние нападения, и женщины с рабами в качестве другого «слоя», выполняющего хозяйственные, «внутренние» работы. Затем, подобно тому, как из эктодермы возникает нервная система и мозг, из среды военных выделяются правители и т.д.

Информация о работе Возникновение и развитие позитивизма