Взаимосвязь язычества и христианства в мировоззрении Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 10:41, реферат

Описание работы

Последние несколько десятилетий характерны повышенным вниманием к вопросам истории России. Российское общество находится в поиске путей дальнейшего своего развития и, что естественно, обращается в первую очередь к истории, в том числе и к дохристианскому этапу нашей истории. Что может дать ищущему информация, предоставляемая исторической наукой? Насколько эта информация достоверна, насколько соответствует последующим, более достоверно описанным событиям?

Содержание работы

Введение 3
Процесс формирования религиозного сознания от язычества к христианству 4
Особенности и развитие славянского религиозного мировоззрения 7
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Реферат ФИЛОСОФИЯ.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Философия

Тема: Взаимосвязь язычества и христианства в мировоззрении Киевской Руси

 

 

 

 

Выполнил: студент группы

 

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                               3

Процесс формирования религиозного сознания от язычества к христианству            4

Особенности и развитие славянского  религиозного мировоззрения                             7

Заключение                                                                                                                         16

Список  литературы                                                                                                           17

 

ВВЕДЕНИЕ

Последние несколько  десятилетий характерны повышенным вниманием к вопросам истории  России. Российское общество находится  в поиске путей дальнейшего своего развития и, что естественно, обращается в первую очередь к истории, в  том числе и к дохристианскому этапу нашей истории. Что может дать ищущему информация, предоставляемая исторической наукой? Насколько эта информация достоверна, насколько соответствует последующим, более достоверно описанным событиям?

В вопросе изучения дохристианской духовной культуры, как правило, широко используется этнографический материал христианской эпохи. Мы, современные русские, являемся носителями огромного пласта дохристианской русской духовной культуры, а поэтому отчасти - предметом исследования в настоящей работе. Изучение язычества в настоящее время - это почти всегда реставрация, поскольку традиция прервалась, живых славян - “язычников” в настоящее время в России практически нет [8]. Основным материалом при реставрации является фольклор, сохранивший во многих областях России еще в начале этого века черты дохристианского мировоззрения наших предков.

Актуальность - Необходимость исследования  проблемы взаимосвязи язычества и христианства в Киевской Руси диктуется происходящими в российском обществе радикальными переменами в ценностных ориентациях по отношению к религии. Возрастание роли религии в жизни российского общества совпало по времени с ростом национального самосознания народов России.

Объект - язычество и  христианство.

Предмет - мировоззрение  Киевской Руси.

Цель - изучение взаимосвязи двух разных религий, языческой и христианской.

Методы: анализ, синтез и сравнение.

 

1. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ ОТ ЯЗЫЧЕСТВА К ХРИСТИАНСТВУ

Принятие Русью при  князе Владимире христианства в 988 году было вызвано в основном политическими соображениями, а не религиозными. Распространение его в среде народа, было также делом политики и ее служанки - идеологии. Принятие христианства нельзя в полной мере считать сменой религии. За несколько поколений вполне возможно заставить народ поклоняться другим богам, но изменить стиль мышления, который составляет основу духовной культуры народа - задача неизмеримо более сложная. Если бы русские столкнулись действительно с попыткой изменения духовной культуры, в случае принятия не христианства, а например иудаизма, то созданное таким образом химерическое национально-государственное образование не смогло бы существовать длительное время (тысячу лет) и скорее всего, подобно Хазарскому каганату, развалилось под ударами воинственных соседей.

Введение христианства не смогло произвести мировоззренческих  изменений в душе народа. Этому  есть несколько причин. Главнейшая причина - отсутствие метафизических противоречий между язычеством и христианством. Этот факт неоднократно отмечает Ю.П. Миролюбов.

“Метафизически язычество, несмотря на кажущееся преувеличение  в этих словах, при ближайшем рассмотрении близко христианству, а религиозная  метафизика язычества выше многих религиозных построений”. [8, с.292]

То, что мы сегодня  понимаем под термином “язычество” включает не только религиозные моменты (в современном, христианском понимании), но и бытовые, “производственные”, житейские, дожившие до наших дней в виде суеверий, языческих реликтов. Наши предки во всем видели проявления Бога, божественный мистический смысл. В дохристианском мировоззрении отсутствуют противоречия, вызванные навязанными заимствованиями, нет формализма, противопоставления закона и обычая (морали), характерен приоритет духовных ценностей над материальными. В целом дохристианская русская духовная культура создает впечатление целостной, органичной, развивающейся философско-мировоззренческой системы.

Религиозное сознание древних  славян можно охарактеризовать как  космоцентризм, христианство - социоцентризм. Для космоцентрического сознания характерно ощущение себя частью природы, Космоса. Мироздание божественно. Природа одухотворена. Весь мир является носителем вселенского разума. Человек, общество - часть мироздания. Человек не царь природы, он любимый ее сын, быть может, первый среди равных.

В центре христианского  мировоззрения - человек, общество. К  вопросам взаимоотношения человека и природы христианство подходит уже с материалистических позиций. Христианство не одухотворяет природу. Человек - “царь природы” [9].

Понадобились века, чтобы  социоцентричная метафизика христианства вписалась (как подмножество), в космоцентричную духовную культуру наших предков как на уровне религиозном, заменив соответствующие культовые моменты, так и на уровне мировоззренческом. Мнение о том, что христианство обогатило русскую духовную культуру ошибочно. На самом деле происходил обратный процесс. Православие, русское понимание христианства формировалось в среде русской духовной культуры. Процесс принятия христианства русским народом продолжался несколько веков в форме двоеверия. В результате получилось нечто новое - русское православие. Православие греческое и русское похожи только на уровне обрядов. Дух совершенно различен. Для того, чтобы завоевать место в душах наших предков христианству пришлось трансформироваться, подстраиваться под русскую духовную культуру.

Совершенно справедлива  характеристика православия, которую  дает Шишкина В.И., Пурынычева Г.М.. “Для русского восприятия христианства характерно чувство “нераздельности” и “неслиянности” мира божественного и мира человеческого. Мы здесь имеем дело с мистическим реализмом, который признает всю действительность мистической реальностью, но видит за ней иную реальность; обе сферы бытия действительны, но иерархически неравноценны; эмпирическое бытие всегда держится благодаря “причастию” к мистической реальности” [13].

Такая мировоззренческая  установка совершенно четко указывает  на корни русской духовности христианского периода. Несомненно, что они уходят в дохристианскую эпоху.

Русские славянофилы  совершенно верно понимали православие не как религию, церковь, а как образ мышления народа. Образ мышления оставался все века русским, не зависящим от религиозной традиции, наоборот он активно участвовал в ее формировании. Следовательно, необходимо признать в современной русской духовной культуре (с виду - христианской) приоритет духовных доминант, установившихся в дохристианский период.

2. ОСОБЕННОСТИ И РАЗВИТИЕ СЛАВЯНСКОГО РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Поскольку христианство является идеологической системой, то, оценивая его, нельзя обойти мировоззренческий аспект. Поэтому обратим особое внимание на философское содержание нового вероучения. В этом направлении в советской литературе, к сожалению, сделано не много.

Христианство имело  не только религиозное, но и философское  содержание и представляло собой в первую очередь онтологическую систему. Собственно говоря, любая форма религии преследует в основе аналогичную цель. Точнее, она всегда возникает благодаря стремлению человека постичь закономерность и первопричину мира. Принимая известное определение религии, предложенное Ф. Энгельсом как фантастического отображения в головах людей внешних сил, господствующих над ними в повседневной жизни, вскрываем внутренний смысл явления именно как мировоззренческой системы, долженствующей ответить на сакраментальные вопросы: что, откуда, почему и как.

Неумение дикаря правильно понять окружающую природу порождало фантастические представления, в которых земные силы получили форму неземных и где  искусственные конструкции были призваны компенсировать отсутствие реальных знаний объективного бытия. И в эпоху палеолита человек стремился как-то объяснить то, что окружало его в повседневном существовании. Главным достижением первобытной эпохи было осмысление закономерности окружающего мира. Человек усвоил понятие причины и понял взаимозависимость явлений: одно явление закономерно вызывает другое. Постигнув идею причинной связи, он начал искать объяснение каждому явлению, каждой вещи и процессу.

Отображением этой предпосылки  на начальных стадиях развития человеческого общества является факт изготовления орудий производства. Для того чтобы сделать инструмент, необходимо постичь связь между затратами времени и сил на его изготовление и теми удобствами, какие это орудие обеспечит в процессе трудовой деятельности. Именно в этом лежит принципиальное отличие самого примитивного сознания дикаря от психических процессов даже наиболее развитых животных.

В подавляющем большинстве правильно  понять причину конкретных явлений  первобытный человек не мог, а  поэтому усматривал во всем проявление некой таинственной воли, подобной человеческой, но намного могущественней. Никогда позднее гносеологические корни идеализма не проявлялись так явно и откровенно, как в эту древнейшую пору человеческой истории. Каждая вещь получала своего духовного двойника - мистическую причину. Так зарождался анимизм, который выступает древнейшей философской системой мира.

Дальнейшее развитие общества привело  к новым техническим завоеваниям, а затем к более глубокому  освоению бытия человеческим сознанием. Каждый решенный вопрос ставил несколько новых, которые требовали своего решения. Развитие производства и общественных отношений обогащало опыт человека, расширяло его кругозор, умножало реальные знания, что, в свою очередь, способствовало дальнейшему развитию философии. Человек начал систематизировать собственные представления о действительности, стремился обобщить их. Если ранее каждое конкретное явление имело свою отдельную, так сказать, персональную, причину, то теперь сходные явления объединяются общей причиной. Бог грома - общая причина всех молний; бог леса - всех деревьев и растений вообще; бог воды - всех речек и водоемов и т. д. Так формировался пантеизм в его изначальном понимании (обожествление сил природы) и его своеобразное ответвление - тотемизм.

Тотем выступает обобщенной причиной (родоначальником) какого-то вида животных, да и самого человека - первобытного охотника, который еще не научился противопоставлять себя животному  миру и усматривал в нем ближайших  родственников и братьев.

Для периода раннего железа характерны достаточно сложные идеологические представления. Именно в это время формируется мифологическое мировоззрение, которое стремится придать представлениям о мире сюжетно-повествовательный характер. Здесь видим вроде бы обратное движение - от абстракции к конкретности. Скифские генеалогические легенды, пересказанные Геродотом, свидетельствуют, что население нашей страны не было исключением.

Идеология восточных славян эпохи  общинного строя проявилась в  языческих культах. Древнерусское язычество было миропониманием тогдашнего общества и стремилось на свой манер разъяснить окружающий мир. Пантеизм языческой идеологии составлял первую, еще очень наивную натурфилософию древних славян. Каждый мифологический персонаж олицетворял определенную силу природы: Дажбог - небо, Хорс - солнце, Перун - молнию, Стрибог - ветер, Сварог - огонь и т. д. [7, с.153]. Древнеславянская космогония стремилась разъяснить основные силы природы, хорошо известные нашим предкам благодаря их трудовой и жизненной деятельности.

Перечисленные креатуры, так или  иначе, имели отношение к производству, поскольку олицетворяли природные  силы, с которыми человек взаимодействовал в процессе труда, от которых в  большей или меньшей степени  зависело благосостояние общества. До так называемой неолитической революции, когда существовали только присваивающие формы хозяйства (охота, рыболовство, собирательство), человек расселил богов преимущественно в лесу, камне, водоемах. Переход к воспроизводящим формам хозяйства (земледелию) коренным образом изменил ситуацию. Теперь результаты деятельности человека зависели от метеорологических явлений. Небо давало животворный дождь и оплодотворяющий ветер, но оно могло побить посевы градом, поразить их засухой, уничтожить несвоевременным морозом. Поэтому и боги земледельческих племен переселились на небо.

Однако язычество, если рассматривать  его как онтологическую систему, не в состоянии было подняться  до монистического взгляда на мир. Оно  предлагало хаос и дезорганизацию самого пантеона, в котором многочисленные персонажи, наделенные человеческим нравом и индивидуальным характером, демонстрировали безграничное своеволие и прихоти. Энтропия такой системы решительно противостояла структурности государственной организации.

Христианское единобожие впервые дало нашим предкам идею монистической Вселенной, в которой необъятное количество и разнообразие конкретных проявлений бытия связаны единой первопричиной. Так процесс неуклонной абстрагизации получил свое завершение. Уже сама по себе идея единой причины объективного мира представляла огромное достижение философской мысли независимо от конкретных интерпретаций и чисто практических выводов. Другое дело, что эта первопричина или первооснова мыслилась как духовная сущность, а потому христианская онтология (базирующаяся на неоплатонизме, гностицизме и других системах позднеантичной философии) имела последовательно идеалистический характер. Однако, как отмечалось, иной альтернативы в то время нельзя было ждать: первые законченные материалистические системы появились только в XVIII в. В более раннее время имеем лишь материалистические элементы в сложных и, как правило, противоречивых системах (”линия Демокрита” в античной философии, отдельные интерпретации номинализма в средневековой схоластике). Такого рода ростки материализма, перекрытые извне христианской оболочкой, прослеживаются и в Киевской Руси (Клим Смолятич) [11, с.58].

Информация о работе Взаимосвязь язычества и христианства в мировоззрении Киевской Руси