Классификация экономических ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 20:06, реферат

Описание работы

Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, используемые в процессе производства товаров и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ. Поэтому их нередко называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства, факторами экономического роста. В свою очередь, остальные блага называют потребительскими благами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1.СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ, ИХ ОГРАНИЧЕННОСТЬ 3

1.1 Экономические ресурсы – факторы производства, их классификация 3

1.2 Ограниченность экономических ресурсов 7
2.ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ 10
2.1 Эффективность использования ограниченных ресурсов 10

2.2 Переплетение, мобильность взаимозаменяемость экономических ресурсов 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

микро .doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

 

Именно поэтому основной проблемой экономической теории является проблема эффективности  производства, т. е. достижения максимально возможного удовлетворения безграничных потребностей общества на основе оптимальной комбинации ограниченных ресурсов, причем люди должны учитывать фактор времени, неопределенность, заботиться о будущем и отвечать за результаты своих решений.

 

Располагая информацией  о производственных возможностях, каждый субъект рыночных отношений должен отвечать на три вопроса:

 

·        Что производить?

 

·        Как производить?

 

·        Для кого производить?

 

С проблемой ограниченности ресурсов сталкиваются как фирмы, так  и общество в целом. Ограничены физические и интеллектуальные способности  человека, имеющиеся в его распоряжении средства производства,  информация и даже время, которым он располагает для удовлетворения своих потребностей.

 

Наличные ресурсы, которые  мы хотим использовать, как правило, ограничены.

 

Но ограниченность ресурсов относительна. С развитием общества, как правило, она преодолевается. Однако на каждый данный момент времени ограниченность экономических ресурсов имеет место. Это означает, что одновременное и полное удовлетворение всех потребностей принципиально невозможно. Следствием ограниченности ресурсов является стремление к наилучшему их использованию. В этой связи перед экономической наукой встает двойная задача – объективная и субъективная, или позитивная и нормативная.  Т. к. экономическая наука анализирует поведение участников экономических процессов, то она носит позитивный, отражающий объективную реальность характер. Эти участники, подчиняясь ограничениям, которые накладывают природа и общество, обладают свободой действия. Такой результат далеко не всегда оптимален, что связано как со сложившимися в обществе институтами, так и с иррациональностью отдельных действий хозяйствующих субъектов. Т. к. экономическая наука носит нормативный характер, т. е. стремится найти наилучшие формы организации производства, то она создает своего рода идеальную модель человеческой деятельности в сфере экономики.

 

Такие ресурсы, как земля, труд, капитал, в известной мере взаимозаменяемы, что находит свое выражение в  производственной функции. В наиболее общем виде она выглядит следующим  образом:

 

Q= (F1, F2,…, Fn);   где Q-объем производства, F1, F2,… Fn-используемые производственные ресурсы.

 

Множественность экономических  целей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора – выбора наилучшего из альтернативных вариантов их использования, при которых достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах.

Перед каждым человеком, фирмой и обществом в целом  возникают проблемы, как определить условия и направления использования  ограниченных ресурсов. Экономическая  наука при этом не только пытается зафиксировать то, что есть, но и разрабатывает наилучшие варианты решения возникших проблем. В последнем случае возникает проблема рационального ведения хозяйства: при этом субъектом хозяйства выступает индивид, хорошо обученный, имеющий глубокие, общие и профессиональные знания, а также большой практический опыт. Его целью является достижение максимальных результатов при данных затратах ресурсов или минимизация затрат при достижении намеченной цели. 

 

В условиях ограниченности ресурсов проблема экономического выбора неустранима, но в различных экономических системах она решается по0разному. В традиционном обществе выбор зависит от традиций и обычаев, в командной экономике-от воли, правящей элиты, в рыночном хозяйстве-от рыночной конъюнктуры.

 

2. ЭФФЕКТИВНОЕ  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  РЕСУРСОВ 

 

2.1 Эффективность использования ограниченных  ресурсов

 

Проблема эффективности  – основная проблема экономической  теории, которая исследует пути наилучшего использования или применения ограниченных ресурсов с тем, чтобы достичь наибольшего или максимально возможного удовлетворения безграничных потребностей общества (цель производства). Таким образом, экономическая наука это наука об эффективном использовании ресурсов.

 

Экономическая эффективность  характеризует связь между количеством единиц ограниченных ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате этого процесса количеством какого-либо продукта, т. е. охватывает проблему «затраты - выпуск». Большее количество продуктов, получаемых от данного объема затрат, означает повышение эффективности.

 

Любое общество, каждый экономический  агент стремятся эффективно использовать ресурсы. Они стараются получить максимальное количество товаров и  услуг, произведенных из ограниченных ресурсов. Чтобы добиться этой цели, общество должно полностью использовать (полностью занять) свои ресурсы и таким образом обеспечить получение наиболее возможного объема производства.

 

Полная занятость обеспечивается использованием всех пригодных для  этого ресурсов. Экономика должна обеспечить работой всех желающих и способных трудиться, использовать все пахотные земли, все факторы производства. Поскольку использоваться должны только пригодные для этого ресурсы, следует иметь ввиду те ограничения, которые накладывают общественная практика и обычаи на признание ресурсов пригодными для применения: законодательство или обычаи могут определять возрастные границы применения труда молодежи и престарелых.

 

Наиболее возможный  объем производства обеспечивается эффективным распределением ресурсов по отдельным направлениям, с тем, чтобы они вносили наибольший вклад в общий объем продукции. Каждый ресурс должен использоваться по назначению и в адекватных условиях. Применение наилучших из имеющихся технологий – также необходимое условие получения полного объема производства.

 

 

2.2 Переплетение, мобильность и взаимозаменяемость экономических ресурсов.

 

Ресурсы взаимопереплетены. Например, такой экономический ресурс, как знания, используется, когда  природные ресурсы стремятся потребить более рационально на основе новых знаний (научных достижений). Знания являются важным элементом такого ресурса, как труд, когда его оценивают с качественной стороны и обращают внимание на квалификацию работников, которая зависит, прежде всего, от полученного ими образования (знаний). Знания (прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования оборудования, т.е. реального капитала. Наконец, они (особенно управленческие знания) позволяют предпринимателям организовывать производство товаров и услуг наиболее рационально.

 

Экономические ресурсы  мобильны (подвижны), так как могут  перемещаться в пространстве (внутри страны, между странами), хотя степень  их мобильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, подвижность  многих из которых близка к нулю (землю трудно переместить из одного места в другое, хотя и возможно). Более подвижны трудовые ресурсы, что видно из внутренней и внешней миграции рабочей силы в мире в заметных размерах. Еще более мобильны предпринимательские способности, хотя часто они перемещаются не сами по себе, а вместе с трудовыми ресурсами или/и капиталом (это связано с тем, что носителями предпринимательских способностей являются или наемные управляющие, или владельцы капитала). Наиболее мобильны два последних ресурса - капитал (особенно денежный) и знания.

 

Обычно  взаимозаменяемость ресурсов не бывает полной. Например, человеческие ресурсы не могут полностью заменить капитал, иначе работники останутся  без оборудования и инвентаря. Экономические  ресурсы заменяют друг друга вначале легко, а потом все труднее.

 

Предприниматель (организатор  производства) постоянно встречает  и использует указанные свойства экономических ресурсов. Ведь в условиях ограниченности этих ресурсов он вынужден отыскивать наиболее рациональную их комбинацию, используя взаимозаменяемость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В процессе своей работы, я поняла, что на рынке ресурсов товаропроизводители выступают  в роли покупателей. Спрос на ресурсы  является производным от спроса на готовую продукцию. В то же время цены на ресурсы выступают в качестве издержек предприятия, что ставит его перед проблемой минимизации издержек производства путем наиболее эффективного использования потребляемых ресурсов.

 

Так же я выяснила, что эластичность спроса на ресурсы зависит от целого ряда факторов: динамики предельного продукта конкретного ресурса, возможности ресурсозамещения, эластичности спроса на продукт, полученный с помощью данного ресурса, «веса» ресурса в совокупных издержках производства.

 

Особого внимания заслуживает  влияние на спрос на конкретный фактор производства изменения цен на другие ресурсы. Здесь большое значение имеет характер взаимосвязи ресурсов. При взаимозаменяемых ресурсах понижение  или повышение цены на ресурс – заменитель оказывает влияние на спрос на рассматриваемый ресурс в виде эффекта замещения и объема производства. При увеличении масштаба производства снижение цены на ресурс – заменитель приведет к росту спроса на оба ресурса (эффект производства). При выпуске заданного количества продукции снижение цены на ресурс – заменитель приведет к сокращению спроса на заменяемый продукт (эффект замещения). В целом направление изменения спроса на взаимозаменяемые ресурсы зависит от соотношения этих двух эффектов.

 

При увеличении объема производства предприятию важно знать предел наращивания того или иного ресурса. Критерием является равенство предельной доходности ресурса и предельных издержек на него. Предельная доходность ресурса измеряется  величиной прироста дохода от вовлечения в процесс производства дополнительной единиц ресурса, тогда как предельными издержками ресурса является прирост издержек в связи с приобретением этого ресурса. Поэтому выбор использования тех или иных ресурсов зависит от соотношения их предельных доходов и предельных издержек.

 

При выборе сочетания  ресурсов (факторов производства) поведение  товаропроизводителя напоминает поведение  потребителя (кривые безразличия), так  как он выступает в качестве покупателя. Кривая, отражающая множество комбинаций ресурсов, необходимых для получения заданного объема продукции, называется изоквантой.

 

Владельцы факторов производства (ресурсов) должны получать доходы в  соответствии с предельным вкладом  каждого ресурса в создание дохода предприятия, что указывает на справедливый характер заработной платы, прибыли, процента, ренты. Однако это – теоретическое положение, которое не всегда реализуется на практике.

 

В своей работе я использовала таблицы и рисунки, отражающие суть описываемого. Поэтому я считаю, что все поставленные цели и задачи в начале работы я выполнила: определила природу экономических ресурсов, их классификацию, описала альтернативный выбор их использования, выяснила, что подразумевает спрос на ресурсы, а также определила предельную доходность и предельные издержки ресурса. 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1)   Борисов Е.Ф.  Экономическая теория: Учебник для  студентов, обучающихся по гуманитарным  и техническим специальностям. –  М.: Юрайт-М, 2001 г. – 384 с.

 

2) Водный курс по экономической теории/Под общей ред. акад. Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 1999 г. – 364 с.

 

3) Гендлер Г., Ведерникова  Н. Цена труда и заработная  плата. // Человек и труд, 2000 г., №7, с.66-70.

 

4) Зубко Н.М. Экономическая  теория – Мн.: НТЦ АПИ, 1999 г. – 311 с.

 

5) Ивашковский С.Н.  Экономика. Микро и макроанализ.  Учебно-практическое пособие. –  М.: Дело, 1999 г., - 360 с.

 

 

 

 

 




Информация о работе Классификация экономических ресурсов