Контрольная работа по «Метрология, стандартизация сертификация»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:22, контрольная работа

Описание работы

Сферы государственного метрологического контроля и надзора и контроля:
осуществлении деятельности в области здравоохранения;
осуществлении ветеринарной деятельности;
осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды;
осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях;
выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
осуществлении производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта;

Файлы: 1 файл

метрология готовая.docx

— 76.12 Кб (Скачать файл)
  1. Сферы государственного метрологического контроля и надзора и контроля:

осуществлении деятельности в области здравоохранения;

осуществлении ветеринарной деятельности;

осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды;

осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях;

выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда;

осуществлении производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта;

         осуществлении торговли и товарообменных операций, выполнении работ по

         расфасовки товаров;    

выполнении государственных учетных операций;

оказании услуг почтовой связи и учете объема оказанных услуг электросвязи операторами связи;

осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства;

осуществлении геодезической и картографической деятельности;

осуществлении деятельности в области гидрометеорологии;

проведении банковских, налоговых и таможенных операций;

выполнении работ по оценке соответствия промышленной продукции и продукции других видов, а также иных объектов установленным законодательством Российской Федерации обязательным требованиям;

проведении официальных спортивных соревнований, обеспечении подготовки спортсменов высокого класса;

выполнении поручений суда, органов прокуратуры, государственных

органов исполнительной власти;

осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора).

 

 

 

  1. Поверка СИ

поверка средств измерений - выполнение определенных операций, которые необходимо выполнить в целях определения - соответствуют средства измерений заявленным метрологическим требованиям или нет.

Средства измерений, которые будут  применяться в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, перед началом эксплуатации и в случае ремонта, по его окончании  должны проходить первичную поверку, а в период эксплуатации - должны проходить периодическую поверку.

Те лица кто использует средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, а это могут быть как  индивидуальные предприниматели так и юридические лица, однозначно должны вовремя проводить поверку данных средств измерений.

Основная  цель поверки средств измерений это - в строгом соответствии с разработанным и утвержденным порядком осуществить передачу рабочим средствам измерений (РСИ) размер единиц величин от исходных эталонных средств .

При реализации этого установленного порядка поверки в наличии  должны быть необходимые государственные  первичные эталоны единиц величин, поверочные схемы, сооветствующее техническое оснащение, разработанные методики поверки, необходимое нормативное обеспечение, обученные специалисты - поверители, а также - необходимые измерительные системы. На основании Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» - поверка средств измерений (СИ) является обязательной.

      3. Систематические погрешности

Систематическая погрешность  измерения (англ. systematic error) – составляющая погрешности результата измерения, остающаяся постоянной или закономерно изменяющаяся при повторных измерениях одной и той же физической величины. 
Примечание. В зависимости от характера измерения систематические погрешности подразделяют на постоянные, прогрессивные, периодические и погрешности, изменяющиеся по сложному закону. 
Постоянные погрешности - погрешности, которые длительное время сохраняют свое значение, например в течение времени выполнения всего ряда измерений. Они встречаются наиболее часто. 
Прогрессивные погрешности - непрерывно возрастающие или убывающие погрешности. К ним относятся, например, погрешности вследствие износа измерительных наконечников, контактирующих с деталью при контроле ее прибором активного контроля. 
Периодические погрешности - погрешности, значение которых является периодической функцией времени или перемещения указателя измерительного прибора. 
Погрешности, изменяющиеся по сложному закону, происходят вследствие совместного действия нескольких систематических погрешностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Сертификация, ее роль в повышении качества продукции на международном уровне, региональном и национальных уровнях

Сертификация – это  деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области по средствам  установления положений для всеобщего  и многократного использования  в отношении реально существующих и потенциальных задач.

Роль сертификации в повышении качества продукции

Сущность сертификации. Участники  работ по сертификации Как отмечалось ранее, сертификация - это действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.  Сертификация обеспечивает: - создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;  - содействие потребителям в компетентном выборе продукции; - защиту потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);  - контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества (безопасность - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба);  - подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем. Сертификация может носить обязательный и добровольный характер. Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.  Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на Госстандарт России, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации в отношении отдельных видов продукции, она может быть возложена на другие государственные органы управления Российской Федерации.  Формы обязательной сертификации продукции устанавливаются Госстандартом России либо другими государственными органами управления Российской Федерации, уполномоченными на то законом о сертификации, с учетом сложившейся международной и зарубежной практики.  По продукции, не подлежащей в соответствии с законодательными актами Российской Федерации обязательной сертификации, и по требованиям, на соответствие которым законодательными актами Российской Федерации не предусмотрено проведение обязательной сертификации, по инициативе юридических лиц и граждан может проводиться добровольная сертификация на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.  Добровольную сертификацию вправе осуществлять любое юридическое лицо, взявшее на себя функцию органа по добровольной сертификации и зарегистрировавшее систему сертификации и знак соответствия в Госстандарте России в установленном Госстандартом России порядке.  Система сертификации - система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации соответствия.   Сертификация систем качества В последнее время для проверки способности предприятия выпускать продукцию со стабильными характеристиками, удовлетворяющими требования потребителя, используется оценка системы качества предприятия (СК).  Система качества - совокупность организационной структуры, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления административного управления качеством. (При этом под управлением качеством понимаются методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству).  Оценка СК во многом облегчает, удешевляет и обеспечивает уверенность заказчика в качестве продукции, нежели оценка ее отдельных образцов.  Каким же критериям должна отвечать СК, чтобы с достаточной уверенностью можно было сказать, что поставщик надежен и может стабильно обеспечивать достаточное качество?  В конце 80-х годов этот вопрос созрел настолько, что за подготовку ответа на него взялась Международная организация по стандартизации (ИСО).Нужно было разработать универсальные критерии для оценки СК , которые были бы применимы в международной торговле. Значит, надо было использовать имеющийся национальный опыт.  Например, многие формы и методы работ по качеству были найдены и успешно опробированы в нашей стране в конце 70-х годов, особенно в оборонных отраслях промышленности, где качество продукции всегда поддерживалось на высоком уровне. Примерами сказанного могут служить: Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП), Горьковская система "Качество, надежность и ресурс с первых изделий" (КАНАРСПИ), Рыбинская система научной организации труда, производства и управления (НОТПУ) и др. Результатом объединения всего передового, что было в перечисленных системах, стало создание Комплексной системы управления качеством продукции (КС УКП). 

Развитие сертификации на международном, региональном и национальном уровнях

Вопросами сертификации в настоящее  время занимаются такие организации  как: Международная организация по стандартизации (ИСО), в частности ее Комитет по оценке соответствия ИСО/КАСКО, Международная электротехническая комиссия (МЭК) и работающая в тесном контакте с ней Международная комиссия по сертификации соответствия электрооборудования (СЕЕ); Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ); Всемирная торговая организация (ВТО); Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН); Международный торговый центр (МТЦ); Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий (ИЛАК) и др. Международная организация по стандартизации (ИСО) своими разработками содействует гармонизации процедуры сертификации, что, в свою очередь, делает возможным взаимное признание результатов сертификации даже при различиях в национальных законодательных положениях. ИСО содействует в методическом плане также созданию систем сертификации в тех странах, где они пока отсутствуют. В области сертификации ИСО сотрудничает с МЭК, о чем говорят многие совместные руководства. Основополагающим руководством в области сертификации считается руководство ИСО/МЭК 28 «Общие правила типовой системы сертификации продукции третьей стороной», содержащее рекомендации по созданию национальных систем сертификации.

Сертификация - это деятельность, направленная на достижение оптимальной степени  упорядочения в определенной области  по средствам установления положений  для всеобщего и многократного  использования в отношении реально  существующих и потенциальных задач. ИСО совместно с МЭК разработали ряд руководств, регламентирующих дея-тельность в области сертификации: руководство ИСО/МЭК-2 «Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видах деятельности», руководство ИСО/МЭК-7 «Требования к стандартам, применяемым при сертификации изделий», руководство ИСО/МЭК-16 «Свод правил по системам сертификации третьей стороной на основе соответствующих стандартов*-, руководство ИСО/МЭК-22 «Информация о заявлении изготовителя о соответствии стандартам или другим техническим условиям» и ряд других руководств (всего свыше 20). По заказу Международной конференции по аккредитации испытательных лабораторий (ИЛАК) ИСО/МЭК разработано руководство 43 «Квалификационные испытания лабораторий», которое применяется как основополагающий методический документ всеми странами при решении таких вопросов, как оценка уровня работы испытательной лаборатории; определение технической компетентности и области деятельности; оценка эффективности применяемых методов испытаний, аккредитация лаборатории и пр. Международная электротехническая комиссия (МЭК) в отличие от ИСО, занимающейся исключительно методологическими проблемами, разработала международные системы сертификации и разрабатывает стандарты, в частности по безопасности, которые применяются как нормативная база при испытаниях и сертификации соответствующей продукции. Этой организацией в 1985 г. создана Международная система МЭК (МЭКСЭ) сертификации электрооборудования на соответствие стандартам безопасности, объединяющая 34 страны (в том числе Россию). В рамках Системы сертификации ГОСТ Р действует национальная система сертификации электрооборудования на соответствие стандартам безопасности -- ССЭСБ. ССЭСБ гармонизована с международной системой сертификации МЭКСЭ, а центральный орган этой системы признан членом Комитета сертификационных органов МЭКСЭ. В 1980 г. в МЭК была создана система сертификации изделий электронной техники с целью содействия международной торговле посредством установления единых требований к этой продукции. Россия участвует в Системе сертификации изделий электронной техники МЭК как правопреемница СССР, который присоединился к Системе в 1982 г. В соответствии с правилами системы в России существуют Национальная организация по сертификации, Национальный орган по стандартизации и Национальная служба надзора, которые входят в структуру Госстандарта России. Аккредитованными испытательными центрами по правилам Системы МЭК являются НИИ Электростандарт, а также две испытательные лаборатории по электронным компонентам. Европейская экономическая комиссия ООН приняла рекомендации «Признание результатов испытаний», направленные на содействие двусторонним и многосторонним соглашениям о взаимном признании. Этот документ сыграл положительную роль в совершенствовании практики аккредитации испытательных лабораторий. Важным достижением в работе ЕЭК по сертификации считается принятие (1988 г.) Рекомендаций «Разработка и содействие заключению международных соглашений по сертификации». Согласно этому документу правительства стран -- членов ЕЭК должны содействовать заключению двусторонних и многосторонних соглашений о взаимном признании систем сертификации. В рамках ЕЭК ООН действует система омологации (сертификации) оборудования дорожных транспортных средств на соответствие установленным правилам. Россия участвует в этой системе. В 1992 г. в России введена в действие Система сертификации механических транспортных средств и прицепов в рамках системы ГОСТ Р. В этой системе аккредитовано 19 органов по сертификации (4 по автомототехнике и 15 по запасным частям) и 27 испытательных центров (по автомототехнике и 21 по запасным частям). Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий (ИЛАК) была впервые созвана в 1977 г. (Копенгаген, Дания). Целью работы конференции является значительное сокращение технических барьеров в торговле путем аккредитации испытательных лабораторий на основе согласованных на международном уровне принципов и процедур, что является важнейшим шагом для установления взаимного доверия к результатам испытаний. В рамках ИЛАК предусматривается два вида международных соглашений: соглашение по взаимному признанию протоколов испытаний, сертификатов без аккредитации лабораторий; соглашение по взаимному признанию национальных систем аккредитации испытательных лабораторий (с распространением признания и на сертифи-каты). ИЛАК не является международной организацией со всеми соответствующими характеристиками -- уставом, правилами процедуры, постоянным секретариатом, бюджетом и. т. п., а представляет собой международный форум, в работе которого принимают участие специалисты отдельных стран и международные организации, поставившие своей целью обмен информацией и опытом по юридическим и техническим аспектам, возникающим при взаимном признании результатов испытаний продукции, являющейся предметом международной торговли. Рабочими органами ИЛАК являются комитеты по: проведению конференций; прикладному применению аккредитации в торговле; практике аккредитации; практической работе лабораторий; а также редакционный комитет. Для решения конкретных проблем создаются рабочие органы -- целевые группы, которые тесно сотрудничают с ИСО и МЭК. Задачами ИЛАК являются: обмен информацией и опытом по системам аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества результатов испытаний; содействие взаимному признанию результатов испытаний, проводимых национальными аккредитованными лабораториями, путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений по признанию систем аккредитации лабораторий; сотрудничество с заинтересованными международными организациями по вопросам, касающимся аккредитации испытательных лабораторий. Важным направлением работы ИЛАК является разработка рекомендаций по качеству испытаний, проводимых испытательными лабораториями. Наиболее авторитетными международными системами аккредитации в рамках ИЛАК являются: Система аккредитации МЭКСЭ, Федерация ассоциаций по маслам, семенам и жирам (FOSTA International), Международная организация по текстильным изделиям из шерсти (Interwoollabs), Судовой Регистр Ллойда. Современные условия развития рынка, а, следовательно, и конкуренции между производителями, ставят перед руководителями предприятий актуальные проблемы повышения спроса на свою продукцию, роста ее привлекательности среди потребителя. Позитивный имидж предприятия, гарантия высокого качества производимого товара - сильные преимущества в конкурентной борьбе за потребителя и стабильное положение на рынке. Такие преимущества дает процедура сертификации товара или услуг организации. Сертификация получила широкое распространение, стандарты сертификации признаны практически всеми странами мира.

5. Условия проведений измерений

Методика выполнения измерений — это совокупность операций и правил, выполнение которых обеспечивает получение результатов с известной погрешностью.

Поскольку погрешность определяется не только метрологическими характеристиками средств измерений, но и погрешностью отбора и приготовления проб, условиями  проведения измерений, ошибкой оператора  и другими причинами, это определение  означает, что методики выполнения измерений могут разрабатываться  и быть аттестованными только применительно  к конкретным условиям проведения измерения  с использованием конкретных средств.

Данное утверждение не означает, что для каждой измерительной  или испытательной лаборатории  должны разрабатываться собственные  методики. Но если лаборатория использует тип средства измерения, приведенный  в аттестованной методике, влияющие факторы (температура и влажность  окружающего воздуха и измеряемой среды, напряжение и частота электрической  сети, вибрация, внешнее магнитное  поле и др.) находятся в определенном данной методикой диапазоне, а оператор соответствует установленной в  ней квалификации,то физические величины будут измеряться в этой лаборатории с известной погрешностью.

6. Исторические основы  развития стантартизации и сертификации

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ СТАНДАРТИЗАЦИИ

1. Стихийный этап развития стандартизации (примерно, до 1850 г.)

Можно предположить, что необходимость  в стандартизации одними из первых ощутили охотники, использовавшие лук  и стрелы, еще во времена первобытнообщинного  строя. Действительно, они довольно быстро обнаружили, что для меткого  попадания в цель необходимо использовать стрелы определенной длины с наконечниками  определенного размера и веса. Использование жердей одинаковой длины  при строительстве жилья также  следует считать прообразом стандартизации. После изобретения колеса стала  очевидной необходимость использования  колес стандартных размеров. Другим примером стандартизации можно считать  использование монет одинаковых размеров, формы и веса. В Древнем Риме применяли стандартные трубы для изготовления водопроводов. Еще в древнем Египте при строительстве пользовались кирпичами постоянного "стандартного" размера, при этом специальные чиновники занимались контролем размеров кирпичей. Замечательные памятники греческой архитектуры - знаменитые храмы, их колонны, портики - собраны из сравнительно небольшого числа "стандартных" деталей. Древние римляне применяли принципы стандартизации при строительстве водопроводов - трубы этих водопроводов были одного постоянного размера. В средние века с развитием ремесел методы стандартизации стали применяться все чаще и чаще. Так, были установлены единые размеры ширины тканей, единое количество нитей в ее основе, даже единые требования к сырью, используемому в ткацком производстве. В 1785 г. французский инженер Леблан изготовил партию ружейных замков - 50 штук, причем каждый из этих замков обладал важным качеством - взаимозаменяемостью; его можно было использовать в любом из ружей без предварительной подгонки.

2. Этап внутризаводской стандартизации

Во второй половине ХIХ в. работы по стандартизации проводились почти на всех промышленных предприятиях. Благодаря внутризаводской стандартизации изготовляемых изделий стала возможной рационализация процессов производства; единственная цель, которую при этом преследовали предприниматели - получение более высоких прибылей. Капиталисты быстро поняли, что машинное производство приносит им большие доходы при изготовлении однотипной продукции. Стандартизация развивалась, прежде всего, внутри отдельных фирм, отдельных предприятий. Владельцам заводов была не нужна, невыгодна стандартизация межзаводская. Однако в дальнейшем, по мере развития общественного разделения труда, все большее значение начинала приобретать стандартизация национальная и даже международная. Элементы национальной стандартизации появились в различных странах, например: в 1846 г. в Германии были унифицированы ширина железнодорожной колеи и сцепные устройства для вагонов; в 1870 г. в ряде стран Европы были установлены стандартные размеры кирпичей; Эти первые результаты национальной и международной стандартизации имели огромное практическое значение для развития производительных сил. Однако это были лишь первые шаги.

3. Этап организованной национальной  стандартизации

На исходе ХIХ и в начале ХХ вв. были достигнуты большие успехи в развитии техники, промышленности и концентрации производства. В связи с этим в наиболее развитых в экономическом отношении странах появилось стремление к организованной национальной стандартизации, в большинстве случаев завершившееся созданием национальных организаций по стандартизации. Так, в 1901 г. в Англии был создан Комитет стандартов, главной задачей которого было содействие усилению экономического могущества Британской империи путем разработки и внедрения стандартов на сырье, промышленные изделия, военную технику. Усиленная милитаризация многих стран в начале ХХ столетия требовала производства большого количества вооружений при обязательном соблюдении принципа взаимозаменяемости; эту задачу можно было решить только с помощью стандартизации. Поэтому не удивительно, что во время первой мировой войны и сразу после нее было основано несколько национальных организаций по стандартизации, например в Голландии (1916 г.), в Германии (1917 г.), во Франции, Швейцарии и США (1918 г.).

После первой мировой войны стандартизация все больше воспринималась как объективная  экономическая необходимость. В это время организации по стандартизации были созданы в Бельгии и Канаде (1919 г.), Австрии (1920 г.), Италии, Японии и Венгрии (1921 г.), Австралии, Швеции, Чехословакии (1922 г.), Норвегии (1923 г.), Финляндии и Польше (1924 г.), Дании (1926 г.) и в Румынии (1928 г.).

Информация о работе Контрольная работа по «Метрология, стандартизация сертификация»