Автомобильное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 00:02, реферат

Описание работы

Принятие Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» стало значимым событием не только для национального страхового рынка, но и для страны в целом. Введение ОСАГО в России является логичным следствием и необходимым инструментом проводимых в нашей стране рыночных реформ, конечная цель которых в построении приближенных к общемировым стандартам цивилизованных отношений между обществом, государством и его гражданами.
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств - это цивилизованный способ защиты интересов участников дорожного движения во всем мире и одна из важнейших составляющих вступления России в Европейское сообщество.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Глава I. Общая информация об ОСАГО…………………………………………….4
Глава II. Зарубежный опыт…………………………………………………………..7
Глава III. Отечественные перспективы……………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………….17
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

автомобильное страхование.docx

— 40.59 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Волгоградский Государственный  технический университет»

 

Факультет Послевузовского  образования

Кафедра Экономика и финансы  предприятий

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Страхование»

на тему: «Автомобильное страхование»

 

 

Работу выполнила:

Студентка группы ЭФП 2.2

Чикова Александра

Работу проверил:

Ст.преп. Набатова О.В.

 

 

 

Волгоград, 2013

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

Глава I. Общая информация об ОСАГО…………………………………………….4

Глава II. Зарубежный опыт…………………………………………………………..7

Глава III. Отечественные перспективы……………………………………………15

Заключение………………………………………………………………………….17

Список литературы……………………………………………………………….19

Введение

 

Принятие Федерального закона «Об  обязательном страховании гражданской  ответственности владельцев транспортных средств» стало значимым событием не только для национального страхового рынка, но и для страны в целом. Введение ОСАГО в России является логичным следствием и необходимым инструментом проводимых в нашей стране рыночных реформ, конечная цель которых в построении приближенных к общемировым стандартам цивилизованных отношений между обществом, государством и его гражданами.

Обязательное страхование гражданской  ответственности владельцев транспортных средств - это цивилизованный способ защиты интересов участников дорожного  движения во всем мире и одна из важнейших  составляющих вступления России в Европейское  сообщество.

В связи с вышеперечисленным, целью данной работы является показать, в чем заключаются существенные отличия зарубежной практики применения ОСАГО от отечественной системы.

 

Глава I. Общая  информация об ОСАГО

 

Обязательное страхование  гражданской ответственности владельцев транспортных средств (сокр. ОСАГО —  обязательное страхование автогражданской  ответственности) — вид страхования  ответственности, который в России появился с 1 июля 2003 года с вступлением  в силу Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании  гражданской ответственности владельцев транспортных средств». ОСАГО вводилось  как социальная мера, направленная на создание финансовых гарантий возмещения ущерба, причиненного владельцами транспортных средств. Идея подобного вида страхования  не нова: оно действует во многих странах мира и в рамках транснациональных  соглашений — например, «зелёная карта». Объектом ОСАГО являются имущественные  интересы, связанные с риском гражданской  ответственности владельца автотранспортного  средства по обязательствам, возникающим  вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших  при использовании автотранспортного  средства на территории Российской Федерации. К страховому риску по ОСАГО относится  наступление гражданской ответственности  при ДТП.

Государственное регулирование  ОСАГО осуществляет Правительство  России и Министерство финансов Российской Федерации, надзорно-контрольные функции — ФССН, а с 4 марта 2011г. ФСФР. РСА выступает как саморегулируемая организация страховщиков ОСАГО. Также заявлена функция РСА по защите прав страхователей, выполнение которой зачастую вызывает нарекания.

Страховые тарифы по ОСАГО  устанавливаются Правительством Российской Федерации. Впервые они были установлены  Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года N 264. Впоследствии их корректировали несколько раз, однако абсолютная величина базового страхового тарифа для большинства транспортных средств оставалась неизменной. В марте 2009 года были изменены повышающие коэффициенты и последующее Постановление Правительства от 13 июля 2011 г. N 574, что привело к росту тарифов для ряда автовладельцев.

При расчёте страхового тарифа на базовую ставку мультиплицируются  коэффициенты. Размер страховой премии поставлен в зависимость от мощности двигателя автомобиля, места регистрации, возраста и стажа водителей. Повышающие коэффициенты, установленные для  водителей в возрасте до 22 лет, или  со стажем вождения до 3 лет, увеличивают  размер страховой премии до 70 %. Проверить  правильность расчёта тарифов можно  с помощью калькулятора на сайте  РСА.

Весь набор коэффициентов  применяется не всегда. Так, в случае следования к месту регистрации  и для временного использования  в России транспортных средств, зарегистрированных за рубежом, применяется сокращённый  набор коэффициентов.

Брутто-премия по ОСАГО распределяется в следующих долях:

  • нетто-премия (77 %),
  • отчисления в резерв гарантий (2 %),
  • отчисления в резерв компенсационных выплат (1 %),
  • расходы на осуществление страхования (20 %), в которые включается агентская комиссия.

ОСАГО является важным видом  страхования. По нему в 2006 году собиралось 10 % от всех страховых премий (кроме обязательного медицинского страхования и государственного социального страхования), а в 2005 году — 11 %, в 2010 году - 16%. В тех регионах, где страховой бизнес развит мало, доля ОСАГО существенно выше среднероссийских значений (например, в Магаданской области, в 2006 году это 35 %).

В резервах Российского союза  автостраховщиков на 1 января 2006 года находилось 3632 миллионов рублей, а на 1 января 2007 года находилось 5343 миллионов рублей.

Размеры выплат. Согласно закону об ОСАГО, страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении  каждого страхового случая обязан возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

  • в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 160 тысяч рублей (до введения Федерального закона № 306-ФЗ от 01.12.2007, эта величина ограничивалась 240 тысячами рублей на нескольких потерпевших);
  • в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, не более 160 тысяч рублей;
  • в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, не более 120 тысяч рублей.

При этом размер страховой  выплаты за причинение вреда жизни  потерпевшего составляет:

  • 135 тысяч рублей — лицам, имеющим право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (кормильца);
  • не более 25 тысяч рублей на возмещение расходов на погребение — лицам, понесшим эти расходы.

 

 

Глава II. Зарубежный опыт

Базовая цель обязательного страхования  автогражданской ответственности  в Евросоюзе — полностью покрыть  ущерб невинно пострадавших в  результате ДТП.

Поэтому лимит страхового возмещения ущерба имуществу по ОСАГО составляет:

- в Италии - 774 685 евро,

- в Германии - 511 292 евро,

- в Великобритании - 250 000 фунтов  стерлингов,

- во Франции - 460 000 евро.

Выплаты по ущербу здоровью в Германии могут достигать 2,55 млн. евро на человека, а в Великобритании и Франции  не ограничены вообще. Если человек  после аварии стал инвалидом, ему  пожизненно выплачивается ежемесячная  компенсация, измеряющаяся пятизначными цифрами. Лидерство здесь принадлежит  Швеции: лимит выплат - 36 000 000 долларов, за ней следуют Дания - 10 000 000, Швейцария - 2 000 000. Везде покрытие распространяется на ущерб, причиненный перевозимым  пассажирам, включая членов семьи  страхователя. В той же Швеции если человек в 30-летнем возрасте становится инвалидом после ДТП и доживает до 75 лет, то все эти годы он ежемесячно получает в среднем 66 700 долларов, что  соответствует 1 870 000 руб.

Вообще в европейских странах  компании выплачивают клиентам около 90% полученных от них денег, живя на проценты от размещения средств (банковские депозиты, ценные бумаги, облигации  и т. п.).

Естественно, не забыты и интересы страховщиков. В Великобритании, например, полисы ОСАГО отдельно не продаются  — только в сочетании с КАСКО. Но приоритет — интересам страхователей. Поэтому в Италии, в частности, страховщики не имеют права устанавливать запретительные тарифы по убыточным регионам и категориям автомобилей — за это их могут лишить лицензии.

С 2002 г. в государствах Европейского союза введена свобода тарифообразования по ОСАГО. В результате страховщики ЕС могут использовать произвольные тарифные факторы, когда продают клиентам страховку, а также устанавливать любой коэффициент «бонус-малус» (КБМ) на свое усмотрение.

Западный автовладелец платит за полис  ОСАГО значительно больше российского. Суммы страховых взносов в Европе начинаются примерно с 700 евро. В Германии, например, хозяину автомобиля гольф-класса, который в течение трех лет не попадал в ДТП, полис обойдется в 1000-1200 евро в год. Застраховать более дорогой автомобиль стоит от 3700 евро. А в Италии расходы на автогражданку зависят даже от пола водителя: женщинам предоставляют скидки, поскольку считается, что они ездят более аккуратно. Римлянка, управляющая восьмилетним ФИАТом, выкладывает за ОСАГО 558 евро в год, а римлянин за такую же машину платит на 87 евро больше. Самые высокие тарифы устанавливаются для автовладельцев, использующих машину в частном извозе. Скажем, лондонский таксист ежегодно платит 2000 фунтов.

Великобритания

Самая либеральная система КБМ  в Европе действует в Британии: страховщики здесь всегда были свободны в выборе и тарифных факторов, и  применения системы «бонус-малус». Британское тарифообразование в ОСАГО привязано к автомобилю, и многие компании при расчете стоимости страховки учитывают тип транспортного средства, его модель, год выпуска, мощность двигателя и др.

Некоторые британские компании уверяют, что не штрафуют за аварийную езду, а предоставляют только скидки за безаварийность. Если же за страховой  период случались аварии, водитель переходит в тот класс, в котором страховка обходится в 100% базовой цены, Но некоторые автостраховщики для повышения лояльности клиентов предлагают им «защищенную скидку». Она работает так: если на протяжении пяти лет у водителя не было страховых случаев, то за первую или даже вторую аварию компания не наказывает, и страхователь получает свой бонус, как будто ДТП с его участием и не было.

Так как британское ОСАГО привязано  к автомобилю, состоятельным людям, имеющим в собственности не одну машину, надо покупать полис на каждое авто.

Германия

До 1994 г. в Германии были установлены  тарифные ограничения, но сейчас местные  страховые компании, как во всей Европе, свободно устанавливают тарифные ставки. В Германии строго соблюдается  принцип недискриминации клиента: страховщик не имеет права отказать в приобретении страховки или завысить цену полиса человеку с отличным, например, от большинства граждан страны цветом кожи.

В расчете тарифных ставок в Германии важнейшую роль играет профобъединение  — Германский страховой союз (ГСС). Он собирает и обрабатывает статистику, на основании которой дает своим  членам рекомендации по тарифам и  применению КБМ.

В Германии существует несколько первичных  факторов, используемых при расчете  стоимости полиса для автолюбителей: тип автомобиля, регион регистрации, пробег, род занятий владельца.

Система КБМ в Германии насчитывает 29 классов. В максимальный класс, в  котором страховка обойдется  клиенту в 245% от базовой стоимости  полиса, попадают те, кто только что  получил права и не имеет опыта  езды за рулем. Если у человека есть права, но он давно не садился за руль, за страховку он заплатит 140% ее базовой цены. Безаварийные водители получают скидку. А пожилому автовладельцу с 30-летним стажем безаварийной езды полис обходится всего в 17% полной стоимости.

КБМ в Германии привязан к конкретному  клиенту и его страховому контракту. Поэтому, если, например, в семье  несколько автомобилей, то муж, садясь за руль машины жены, не испортит ее страховую  историю, попав в аварию на ее автомобиле. Кстати, страховая история в Германии сохраняется и при смене автомобиля.

Франция

В расчет французской базовой ставки заложены несколько обязательных факторов: тип автомобиля, регион его использования  и цель эксплуатации. Остальные —  семейное положение и возраст  автовладельца, пробег автомобиля и  место регистрации — не так  важны, и страховщики сами вправе решать, какие из них использовать при расчете цены полиса. В чем  же особенность французской системы  «бонус-малус»? Во-первых, во Франции нет таблицы классов КБМ. За каждый безаварийный период водитель получает 5%-ную скидку, а за аварийный — 25%-ную надбавку, если водитель виновен в ДТП, и 12,5%-ную, если вина признана обоюдной. При этом полис не может стоить меньше 50% и дороже 350% после применения КБМ.

Во-вторых, во Франции действуют  специальные нормы, поощряющие аккуратных водителей. Так, после двух лет безаварийного  вождения страховая премия не может  превышать 100% от базовой стоимости  полиса. Получается, что два года такой езды уничтожают всю аварийную  историю клиента — даже если предыдущие пять лет клиент каждый год становился виновником ДТП.

«Защищенная скидка» во Франции  тоже есть. Если в течение трех лет  подряд водитель ездил без аварий, то одна авария не влияет на его скидку и он вновь спускается на одну тарифную ступень. Второй случай ДТП здесь будет считаться как первый, третий как второй и т. д.

Информация о работе Автомобильное страхование