Государственное регулирование страховой деятельности. Лицензирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 12:47, реферат

Описание работы

Становление новой системы хозяйствования в Российской Федерации вносит принципиальные изменения в организацию страхового дела.
Невозможно отрицать, что при командно-административной системе управления народным хозяйством, доминирующей роли государственной собственности и слабой экономической ответственности руководителей и трудовых коллективов за её сохранность, страхование никак не могло в полной мере выполнять свои функции.
Теперь рыночные преобразования, трансформирующие экономические отношения, когда товаропроизводитель начинает действовать на свой страх и риск, по собственному плану и несёт за это ответственность, предъявляют к страхованию новые требования.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................................................3 стр.


2. СТРАХОВОЙ РЫНОК...................................................................................................................4 стр.

2.1 Понятие страхового рынка и условия его существования...............................................4 стр.

2.2 Структура страхового рынка и его виды............................................................................5 стр.

2.3 Внутреннее содержание и внешнее окружение страхового рынка.
Управляемые и неуправляемые факторы............................................................................6 стр.


3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..................8 стр.

3.1 Государственное регулирование страховой деятельности: понятие и направление.......8 стр.

3.2 Прямое участие государства в становлении страховой системы защиты
имущественных интересов..................................................................................................9 стр.
3.3 Законодательное обеспечение становления и защиты национальною
страхового рынка................................................................................................................10 стр.

3.4 Государственный надзор за страховой деятельностью....................................................11стр.

3.5 Пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на
страховом рынке..................................................................................................................14 стр.


4. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .....................................................18 стр.


5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................................................20 стр.


6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................21 стр.

Файлы: 1 файл

реферат страхование.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

 

       рыночный спрос;

 

       конкуренция;

 

       ноу-хау страховых услуг;

 

       инфраструктура страховщика.

Важной составляющей внешнего окружения, на которую направлено управляющее воздействие страховой компании, является конкуренция:

 

                                                                              21

 

  между страховыми компаниями, между страховыми компаниями и другими финансово-кредитными учреждениями, между страховыми компаниями и не финансовыми институтами.

   При этом страховая компания может влиять на конкуренцию посредством факторов:

 

       технического обслуживания: уровня обслуживания страхователей и договоров страхования;

 

       уровня культуры, качества работы с клиентами страховой компании.

 

К неуправляемым со стороны страховой компании составляющим внешней среды относятся:

       научно-технический прогресс,

 

       государственно-политическое окружение (стабильность государственной и социальной политики, направленной на поддержку страхового дела),

 

       состояние экономики (численность населения, денежная система, валютное положение, уровень жизни населения и т.п.),

 

       социально-этическое окружение страхового рынка (уровень страховой культуры, национальные традиции, этнический состав и т.д.),

 

       конъюнктура мирового страхового рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    

 

                                                                                           21

                       

 

 

3.       Государственное регулирование  страховой деятельности

 

            В условиях переходного периода  регулирующая функция государства в страховой деятельности должна проявляться в различных формах: принятие законодательных актов, регулирующих страхование, установление  в интересах общества и отдельных категорий его граждан обязательного страхования,  проведение специальной налоговой политики, установление различного рода льгот страховым компаниям для стимулирования такого рода деятельности, а также создание особого правового механизма, обеспечивающего надзор за функционированием страховых предприятий и организаций. Выполнение  регулирующей функции государства, как правило,  возлагается на специальный орган (специальную структуру) - государственный страховой надзор (контроль). Подобная структура существует во многих странах.

 

 

3.1   Государственное регулирование страховой деятельности:

                                       понятие и направление

 

       Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие государства на участников страховых обязательств, проводимое по нескольким направлениям:

 

а) прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов;

 

б) законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынка:

в) государственный надзор за страховой деятельностью;

 

г) защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.

 

        Повышение эффективности государственного регулирования страховой деятельности, совершенствование нормативной базы страховой деятельности рассматриваются в качестве средств для создания эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                         21

 

 

3.2   Прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов

 

 

 

       Прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов обусловливается необходимостью, во-первых, предоставления гарантий социальной за­щиты определенных групп населения и проведением обязательного государственного страхования за счет бюджетных средств; во-вторых, определением основ и порядка участия государства в страховании некоммерческих рисков для защиты инвестиций, в том числе и иностранных, в страховании экспортных кредитов; в-третьих, предоставлением дополнительных гарантии тем средствам страховщиков, которые размещаются в форме специальных не рыночных государствен­ных ценных бумаг с гарантированным доходом; в-четвертых, созданием целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       

 

 

                                                                                           21

 

 

3.3   Законодательное обеспечение становления и защиты страхового рынка

 

         Законодательство о страховании имеет комплексный характер и может быть выделено в качестве отдельной комплексной отрасли законодательства, включающей в себя законы, регулирующие страховую деятельность, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы и инструкции, издаваемые в пределах своей компетенции федеральными органами по надзору за страховой деятельностью.

 

       Как институт гражданского права страхование регулируется нормами только ГК Российской Федерации и ряда других специальных законов. Но сама страховая деятельность как вид хозяйственной деятельности, основывающейся на массиве частноправовых и публично-правовых отношений, регулируется целым комплексом различных нормативно-правовых актов, начиная от закона и заканчивая приказами и инструкциями федерального органа по надзору за страховой де­ятельностью. Сюда же следовало бы отнести и локальные, внутрифирменные акты, действующие только в пределах и на территории конкретного юридического лица.

 

    Перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих правовое регулирование страховой деятельности, приведен в разделе «Список литературы» данной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             

 

                                                                                         21

 

 

 

3.4   Государственный надзор за страховой деятельностью

 

    Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

   Система государственного надзора за страховой деятельностью должна предполагать:

 

1)      организацию основ страхового надзора в РФ, в первую очередь путем создания специальных органов по надзору за страховой деятельностью на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;

2)       

2)создание нормативных актов надзора за страховой деятельностью, выработку единых методических принципов организации и осуществления страхового дела;

 

3)      определение специальных требований к страховым организациям, установление лицензирования и сертификации страховой деятельности;

 

4)      установление единых квалификационных требований к руководителям и специалистам страховых организаций, сюрвейерам, аварийными комиссарами и т.п.

 

Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.                  Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, действующим на основании Положения, утверждаемого Правительством РФ (Закон о страховании. Ст. 30).

     Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 19 апреля 1993 г. №353 (с изменениями от 24 октября 1994 г.) было утверждено Положение о Федеральной службе России по надзору за cтраховой деятельностью.

    Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью была создана для осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о страховании, регулирования единого страхового рынка в РФ на основе установления общих требований по лицензированию и ведению государственного реестра страховых организаций, контроля за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, методологии страхования, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страхования.

      Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1177 Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью упразднена, а ее функции переданы Министерству финансов Российской Федерации (Собрание законодательств РФ. 1996. №34. Ст. 4082), где образован Департамент страхового надзора, осуществляющий функции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

     Основными  функциями федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью являются:

 

1)      выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

 

2)      ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

 

                                                                     

                                                                             21

 

 

3)      контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков:

 

4)      установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности:

 

5)      разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным законодательством к компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;

 

6)      обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства РФ о страховании.

 

   Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью для выполнения возложенных на него функций вправе:

1)      получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на него функций информацию от организаций, в том числе банков, а также от граждан;

 

2)      производить проверки соблюдения страховщиками законодательства РФ о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;

 

3)      при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;

 

4)      обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства РФ, а также о ликвидации организаций, осуществляющих страхование без лицензий.

 

   Территориальные органы страхового надзора. Правительством РФ по предложению федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, согласованному с заинтересованными органами государственной власти, созданы территориальные органы страхового надзора в целях соблюдения требований законодательства РФ по вопросам страхования и создания условий для эффективного развития страховых услуг, а также защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Территориальные органы страхового надзора осуществляют непосредственный надзор за страховой деятельностью в субъектах РФ, для чего они наделены правом проводить проверки достоверности представляемой страховыми организациями отчетности и соблюдения страхового законодательства, получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на них функций информацию от организаций, в том числе банков, а также от граждан.

 

 

                                                           

 

 

                                                                              21

 

    Территориальные органы страхового надзора осуществляют свою деятельность под руководством федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, а по вопросам, входящим в компетенцию республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Санкт-Петербурга, — во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

     Во исполнение Постановления Совета Министров — Правительства РФ от 26 июня 1993 г. №609 «О территориальных органах страхового надзора» (Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1993. №27. Ст. 2557) приказом Росстрахнадзора от 3 августа 1993 г. №02-02/21 было утверждено Положение «Об инспекции Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью (Инспекции Росстрахнадзора)» (Российские вести. 1993. №154), возложившее на территориальные органы страхового надзора следующие функции:

Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности. Лицензирование