Виды и функции страхового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:40, реферат

Описание работы

Страхование, как и любой вид коммерческой деятельности, начинается с создания органа, выполняющего страховые операции, т.е. страховой компании. Эта задача решается через организационное управление, объекты которого: 1) формирование структуры и системы управления; 2) механизм реализации управленческих функций; 3) разработка регламентов и т.п. Функции страхового управления реализуются посредством административных, экономических и социально-психологических методов.

Файлы: 1 файл

Страхование реферат.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Организационная структура  страховой организации - это формальные правила, разработанные ее менеджерами  для разделения труда и распределения  должностных обязанностей между  работниками, определения нормы  управления и линий соподчинения, а также для координации задач организации.

Организационная структура  важна потому, что позволяет работникам осознать свое место в организации, благодаря чему они могут работать вместе для достижения целей компании и получать удовлетворение от своего вклада в ее деятельность.

Кроме того, структура - это  единственный способ перейти от стратегических планов к действию. Без структуры  невозможна координация действий сотрудников  и самые лучшие планы никогда  не смогут быть выполнены.

Страховые компании делятся на организационные структуры по управлению (менеджменту) и по сферам деятельности.

Наиболее  широкое распространение в мире получила организационная структура по менеджменту «Руководство в соответствии с сотрудничеством», опирающаяся на такие принципы как:

1. Решения  в страховой компании не принимаются  односторонне, то есть сверху, одним  лишь руководством;

2. Сотрудники  страховой компании не только  руководствуются распоряжениями  начальства, но и имеют свои  сферы деятельности в соответствии  со своими полномочиями и компетенциями;

3. Ответственность  не концентрируется на верхнем  уровне управления организацией, она является частью компетенции  других сотрудников по сферам  деятельности.

4. Вышестоящая  инстанция в организационной  структуре страховой компании  имеет право принимать те решения, которые нижестоящие инстанции не вправе принимать;

5. Ведущим  принципом структуры менеджмента  является делегирование полномочий  и ответственности сверху до  низу. Это означает, что каждому  сотруднику предоставляется определенная сфера деятельности, в рамках которой он обязан действовать и принимать решения самостоятельно, а так же нести ответственность за принятые решения. Руководитель структурного подразделения не имеет права вмешиваться в сферу деятельности своих подчиненных, если не возникли серьезные проблемы, он должен главным образом осуществлять контроль за работой своих подчиненных.

При такой  организационной структуре управления каждый сотрудник, независимо от того, на каком уроне он работает, отвечает только за то, что он сделал или не сделал в рамках своих полномочий. За ошибки сотрудника начальник отвечает лишь в тех случаях, когда он не выполнил свои обязанности руководителя, то есть если не достаточно тщательно подобрал сотрудников, не провел с сотрудниками соответствующего инструктажа, не проконтролировал действия своих сотрудников. Четкое разделение ответственности - за руководство и за действия - является важным фактором при определении, кто отвечает за ошибки. Анализ деятельности сотрудников на всех уровнях представляет собой учет интеллектуального потенциала страховой компании.

Функциями, которые должно выполнять высшее руководство страховой компании являются:

    • определение общей цели страховой компании на данном этапе;

    • разработка соответствующей стратегии и планирование работы страховой компании;

    • разработка структуры менеджмента;

    • разработка концепции маркетинга;

    • определение финансовой политики, формирование сфер деятельности (личное страхование, имущественное страхование, страхование ответственности и т.д.);

    • координация между собой сфер деятельности;

    •  решение кадровой и социальной политики.

Организационная структура  страховой компании по сферам деятельности означает, что функции страховой  компании формируются вне зависимости  от способностей сотрудников (их квалификации), а в соответствии с данной организационной структурой. При этом руководствуются следующим: во всех подразделениях и на всех уровнях имеются сотрудники, превосходящие по своим способностям уровни занимаемых ими положений и полномочий; вместе с ними есть и сотрудники, способности которых не соответствуют или частично соответствуют требованиям занимаемой должности.

Общие принципы формирования организационной системы (структуры) управления страховой организацией предусматривают создание центров  управления по двум основным признакам - иерархическому и функциональному.

Иерархическое построение центров управления страховой организацией (вертикальная структура) предусматривает  выделение различных уровней  управления. В настоящее время  наиболее распространены двух- или трехуровневые структуры управления, где первый уровень представлен аппаратом управления страховой организацией в целом, а последующие - службами управления отдельными ее структурными единицами и подразделениями.

Функциональное построение центров управления страховой компанией (горизонтальная структура) основано на разделении их по функциям управления или видам деятельности. В рамках этой системы носитель функций, т.е. сотрудник, получает указания не от одного, а от ряда вышестоящих сотрудников, одновременно о своей деятельности он информирует не одного человека, а определенное число сотрудников, которые работают в той же области. Но в рамках дисциплинарной ответственности он подчиняется лишь одному начальнику.

Каждая вертикальная структура имеет определенные каналы реализации властных полномочий и обмена информацией. Распределяя задания, полномочия и обязанности, вертикальная структура формирует систему соподчиненности - направления, по которым распределяются властные полномочия между различными уровнями организационной структуры.

Наиболее простая и  распространенная система соподчиненности  называется линейной организационной  структурой. В ней четко определены направления реализации полномочий от высшего уровня управления к низшим. Здесь право давать указания предоставляется по отношению ко всем нижестоящим сотрудникам и применительно ко всем функциям, которые они осуществляют.

Более сложная система, известная под названием линейно-штабной  организационной структуры, возникла в силу необходимости сочетать специализацию с управленческим контролем. В организации этой формы четко выражена соподчиненность сверху донизу, но она также включает в себя функциональные группы работников (штабные органы), находящихся под началом административного аппарата. Они дополняют линейную организационную структуру, предоставляя консультации и специализированные услуги, но не входят в структуру соподчиненности линейной организации. Иначе говоря, они не могут давать указания другим подразделениям организации.

Такие "штабы" существуют в основном для:

- установления связей  с общественностью;

-осуществления контроля за деятельностью предприятий, принадлежащих данной страховой компании, но не входящих в ее структуру (дочерние фирмы);

- осуществления работ  по планированию;

- предоставления правовых и налоговых консультаций.

Потребностям сегодняшнего дня в наибольшей мере соответствует  функциональная структура, поскольку  организации нуждаются в системах координации и делового общения  между работниками различных  отделов на различных уровнях. Функциональная структура координирует деятельность страховой организации, облегчая общение и обмен информацией между отделами.

Управление (отдел) личного  страхования осуществляет работу, связанную  с разработкой, ценообразованием и  продвижением на рынок всех видов личного страхования.

Управление (отдел) имущественного страхования осуществляет аналогичную  деятельность в отношении покрытия имущественных рисков и рисков гражданской  ответственности.

В составе названных  управлений могут существовать операционные отделы, отделы андеррайтинга, экспертные группы, занимающиеся вопросами подготовки страховой документации, учета договоров страхования, оценки рисков и расчета страховых резервов, оценки ущерба и организации выплат страховых сумм и возмещений и т.п.

Управление (отдел) перестрахования  и международных отношений проводит работу, связанную с передачей  части ответственности страховой  компании по объектам страхования другим страховщикам, в том числе и  иностранным компаниям, с организацией взаимодействия с последними.

Финансово-аналитическое  управление (отдел) проводит работу по организации ведения бухгалтерского учета хозяйственных операций страховщика, ведения его финансовой и статистической отчетности, по организации взаимодействия со службой внешнего аудита, внебюджетными фондами, государственной налоговой инспекцией; занимается вопросами текущего и перспективного планирования деятельности страховой компании, вопросами инвестиционной деятельности и т.п.

Управление (отдел) маркетинга занимается вопросами, связанными с исследованием рынка, разработкой новых страховых продуктов, ценовой политикой страховой компании, организацией продвижения страховых продуктов компании на рынок, а также с организацией, координацией и рационализацией деятельности региональной сети страховой компании и т.п.

Управление (отдел) кадров осуществляет работу по подбору, аттестации, повышению квалификации кадров страховой  компании, рационализации их численности.

Юридический отдел обеспечивает юридическое обеспечение деятельности страховщика, связанное с выставлением претензий, представлением интересов страховщика в суде и арбитраже, разработкой внутренних нормативных документов страховой компании и др.

Управление (отдел) личного  страхования осуществляет работу, связанную  с разработкой, ценообразованием и продвижением на рынок всех видов личного страхования.

Управление (отдел) имущественного страхования осуществляет аналогичную  деятельность в отношении покрытия имущественных рисков и рисков гражданской  ответственности.

В составе названных управлений могут существовать операционные отделы, отделы андеррайтинга, экспертные группы, занимающиеся вопросами подготовки страховой документации, учета договоров страхования, оценки рисков и расчета страховых резервов, оценки ущерба и организации выплат страховых сумм и возмещений и т.п.

Управление (отдел) перестрахования  и международных отношений проводит работу, связанную с передачей  части ответственности страховой  компании по объектам страхования другим страховщикам, в том числе и  иностранным компаниям, с организацией взаимодействия с последними.

Финансово-аналитическое  управление (отдел) проводит работу по организации ведения бухгалтерского учета хозяйственных операций страховщика, ведения его финансовой и статистической отчетности, по организации взаимодействия со службой внешнего аудита, внебюджетными фондами, государственной налоговой инспекцией; занимается вопросами текущего и перспективного планирования деятельности страховой компании, вопросами инвестиционной деятельности и т.п.

Управление (отдел) маркетинга занимается вопросами, связанными с исследованием рынка, разработкой новых страховых продуктов, ценовой политикой страховой компании, организацией продвижения страховых продуктов компании на рынок, а также с организацией, координацией и рационализацией деятельности региональной сети страховой компании и т.п.

Управление (отдел) кадров осуществляет работу по подбору, аттестации, повышению квалификации кадров страховой  компании, рационализации их численности.

Юридический отдел обеспечивает юридическое обеспечение деятельности страховщика, связанное с выставлением претензий, представлением интересов страховщика в суде и арбитраже, разработкой внутренних нормативных документов страховой компании и др.

Как было отмечено, организационная  структура страховой компании зависит от многих факторов, в том числе и от масштабов ее деятельности.

Отдел андеррайтинга  и выплат занимается разработкой  страховых программ, стандартных  страховых продуктов, правил страхования, оценкой страхового риска при  принятии на страхование, определением размера ущерба при страховом случае, урегулированием ущерба и осуществлением страховых выплат.

Операционный отдел  осуществляет подготовку страховой  документации, прием и выдачу стандартных  полисов, учет договоров страхования.

Отдел продаж занимается продвижением страхового продукта компании (реклама, стимулирование сбыта, личные продажи, связи с общественностью), подготовкой коммерческих предложений, заключением договоров страхования и т.п.

Финансово-экономический  отдел проводит работу по организации ведения бухгалтерского учета хозяйственных операций компании, его финансовой и статистической отчетности, взаимодействия со службой внешнего аудита, внебюджетными фондами, государственной налоговой инспекцией, и др.; занимается вопросами текущего и перспективного планирования деятельности страховой компании, вопросами инвестиционной деятельности страховщика.

Хозяйственная служба организует ведение хозяйственной деятельности страховщика.


Информация о работе Виды и функции страхового менеджмента