Культурно-познавательный туризм Самарской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Цель: рассмотрение особенностей проектирования
Объект: культурно-познавательный туризм
Предмет: культурно-познавательные туры по Самарской области
Задачи:
1. Рассмотреть данный вид туризма
2. Изучить особенности создания и разработки культурно-познавательного туризма

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………3-4
2. Культурно-познавательный туризм…………………………….…………5-7
3. Особенности создания и разработки культурно-познавательного туризма……………………………………………………………………..7-11
4. Характеристика видов ресурсов Самарской области по культурно-познавательному туризму……………………………………..…………12-18
4.1 Понятие туристских ресурсов…………………………...……………..12-13
4.2. Классификация туристских ресурсов……….…………………..…….13-15
4.3. Туристско-рекреационные ресурсы………………………….……..15-16
4.4. Историко-культурные ресурсы……………………………..………….16-18
5. Заключение………………………………………………………………….19
6. Список источников и литературы………………………………………….20
7. Предложения Самарских туристических организаций по культурно-познавательному туризму........................................................................21-25

Файлы: 1 файл

курсовая тур-рекр проектирование1.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Особенности организации размещения и питания.

     Договор о твердой  закупке мест с полной оплатой. По такому договору фирма гарантирует  гостинице полную оплату выделенной квоты мест, независимо от их заполнения. При таких условиях фирма выторговывает  более низкие цены на размещение в  гостинице, чем обычно. Договор о текущем бронировании. Это наиболее типичный договор для туристских фирм, особенно тех, которые занимаются организацией индивидуального туризма. По такому договору фирма не получает от гостиницы никакой квоты мест. При обращении клиента она направляет гостинице заявку на бронирование и только по получении от нее подтверждения производит продажу гостиничных услуг. При таком договоре действуют обычные тарифы на гостиничные места.

     В любом варианте договоров  следует предусматривать (оговаривать) следующие условия:

  1. стоимость номеров и бронирования;
  2. тип номеров и их число;
  3. продолжительность (сезоны) обслуживания;
  4. свободные периоды;
  5. графики заезда туристов;
  6. сроки и продолжительность разового обслуживания;
  7. набор входящих услуг;
  8. количество и форму организации питания - варианты предоставления питания в ресторане гостиницы (завтрак, полу пансион, полный пансион, шведский стол и т.д.);
  9. языки, на которых необходимо говорить персоналу;
  10. сроки подтверждения заезда туристов (бронирования);
  11. сроки снятия заездов без предъявления штрафных санкций;
  12. штрафные санкции по величине и срокам отказа;
  13. скидки на большой заезд или на постоянную загрузку;
  14. материальная ответственность за недозаезд (количественный), срыв заезда, отказ от размещения гостей;
  15. другие специфические вопросы (входит ли в стоимость пользование сауной, бильярдом, время работы бассейна, набор дополнительных услуг и пр.).

Кроме того, важно обратить внимание на гарантии, которые нам  дает партнер - поставщик услуги (гарантирует ли гостиница обещанное размещение). Условие о невозможности обратного повышения цен (цены можно повышать только на не проданные услуги).

В договоре о питании  должны быть:

  1. количество единовременно обслуживаемых туристов;
  2. регулярность и величина заказов;
  3. вид питания (шведский стол, обслуживание и др.);
  4. примерные варианты меню;
  5. примерные цены на различные рационы питания;
  6. скидки на большое количество клиентов или на постоянное обеспечение клиентуры;
  7. сроки подачи заявок на питание;
  8. определенные сроки снятия заказов без предъявления штрафных санкций;
  9. материальная ответственность за срыв питания с той или с другой стороны с указанием сроков наступления материальной ответственности и др.

 

 

4.Характеристика видов ресурсов Самарской области по культурно-познавательному туризму

 

4.1 Понятие туристских  ресурсов

 

     Туристские ресурсы – природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил. Эти объекты составляют или могут составить основу туристического продукта. Туристские ресурсы определяются в процессе социально-экономической и правовой деятельности. Для определения туристских ресурсов используются следующие механизмы.  
1. Создается реестр этого вида ресурсов, который включает:  
классификацию  и  оценку  ресурсов;  
         • порядок использования и доступа туристов к ресурсам с учетом предельно  допустимых  нагрузок;  
         • режим охраны ресурсов мероприятия и источники финансирования и развития,  меры  восстановления  ресурсов;  
         • режим охраны.  
2. Создается кадастр туристских ресурсов, который включает:  
         • оценку и картографические характеристики территорий;  
         • порядок осуществления контроля за санитарно-гигиеническим и экологическим  состоянием  территории;  
         • порядок осуществления контроля над видами хозяйственной деятельности;  
         • порядок выделения территории как территории целевого туристского использования  и  развития.  
          Там, где нет каких-либо туристских ресурсов, туризм не может быть в принципе. Отдельные туристские ресурсы предполагают лишь туризм в ограниченных масштабах, поскольку в данном случае посещение объектов туристского интереса может быть связано с опасностью для жизни человека, или этот интерес имеет кратковременный ресурс по каким-либо показателям, чаще всего временным. Некоторые ресурсы и объекты приобретают статус национального символа или святыни и тогда к ним устремляется неиссякаемый поток  поклонников.  
         Туристские ресурсы определяются географическими и климатическими факторами, а также особенностями инфраструктуры района. Иногда синонимом туристского ресурса является туристский потенциал.  

4.2.  Классификация  туристских ресурсов.   

     Туристские ресурсы делятся на природные и социально-экономические. Туризм, как никакая другая отрасль, заинтересован в постоянном сохранении и улучшении природной среды — важнейшего своего ресурса. В свою очередь природные туристские ресурсы можно классифицировать по тем же признакам, по каким географы классифицируют естественные (природные) ресурсы.   
          Например, туристские ресурсы можно рассматривать по:  
         • принадлежности к определенным компонентам природной среды — климатическим, водным,  лесным;   
      •  их функциональному назначению — оздоровительному, познавательному  спортивному;   
      • степени изученности.  
        К социально-экономическим туристским ресурсам можно отнести историко-культурные объекты (памятники и памятные места, музеи и т. д.) и явления (этнографические, политические, производственные и т.д.); кроме того, для развития отрасли необходимы финансовые, материальные и  трудовые  ресурсы.   
         Предлагается и такая классификация ресурсов отдыха и туризма - разделить их на непосредственные и косвенные. Первые можно определить как ресурсы, которые используют сами туристы (красота ландшафта, лечебно-оздоровительные свойства местности, объекты познания и т. д.). Для освоения непосредственных ресурсов, без которых не существует туристской отрасли, привлекают косвенные ресурсы: сырьевые, энергетические, финансовые, материальные, трудовые и т. п. Таким образом, этот вид ресурсов вторичен. Такая классификация отражает специфику использования территории для туризма и подчеркивает ведущую роль непосредственных рекреационных ресурсов. Ведь территориальные различия именно этого вида ресурсов лежат в основе рекреационного использования того или иного места.  
Всемирная туристская организация предложила все ресурсы разделить на семь больших  групп:   
•  природные  богатства;  
•  энергетические  богатства;  
• человеческий фактор (с точки зрения демографических данных и аспектов культуры);  
• институциональные, политические, юридические и административные аспекты;  
• социальные аспекты, особенности социальной структуры, уровень и традиции в сфере образования, здравоохранения и отдыха;  
• различные блага и услуги, транспорт, связь, инфраструктура сферы отдыха и развлечений;  
•  экономическая  и  финансовая  деятельность.  
         Такая группировка ресурсов позволяет наиболее рационально и комплексно подойти к формированию и оценке туристских продуктах на разных уровнях, включая национальный, региональный и местный.  
К основным свойствам туристских ресурсов относятся:  
•аттрактивность (привлекательность);  
•доступность;  
•степень  изученности;  
•значимость  для  показа  (зрелищность);  
•пейзажные  и  видеоэкологические  характеристики;  
•социально-демографические  характеристики;  
•потенциальный  запас,  емкость;  
•способы  использования.  
        Итак, можно сказать, что туристские ресурсы условно делятся на естественные (природного происхождения) и искусственные (созданные в результате человеческой деятельности). Динамичное развитие туризма и рекреации нуждается в развитии и тех и других ресурсов, поскольку даже при очень высокой ценности природных ресурсов отсутствие современной инфраструктуры, средств связи, предприятий спорта и досуга негативно отразится на значимости территории как туристского центра. 

4.3.Туристско-рекреационные ресурсы. 
      Среди всех видов туризма важнейшую социально-экономическую роль приобрел туризм, ориентированный на рекреацию – на восстановление и развитие физических и духовных сил человека, его трудоспособности и здоровья.  
        Для рекреационно-ориентированного сектора экономики природные ресурсы, получившие в экономике название «природные рекреационные ресурсы», имеют решающее значение, так как от их количества и качества зависят тип рекреационных услуг и специализация туристско-рекреационных комплексов в  целом.  
        В научной литературе подробно описаны отдельные виды рекреационных ресурсов, которые в зависимости от типа местности называют туристскими или  курортными.  
      Особая роль принадлежит природным ресурсам, которые формируют туристско-рекреационную  специализацию  региона.  
Природные ресурсы с точки зрения их происхождения – это сумма всех физических, биологических и энергоинформационных ресурсов, использование которых зависит от рекреационного спроса и специализации региона.   
      С точки зрения экономики природными ресурсами являются элементы и силы природы, которые могут использоваться в производственной и непроизводственной сфере для удовлетворения потребностей людей. Общественная полезность природных ресурсов положительно или отрицательно изменяется в результате деятельности человека.  
      Среди многочисленных функций природных ресурсов как средств производства большую актуальность приобретает их использование в качестве средств восстановления духовных и физических сил человека.  
Природные ресурсы обладают рекреационным и туристским потенциалом. Природные рекреационные ресурсы можно классифицировать следующим образом:  
• происхождению;  
• видам рекреационного использования;  
• скорости исчерпания (быстро исчерпаемые, медленно исчерпаемые, неисчерпаемые);  
• возможности самовосстановления и культивирования (возобновимые, относительно  возобновимые,  невозобновимые);  
• возможности восполнения (восполнимые и невосполнимые);  
• по возможности замены одних ресурсов другими. 
  
 4.4. Историко-культурные  ресурсы. 
    Историко-культурный потенциал страны является основой культурного (познавательного) туризма и включает всю социо-культурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия:   
•  памятники  археологии;  
•  культовая  и  гражданская  архитектура;  
•  памятники  ландшафтной  архитектуры;  
•  малые  и  большие  исторические  города;  
•  сельские  поселения;  
•  музеи,  театры,  выставочные  залы  и  др.;   
•  социокультурная  инфраструктура;  
• объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства,  технические  комплексы  и  сооружения.  
       При посещении другой страны туристы воспринимают в целом культурные комплексы, составной частью которых является природа.  
Особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура является одним из основных элементов туристского интереса.   
       Многие регионы богаты такими уникальными историческими территориями, как древние города, усадебные и дворцово-парковые ансамбли, комплексы культурной архитектуры, исторические постройки, историко-культурные памятники и др. Они не должны оставаться застывшими образованиями. При организации уникальных территорий следует сочетать традиционные формы деятельности, исторически сформировавшие эти территории, с инновационными видами, к числу которых относится и туризм. Причем новые виды деятельности должны дополнять, а не подавлять сложившиеся хозяйственные, социокультурные и природные процессы.   
      При развитии туристской инфраструктуры важно не нарушать исторический облик территории. Каждый вновь создаваемый туристский центр (объект) должен соответствовать национальным особенностям и традициям и одновременно иметь свой неповторимый облик. Создание природно-исторических парков должно содействовать спасению ценнейших памятников истории и культуры как целостных архитектурно-ландшафтных и культурных комплексов. Необходимо осуществлять охрану и восстановление памятников культуры и истории рукотворного, природного и традиционного ландшафтов, которые также рассматриваются как непреходящие исторические ценности, национальное  достояние.  
      Культурное, историческое и природное наследие принято делить на следующие категории:  
• достояние, используемое в основном туристами (фестивали, представления,памятники и др.);  
• достояние смешанного пользования (менее значительные исторические памятники  и  музеи,  театры,  заповедники  и  др.);  
• достояние, используемое в основном местным населением (гражданские сооружения, культовые объекты, кинотеатры, библиотеки и др.)  
По комплексной оценке специалистов, географический туристский потенциал России достаточно высок, его величина отражает привлекательность туристских территорий для посещения туристами, как российскими, так и зарубежными,  он  составляет  55,8  %.  
       Таким образом, Россия из года в год укрепляет свои позиции на высококонкурентном мировом рынке туристских услуг, в том числе за счет целого комплекса уникальных ресурсов и культурно-исторических памятников, которыми располагает.  
Памятники истории, культуры и природы являются национальным достоянием страны. Освоение территории для туристских целей требует бережного подхода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     Курсовой проект выполнялся по теме «Культурно-познавательный туризм Самарской области». В процессе выполнения работы была достигнута поставленная цель — рассмотреть особенности проектирования данного вида туризма.

     Учитывая все перечисленные культурно - познавательные центры, можно сделать вывод, что во всех рассмотренных центрах развитие туристской сферы, а именно познавательного туризма, имеют огромный потенциал и перспективы к дальнейшему развитию, т. к. на сегодняшний день этот вид туризма становится одним из самых популярных у молодежи, а это, как известно, самая активная категория туристов. Следовательно, этот вид туризма будет развиваться и расширять свои границы для людей, желающих познавать и открывать для себя что - то новое.

Список источников и литературы

1. Богачев А.В., Пяткина И.А. Рынок туристских услуг Самарского мегаполиса: Монография. – Самара: Издательство «самарский муниципальный институт управления», 2009.

Использовались такие поисковые системы, как:

2. www.yandex.ru

3. www.google.com

и сайты Интернета:

4. http://www.y-ra.ru/samara-touristic.html

5. http://www.premiertur.ru/samaratour/out-of-town-activity

6. http://www.tourbina.com/tours/samara/regional_excursions

 

7. Предложения Самарских туристических организаций по культурно-познавательному туризму

 

     Множество Самарских туристических организаций предлагает культурно-познавательные туры по Самаре и Самарской области для жителей города и его гостей. Вот примеры некоторых туров:

    По Самаре:

  • «Самара Космическая» - Самара по праву считается столицей ракетно-космической отрасли России. Достижения самарских ученых, конструкторов, инженеров и рабочих, занимающихся космическим машиностроением, неоспоримы и давно признаны специалистами всего мира. Познакомиться с историей самарского самолетостроения и ракетно-космической техники можно на экскурсии Самара Космическая.
  • «Куйбышев – запасная столица с посещением Бункера Сталина» -  В 1991 году, когда Куйбышев переименовали в Самару, в центре города был открыт для посетителей объект, о котором на протяжении полувека знали только несколько человек. Сейчас бункер Сталина, который считается самым глубоким сооружением времен Второй Мировой войны, пользуется среди иностранных туристов, приезжающих в Самару, особой популярностью. Подземные сталинские апартаменты свидетельствуют о том, что главнокомандующий советскими войсками из-за угрозы захвата Москвы немцами не исключал возможности переезда в Самару. Строительство секретного бункера началось в конце февраля 1942 года. К этому времени Куйбышев, куда было эвакуировано из Москвы советское правительство, аппарат ЦК ВКП(б) и 22 иностранные миссии, официально являлся запасной столицей Советского Союза. Если бы Москва была взята врагом, руководство военными действиями осуществлялось бы с волжских берегов, возможно, из бункера.
  • Автобусная экскурсия с посещением одного из крупнейших заводов России - "Pepsi" - Самарский завод - самый "старший" завод Пепси в России. В его стенах производятся всеми любимые напитки: ПЕПСИ, ПЕПСИ Лайт, ПЕПСИ Макс, 7Up, АКВА МИНЕРАЛЕ, МАУНТИН ДЬЮ, АЙРН-БРЮ, МИРИНДА, ФИЕСТА, чаи ЛИПТОН, тоники ЭВЕРВЕСС. Всем знакомы эти названия, но интересно было бы узнать, какой путь они проходят, чтобы появиться на полке магазина и попасть к нам в руки! Во время экскурсии Вы увидите производство, склады и узнаете секреты изготовления всеми любимого лимонада. Вы посетите цеха, где создается этот необыкновенный шипучий напиток и тара для него, увидите купажное отделение, где смешиваются ингридиенты, а также понаблюдаете как на Ваших глазах «Pepsi».
  • «Самара православная и иноверческая» - 3-х часовая экскурсия, дающая представление о Самаре как о многонациональном и веротерпимом городе. Единственный на всей Волге католический костел, самое высокое здание старой Самары взметнул свои шпили на 47 метров. Евангелическо-лютеранский приход Святого Георгия. Синагога, открытая в 1908 г. и рассчитанная на 1 тыс. человек, была признана шедевром мировой архитектуры и включена в десятку лучших синагог мира. Самарская Соборная мечеть – образец мусульманской архитектуры конца ХХ века - самая крупная в Европе. Начиная от часовни Святителя Алексия экскурсия пройдет по основным улицам старой Самары, где православные храмы мирно соседствуют с лютеранской кирхой, католическим костелом, синагогой и мечетью.
  • «Экскурсия по Самаре – классическая» - Речной вокзал- часовня Св. Алексия — пл. Революции — ул. Куйбышева — Художественный музей — Кирха — ул. Некрасовская — ул. Фрунзе — Филармония — Костёл — усадьба А.Толстого — Дом Курлиой — пл. Чапаева — Драм театр — Бункер Сталина — ОДО — Пивоваренный завод — Иверский монастырь — Струковский сад — пл. Куйбышева — ул. Молодогвардейская — Европейский квартал — Пл.Славы — Самарская пл. - ул. Полевая — ул. Ново-садовая — памятник Ракеты — носителя «Союз» - КРЦ «Звезда»- Постников Овраг — Часовня св. Татьяны — Государственный Университет — Загородный парк- гостиница Ренессанс — Современник — Дача купца Головкина — собор Кирилла и Мефодия — памятник самолёту ИЛ -2 — Ботанический сад.

    

     По Самарской области:

  • «Каменистая пустыня -  Тропой Петра I к горе Петров камень (г.Жигулевск)» -  Единственный город, расположенный на территории Самарской Луки - это город Жигулёвск. Краеведческий музей города с его интерактивной экспозицией. В устье Морквашинского оврага, у подножья Лысой горы берёт начало тропа Петра Великого. По преданию, великий император взбирался на вершину и даже оставил там камень с собственноручно сделанной надписью. Подъём на вершину не прост. Узкая  каменистая тропка вьётся по склону горы. На пути к вершине только одно дерево смогло уцепиться корнями и как-то устоять на крутом склоне. Каменистые уступы в одном месте напоминают ступени пирамиды. На вершине "примостился" каменный сокол. Действительно, утёс очень похож на эту птицу, присевшую отдохнуть, да так и застывшую на века. Когда-то на Лысой горе было древнее городище, остатки которого можно разглядеть и до сей поры.
  • «Ширяево - Теплоходная прогулка вдоль Самарской Луки» - Путешествие на Самарскую Луку по Волге-матушке. Вдоль Сокольих и Жигулёвских гор, через знаменитые Жигулёвские ворота. Подлинной жемчужиной Самарской Луки можно назвать село Ширяево. Оно раскинулось в устье Ширяевского оврага. В селе есть музейный комплекс, который включает в себя  музей И.Е.Репина и  поэта Ширяевца. Вы сможете подняться на смотровую площадку и полюбоваться волжскими просторами с высоты птичьего полёта. И, конечно же, штольни. Ширяевские штольни впечатляют своими размерами и красотой каменного царства. Для желающих - пеший поход в Каменную чашу по ширяевскому оврагу к источнику Николая Чудотворца. Для любителей покорять вершины - гора  Верблюд. Вы сможете подняться на самую высокую точку этой горы. Кто знает, может, на этом месте  сидели в давние времена атаманы и высматривали суда, идущие по Волге.
  • «Технический музей "АВТОВАЗ" (г.Тольятти)» - На сегодняшний день это один из крупнейших в России музейно-парковых комплексов, он занимает площадь в 38 га, в нем насчитывается более 460 крупных и около 3 000 мелких экспонатов. В 2003 г. администрацией Самарской области техническому музею был вручён приз "Серебряная чайка" за высокие достижения в области туризма в номинации "Лучший объект экскурсионного показа".
  • «Святыни Земли Самарской – ТАШЛА. К источнику Иконы Божией Матери "Избавительница от бед"» -  Село Ташла - одна из Святынь Самарского края. Сюда устремляются люди из нашей области и других регионов России люди за водой, исцелением не только от телесных страданий, но и душевных мук. В живописном овраге расположен источник со святой водой.  В старинном Свято - Троицком деревянном храме хранится необыкновенная икона. Чудотворная икона "Избавительница от бед", явленная у села 21 октября 1917 года. Маленькая, с блокнотный лист, но обладающая огромной целительной силой. Перед этой иконой находится огромное количество даров, приношений, оставленных здесь в благодарность за избавление от бед. В рамках экскурсии в с. Ташла посещается Свято-Троицкий храм, св.источник. Во время экскурсии дается информация о структуре воды, о важности употребления положительно заряженной воды. В Маршрут экскурсии также входит посещение энерго-информационной Пирамиды.
  • «Свет нерукотворных икон - Экскурсия в Утевку на родину иконописца Гр.Журавлева» - В 1858 году в благодатном и красивейшем месте, в селе Утевка, что расположено в Самарской губернии, появился на свет удивительный человек - Григорий Журавлев. От рождения он был лишен рук и ног, но был наделен большим талантом к рисованию. Талант этот проявился у Григория еще в детстве. Нередко можно было увидеть как маленький Гриша, крепко зажав в зубах прутик выводит на земле фигуры людей и животных. В 22 года Григорий окончил Самарскую мужскую гимназию. В иконописной мастерской Алексея Сексяева изучил законы живописи и стал профессиональным иконописцем, после чего возвратился в родную Утевку. Писал он иконы, крепко держа кисть в зубах, стоя на полу перед маленьким столиком. Иконы его работы обнаружены за пределами России. Также известно, что Григорий по приглашению царя Николая II ездил в столицу, где он писал семейный портрет царской семьи. В Утевке сохранился Храм, построенный по проекту Григория Журавлева и им же расписанный, дом, в котором он жил.

Информация о работе Культурно-познавательный туризм Самарской области