Виды оздоровительной рекреационной двигательной активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Чем комфортнее становится жизнь современного человека, тем больше у него шансов стать заложником гиподинамии. В зоне риска оказываются люди самых разных возрастов (дети, подростки, люди среднего и старшего возраста) и профессий: от клерков до работников физического труда, связанного с однообразными узконаправленными движениями

Содержание работы

Вступление.
Физическая рекреация как продукт изучения разных дисциплин. Соотнесение понятий "досуг" и "рекреация"
Выражение результата физической рекреационной деятельности
Физическая рекреация как основа деятельности по удовлетворения биологических и социальных потребностей человека.
Значение физической рекреации в качестве необходимого компонента жизни и деятельности людей
Особенности и признаки физической рекреации. Рекреалогия, как новое научное направления в оздоровлении и воспроизводстве здоровья практически здоровых людей.
Формы физической рекреации.
Частные задачи физической рекреации
Особенности физической рекреации в детском возрасте.
Подвижная игра, как средство рекреации в детском возрасте.
Особенности рекреации у людей старшего и пожилого возраста.
Физическая рекреация как способ сохранения здоровья работоспособного населения.
Рекреационный туризм как полезный способ проведения досуга
Структура рекреационного обслуживания в Украине.
Выводы.
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая .docx

— 291.31 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

 

 

 

«ВИДЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РЕКРЕАЦИОННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»

 

 

РУКОВОДИТЕЛЬ – ХХХХХХХХХХХХХ

Объем работы -   ___31____  страница

Работа выполнена

студенткой ХХХХХХХХ

группы ХХХХХХХ

ХХХХХХХХХХ

2014 год

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:

  1. Вступление.
  2. Физическая рекреация как продукт изучения разных дисциплин. Соотнесение понятий "досуг" и "рекреация"
  3. Выражение результата физической рекреационной деятельности
  4. Физическая рекреация как основа деятельности по удовлетворения биологических и социальных потребностей человека.
  5. Значение физической рекреации в качестве необходимого компонента жизни и деятельности людей
  6. Особенности и признаки физической рекреации. Рекреалогия, как новое научное направления в оздоровлении и воспроизводстве здоровья практически здоровых людей.
  7. Формы физической рекреации.
  8. Частные задачи физической рекреации
  9. Особенности физической рекреации в детском возрасте.
  10. Подвижная игра, как средство рекреации в детском возрасте.
  11. Особенности рекреации у людей старшего и пожилого возраста.
  12. Физическая рекреация как способ сохранения здоровья работоспособного населения.
  13. Рекреационный туризм как полезный способ проведения досуга
  14. Структура рекреационного обслуживания в Украине.
  15. Выводы.
  16. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Вступление.

 

Чем комфортнее становится жизнь современного человека, тем больше у него шансов стать заложником гиподинамии. В зоне риска оказываются люди самых разных возрастов (дети, подростки, люди среднего и старшего возраста) и профессий: от клерков до работников физического труда, связанного с однообразными узконаправленными движениями

 

Гиподинамия выражается в снижении мышечной деятельности из-за сидячего образа жизни или же недостаточной двигательной активности, вызванной каким-либо заболеванием.

 

Признанная болезнью XXI века, гиподинамия, по статистике ВОЗ, ежегодно становится причиной смерти более чем 1,5 млн человек. Коварство этого заболевания в том, что оно развивается незаметно и постепенно, затрагивая все системы организма и вызывая серьезные осложнения.


Отсутствие полноценных физических нагрузок пагубно сказывается на здоровье человека, вызывая такие симптомы, как повышенная утомляемость, общая слабость, вегетососудистая дистония, учащенное сердцебиение, негативный психоэмоциональный фон.

 

При гиподинамии ухудшается работа сердечно-сосудистой системы, что может привести к гипертонии и ишемической болезни сердца.

 

Сниженная мышечная деятельность замедляет обмен веществ и уменьшает эффективность работы пищеварительного тракта. Последствиями гиподинамии могут стать запоры, чувство тяжести в желудке, метеоризм и воспаление геморроидальных узлов.

 

Опорно-двигательный аппарат также страдает от недостаточного мышечного тонуса. При гиподинамии возрастает риск развития остеопороза, остеоартроза и остеохондроза.

 

Редкая двигательная активность вызывает недостаточное поступление кислорода в ткани организма. Особенно страдает от гипоксии нервная система, что выражается в постоянной сонливости, снижении работоспособности, бессоннице и раздражительности.

 

Гиподинамия провоцирует развитие ожирения из-за сбоев в работе эндокринной системы, а у женщин вызывает появление целлюлита.

 

Главным оружием в борьбе с гиподинамией является здоровый образ жизни, включающий в себя правильное питание и оздоровительную рекриационную двигательную активность, предусматривающую регулярную физическую активность всех групп населения.

 

  1. Физическая рекреация как фрагмент изучения разных дисциплин. Соотнесение понятий "досуг" и "рекреация"

Физическая рекреация -  использование любых видов двигательной активности (физические упражнения, игры, физический труд и т.п.) в целях физического развития и укрепления здоровья.

Имея глубокую предысторию, тем не менее, физическая рекреация стала предметом научных исследований в отечественной науке относительно недавно - с середины 60-х гг. XX в. Она - фрагмент изучения разных научных дисциплин (рекреалогии, теории физической культуры, курортологии, экономики, социальной психологии, культурологии)

В отечественной науке физическая рекреация изучается преимущественно в рамках теории физической культуры, последняя считается ее родовым понятием, обосновываясь тем положением, что наличие в словосочетании "физическая рекреация" слова "физическая" исходно ориентирует на сферу физической культуры, воздействие на состояние организма человека, т.е. на его биологическую основу.

Но дело не только в словах-символах, описывающих материальные и идеальные реалии, сами по себе существующие дефиниции физической рекреации еще ничего не предрешают. Поскольку ни одна дисциплина не существует в готовой, замкнутой и неизменной форме, позволяющей точно охватить всю ее сущность, она является постоянно изменяющейся системой и в разных исторических, социально-экономических условиях может иметь разное дефинитивное значение, подчас опровергая то, что еще недавно признавалось безусловным.

В современных условиях пространство действия физической рекреации неизмеримо расширяется, она наполняется новым содержанием за счет новых научных фактов, полученных другими смежными науками, ее изучающими. Поэтому вполне справедливо рассматривать ее как междисциплинарную науку и считать основным родовым понятием рекреацию, а физическую рекреацию наряду с социальной, психологической, географической и другими одним из ее видов. Не утрачивая своего значения в восстановлении и оздоровлении организма человека, физическая рекреация в рамках рекреации наполняется новым содержанием, обогащается новыми функциями и рассматривается как многомерный феномен, область объективной реальности, в которой проявляется активность человека - двигательная, физическая, психическая, социальная. Восстановление организма человека, как традиционно считалось, - важная, но не единственная функция физической рекреации.

Рассмотрение физической рекреации в рамках научной дисциплины рекреалогии выдвигает необходимость определить ее предметные границы, т.е. область реальности, в которой она функционирует, и ожидаемый рекреационный эффект.

Одной из исследовательских парадигм физической рекреации является рассмотрение ее как одной из форм организации досуга человека. В отечественной науке досугу как форме и периоду отдыха после выполнения профессиональных, семейных обязанностей и удовлетворения естественных потребностей, обеспечивающих жизнедеятельность человека (сон, прием пищи и т.п.), уделяется еще недостаточно внимания. Между тем досуг - не менее важная сфера жизнедеятельности человека, чем профессиональный труд. Еще в конце XIX в. французский социолог Габриель Тард, читая свои лекции по экономической психологии, пророческим тоном провозглашал наступление эпохи досуга. "Экономическая жизнь человека, - отмечал он, - состоит не только из работы, но и досуга. И досуг, который экономисты почти полностью игнорируют, в определенном смысле даже более важен для изучения, чем работа, ведь досуг существует для работы, а работа для досуга" .

Понятие "досуг" как самостоятельная или организованная форма отдыха еще четко не определено, нет единого понимания соотнесения понятий "досуг" и "рекреация". Состоявшийся в 1964 г. в Осаке (Япония) I Международный конгресс по рекреации не внес существенных уточнений о месте рекреации в сфере досуга человека. Известный французский социолог Дюмазедье определяет досуг как определенные занятия, которые индивид осуществляет по собственной воле - отдых, развлечение, самосовершенствование знаний, повышение своей квалификации, участие в общественной жизни - после того как он выполнит свои профессиональные и общественные обязанности. Согласно мнению отечественного социолога А.С. Орлова, рекреация является одной из функций досуга, она всегда есть деятельность, основа физической рекреации - двигательная деятельность с использованием физических упражнений. Следует отличать биологическую форму рекреационного поведения человека от его социальной рекреационной деятельности.

Биологически активное поведение и творческая социальная деятельность - две плоскости анализа физической рекреации. В современном понятии физической рекреации явно просматривается действие социально -психологических и культурных факторов, влияющих на возникновение потребностей в организации своего досуга за счет использования двигательной активности. По мнению американского ученого Дж. Келли, рекреация в сфере досуга всегда связана с восстановлением сил - физических и духовных, т.е. ей должна предшествовать какая-то деятельность, после которой необходима рекреация. Но она не должна ограничиваться только восстановлением сил, истраченных в процессе труда, мы должны восстанавливать свои силы для более широких целей. Только тот человек, который живет созидательно и творчески выше среднего уровня эффективности, использует свой потенциал сполна и приближается к состоянию максимального здоровья.

Здоровье само по себе не может быть целью физической рекреации, оно является лишь таким состоянием человека, которое позволяет ему жить творческой жизнью. Физическая рекреация в сфере досуга - один из аспектов этой жизни. В психологической литературе здоровье рассматривается не только как объективно регистрируемое состояние человека, но и как субъективно оцениваемое самочувствие, определяемое и физическим, и духовным, душевным состоянием. Биологический адаптивный компонент физической рекреации, таким образом, является важным, но не единственным ее элементом.

 

  1. Выражение результата физической рекреационной деятельности

Результат физической рекреационной деятельности можно выразить в следующих значениях:

        1. Биологическое. Она способствует восстановлению функций организма человека после профессионального труда, оптимизирует состояние его здоровья.

 

        1. Социологическое. Способствует интеграции людей в социальную общность, усвоение социального опыта, культурных ценностей. Процесс социализации в данном контексте включает два плана действий: адаптацию к социуму, функционирующую преимущественно на врожденном механизме саморегуляции человека, и самоопределение в социуме, определение своего места в нем посредством осознанного отношения к происходящим событиям, принятия или отторжения их.

 

        1. Психологическое. Формирует эмоциональное состояние, возникающее под влиянием чувства свободы, радости, благополучия и внутреннего удовлетворения, освобождения от напряжения и стресса. Свободу в данном случае следует понимать в двух измерениях: внешнюю - от принуждения, насилия, давления, запрета и внутреннюю - субъективную, духовную - свободу воли, свободу самостоятельного выбора действий, свободу творчества. Разумеется, между этими измерениями свободы существует взаимосвязь, а не противоречивость.

 

        1. Эстетическое. Ответная рекреация на красоту своего тела, окружающего мира, возможность его познания в более широком значении.

Выдающийся английский философ Бертран Рассел утверждал, что уметь с умом распорядиться досугом - высшая степень цивилизованности. Досуг составляет 30--35% свободного времени, но, по данным отечественных социологов, лишь 10--12% людей умеют разумно организовать свой досуг, занимаясь в спортивных секциях, культурно-образовательных учреждениях.

Особую озабоченность вызывает тот факт, что физическая культура в сфере досуга, дающая рекреативный эффект, занимает 38% у младших школьников и только 10% - у старших. Воспитание культуры проведения досуга, использование двигательной активности, дающей рекреативный эффект, должно опираться на формирование у человека осознанного отношения к своему здоровью как необходимому элементу его полноценного развития. Физкультурная деятельность на досуге должна создавать оптимальные условия для творческого самовыражения, самореализации внутренних резервов занимающихся, невостребованных в должной мере в обычных условиях. Но в современных условиях возникло острое противоречие между потребностью общества и каждой личности в рациональном использовании досуга и отсутствием развитой инфраструктуры досуга, научно-методических рекомендаций по применению конкретных форм физической рекреации. К сожалению, научная организация труда значительно опережает развитие научной организации досуга. Забота о здоровье, его укреплении и сохранении на долгие годы еще не стала "второй религией", как это имеет место в некоторых зарубежных странах.

Таким образом, досуг и физическая рекреация как одна из форм его проведения являются важными факторами совершенствования психофизического состояния человека, его духовного мира, системы ценностных ориентаций.

  1. Физическая рекреация как основа деятельности по удовлетворения биологических и социальных потребностей человека.

Слово "рекреация" ( от лат. "гесгео") означает: восстанавливать, подкреплять, освежать, укреплять, ободрять, отдыхать, приходить в себя, возрождаться, выздоравливать. Понятие "физическая рекреация" означает, что в процессе восстановления, выздоровления, отдыха преобладает двигательная активность, используются физические упражнения.

Основу содержания физической рекреации составляет деятельность по использованию физических упражнений и других видов двигательной деятельности для удовлетворения специфических биологических и социальных потребностей каждого человека или группы лиц.

Информация о работе Виды оздоровительной рекреационной двигательной активности