Барьеры общения и методы эффективного общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:58, реферат

Описание работы

Все мы постоянно находимся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми. И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям. Возникновение психологических и коммуникативных барьеров общения существенно мешает как общению отдельных индивидов, так и целых социальных слоёв. А так как человек – существо социальное – общение ему просто необходимо. Именно поэтому эта проблема актуальна в наши дни.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Барьеры общения……………………..………………………..…….…...…4
1.1Барьеры взаимодействия……………………………………………………6
2.Техника общения. Методы предотвращения коммуникативных барьеров...7
2.1 Основные правила предотвращения конфликтов и некоторых барьеров общения……………………………………………………………..……………8
2.2 Этика поведения и правила ведения беседы……………………….…...…9
3. Невербальное общение как способ понять собеседника………………....12
Заключение……………………………………………….…………………….15
Список использованной литературы……………….…………………………17

Файлы: 1 файл

этикет.docx

— 38.04 Кб (Скачать файл)

   МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

              Альметьевский государственный нефтяной институт

    

              Кафедра гуманитарного образования  и социологии

 

                      КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                              (Реферат)                                      

         По курсу:  «Деловой этикет и культура коммуникации»

   На тему: « Барьеры общения и методы эффективного общения»

 

 

                                                                  Выполнил студент  группы 42-82 В

                                                                  № зачетной книжки - 2

                                                                  Абрамова Екатерина

                               Проверил: к.п.н., доцент

                                                                  Кузина Р.З.

                                        

        

 

 

 

 

                                  

                                       Альметьевск 2012

                                              Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Барьеры общения……………………..………………………..…….…...…4

1.1Барьеры взаимодействия……………………………………………………6

2.Техника общения. Методы предотвращения коммуникативных барьеров...7

2.1 Основные правила предотвращения конфликтов и некоторых барьеров общения……………………………………………………………..……………8

2.2 Этика поведения и правила ведения беседы……………………….…...…9

3. Невербальное общение как способ понять собеседника………………....12   

 Заключение……………………………………………….…………………….15

Список использованной литературы……………….…………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Введение

Все мы постоянно находимся  в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с  близкими людьми и совсем незнакомыми.

 И, конечно же, огромное  количество контактов, в которые  ежедневно вступает человек, требует  от него выполнения целого  ряда условий и правил, позволяющих  ему общаться, сохраняя личное  достоинство и дистанцию по  отношению к другим людям. 

Возникновение психологических  и коммуникативных барьеров общения  существенно мешает как общению  отдельных индивидов, так и целых  социальных слоёв. А так как человек  – существо социальное – общение  ему просто необходимо. Именно поэтому  эта проблема актуальна в наши дни.

Всякое продвижение работников по службе в хозяйственной или  любой другой сфере деятельности происходит обычно в результате того, что работники преуспевают на порученном участке. Приступив к  работе в новой должности, они, однако, обнаруживают, что им требуется нечто  большее, чем имеющиеся у них  специальные знания и опыт. От них  требуется умение устанавливать  отношения и общаться с людьми, умение точно выражать свои мысли  и умение внимательно слушать  других. И все же из всех умений, определяющих общение, умение слушать является самым  необходимым, и именно оно требует  совершенствования в наибольшей степени.

 Проблемой барьеров  в общении учёные занимались  всегда. Эта тема прежде всего связана с такими именами, как Э.Берн, З.Фрейд, Л.П. Буева, А. С.Золотнякова, Б.Д.Парыгин, М.С. Каган, А. А. Бодалев.

 

 

 

1. Барьеры общения

Причиной психологического барьера могут служить социально-культурные различия между партнёрами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной  интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать  и само восприятие партнёра по общению  как лица определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста. Например, огромное значение для возникновения  барьера играет авторитетность коммуникатора  в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. Само нежелание  прислушиваться к мнению того или  иного человека часто объясняется  его низкой авторитетностью.

Психологические барьеры  в общении возникают незаметно  и субъективно, нередко они не ощущаются самим человеком, но незамедлительно  воспринимаются окружающими. Человек  перестает ощущать неверность своего поведения и уверен, что общается нормально. Если он обнаруживает несоответствия, начинают развиваться комплексы.

Перечислим психологические  барьеры, которые возникают в  процессе общения людей.

Первое впечатление считается  одним из барьеров, который может  способствовать ошибочному восприятию партнера по общению.

Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки. Выражается в следующем: внешне беспричинно человек начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или по каким-то скрытым причинам.

Барьер отрицательной  установки, введенной в опыт человека кем-либо из других людей. Вам сообщили отрицательную информацию о ком-то, и складывается негативная установка по отношению к человеку, о котором вам мало что известно, нет опыта личного взаимодействия с ним. Таких негативных установок, привнесенных извне, до вашего личного опыта общения с конкретным человеком надо избегать. К новым людям, с которыми предстоит общаться, надо подходить с оптимистической гипотезой.

Барьер «боязни» контакта с человеком. Бывает, что вам необходимо вступить в непосредственный контакт с человеком, но как-то неловко. Обычно такой барьер характерен для людей, испытывающих сложности в общении, имеющих в целом низкий уровень общительности.

Барьер «ожидания  непонимания». Вы должны вступить в непосредственное взаимодействие с человеком в деловом или личностном общении, но вас волнует вопрос: правильно ли вас поймет партнер? Причем здесь нередко исходят из того, что партнер обязательно должен понять неверно. Начинают прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения.

Барьер «возраста» - типичный в системе обыденного общения. Возникает в самых разнообразных сферах человеческого взаимодействия: между взрослыми и детьми (взрослый не понимает, чем живет ребенок, что является причиной многих конфликтов), между людьми разных поколений. Люди постарше нередко осуждают поведение молодых, как бы забывая себя самих в этом возрасте. Молодые раздражаются, посмеиваются. Возникают осложнения в межличностных отношениях. Возрастной барьер в общении опасен и в семейных отношениях, и в системе служебного взаимодействия.

Эстетический  барьер возникает в том случае, когда партнер неопрятно, неряшливо одет или обстановка в его кабинете, вид рабочего стола не располагают к беседе.

Комфортному общению может  препятствовать и разное социальное положение партнеров, особенно если один из них привык испытывать трепет перед начальством.

Барьер отрицательных  эмоций возникает в общении с расстроенным человеком. Если партнер, который обычно с вами вежлив, встречает вас нелюбезно, разговаривает не поднимая глаз и т.п., не спешите принимать это на свой счет: может, он не в состоянии справиться с плохим настроением из-за хода собственных дел, семейных неурядиц и т.п.

Состояние здоровья человека, физическое или духовное, также влияет на то, как человек общается. Наблюдательным людям не составляет большого труда  по внешним признакам догадаться о том, что происходит с человеком, выбрать соответствующий тон, слова  или сократить время общения, чтобы не утомлять собеседника, которому нездоровится.

Психологическая защита, выстраиваемая  деловым партнером, - серьезный барьер общения.

 Барьер двойника заключается в том, что мы невольно судим о каждом человеке по себе, ждем от делового партнера такого поступка, какой совершили бы на его месте. Но он ведь другой. Его позиция в этой ситуации определяется его нравственными нормами и установками.

1.1. Барьеры взаимодействия.

Мотивационный барьер возникает, если у партнеров разные мотивы вступления в контакт, например: один заинтересован в развитии общего дела, а другого интересует только немедленная прибыль. В таком случае лучше с самого начала выяснить намерения друг друга, согласовать мотивы сотрудничества. Если это не удастся, совместная работа обречена на неудачу.

Барьер некомпетентности. Некомпетентность партнера вызывает чувство досады, ощущение потерянного времени. Если партнер совсем не разбирается в проблеме, лучше вежливо «свернуть» разговор; если он владеет вопросом частично, а обратиться больше не к кому, нужно ввести его в курс дела, не подчеркивая при этом свою большую осведомленность.

Этический барьер возникает тогда, когда взаимодействию с партнером мешает его нравственная позиция, несовместимая с вашей. Идти ли на компромисс, каждый решает сам, а вот пытаться перевоспитать или стыдить партнера не рекомендуется.

2. Техника общения. Методы предотвращения коммуникативных барьеров

Техника общения - это способы  пренастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы - предпочтительные средства общения, включая вербальные и невербальные.

Существует множество  приёмов повышения эффективности  общения, избегания коммуникативных  барьеров. Назовем некоторые из них.

Приём "имя собственное" основан на произнесении вслух имени-отчества партнера, с которым общается работник. Это показывает внимание к данной личности, способствует утверждению  человека как личности, вызывает у  него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями, тем самым  формируется аттракция, расположение работника к клиенту или партнеру.

Приём "зеркало отношений" состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем, что "я - ваш друг". А друг - это  сторонник, защитник. Возникает чувство  защищенности у клиента, что образует положительные эмоции и вольно или невольно формирует аттракцию. Приём "золотые слова" заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, способствующих эффекту внушения. Тем самым происходит как бы "заочное" удовлетворение потребности в совершенствовании, что ведёт также к образованию положительных эмоций и обусловливает расположенность к работнику.

Приём "терпеливый слушатель" вытекает из терпеливого и внимательного  выслушивания проблем клиента. Это  приводит к удовлетворению одной  из самых важных потребностей любого человека - потребности в самоутверждении. Её удовлетворение, естественно, ведёт  к образованию положительных  эмоций и создаёт доверительное  расположение клиента.

Приём "личная жизнь" выражается в привлечении внимания к "хобби", увлечениям клиента (партнера), что  также повышает его вербальную активность и сопровождается положительными эмоциями.

2.1.Основные правила предотвращения конфликтов и некоторых барьеров общения

Исследователи указывают - поскольку  конфликты часто порождают такое  эмоциональное состояние, в котором  трудно мыслить, делать выводы, подойти  творчески к разрешению проблемы, то при разрешении конфликтной ситуации придерживайтесь следующих правил.

1. Помните, что в конфликте  у человека доминирует не разум,  а эмоции, что ведет к аффекту,  когда сознание просто отключается,  и человек не отвечает за  свои слова и поступки.

2. Придерживайтесь многоальтернативного  подхода и, настаивая на своем  предложении, не отвергайте предложение  партнера, задав себе вопрос: "Разве  я никогда не ошибаюсь?" Постарайтесь  взять оба предложения и посмотрите, какую сумму выгод и потерь они принесут в ближайшее время и потом.

3. Осознайте значимость  разрешения конфликта для себя, задав вопрос: "Что будет, если  выход не будет найден?" Это  позволит перенести центр тяжести  с отношений на проблему.

4. Если вы и ваш собеседник  раздражены и агрессивны, то необходимо  снизить внутреннее напряжение, "выпустить пар". Но разрядиться на окружающих - это не выход, а выходка. Но если уж так получилось, что потеряли контроль над собой, попытайтесь сделать единственное: замолчите сами, а не требуйте этого от партнера. Избегайте констатации отрицательных эмоциональных состояний партнера.

5. Ориентируйтесь на положительное,  лучшее в человеке. Тогда вы  обязываете и его быть лучше.

6. Предложите собеседнику  встать на ваше место и спросите:

"Если бы вы были  на моем месте, то что бы  вы сделали?" Это снимает критический  настрой и переключает собеседника  с эмоций на осмысление ситуации.

7. Не преувеличивайте  свои заслуги и не демонстрируйте  знаки превосходства.

8. Не обвиняйте и не  приписывайте только партнеру  ответственность за возникшую  ситуацию.

Информация о работе Барьеры общения и методы эффективного общения