Государственный служащий, проблемы этики, компетенции и ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 20:07, реферат

Описание работы

Создание высокоэффективной государственной гражданской службы, рассматриваемой в органической связи со всей системой государственного управления, является необходимым условием укрепления российской демократической государственности, повышения авторитета и действенности власти. Сегодня для государственного строительства формирование широкого слоя высококвалифицированных государственных гражданских, способных обеспечить эффективность и безупречность работы органов государственной власти, является одной из важнейших задач.
По мнению специалистов, "унаследованную от прежнего общественного строя административно - командную систему лишь внешне пытались подстроить под решение новых задач; при этом прежние командно-клановые структуры ослабли, а адекватной замены им не возникло".

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Правовой статус государственного служащего в Российской Федерации………...5
1.1 Государственный гражданский служащий - основные понятия……………….................5
1.2 Особенности прохождения государственной гражданской службы в Российской Федерации………………………………………………………………………………………..7
Глава 2. Основные понятия и проблемы соблюдения требований к служебному поведению гражданского служащего………………………………………………………………………12
2.1 Принципы служебного поведения государственных служащих…………………..........12
2.2 Проблемы соблюдения этических и моральных норм государственными гражданскими служащими……………………………………………………………………………………...16
2.3 Проблемы компетенции государственных гражданских служащих соблюдения этических и моральных норм государственными гражданскими служащими…………….21
Глава 3. Этический кодекс как действенный механизм формирования нравственности государственного служащего………………………………………………………………….24
3.1 Анализ модельного этического кодекса государственного служащего РФ и кодекса поведения государственных служащих РФ…………………………………………………..24
3.2 Мероприятия по внедрению и соблюдению этического кодекса государственными служащими……………………………………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………………………...29
Список использованной литературы……

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ЭГС.docx

— 69.59 Кб (Скачать файл)

При исполнении своих  обязанностей государственный служащий и иное должностное лицо не должны осуществлять произвол в отношении каких бы то ни было лиц, группы лиц или организаций и обязаны учитывать права, обязанности и законные интересы других.

Осуществляя свою деятельность, государственный служащий и иное должностное лицо должны применять  наиболее эффективные и экономичные  способы решения поставленных задач, руководить с пользой, эффективно и  экономно персоналом и вверенным  ему имуществом, установками, службами и финансовыми средствами. Они  не должны использоваться для частных  целей, за исключением случаев, разрешенных  законом.

Государственный служащий и иное должностное лицо обязаны  не допускать коррупционных отношений  при исполнении своих должностных  обязанностей, вскрывать случаи коррупции  при их обнаружении.

Если государственному служащему и иному должностному лицу предлагается не должная выгода, то с целью обеспечения своей  безопасности они обязаны принять  следующие меры:

- отказаться от  не должной выгоды;

- попытаться установить  личность сделавшего такое предложение;

- избегать длительных  контактов с предполагаемым взяткодателем; 

- в случае если  подарок нельзя ни отклонить,  ни возвратить отправителю, он  должен храниться по возможности  с минимальны использованием;

- постараться иметь  свидетелей, например, в лице рядом  работающих коллег;

- в кратчайший  срок написать докладную о  коррупционной попытке, предпочтительно  занеся ее в официальный регистрационный  журнал;

- довести как  можно скорее этот факт до  сведения вышестоящего руководства  или прямо до компетентного  правоохранительного органа;

- продолжать работу  в обычном порядке, в особенности  с делом, в связи с которым  была предложена не должная  выгода.

Государственный служащий и иное должностное лицо не должны допускать, чтобы их частные интересы сталкивались с их публичными должностными обязанностями. На них лежит ответственность  за то, чтобы не допускать таких  конфликтов, какими бы они ни были - реальными или потенциальными. Во всех случаях из своего официального положения государственный служащий и иное должностное лицо не должны извлекать не причитающуюся им личную выгоду.

Когда личные интересы государственного служащего и иного  должностного лица, депутата (члена) парламента вступают в противоречие с общественными  интересами, каждый несет личную ответственность  за разрешение возможного конфликта.

Существенное требование п. 8 ч. 1 статьи Федерального закона «О государственной гражданской службе»  к служебному поведению гражданского служащего состоит в том, что  он не должен совершать поступки, порочащие  его честь и достоинство. Для  этого он должен соблюдать нормы  служебной, профессиональной этики  и правила делового поведения, всегда вести себя так, чтобы содействовать  созданию хорошей репутации соответствующего государственного органа и укреплять  веру граждан в честность, беспристрастность  гражданского служащего и эффективность  работы представляемого им органа.

С другой стороны, для того чтобы правильно ориентироваться  при выборе того или иного поведенческого действия, гражданский служащий должен быть способен придерживаться общепринятых критериев объективной оценки возникающих  различных жизненных ситуаций, руководствоваться  при этом устоявшимися нравственными  стандартами.

Следует иметь в  виду, что нормы морали, которыми руководствуются гражданские служащие, не могут основываться только на собственном  представлении о нравственности, ибо определяются они и общественными  представлениями о поведении  государственных служащих. Очевидно, что для оценки этического поведения  государственного служащего должен применяться более высокий стандарт, чем для оценки поступков других граждан. Критерии оценки поведения  гражданских служащих должны быть более  взыскательными, чем обычные устоявшиеся  представления о нравственности.

Кроме того, нельзя не принимать во внимание, что оценки нравственных и этических норм и  ценностей в современном российском социуме существенно разнятся, отличаются разновариантностью и субъективностью - особенно в условиях пересмотра, а то и отрицания сложившихся ранее норм и ценностей.

Следовательно, является порой затруднительным учесть значительное разнообразие возникающих поведенческих  ситуаций, констатировать, что в  действительности имел место поступок, порочащий честь и достоинство  гражданского служащего, и тем более  определить приемлемые меры воздействия, прежде всего дисциплинарного, за нарушение  данного требования к служебному поведению. Предусмотреть все нравственные коллизии, возникающие в практической деятельности гражданского служащего, разумеется, невозможно. И тем более  отразить их нормативно.

Поэтому представляется, что только от личной моральной позиции  и ценностных ориентации гражданского служащего зависит в решающей мере, считает ли он допустимым совершать поступки, которые могут быть истолкованы как порочащие его честь и достоинство.

Гражданский служащий обязан проявлять корректность в  обращении с гражданами. Соблюдение п. 9 ч. 1 статьи Закона представляется весьма важным для гражданского служащего. Однако критериев корректности законодатель не устанавливает. Вместе с тем в  аналогичных зарубежных правовых актах  имеются подобные нормы, понимание  которых не представляет сложности. Так, в Кодексе государственной  службы Великобритании установлено, что  государственные служащие должны стремиться решать стоящие перед ними вопросы  благожелательно, эффективно, своевременно, непредвзято и квалифицированно, а в Законе о федеральных чиновниках ФРГ установлено, что чиновник, в  частности, должен иметь необходимые  для административного работника  черты характера. Таким образом, вполне можно считать, что корректность предполагает вежливое (соблюдение правил приличия), тактичное и толерантное (поведение с чувством меры, с  соблюдением такта и выдержки), доброжелательное отношение гражданского служащего не только к гражданам, но и к руководителям, коллегам и  подчиненным.

Автором была поставлена цель в выявлении критических  моментов в деятельности государственных  служащих с использованием материалов социологических исследований.

Этика представляет собой кодекс поведения, предписывающий определенный тип человеческих взаимоотношений, который представляется оптимальным  с точки зрения исполнения государственными служащими их профессиональной деятельности, а также социально-философское  истолкование культурно-гуманистического назначения этой профессии.

Рост социальной значимости этического момента в  деятельности государственных служащих современной России обусловлен многими  причинами политического, экономического и социального характера.

Трансформация социально-политической системы, экономических отношений, переоценка ценностей создают множество  нестандартных ситуаций, которые  не регулируются правовыми нормами  ввиду их отсутствия или устаревания. От профессионализма и уровня нравственности государственных служащих как проводников  политики государства во многом зависит  не только авторитет власти, эффективность  реализации стратегических целей и  конкретных решений на всех уровнях  управления, но и социальное самочувствие общества.

Этические принципы и нормы в наиболее общей форме  выражают требования к нравственной сущности государственного служащего, назначению его деятельности, к характеру  его взаимоотношений с государством, доверенным лицом которого он выступает, и с обществом, обеспечивая взаимодействие между государством и его гражданами.

Опрос, проведенный  среди государственных служащих Министерства труда и социальной защиты, а также Министерства финансов Правительства Ставропольского  края, показал, что процесс трансформации  экономической системы и реформирования государственного правления оказывает  глубокое воздействие на характер деятельности государственной службы в целом. В качестве компонентов нравственной оценки деятельности государственных  служащих были выбраны фундаментальные  принципы административной этики: законность, справедливость, гуманизм, неподкупность  и ответственность.

Респондентам предлагалось проранжировать основные принципы деятельности госслужащих по степени значимости (1 ранг - наиболее важный принцип, 5 ранг - наименее важный принцип).

По результатам  исследования наиболее важным принципом  государственные служащие считают  соблюдение законности, это отметили 80 % респондентов, при этом две трети  респондентов - работников социальной защиты - считают, что важнее соблюдать  нормативные акты и должностные  инструкции, а не законы.

Наряду с законностью  одним из важных принципов является принцип справедливости, проявляющейся  в законном использовании властных полномочий, защите (а не имитации ее) прав и законных интересов граждан, удовлетворении их социальных ожиданий. Этический принцип справедливости конкретизируется также в нормах, требующих, в частности, никогда  не дискриминировать одних путем  предоставления льгот или привилегий других, не допускать субъективности в оценке личностно-деловых качеств  людей и так далее. По данным нашего опроса, 40 % служащих определяют этот принцип  как наиболее важный.

Из положений  Федерального закона «О государственной  гражданской службе», предусматривающих  обязанность должностного лица признавать, соблюдать и защищать права и  свободы граждан, вытекает этический  принцип гуманизма, конкретизированный в требованиях уважения к каждому  человеку, внимания к его проблемам, признания суверенитета личности и  ее достоинства, вежливости, тактичности, толерантности.

Именно поэтому  вызывает тревогу тот факт, что  больше половины опрашиваемых считают, что принцип уважения человека и  признания его суверенитета по степени  важности стоит на 4 и 5 местах. Осуществляя  служебные функции, государственный  служащий обязан руководствоваться  моральным принципом бескорыстности, независимости и неподкупности, согласовывая свои личные интересы с  общественными. Это является непременным условием его служебной деятельности. Однако, по данным нашего исследования, 50 % респондентов считают наименее важным соблюдение принципа недопущения коррупции и использования служебного положения.

Именно поэтому  этическое требование, запрещающее  должностным лицам принимать  подарки и различного рода вознаграждения за действия, связанные с исполнением  ими служебных обязанностей, нашло  свое отражение в ряде установленных  законом ограничений, связанных  с государственной службой.

Административная  власть неразрывно связана с механизмами  ответственности за принимаемые  решения и их последствия, за неисполнение и ненадлежащие исполнение должностными лицами своих обязанностей. Нравственная ответственность государственных служащих за каждое подготавливаемое и реализуемое решение и его социальные последствия особенно велика сегодня в условиях кризиса социальных структур, существенных деформаций сознания значительной части общества.

С принципом моральной  ответственности связаны такие  понятия, как гражданская совесть, честь, проявляющие в единстве слова  и дела. Данные нашего опроса показывают, что лишь 30 % государственных служащих определяют этот принцип как наиболее важный.

Следует отметить, что оцениваемые принципы составляют основу нравственной оценки деятельности государственных служащих. Они включены в этические кодексы государственных  служащих многих стран.

Нарушение принципов  влечет за собой проявления бюрократизма, произвола, несправедливости и безнравственности. Они обнаруживаются в деятельности неформальных групп в структуре  государственного аппарата, замыкающихся на свои, узко корпоративные цели и  интересы, основывающих взаимоотношения  своих членов и их поведение на этических принципах, вступающих в  противоречие с моралью общества, организации, а следовательно, и формирование «корпоративной этики».

Таким образом, необходимость  повышения этического уровня государственных  служащих связана прежде всего с ростом доверия к государству и его органам со стороны общества, а также с устранением организационных патологий в деятельности государственной службы.

2.3 Проблемы компетенции государственного  гражданского служащего

Гражданский служащий обязан осуществлять свою служебную  деятельность в рамках установленной  законодательством РФ компетенции  государственного органа.

Понятие "компетенция" означает совокупность полномочий, которыми наделен государственный орган  или должностное лицо Конституцией РФ, законами, подзаконными нормативными правовыми актами. Гражданский служащий должен соответствовать своему назначению - обеспечивать реализацию компетенции государственного органа и при этом обязан знать функции государственного органа и свои должностные функции, которые регламентированы в соответствующих нормативных правовых актах и в должностном регламенте, правильно понимать возложенные на государственный орган задачи и его предметы ведения, неукоснительно соблюдать процедуры реализации компетенции (правила, инструкции, порядки, регламенты), всегда действовать в интересах государства и общества.

Принцип профессионализма и компетентности обязывает государственных  гражданских служащих:

- быть постоянно  готовыми к осуществлению должностных  правомочий;

- хорошо знать  предмет собственной государственно-служебной  деятельности;

- знать свои  права и обязанности, активно,  в полной мере и качественно  осуществлять функции и полномочия, предусмотренные законодательством  должностными положениями и инструкциями;

- владеть правилами  и процедурами деятельности в  органах государственной власти;

- иметь общую  и профессиональную подготовку;

- знать юридические  и нравственно-этические нормы  в сфере служебной деятельности.

Осуществление этого  принципа обеспечивается множеством законодательных  и иных нормативных правовых актов. Положение государственных гражданских  служащих в значительной степени  зависит от них самих, поэтому  они должны стремиться к достижению максимально высокого уровня своей  профессиональной деятельности.

Уровень профессиональной компетентности гражданского служащего  определяется в процессе испытания  при приеме на гражданскую службу, оценки профессионализма и компетенции, в ходе аттестации либо квалификационного  экзамена.

Оценка является неотъемлемым и важнейшим элементом  в структуре управления трудом управленческого  персонала. Она представляет собой  определенную систему, имеющую достаточно сложную структуру, позволяющую  выполнять регулятивную функцию  в отношении деятельности оцениваемых  управленческих сотрудников и руководителей. Существует большое количество "за" и "против" официальной оценки управленческих кадров.

Информация о работе Государственный служащий, проблемы этики, компетенции и ответственности