История этикета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:47, реферат

Описание работы

Слово «этикет» происходит от французского etiquette. Первоначально так называли появившиеся во второй половине XVII века карточки с написанными на них правилами того, как нужно вести себя при королевском дворе. Впоследствии данное слово стало использоваться и в более широком значении –«церемониал, установленный порядок поведения». В наши дни этикетом принято называть правила, предписывающие, как человек должен выглядеть и действовать в различных ситуациях, в обществе других людей. Эти нормы непосредственно связаны с такими понятиями, как порядочность и благовоспитанность. Отнюдь не следует думать, что хорошие манеры необходимы только в высшем обществе, а обычным людям их понимание недоступно и, в общем-то, необязательно. Воспитанными и вежливыми не рождаются, а становятся.

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ ЭТИКЕТА.docx

— 190.20 Кб (Скачать файл)

Чем двусмысленнее  ситуация, чем больше опасность быть непонятым, тем больше необходимость  регламентировать отношения между  людьми. Поэтому не случаен первенец этикета — Дипломатический этикет. Уже древние греки придавали большое значение межгосударственным отношениям, они активно развивали дипломатический этикет, создав там сложную цепь необходимых ритуалов.

Затем возник придворный этикет. Каждая правящая династия создавала  вокруг себя сложный церемониал с определенной степенью торжественности. На основе придворного этикета, только в более простой форме (этакая лайт версия), формируется общегражданский этикет.

Как мы выяснили, этикет начал формироваться еще в древности, но именно в эпоху средневековья он приобретает черты, которые мы знаем сегодня. В 11 веке возникает общественная система рыцарства, впоследствии распространившаяся по всей Европе. Рыцарство оказало огромное влияние на европейский этикет, создало вокруг феодальной аристократии бесчисленное множество новых ритуалов и церемоний. Кодекс чести предписывал рыцарю соблюдать сложные этикетные процедуры: посвящение в рыцари, принятие оммажа (от французского hommage — вассальная зависимость), объявление войны и участие в турнире, служение сеньору. Даже такое личное дело, как служение избранной даме сердца, описывалось своими этикетными нормами. Отступление от этих догм даже в мелочах могло уронить достоинство рыцаря в глазах других представителей этого класса. Каждый поступок рыцаря, его одежда и ее цвета, его слова и жесты — все имело определенное символическое значение. Даже когда требовалась быстрота действий и скорость, рыцарь должен был руководствоваться не здравым смыслом, а требованиями этикета. Известен пример, когда во время битвы при Креси французские рыцари, прискакавшие к королю со срочным боевым донесением, не нашли в себе смелости первыми обратиться к королю, поскольку только он обладал таким правом по отношению к своим подданным. Когда же король, наконец, соизволил поговорить с ними, рыцари долгое время препирались, уступая друг другу почетное право докладывать королю. Никто не думал, что творится на поле брани и о том, что промедление могло губительно отразиться на ходе битвы.

Этикет в странах Западной Европы развивался под большим влиянием местных национальных обычаев и традиций. Этические нормы различных слоев общества, религиозные обряды, суеверия и предрассудки так же сильно детерминируют становление и развитие этикетных норм.

К слову: Имейте в виду!

Многие современные  правила поведения первоначально  имели совсем другой смысл при  своем возникновении (как правило, они берут свое начало из всевозможных ритуалов, которыми была пронизана жизнь древнего человека). Некоторые этикетные нормы прошлого изменились так, что сложно найти их исторические корни. Другие просто исчезли, как исчезли породившие их явления, но, так или иначе, все принятые ритуалы поведения наложили отпечаток на развитие этикета. Считается, что современный этикет наследует лучшие из обычаев прошлого, традиций поведения всех народов. Но! следует помнить об известной относительности требований этикета, они не являются абсолютными: условия их соблюдения зависят от места, времени, обстоятельств. Часто бывает, что поведение, не допустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть вполне уместным в иных условиях.

Вспомним, почему мужчина  должен идти по улице слева от женщины. Всего лишь двести-триста лет назад мужчины имели правило носить на левом бокуоружие — саблю, шпагу или кинжал. Чтобы это оружие не задевало женщину, если она рядом, становились слева от нее. Теперь такая помеха при променаде с дамой возможна лишь среди военных. Но обычай, тем не менее, сохранился для всех.

Есть обычаи, чье  происхождение выяснить практически  невозможно. Они, что называется, переходят  из поколения в поколение. Но если уж они сохранились в неизменном виде, то, вряд ли стоит оспаривать народную мудрость, благодаря которой они и сохранились. Самым почетным гостям предоставляют места посредине стола, рядом с хозяевами или напротив них. В дом или в квартиру всегда первыми входят хозяева, а затем гости, если они пришли вместе.

Итак, этикет является очень большой и важной частью общечеловеческой культуры, морали, нравственности. Он вырабатывался на протяжении многих веков. Практически нет народа, который не сделал бы свой вклад в мировую сокровищницу этикета, пусть и в соответствии со своими представлениями о добре, справедливости, человечности.

Но даже самое строгое следование безликим схемам поведения не есть корень истинно правильного поведения, главным всегда остается искреннее, радушное и доброе отношение к людям. Ведь если все мелочи этикета не подкреплены внутренней воспитанностью и высокой нравственностью, то вряд ли от этикета будет много пользы окружающим нас людям.

История этикета. Придворный этикет в России в XVIII в.


В России культура этикета распространилась значительно позднее, чем в Западной Европе. Но предшествующие этикету  формы регламентации, подкрепленные  обычаями и нормами православной морали, были широко представлены в  среде высших слоев России в ХVI— ХVII вв. Допетровская Россия берегла свой патриархальный мир от влияния западной цивилизации. Наиболее ярко русский быт и свод обычаев нашли свое отражение в изданном в ХVII в. “Сборнике правил поведения горожанина, которыми он должен руководствоваться в отношении светской власти и Церкви, семьи и слуг”.

Жизненный уклад России начал резко  меняться в эпоху Петра I. Поставив своей задачей европеизацию всего  уклада жизни России, Петр I стал с  невиданным размахом вводить различные  новшества в по вседневную жизнь и быт российского дворянства. Он преследовал три цели: приучение высших классов русского общества к формам обхождения, приобщение женщин к общественной жизни, слияния различных классов и их смешение с иностранцами. Создавались специальные руководства и наставления, где подробно разъяснялось, как надлежит вести себя в обществе в различных ситуациях, например «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Книга была предназначена для молодых дворян и учила их, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе. Молодые дворяне, отправляемые Петром I на учение в западные страны, возвращались с желанием сблизить Россию с просвещенными народами и поставить наше общество на европейскую ногу.

Число предпринятых Петром I акций  по введению новой культуры в России было велико. Правила этикета внедрялись в жизнь соответствующими указами, содержащими угрозы наказания за их невыполнение. Следует отметить, что изменения сказались в  основном на несемейной жизни. Внутри семьи сохранились те же патриархальные отношения с беспрекословным  подчинением старшему мужчине.

Придворный быт был строго регламентирован  и сопровождался сложными церемониями. Каждый день во дворце проходили торжественные  выходы членов императорской фамилии, приемы иностранных послов, аудиенции  частным липам.

Все это представляло собой тщательно  продуманные ритуалы, многие из которых  обставлялись с невероятной пышностью. За точностью их исполнения следил обер-церемониймейстер. Император требовал правильного и четкого исполнения придворных церемоний. Сам император, как и его придворные, должен был  неукоснительно следовать всем принятым условностям. Исполняя представительские  функции, монарх становился важнейшей  частью сложного механизма придворных церемоний и лишался права  на проявление симпатий и инициативы.

Приемы иностранных послов

В придворном церемониале ХVIII в. большое внимание уделялось приему иностранных послов. Порядок аудиенции послов был разработан до тонкости. Отличительная его черта — необыкновенная торжественность и пышность.

По приезде в Петербург посол  уведомлял государственного канцлера о своем приезде. На следующий  день он делал визит обер-церемониймейстеру, который давал ответный визит. Посол  приезжал ко двору на аудиенцию по извещению. В назначенный день за ним заезжал церемониймейстер в  каретах Его Императорского Величества. Кортеж состоял из трех карет. Если аудиенция назначалась в одном из дворцов, то посол принимался на приватной аудиенции и приезжал во дворец в собственных экипажах. В этом случае у кареты посла встречал церемониймейстер. На верху парадной лестницы его принимал камер-юнкер, затем до комнаты ожидания его провожал обер-церемониймейстер (справа от посла) и гофмаршал (слева). Обе половинки двери растворялись везде, где проходил посол. Все сопровождающие лица оставались вместе с послом в комнате ожидания. У дверей зала для аудиенции встречали посла обергофмаршал и обер-камергер, остальные оставались его ожидать в комнате. После аудиенции посол препровождался обратно тем же порядком. Стоящий караул везде отдавал послу военные почести, офицеры отдавали честь гостю. Церемониймейстер отъезжал с послом в придворных каретах.

Аудиенции частным лицам

Аудиенции частным лицам носили скромный И не столь церемониальный характер, как для иностранных послов. Допущенный в кабинет или зал, где назначена аудиенция, проситель должен был сделать поклон при самом входе в комнату, потом второй поклон, пройдя несколько шагов вперед, и наконец на расстоянии трех шагов от того места, где находится высочайшая особа, делал третий по клон. Начинать говорить нужно только после того, как Его Высочество обратится с каким бы то ни было вопросом. Ответы надо было давать явственно, отчетливо, но стараясь не удлинять фраз без нужды. Осанка просителя должна быть свободна и носить отпечаток чувства собственного достоинства.

Когда аудиенция окончена, надо было выйти из комнаты, не оборачиваясь спиной к высочайшей особе, а пятясь спиной до самого порога, про изводя те три поклона, которые назначены придворным церемониалом. На пороге только можно обернуться.

Во дворцах нужно было разговаривать  вполголоса, из уважения к высоким  хозяевам, пол крышей которых находишься, ступать на тихо, мягко и, вообще, сливаться с толпой придворных лиц, не стараясь ничем обращать на себя внимание.

Особое место в светской жизни  вообще и в придворной в частности  занимали балы. Балы были введены в  России Петром Великим после его  возвращения из-за границы в 1717 году. Следствием этого был издан в 1719 г. указ о собраниях-ассамблеях. Петр (сам составил правила организации  ассамблей и правила поведения  на них гостей по французскому примеру). Ассамблеи начинались каждую зиму у  государя, а оканчивались у обер-полицмейстера, а летом они проходили в  Летнем саду. По регламенту ассамблеи  продолжались с 17 до 22 часов. Очередность  созыва Петр I устанавливал сам. На ассамблеях самая большая комната отводилась поl танцевальный зал. В соседних помещениях играли в шашки и шахматы. Азартные игры были запрещены. По указу 1718 года игра в карты и кости запрещалась “под страхом кнута”. Одна комната предназначалась для курения. Петр I сам постоянно курил трубку и всем предлагал следовать его примеру. В 1697 году в России было снято запрещение на продажу табака.

Обязанности хозяина дома заключались  в предоставлении помещения и  обеспечении напитками. Никаких  церемоний, встреч, проводов с его  стороны не предполагалось.

Участие в ассамблеях должны были принимать и женщины, но дворянство относилось к этому отрицательно.

В три часа дня гости начинали съезжаться. Дамы и мужчины приезжали  в самых богатых нарядах. В  шесть часов приезжал император, и немного спустя — государыня с великими княжнами: к ней одной хозяин выходил навстречу и ее одну провожал до кареты. Излишняя учтивость к прочим гостям наказывалась осушением кубка вина Большого Орла. Дам угощали чаем, кофе, миндальным молоком, медом и вареньем, а мужчин —вином, пивом и трубками.

Музыка на ассамблеях была большей  частью духовая: трубы, фаготы, гобои  и литавры. Любовь к танцам распространялась очень быстро. При Екатерине незнание танцев считалось недостатком воспитания.

Танцы на ассамблеях делились на церемониальные и английские. Церемониальными считались польский танец и менуэт, английскими — англез, контрданс и другие. Менуэт был камерным танцем: танцующие двигались мелкими, размеренными па, стараясь придать своим фигурам изящные позы, причем дамы, грациозно опустив руки, слегка приподнимали платье. Англез отличался, наоборот, живостью и картинностью движений. Танцевали его тоже парами, причем дама как бы убегала и уклонялась от кавалера. А он следовал за ней.

В послепетровское время ведущим сословием в России было дворянство. Боярские нравы были преодолены, и в России установился период относительно спокойной и размеренной жизни.

Пышность, роскошь, сословная замкнутость, преобладание формальной стороны этикета  над его содержанием все эти  признаки были отражены в дворянском этике те второй половины ХVIII века. Законодателем роскоши и блеска господствующего класса стал императорский двор. После смерти Петра I роскошь русского двора изумляла даже французов. Влияние западноевропейской культуры усилилось. В Санкт-Петербурге и Москве появились французские модистки, парикмахеры, воспитатели-гувернеры. Строгий этикет предписывал каждому сословию свой стиль в одежде. В середине ХVIII века при дворе женщинам не разрешалось носить платья черного цвета. Во время приемов дамы должны были являться ко двору в специально сшитых для этого платьях. Обязательным в дворянской среде становится французский язык.

Все, что делалось в Париже, становилось  обязательным на Невском проспекте  и Тверском бульваре. Реверансы, чинные и важные поклоны, создавали картину  театрального спектакля. В числе  французских мод и развлечений  стал театр. Страсть к спектаклям усиливается и при дворе, и  в высшем обществе. Усиленный спрос  на драматические спектакли вызвал появление русского театра, который  впервые появился в Петербурге. Вслед за столичным, стали возникать русские театры и по провинциям. Появились первые русские драматурги и артисты (Сумароков, Дмитриевский). Интерес к театру породил интерес к французской литературе.

При Анне Иоановне праздники стали более разнообразными. Вместо шашек и шахмат стало приличным играть в карты. Но в апреле 1782 года Устав благочиния запретил карточные игры.

Во второй половине ХVIII века к Высочайшему двору могли быть представлены только те дамы, мужья которых имели чин генерала или светского человека в чине статского советника. Также ко двору мог ли быть представлены женщины, получившие шифр Государыни Императрицы, то есть если они были назначены фрейлинами к Ее Величеству. Если женщина хотела быть представленной ко двору, она могла обратиться к гофмейстерине и статс-даме императрицы.

В день представления, если оно назначено  утром, следовало надеть шелковое платье светлого цвета и шляпку. Если же вечером — то платье должно быть нарядным, с вырезом и с короткими  рукавами. Дамы обязательно надевали головной убор, а для девушек было обязательным закрепить в волосах  цветы. В процессе представления  с правой руки снимали перчатку, из уважения к императрице.

Выходы императрицы обычно проходили  днем, поэтому все дамы на девали атласные платья или платья из фая светлых, нежных тонов.

Информация о работе История этикета