Классические теории элит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:41, контрольная работа

Описание работы

Актуальностью темы на сегодняшний день важное место принадлежит использованию исторического опыта, изучению анализа, отвечающим современным условиям политической элиты. Известно, что без знания того, как развивались элитологические теории в прошлом, не-возможно научное решение вопросов элиты сего¬дня. Таким образом, при изучение исторических фактов позволит учесть уроки прошло¬го на сегодняшний день. Молоденькая наука элитология это ещё только начавшая свое формирование несмотря на то, что теории элит ведут свое начало с древнейших времен, с времен первых элитологов Платона и Аристотеля. Цель данной работы состоит в рассмотрении и анализе теории элит.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……3
I.Классические теории элит. Основоположники и классики элитологии……….5
II.Современные теории элит. Современная элитология и политическая элита………10
III. Политическая стратификация и социальное значение элит…………..…15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..19

Файлы: 1 файл

.КОНТРОЛЬННАЯ РАБОТА ПО ПОЛИТОЛОГИИ.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……3

I.Классические теории элит. Основоположники и классики элитологии……………………………………………………………………..….5

II.Современные теории элит. Современная элитология и политическая элита

…………………………………………………………………………………...10

III. Политическая стратификация и социальное значение элит…………..…15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…17

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальностью темы на сегодняшний день важное место принадлежит использованию исторического опыта, изучению анализа, отвечающим современным условиям политической элиты. Известно, что без знания того, как развивались элитологические теории в прошлом, невозможно научное решение вопросов элиты сегодня. Таким образом, при изучение исторических фактов позволит учесть уроки прошлого на сегодняшний день.  Молоденькая наука элитология это ещё только начавшая свое формирование несмотря на то, что теории элит ведут свое начало с древнейших времен, с времен первых элитологов Платона и Аристотеля.

Степень изученности данной работы была рассмотрена и показанна в таких работах как Парето, Моска, Михельс и других. Данные задачи решаются посредством изучения исторических источников и научной литературы.

Цель данной работы состоит в рассмотрении и анализе теории элит. Исходя из этой цели, были поставлены основные задачи перед контрольной работой:

- рассмотрение  классической теории элит. Основоположники и классики элитологии;

-  проанализировать современных теорий элит, современной элитологии и политической элиты;

- выявить политическую стратификацию и социальное значение элит. Предметом исследования является причины их появления, а также классификация и типология элит, данные этими авторами.

 Объектом нашего исследования является - классические и современные теории элит. К современным теориям и их истокам, постоянно просыпается интерес общества к проблеме лидерства. Несмотря на то, что исследование является социологическим, в ходе контрольной работы использовались методы и приемы чисто исторического исследования. Это прежде всего признание того, что явления общественной жизни рассматриваются во взаимной связи, как некая целостность, а не изолированно.

Объем и структура  контрольной работы состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы. В работе применялись методы аналогии, сравнения и анализа.

                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Классические теории элит.

Основоположники и классики элитологии.

Слово «элита»  в переводе с французского означает «лучшее», «отборное», «избранное». Применительно к обществу этим словом обозначается лучшая, наиболее ценная группа людей, призванная в силу их особых качеств управлять массами (термин «аристос» в древности означал «лучший», «аристократия» - власть лучших). Речь пойдет о процессах формирования собственно элитологии и ее авторах, т.е. о периоде, охватывающем последнее столетие. Признанными основателями элитологии и ее «патриархами» являются итальянские социологи Г.Моска, В.Парето, Р.Михельс. Им удалось достаточно конкретно и предметно сформулировать основные положения научно-философской концепции элиты, представить их в форме определенной системы взглядов относительно того социального слоя, который в силу обладания наибольшим количеством позитивных качеств, видов ценностей, и приоритетов (власть, богатство, происхождение, культура, сила воли, место в церковно-духовной сфере и т.д.), занимает наиболее влиятельные позиции в общественной иерархии. Они попытались сделали элиту предметом специального исследования, дать ей дефиницию, раскрыть всю структуру, раскрыть законы функционирования, роль в социальной и политической системе. Особую практическую значимость имеют открытые ими закономерности циркуляции и смены элит, элитарная структура общества как необходимость и как норматив. Первое место в формулировании современных теорий элиты принадлежит Гаэтано Моске и Вильфреду Парето. Причем между этими авторами и их последователями шел и продолжается спор о приоритете. В.Парето стал знаменит, пользовался европейской известностью задолго до того, как стал известен Моска. Впервые выдвинул целостную концепцию правящего класса имено Моска, его роли в социально-политическом процессе (в первых трудах Моски термин «элита» отсутствует, зато его широко использует Парето). Позднее Моска обвинял Парето (не без некоторых оснований) в принижении его заслуг в разработке теории политической элиты, советовал на то, что тот не сослался должным образом на его работы, которые знал и в значительной мере использовал. Во всяком случае, и Моска, и Парето высказали ряд сходных идей. Они более конкретно убедительно доказали, что наличие сильной правящей элиты во главе с авторитетным лидером - непременное условие динамичного развития общества. Гаэтаном Моско была сформулирована концепция правящего класса как субъекта политического процесса в книге «Основы политической науки», вышедшей в 1896 г. она получила широкую известность после второго переработанного и расширенного издания в 1923 г. Популярность Моски после перевода его книги на английский язык особенно возросла, под названием «Правящий класс». Обратимся к этой книге - классике элитологии. Исходный пункт концепции Моски - деление общества на господствующее меньшинство и политически зависимое большинство (массу). Закон общественной жизни – господство элит. Наличие правящих слоев становится очевидным даже при самом поверхностном взгляде: вот как формулирует Моска свое кредо по этому поводу. (Обратим внимание на эту мысль, которой обычно не придают значения и в которой, может быть, больше смысла, чем первоначально вкладывал в нее даже сам ее автор). Моска старается фиксировать наше внимание на том, что очевидно уже на уровне обыденного сознания - наличие в обществе управляющих и управляемых, то есть обыденное сознание, которому чаще всего мало ясны причины деления общества на классы, не улавливает сущности социально-политических отношений. В любом обществе есть власть имущие и есть безвластные. Во всех обществах, начиная с едва приближающихся к цивилизации и кончая современными передовыми и мощными обществами, всегда взаимодействуют два социальных класса - класс, который правит, и класс, которым правят. Первый класс, всегда менее многочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть, в то время как другой, более многочисленный, управляется и контролируется первым. Причем таким способом, который обеспечивает функционирование политического организма. Мы все можем признать существование такого класса в реальной жизни. Большинство исследователей элитаризма не случайно эту мысль приводят и комментируют как классическую формулировку основ теории элит. Но поскольку управление общественными делами всегда находится в руках меньшинства влиятельных людей, с которыми сознательно или бессознательно считается большинство, сам термин демократия у Моска ставиться под сомнение. Демократию он считает камуфляжем все той же власти меньшинства. Ее он называет плутократической, признавая, что именно в опровержении демократической теории в основном заключается задача его теоретического поиска. Но ведь известно, что власть меньшинства над большинством в той или иной степени легитимизируется, т.е. осуществляется с согласия большинства. Как же объясняет этот феномен Моска? Прежде всего тем, что правящее меньшинство всегда является организованным меньшинством, ... во всяком случае, по сравнению с неорганизованной массой. Суверенная власть организованного меньшинства над неорганизованным большинством неизбежна. В последних работах отношение Г.Моски к идеям демократии заметно меняется. Далее пойдет речь об этом. Другим основателем элитологии считается Вильфредо Парето, один из виднейших представителей позитивистской социологии конца XIX-начала XX века, заявлявший, что его цель - создать «исключительно экспериментальную социологию», подобно химии и физике. Он добился широкому проникновению в социологию математических и статистических методов исследования. Он также как и другие социологи-позитивисты, претендовавшие на строгую научность и беспартийность своей теоретической системы, он сплошь и рядом заимствовал догмы и предрассудки того социального слоя, к которому принадлежали интересы которого отстаивал. На творчество Парето оказали влияние, с одной стороны, индивидуалистические и аристократические взгляды Ницше, с другой стороны, либеральные установки позитивистов Кона, Милля. Неравенство в распределении богатства, по-видимому, зависит гораздо больше от самой природы человека, чем от экономической организации общества. Отражение социальной гетерогенности есть неточное неравное распределение богатства, т.е. неравного распределения евгенических свойств, поскольку социальные перегородки препятствуют адекватному соответствию. Указанная неравномерность связана с тем, что меньшинство управляет большинством, прибегает к силе и хитрости, причем оно стремится легитимизировать свою власть, говоря управляемым, что она выражает интересы общества, что долг большинству - подчиняться элите,  чтобы большинство признавали её законное и естественное право на богатство... Тогда, отношение Парето в целом нейтрально, в его понятии элиты не следует искать моральный или метафизический смысл, а лишь попытку объективного постижения социальной дифференциации. С его точки зрения элиту, могут составить те люди, которые оказались наверху и ведут реальную борьбу за существование. Делятся людей по разным показателям иерархического деления (авторитет, умение, образование, богатство) частично совпадают с графиком распределения богатства, и все же последний оказывается «осевым». Неизбежно деления общества на элиту и массу, Парето выводил из неравенства индивидуальных способностей людей, проявляющегося во всех сферах социальной жизни. Индивиды, обладающие большим влиянием, богатством образуют «высшую страту общества, элиту». К ней Парето относит, прежде всего коммерческую, политическую, военную, религиозную верхушку. Подлинна или неподлинна элита и имеет ли она право на данное название, не имеет смысла задаваться этим вопросом. Это элита де-факто. Мы видим предельно широкую трактовку элиты. Понимание элиты, в узком смысле можно встретить у Парето. Это та ее часть, которая играет определяющую, правящую роль в политике. В этом смысле слово элита, у Парето, оказывается аналогом политического класса Г.Моски. Итак, не все члены элиты входят в правящую элиту (т.е. понимаемую в узком смысле этого слова); некоторые из них образуют не правящую элиту. Демократические режимы Парето называл полудемократическими. Это власть элиты «лис», предпочитающая хитрость и изворотливость голому насилию, поддерживающая свое господство пропагандой, политическими комбинациями и маневрированием. Большинство человечества никогда не будет способно к самоуправлению, был убежден Михельс, даже в том случае, если когда-либо недовольным массам удастся лишить господствующий класс его власти. И все потому, что рано или поздно в среде самих масс с необходимостью появится новое организованное меньшинство, которое возьмет на себя функции господствующего класса. Но партия - это не самоцель и она не тождественна с классом или массой. Это средство достижения правящей партийной элитой определенных целей, главная из которых - государственная власть. Поэтому партии делегируют на самые высокие и авторитетные должности, особенно в парламентах, своих самых подготовленных и авторитетных представителей. Они стремятся получить наиболее влиятельные должности в аппарате государственного управления для того, чтобы, по их мнению, принести большую пользу. Неолигархическое управление большими организациями невозможно технически, в этом заключается главный вывод Михельса.  Еще раз отметим, что заслуга основателей элитологии в том, что они вычленили объект и предмет науки, систематизировали накопленные знания о правящих меньшинствах, попытались сформулировать закономерности формирования, структурирования и смены элит, особенности их функционирования в различных конкретно-исторических-условиях. Мы не исключаем, что они могли, увлекшись, что вполне естественно, предметом своего исследования, заблуждаться, в гипертрофированной форме отражать сущность, место и роль элит, недооценить роль неэлит и широких народных масс в историческом процессе. Не исключено выполнение некоторыми из них пропагандистского социального заказа на апологетику элит и власть имущих вообще. Не учитывать это в работе над первоисточниками нельзя.

 

II.Современные  теории элит. Современная элитология  и политическая элита.

Современные теории элитизма об источниках власти и способах рекрутации элит. С начала XX в., когда сформировалась классическая теория элит, прошло уже немало времени. Однако её исследовательские традиции развиваются и сегодня. В современной политической науке существует специальная отрасль знания - элитология, занимающаяся изучением условий формирования элиты, её роли в обществе, способов влияния на социальные процессы. Элиты существуют и будут существовать, несмотря на радикальные изменения, произошедшие в мире: образование стало доступным для широких слоев общества; заметно повысился уровень жизни населения большинства стран мира; утвердилось всеобщее избирательное право, открывающее доступ в политику каждому человеку. Изменились лишь источники власти политической элиты, способы её формирования в различных странах, а также научные трактовки элиты либо как однородной группы, либо как состоящей из нескольких групп. Американский политолог Ч.Р. Миллс (1916 - 1962) в работе «Властвующая элита» дал анализ элиты США середины XX в. Он определил её как группу статусов и стратегических ролей и включил туда «тех, кто занимает командные посты». Поскольку власть в современном обществе институциализирована, поскольку те, кто стоит во главе социальных институтов, занимают «командные стратегические посты в социальной структуре». Наиболее значимы для общества, по мнению Миллса, политический, экономический и военный институт. Следовательно, руководство государства, корпорации и армии составляют элиту власти, включающую три элитные группы. Между тремя институтами власти складываются тесные отношения солидарности, взаимной поддержки и обмена. Подобный характер отношений обусловлен совпадением их объективных интересов в обеспечении стабильного и прогрессирующего развития общества. Представление о современной элите как замкнутой касте сформулировал в работе «Абсолютное право» французский политолог Р.-Ж. Шварценбергер. Эта каста во Франции представляет собой «треугольник власти», состоящий из политиков, высшей администрации и деловых кругов. Она полностью контролирует власть, формирует правительство, управляет государством, руководит крупными корпорациями и банками. Олигархический характер власти, по мнению политолога, вытекает из того, что Франция не придерживается принципа разделения власти, поэтому и элита представляет собой единый класс, а не разделенные на части руководящие группы. В результате в стране сложилась сплоченная и разносторонняя элита, монополизировавшая власть в политическом, административном и экономическом секторах. Природу элиты в обществах советского типа пытался выявить социолог и политический деятель Югославии середины XX в. М. Джилас (1911 - 1995), автор концепции «нового класса». По его мнению, после социалистических революций к власти приходит новый политический класс, состоящий из бывших революционеров и государственной бюрократии. Основой класса является Коммунистическая партия. Природа нового политического класса не экономическая, как в западных странах, где элита обладает властью благодаря наличию собственности на средства производства, а политическая. В свою очередь, обладая монополией на политическую власть, этот класс подчиняет себе национальную собственность. Таким образом, в современной политической науке существуют различные определения элиты. Если в классической теории элит было два подхода к определению её природы: 1) элитистский, согласно которому элита есть группа, занимающая властные позиции в руководстве (концепция «политического класса» Г. Моска) и 2) меритократический (от лат. - meritus - заслуга, достоинство и греч. kratos - власть), рассматривающий элиту как наиболее ценную и продуктивную часть общества (концепция В. Парето), то в современных трактовках преобладает первый подход. Теории демократического элитизма. Основные положения ценностной теории элит лежат в основе концепций демократического элиттизма (элитарной демократии), получивших широкое распространение в современном мире. Они исходят из предложенного Йозерфом Шуммпертером понимания демократии как конкуренции между потенциальными руководителями за доверие избирателей. Как писал Карл Мангейм, «демократия влечет за собой антиэлитистскую тенденцию, но не требует идти до конца к утопическому уравнению элиты и масс. Мы понимаем, что демократия характеризуется не отсутствием  страты элиты, а скорее новым способом рекрутирования и новым самосознанием элиты».  Типы элит. В разных странах облик и функции политической элиты заметно различаются. Это обусловлено влиянием множества факторов, на учете которых строятся классификации элит. Та часть элиты, которая обладает государственной властью и принимает важные политические решения, называется правящей. Ту же её часть, которая лишена возможности осуществлять властные функции, обычно называют контрэлитой. По тому, как обновляется политическая элита, выделяют закрытую элиту. То есть пополняющуюся выходцами из определенных классов, сословий, например, аристократии, и не допускающую в свои ряды представителей других классов; ей противостоит открытая элита, в которую открыт доступ выходцам из всех социальных групп. Системы отбора в элиту. Зависимость динамики развития общества от эффективности политических решений, которые принимает элита, требует и тщательного отбора для выполнения властно-управленческих функций. В западных странах политика давно превратилась в профессию, поэтому процессу подготовки и отбора в элиту уделяется серьёзное внимание. Наиболее важны при этом следующие вопросы: как и из кого осуществляется отбор, кто его осуществляет, каким критериям должен отвечать кандидат на руководящую должность? В различных странах сложились присущие только им системы отбора, рекрутирования элиты. Можно выделить две таких системы: антрепренерскую и систему гильдии. Конечно, выделение этих систем достаточно условно, поскольку на практике используются их различные сочетания. Однако преобладание элементов той или иной системы рекрутирования позволяет судить о действующем механизме отбора. Антрепренерская (предпринимательская) система ориентирована на личные качества кандидата, его способность нравиться людям. При такой системе отбор кандидатов на властные позиции осуществляется из различных по имущественному положению групп общества. Систему характеризуют открытость, демократизм, ограниченное число фильтров, то есть формальных требований, которыми должен отвечать кандидат. Антрепренерская система предполагает острую конкуренцию между кандидатами на руководящие посты. В конкурентной борьбе каждый кандидат должен надеяться прежде всего на собственную изобретательность, остроумие, активность. Селекторам, то есть теми, кто отбирает, в этом случае является все взрослое население. Поэтому антрепренерская система распространена в странах стабильной демократии. Антрепренерской системе не имеют особого значения ни профессиональная компетентность кандидата, ни качество его образования. Она хорошо приспособлена к требованиям времени, момента. Например, президент США Р. Рейган начинал свою карьеру в качестве киноактера, а не профессионального политика, и не имел ни юридического, ни экономического, ни политического образования. Однако это не помешало ему стать одним из популярных президентов послевоенной Америки. Наиболее существенным недостатком антрепренерской системы отбора является возможность прихода в политику случайных лиц, авантюристов, способных производить лишь внешний эффект. Слаба предсказуемость поведения кандидатов после того, как они становятся представителями элиты. Кроме того, при антрепренерской системе высока степень неоднородности элиты, возможность конфликтов внутри неё. Система гильдии предполагает медленное продвижение кандидата вверх по ступеням власти. Это связано с множеством формальных требований к соискателю на руководящий пост: уровень образования, партийный стаж, опыт работы с людьми. Отбор кандидатов осуществляется из определенных социальных групп (сословий, классов, каст, кланов и т.д.) или партии. Система рекрутирования закрыта. Узкий круг руководящих работников партии, движения, корпорации осуществляется отбор кандидатов. Система гильдии очень консервативна, в ней отсутствует конкуренция, поэтому она склонна к воспроизводству одного типа руководителей, обрекая элиту на постепенное вымирание, превращение в замкнутую касту. И тем не менее данная система отбора обеспечивает высокую степень предсказуемости в политике, снижает возможность конфликтов внутри элиты. Элементы гильдейской системы характерны и для демократических стран, где существуют партии с сильной структурой: строгой партийной дисциплиной, фиксированным членством и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Политическая стратификация и социальное назначение элит.

Политические  взаимодействия государства, партий, элит, избирателей осуществляется на основе политических ролей и функций. Различные субъекты политики играют разные роли, и выполнять могут неодинаковые функции в политической жизни, поэтому общественная значимость выполняемых ролей и функций по-разному оценивается в обществе. Ожидаемое поведение, обусловленное политическим статусом группы, института, индивида – это политическая роль. Например, политический статус элиты определяется её правами и обязанностями в обществе: он предписывает ей право на принятие важнейших политических решений, но вместе с тем возлагает на неё ответственность за последствия их выполнения. Статус гражданина обуславливается его правами и свободами: правом выбирать и быть избранным, имеет право свободно высказывать свое мнение, отстаивать свои права в суде и т.д. Выполняемые роли и функции вознаграждаются неодинаково в силу их разной значимости для общества. Статус элиты в обществе подкреплен престижем, привилегиями, богатством. Следовательно, кроме экономического, социального, духовного неравенства, есть и политическое, обусловленное мерой участия в реализации власти. Стратификацией называется то, что порядок политического неравенства передаётся от одного поколения к другому, формирую разные политические страты. Важное значение политической элиты в обществе обусловлено ролью политики, выступающей в качестве механизма упорядочения и регуляции социальных отношений, реализации общезначимых интересов. Политическая элита осуществляет политические – управленческие функции в обществе, принимая важнейшие политические решения. Для этого ей необходимы специальные знания, которые отсутствуют у большинства населения. Кроме всего, политические элиты представляют, в политике групповые интересы, определяют оптимальные условия для их реализации и согласования. Следовательно, политическая элита - это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции, во властных структурах и непосредственно и постоянно, участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти. Существование политических элит в обществе обуславливается действием ряда объективных тенденций. Общество, как все же сложно организованные системы, нуждаются в профессиональном управляющем воздействии, что вызывает необходимость в разделении труда на управляющих и управляемых. Ему необходимы люди, обладающие специальными знаниями, навыками, опытом, способные осуществлять управленческие функции. Кроме того, политическое неравенство в обществе является результатом неравенства психических, социальных и иных условий, которые создают различные возможности заниматься политикой для разных социальных и иных условий, которые создают различные возможности заниматься политикой для разных социальных групп и индивидов. Управленческий труд высоко оценивается, и стимулируется в обществе, а близость к власти открывает широкие возможности для реализации индивидуальных потребностей. Это обстоятельство заставляет многих людей стремиться во властные институты. Существование политической элиты обусловлено пассивность широких слоев населения которые, занимаясь решение собственных повседневных проблем обычно предпочитают держатся подальше о политики. Идеи о правомерности существования в обществе меньшинств, господствующего над остальным населением, высказывались еще в древности. Так, Конфуций обосновал делением общества на «благородных мужей» (правящую элиту) и «низких людей» (простолюдинов) следованием их моральным заповедям: первые следуют долгу и закону, вторые думают, как бы получше устроиться и получить выгоду; первые требовательны к себе, вторые - к другим людям. Соблюдение моральных норм дает право на управление. Образ правящей элиты Конфуций раскрывал через социальные качества её представителей: «благородный муж в доброте не расточителен; принуждая к труду, не вызывает гнева; в желаниях не алчен; в величии не горд; вызывая почтение, не жесток».

Заключение

Анализируя  теории элит Парето, Моски и Михельса можно придти к выводу, что в  этой области гораздо более плодотворнее различия между классовым анализом и дихотомией элита - масса, и использовать понятие "политическая элита" не как альтернативу классовой дифференциации, а, напротив, для обозначения ее стороны и момента. Элита играет важную ключевую роль любого общества она неизбежна в любой политической системе.

Предметом исследования является причины их появления, а также классификация и типология элит, данные этими авторами.

 Объект нашего  исследования - классические и современные  теории элит. В этой связи закономерен  и естественен интерес общества  к проблеме лидерства, к современным  теориям и их истокам. Несмотря  на то, что исследование является социологическим, в ходе него использованы методы и приемы чисто исторического исследования. Методологическим принципом изучения истории и теории элит является принцип системного подхода. Это прежде всего признание того, что явления общественной жизни рассматриваются не изолированно, а во взаимной связи, как некая целостность.

Вывод цель данной работы состоит в рассмотрении и анализе теории элит. Исходя из этой цели, были рассмотрены основные задачи  контрольной работы:

- рассмотрели классической теории элит. Признанными основателями элитологии являются итальянские социологи Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс. Впервые выдвинул целостную концепцию концепцию правящего класс имено Моска, его роли в социально-политическом процессе. Существует классическая теория элит, в этой теории было два подхода к определению её природы: 1) элитисткий, согласно которому элита есть группа, занимающая властные позиции в руководстве (концепции «политического класса» Г. Моски) 2) меритократический, рассматривающий элиту как наиболее ценную и продуктивную часть общества. (концепции В. Парето);

 - проанализировали современные теории элит, современную элитологию и политическую элиту. О современной элите как замкнутой касте сформулировал в работе «Абсолютное право» французский политолог Р.-Ж. Шварценберг. Если в классической теории было два подхода, то современных трактовках преобладает первый подход. Теории демократического элитизма (элитарной демократии), получивших широкое распространение в современном мире.;

- выявили политическую стратификацию и социальное значение элит. Стратификацией называется то, что порядок политического неравенства передаётся от одного поколения к другому, формируются политические страты. Следовательно важное значение политической элиты в обществе обусловлено ролью политики, выступающей в качестве механизма упорядочения и регуляции социальных отношений, реализации общезначимых интересов.

Информация о работе Классические теории элит