Кодекс профессиональной этики аудиторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 20:39, реферат

Описание работы

В России зарегистрировано более 4 тысяч аудиторских фирм, из них в Москве свыше тысячи, в Санкт-Петербурге свыше 200, около 2 тысяч аудиторов получили более 15 тысяч человек.
Квалифицированные аудиторы – сравнительно высоко оплачиваемые специалисты.

Содержание работы

Введение
3
Кодекс профессиональной этики аудиторов
4
Этические нормы других государств
15
Заключение
17
Список литературы
18

Файлы: 1 файл

Аудит реферат2.docx

— 36.76 Кб (Скачать файл)

 Дело чести каждого аудитора  и консультанта – поддерживать  высокий уровень своих знаний, постоянно совершенствовать профессиональное  мастерство. Выданный государственными  органами аттестат призван подтверждать  профессиональную пригодность аудитора, свидетельствовать о необходимом  для работы уровне специальных  знаний. Но руководители аудиторских  фирм нередко встречают аттестованных  аудиторов, не имеющих достаточной  профессиональной подготовки, зачастую  не способных работать даже  ассистентами аудиторов.         

 Почему так происходит? Прежде  всего, потому, что сдать экзамены  на аттестат аудитора большого  труда не составляет. Аттестация  аудиторов стала весьма выгодным  коммерческим мероприятием. Непомерная  плата за право быть допущенным  к экзамену по замыслу тех,  кто ее предлагал и отстаивал,  должна бы способствовать отбору  хорошо подготовленных претендентов, уверенных в своих знаниях  и профессиональной пригодности  к аудиторской деятельности. К  тому же среди экзаменаторов  не многие являются работающими  аудиторами, морально готовыми отстаивать  высокий профессионализм своих  товарищей по цеху.         

 Рядом с аттестационными  центрами в тех же учебных  заведениях организовались краткосрочные  курсы, готовящие, а вернее "натаскивающие", за две-три недели соискателей  аудиторских аттестатов по программе  аттестационных экзаменов. В лучшем  случае курс "обучения" длится  два-три месяца, без серьезной  практической подготовки, самостоятельной работы слушателей с учебными и практическими материалами. Нужно разделить  центры обучения и центры приема экзаменов. Сделать это следует как можно скорее, чтобы поднять качество и обучения, и проведения экзаменов.          

 В Германии насчитывается  6 тысяч дипломированных аудиторов.  Представляется, что нам нужно  18-20 тысяч аттестованных аудиторов.  Но уже сегодня число получивших аттестаты приблизилось к этим цифрам. Аттестация продолжается теми же темпами, естественно, за счет снижения качества.          

 Аттестация аудиторов – дело  самих аудиторов. Она должна  быть в центре внимания Аудиторской  палаты России. Нужно пересмотреть  содержание и форму аттестации, прислушаться к тем, кто предлагает, кроме письменного экзамена, проводить  и устный. На письменном экзамене  вместо кратких ответов на  несложные вопросы претенденты  должны составлять заключения, справки  для руководства, иные реальные  для аудиторской деятельности  документы по материалам, предложенным  экзаменационными комиссиями. Пусть  ЦАЛАКи, как органы государства, утверждают результаты экзаменов, выдают аттестаты, а сами экзамены должны быть в руках аудиторов и Аудиторской палаты России. В ходе экзаменов претендентам нужно предлагать и тесты по этике, оценивать моральные качества претендентов, их готовность к восприятию и соблюдению этических норм на избранном поприще. Необходимо подумать и о снижении платы за аттестацию.

Статья 7. Конфиденциальная информация клиентов п.7.1. «Аудитор обязан сохранять в тайне конфиденциальную информацию о делах клиентов, полученную при оказании профессиональных услуг, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения непосредственных отношений с ними. Он не может использовать конфиденциальную информацию для своей выгоды или для выгоды любой третьей стороны».          

 В современной экономической  ситуации, сложившейся в России, важным вопросом профессиональной  этики являются налоговые отношения  с государственной казной. Дело  профессиональной чести аудиторов  и сохранения полного доверия  к ним со стороны клиентов, общественности и государственных  органов – неукоснительное соблюдение  налогового законодательства во всех аспектах. Аудиторы (аудиторские фирмы) «не должны сознательно скрывать свои доходы от налогообложения или иным образом нарушать законодательство о налогообложении в своих интересах либо в интересах других лиц».         

 «При оказании профессиональных  услуг по налогообложению аудитор  должен руководствоваться интересами  клиента». Иначе и быть не может.  Кто захочет пользоваться услугами  специалистов, изначально выступающих  в интересах третьей стороны.  Кодекс обязывает аудитора «соблюдать  налоговое законодательство и  ни в коем случае не способствовать  фальсификации с целью уклонения  клиента от уплаты налогов  и обмана налоговой службы».         

 Статья 10 п.1: «Аудиторы обязаны  доброжелательно относиться к  другим аудиторам и воздерживаться  от необоснованной критики их  деятельности и иных сознательных  действий, причиняющих ущерб коллегам  по профессии». Отдельная статья  Кодекса (ст.11) посвящена отношениям  аудиторов с аудиторской фирмой. Прежде всего, как требование  профессиональной этики, провозглашено  положение: «Аудитор обязан стремиться  осуществлять свою профессиональную  деятельность в коллективе специалистов, организованно объединенных в  аудиторскую фирму» (ст.6 п.1). Установлено,  что «аудитор, часто меняющий  аудиторские фирмы либо внезапно  покидающий ее и тем самым  наносящий фирме определенный  ущерб, нарушает профессиональную  этику». Соблюдение этого правила  позволит постепенно стабилизировать  взаимоотношения аудиторов и  аудиторских фирм, что будет способствовать  повышению общественного авторитета  аудиторской профессии.         

 Аудиторы – основной капитал  аудиторских фирм. Они не просто  наемные работники фирмы. Их  деятельность оказывает непосредственное  влияние на благополучие фирмы,  ее авторитет у клиентов, перспективы  развития. Сознавая это, аудиторская  фирма свой капитал вкладывает  в аудиторов и консультантов,  «разрабатывает методы, обобщает  нормативные акты, снабжает ими  своих сотрудников, постоянно  заботится о повышении их профессиональных  знаний и качеств».         

 Взаимоотношения аудиторской  фирмы и ее сотрудников –  аудиторов не могут регулироваться  только трудовым законодательством.  Во многом отношения аудиторов с аудиторскими фирмами основаны на моральных, этических принципах.         

 Этика взаимоотношений аудитора  с фирмой требует взаимной  ответственности, целесообразности  действий, соразмерности достигаемых  результатов, непредубежденности  в действиях и помыслах, преданности  в делах и поступках. Настоящий  руководитель фирмы всегда озабочен  тем, чтобы ни словом, ни действием  не оскорбить сотрудника, какими  бы малыми и незначительными  не были его обязанности, если  тот старается выполнить их  тщательно, со всем доступным  ему умением и профессионализмом.          

 Работающий в другой фирме  аудитор должен «воздержаться  от осуждения или восхваления  своих прежних руководителей  и коллег, от обсуждения организации  и методов работы в прежней  фирме». В свою очередь администрация  фирмы воздерживается от обсуждения  с кем бы то ни было деловых  и личных качеств своего бывшего сотрудника.

В Кодексе профессиональной этики  аудиторов прямо записано, что  «аудитор, по тем или иным причинам покидающий аудиторскую фирму, обязан добросовестно и в полном объеме передать фирме всю имеющуюся  у него документальную и иную профессиональную информацию» о выполненной работе.          

 Статья 12 п.1 «Публичная информация  об аудиторах и реклама аудиторских  услуг могут быть представлены  в средствах массовой информации, специальных изданиях аудиторов,  в адресных и телефонных справочниках, в публичных выступлениях и  иных публикациях аудиторов, руководителей  и сотрудников аудиторских фирм».          

 Кодекс не предусматривает  каких-либо ограничений в отношении  места и частоты обнародования  рекламы, размера и оформления  рекламного объявления.         

 Не допускается как противоречащие  профессиональной этике аудиторов  реклама и публикации, содержащие:

-      прямое указание или намек, вселяющий необоснованные ожидания (уверенность) клиентов в благоприятности результатов профессиональных аудиторских услуг;

-      безосновательные самовосхваления и сравнения с другими аудиторами;

-      рекомендации, подтверждения клиентов и иных третьих лиц, восхваляющих аудитора и профессиональные достоинства предоставляемых им услуг;

-      сведения, которые могут раскрыть конфиденциальные данные клиента либо необъективно представить его в ложном свете;

-      необоснованные претензии быть специалистом в определенной области профессиональной деятельности;

-      сведения, имеющие целью ввести в заблуждение или оказать давление на судебные, налоговые и иные государственные органы.

Статья 13 "Несовместимые действия аудитора" гласит, что «Аудитор не должен одновременно с основной профессиональной практикой заниматься деятельностью, которая влияет или может повлиять на его объективность и независимость, соблюдение приоритета общественных интересов  либо на репутацию профессии в  целом и потому несовместимые  с оказанием профессиональных аудиторских  услуг. Занятие какой-либо деятельностью, запрещенной практикующим аудиторам  в соответствии с законодательством, рассматривается как несовместимые  действия аудитора, нарушающие закон  и профессиональные этические нормы.          

 «Независимо от того, где  аудитор оказывает профессиональные  услуги, в своем государстве или  в другом, этические нормы его  поведения остаются неизменными» (статья 14 Кодекса).         

 Для обеспечения качества  профессиональных услуг, оказываемых  в других государствах, аудитор  обязан знать и применять в  своей работе международные аудиторские  стандарты и стандарты, действующие  в том государстве, в котором  он осуществляет профессиональную  деятельность.

Оказывая профессиональные услуги в другом государстве, необходимо руководствоваться  следующими правилами:

-      если этические нормы профессионального поведения, установленные в государстве, в котором аудитор оказывает профессиональные услуги, менее строгие, чем предусмотренные настоящим Кодексом, то необходимо руководствоваться Кодексом.

-      если этические нормы профессионально поведения в государстве, в котором аудитор оказывает профессиональные услуги более строгие, чем предус-мотренные настоящим Кодексом, аудитор обязан руководствоваться этическими нормами, принятыми в этом государстве.

-      если международные этические нормы профессионального поведения аудиторов превышают требования настоящего Кодекса, аудитор обязан руководствоваться международными требованиями с учетом содержания настоящей статьи Кодекса.         

 Все перечисленные выше нормы  профессионального поведения, определяемые  настоящим Кодексом, основаны на  международных этических нормах, разработанных Международной федерацией  бухгалтеров (IFA).

 

Этические нормы других государств         

 Этические нормы бухгалтерского  учета развивались и в других  странах. В 1905 г. первой приняла  подобные правила Американская  ассоциация общественных бухгалтеров,  позже переименованная в Американский  институт присяжных общественных  бухгалтеров. Впоследствии, все основные  общественные объединения бухгалтеров  создали свои кодексы профессиональной  этики и следовали правилам  поведения, закрепленным в них.          

 Этические требования, предъявляемые  к членам профессиональных объединений,  не носят обязательный характер. Но многие профессиональные организации  предписывают своим членам в  конце года предоставлять письменный  или устный отчет о соблюдении  норм профессионального поведения.          

 Кодексы этики различных  профессиональных организаций отличаются  друг от друга по структуре  и содержанию. Но основополагающие  концепции, провозглашенные в  этических стандартах ведущих  учетных профессиональных объединений  США, Великобритании и Австралии,  одинаковые.         

 Уровень профессионализма бухгалтеров  в США, Великобритании и Австралии  оценивается с учетом соблюдения  установленных норм этики и  ответственности за интересы  общества. Поэтому каждая профессиональная  организация бухгалтеров или  аудиторов в англоязычных странах  имеет свой собственный кодекс  этики.         

 В существующем ныне кодексе  профессиональной этики Американского  института присяжных общественных  бухгалтеров закреплены следующие  моральные нормы:

-      член организации должен быть объективным и независимым при выполнении служебных обязанностей;

-      запрещены покровительство, использующее принуждение, превышение полномочий и недобросовестная реклама;

-      разрешены консультации, предполагающие личные умения;

-      запрещено принимать участие в комиссионной продаже, кроме отдельных видов деятельности (например, компьютерные услуги и услуги, связанные с обработкой данных);

-      категорически запрещается совместительство, вымогательства.   

 Такие факты рассматриваются  как грубое нарушение профессиональной  этики.         

 Цель этического кодекса  (1987 г.) Института финансовых бухгалтеров  США – представить такое руководство  и такие правила, нарушение  которых может сопровождаться  штрафом.         

 Три правила этического кодекса  Института финансовых бухгалтеров  США посвящены описанию капитала  собственника. Прибыли работодателя  не могут включать долю главного  бухгалтера, т.е. бухгалтер не  может получать премию или  доплату за финансовые результаты, которые получены в результате  умело используемой методологии.          

 Бухгалтер не может делить  свое вознаграждение с работниками  других служб предприятия.         

 Деньги клиента, находящиеся  в ведении бухгалтера, должны  быть всегда отделены от собственных  средств бухгалтера как на его счетах, так и по способу их вложения. Для осуществления любых платежей со счета клиента бухгалтер должен вначале представить ему документы для одобрения.         

Информация о работе Кодекс профессиональной этики аудиторов