Конфликт интересов на государственной службе и порядок его разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 12:43, реферат

Описание работы

Служение интересам общества – это основополагающая задача правительств и государственных учреждений. Граждане ожидают от должностных лиц государственных органов честного, справедливого и непредвзятого выполнения своих служебных обязанностей. Общество все чаще ожидает, что правительства обеспечат условия, при которых частые интересы, деловые и иные связи государственных чиновником не смогут скомпрометировать механизм принятия государственных решений или подорвать авторитет системы государственного управления. Требования общества к государственным органам постоянно растут, поэтому неэффективно разрешенные конфликты интересов со стороны государственных чиновников способны поколебать доверие граждан к институтам государственной власти.
В стремительно изменяющихся условиях деятельности государственного сектора тема конфликта интересов и путей ее разрешения будет всегда сохранять актуальность.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................3
1. Понятие конфликта интересов в государственной службе.........................5
2. Управление конфликтом интересов и пути его разрешения в государственной службе.....................................................................................7
3. Разработка политики государственных органов в отношении предотвращения и разрешения конфликта интересов..................................10
Заключение.........................................................................................................15
Список используемой литературы...................................................................16

Файлы: 1 файл

Конфликт интересов на государственной службе и порядок его разрешения.docx

— 28.60 Кб (Скачать файл)

 

 

План

 

Введение...............................................................................................................3

1. Понятие конфликта интересов  в государственной службе.........................5

2. Управление конфликтом интересов  и пути его разрешения  в  государственной службе.....................................................................................7

3. Разработка политики государственных  органов в отношении предотвращения  и разрешения конфликта  интересов..................................10

Заключение.........................................................................................................15

Список используемой литературы...................................................................16

3

Введение

 

Служение интересам общества – это основополагающая задача правительств и государственных учреждений. Граждане ожидают от должностных лиц государственных  органов честного, справедливого и непредвзятого выполнения своих служебных обязанностей. Общество  все чаще ожидает,  что правительства обеспечат условия, при которых частые интересы, деловые и иные  связи государственных чиновником не смогут скомпрометировать механизм принятия государственных решений или  подорвать авторитет системы государственного управления. Требования общества к государственным органам  постоянно растут, поэтому неэффективно разрешенные конфликты интересов со стороны государственных чиновников способны поколебать доверие граждан к институтам государственной власти.

В стремительно изменяющихся условиях деятельности государственного сектора тема конфликта интересов и путей ее разрешения будет всегда сохранять актуальность.

Конфликты интересов, возникающие как в государственном, так  и частном секторах, тревожат общественность во многих странах мира. Ситуации, связанные с конфликтами интересов в правительстве и частном  секторе уже давно стали объектом конкретной политики, законодательства и управленческих подходов, направленных на сохранение добропорядочности и незаинтересованности механизмов принятии решений, используемых правительством и другими институтами государственной власти.

Неразрешимый конфликт интересов способен приводить к различным злоупотреблениям служебным положением. Конфликты интересов  могут обернуться серьезной проблемой в случае, например, когда чиновник оставляет государственное  учреждение и переходит в частный сектор или неправительственную организацию, или когда бухгалтерская фирма предлагает одному и тому же клиенту услуги по аудиту и консалтингу, или когда орган государственного регулирования начинает поддерживать слишком

4

тесные отношений с теми  деловыми структурами, за  которыми он должен осуществлять надзор.  В этой связи растущая обеспокоенность общества заставляет правительства принимать все меры для сохранения добропорядочности официального механизма принятия решений.

Целью работы является изучение  конфликта интересов в государственной службе и путей его разрешения.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность понятия  конфликта интересов  в государственной  службе.

2. Определить основополагающие  принципы управления конфликтом  интересов и пути  их разрешения  закрепленные в российском законодательстве

3. Изучить принципы разработки  политики государственных органов  в отношении предотвращения и  разрешения конфликта интересов. 

1.  Понятие конфликта интересов  в государственной службе

 

Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом РФ 31 июля 2008г.1 в качестве одной из главных мер  называет законодательное развитие механизма предупреждения коррупции и разрешения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе. На реализацию указанной меры направлены, в частности, положения нового Федерального закона «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года (далее – закон о противодействии коррупции)2. В то же время данный механизм не является абсолютно новым, так как это понятие используется в российском законодательстве на протяжении уже достаточно длительного времени, в том числе и применительно к публичным служебным отношениям. В связи с этим нормы указанного закона частично повторяют положения, содержащиеся в ранее принятых федеральных законах о государственной гражданской службе и о муниципальной службе, а частично представляют собой новеллы, уточняющие понятие конфликта интересов на публичной службе и предлагающие новые механизмы его разрешения.

Термин «конфликт» (от лат. conflictus - столкновение) – определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п.3

Впервые применительно к государственной службе понятие «конфликт интересов» было употреблено в «Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г. До тех пор понятие «конфликт

6

интересов» присутствовало лишь в двух российских законах – о некоммерческих организациях и о рынке ценных бумаг.  В старом законодательстве о государственной службе (прежде всего Федеральный  закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»4) решение проблемы конфликта интересов (не осознанной как таковой) состояло в системе запретов и ограничений для государственных служащих, которые во многих случаях носили чересчур общий характер, были одновременно и избыточными, и недостаточными, выполнение их с трудом поддавалось контролю. Результатом было массовое и почти неприкрытое нарушение соответствующих норм законодательства.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79 -ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»5 сформулировал перечень требований к служебному поведению государственных гражданских служащих, большое  значение имеет статья 19 закона («Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе»), основанная на следующих принципах:

- обязанность  гражданского служащего информировать  представителя нанимателя о возникшем  или потенциальном конфликте  интересов;

- обязанность  представителя нанимателя принять  меры по предотвращению или  урегулированию конфликта интересов;

- рассмотрение  проблем, связанных с соблюдением  государственными служащими требований  к служебному поведению и с  урегулированием конфликта интересов  специально созданными в каждом  государственном органе комиссиями;

- участие  в работе таких комиссий как  гражданских служащих, так и независимых  экспертов (не менее ¼ от общего  числа членов комиссии);

- единообразие  правил деятельности комиссий, положение  о которых утверждается Указом  Президента Российской Федерации.

7

2. Управление конфликтом интересов  и пути его разрешения  в  государственной службе

 

Можно дать и такое определение конфликта интересов. Конфликт интересов - это конфликт между общественно-правовыми обязанностями и частными интересами гражданского служащего, при котором его частные интересы (вытекающие из положения гражданского служащего как частного лица) способны неправомерным образом повлиять на выполнение им официальных обязанностей или функций6.

       В предложенном  определении «частные интересы»  не ограничиваются финансовыми  или материальными интересами  или теми интересами, которые  дают государственными должностному  лицу прямую личную выгоду. Конфликт  интересов может быть связан  с правомерными (в других ситуациях) действиями этого чиновника как  частного лица, его  принадлежностью  к другим организациям или  связями с ними, семейными интересами, если эти интересы могут рассматриваться  как способные с реальной вероятностью  оказать ненадлежащее влияние  на официальное выполнение этим  должностным лицом своих функциональных  обязанностей.  Например, гражданский  служащий по альтруистическим  соображениям был вовлечен в  процесс изменения устава некой  организации, позже этот гражданский  служащий принимает участие в  рассмотрении и утверждении устава  этой организации.

         Таким образом, служащий обязан самостоятельно  оценивать условия и действия, которые потенциально могут повлиять  на объективность его служебной  деятельности. Важным представляется  в данном контексте знание  гражданским служащим не только  своих прав, обязанностей, ограничений  и запретов, но требований, предъявляемых  к служебному поведению.

Законом закреплена необходимость предотвращения случаев возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов для

8

недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации.

Предотвращение возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, становится обязанностью руководителя. Руководитель обязан при определении должностных обязанностей, поручений, при поступлении на гражданскую службу учитывать персональные данные гражданского служащего и сведения о гражданском служащем, связанные с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением и увольнением с гражданской службы.

Важно то, что сообщение о личной заинтересованности должно быть сделано гражданским служащим до того, как его действия привели к возникновению конфликта интересов.

Так, гражданский служащий, предполагающий выполнять иную оплачиваемую работу, обязан до её начала письменно поставить в известность представителя нанимателя. Мы полагаем, что уведомление должно содержать информацию о работодателе (заказчике), характер работы, основные должностные обязанности (иначе, как представитель нанимателя сможет оценить наличие возможности конфликта интересов) и сообщение об ознакомлении с нормами закона, предусматривающими ответственность гражданского служащего за нарушение ограничений, связанных с государственной гражданской службой, в том числе с установлением факта конфликта интересов.

Обязанностью представителя нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, способной привести к конфликту интересов, является предотвращение или урегулирование конфликта интересов. Представитель нанимателя в этих целях имеет право отстранить гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности (не допускать к исполнению должностных обязанностей) в период урегулирования конфликта интересов. При этом гражданскому служащему сохраняется денежное содержание на все

 

9

время отстранения от замещаемой должности гражданской службы (п. 2 ст. 32 Федерального Закона).

  Представитель нанимателя отстраняет от замещаемой должности гражданской службы гражданского служащего на весь период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения. Из всех предусмотренных законом оснований для отстранения гражданского служащего только одно - урегулирование конфликта интересов - предусматривает сохранение денежного содержания гражданскому служащему на время отстранения от должности. Тем не менее необходимо использовать отстранения от замещаемой должности гражданской службы лишь в крайних случаях, когда другие методы не возымели результата.

 

10

3. Разработка политики  государственных органов в отношении  предотвращения и разрешения  конфликта  интересов

 

Статья 19 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» достаточно четко определила ряд моментов, связанных с созданием комиссий в государственных органах (обязательное присутствие среди членов комиссии представителей ряда структурных подразделений государственного органа, представителя государственного органа по управлению государственной службой, независимых экспертов), вместе с тем большая часть процедурных вопросов должна быть решена Указом Президента Российской Федерации.

Необходимо решить следующие вопросы:

1. Как достигнуть  баланса в деятельности комиссий  между пресечением нарушений  со стороны государственного  служащего и защитой государственного  служащего от необоснованных  обвинений со стороны третьих  лиц, включая средства массовой  информации;

2. Как определить  оптимальную численность комиссий;

3. Как определить  такой порядок отбора независимых  экспертов и их направления  в комиссии конкретных государственных  органов, который обеспечил бы  реальную их независимость от  руководителей соответствующих  органов;

4. Необходимо  разработать процедуру деятельности  комиссий;

5. Определить  характер решений принимаемых  комиссией (обязательные или рекомендательные);

  1. Определить порядок обеспечения деятельности комиссий (организационный, финансовый и т.п.)7.

       Частично  ответы на эти вопросы для  государственной гражданской службы  содержатся в Указе Президента  РФ от 3 марта 2007 г. N 269 "О комиссиях  по соблюдению требований к  служебному поведению государственных  гражданских служащих Российской  Федерации и

11

Информация о работе Конфликт интересов на государственной службе и порядок его разрешения