Конфуций и государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:55, творческая работа

Описание работы

Мировым религиям свойственен повышенный интерес к биографиям обожествляемых основателей. Так основу христианского канона составляют Евангилия, т. е. жизнеописание Иисуса. И рассказ о жизни Учителя - весьма важная часть конфуцианского учения.
Однако, как у Магомета и Будды, канонической биографии Конфуция нет. Ее приходится реконструировать по материалам многочисленных источников, свидетельства которых не всегда аутентичны и иногда не коррелируют между собой.

Файлы: 1 файл

КОНФУЦИЙ И ГОСУДАРСТВО.docx

— 39.85 Кб (Скачать файл)

Возвышение правителя  в государстве осуществлялось путем  знамений Неба(культ которого тогда зарождался в Китае) и проводилось чиновниками и из чиновников(если они были цзын-цзы). Бюрократия являясь носителем ли в государстве получила в конфуцианстве своего верного покровителя и дало ей право на законное(легитимное) свержение неустаивающего их правителя(этим бюрократия часто пользовалась), путем выгодного для себя толкования правил или природных явлений.

"Благородный  муж(правитель) боится трех вещей веления Неба, великих людей и совершенномудрых". Тем самым правитель постоянно находился под угрозой "совершеннмудрых", которые по своему произволу могли сделать из правителя изгоя. Но с другой стороны и правитель наделялся по Конфуцию жень(человеколюбием). И по словам Конфуция, "только обладающий человеколюбием по-настоящему любить [кого-нибудь из] людей, и ненавидеть [кого-нибудь из] людей". Эта часть трактовалась правителями ханьского периода следующим образом, что правитель имеет уникальное в государстве право казнить и миловать кого сочтет нужным.

Нетрудно заметить, что рассуждения о "благородном  муже" на примере Цзы Чаня имеют самое непосредственное отношение к представлениям Конфуция о государственном устройстве и об обязаностях высшей администрации. Воззрения эти носили очевидный утопический характер: по конфуцианской модели государства чиновники и правитель обязаны прежде всего заботится о благе государства и народа, и для которых доверие народа высшее достояние.

У Конфуция также  существовало несколько концепций  по истинному правлению. Двумя наиболее известными являются концепция "чсправление(упорядочение) имен" и "правитель должен быть правителем". По сути вторая есть прямое следствие первой.

"Исправление  имен"-одно из важнейших положений Конфуция о принципах управления государством. Если вспомнить момент в биографии Конфуция, когда вейский правитель предложил Конфуцию пост своего верховного советника, то будет ясно в чем суть этого принципа. Напомню, тогда сын правителя Вей изгнал с помощью интриг своего отца и сам стал царствовать. Чтобы восстановить доверие к власти он призвал к себе Учителя, который в то время находился в том царстве на высокий пост, но Конфуций(хоть и очень желая получить столь высокий пост) демонстративно отказал ему. Вейский правитель для Учителя - человек, дважды нарушевший его основной принцип: он не только не "истинный правитель", но и не "истинный сын". А само Вей неблагополучно и названия не имеют под собой опоры. Это государство вскоре может развалится из-за нравственного опустошения и государственной разложения. Чтобы предотвратить такой ход событий Конфуций предлагае пересмотреть название и привести их в соответствие с нормой его Учения.

"Правитель, должен  быть правителем" надо понимать  в сочетании с предыдущим принципом,  т. к. они комплексно отражают  главную мысль Конфуция об "истинном  правление". Государь должен быть мудрейшим из совершенномудрых и, следовательно, в силу своей мудрости и приверженностью ли должен обладать народной любовью и признательностью.

В общем конфуцианская  концепция государства была очень  популярна в Китае на протяжение многих веков. Под ее знаменем Китай объединился. На ее основе было создано и плодотворно существовало ханьское государство, ее принципы будучи не столь безобидными в сочетание с принципами легистов, как это уже было показано на примере их использования в личных целях, тем не менее смогли обеспечить стабильное существование Поднебесной империи. Конфуцианство до сих пор является одной из крупнейших мировых религий и предметом исследования современных политологов, теологов, философов, лингвистов, историков и искуствоведов всего мира. 
 
    Источники:

1. Переломов Л.  С. "СЛОВО КОНФУЦИЯ", ТПО "ФАБУЛА", МОСКВА, 1992. 2. Малявин В. В. "КОНФУЦИЙ", "МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ", МОСКВА, 1992.


Информация о работе Конфуций и государство