Конфуций. Учение нравственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 09:31, реферат

Описание работы

Основные особенности конфуцианского учения:
♦ Конфуцианство представляет собой нравственное и духовное учение, преподанное китайским философом и наставником Кун-цзы, иначе Конфуцием.
♦ Это отчасти этическое учение о том, как люди должны относиться друг к другу.
♦ Конфуций направлял свои этические воззрения на основы государственного управления.
♦ Утвержденные Конфуцием сочинения легли в основу знаний, необходимых для поступления на государственную службу.
♦ Сами сочинения включают такие известные труды, как «Ицзин», «Изречения» и «Учение о середине».
♦ Конфуций обучал выходцев всех слоев общества.
♦ Он поощрял людей жить в согласии с окружающим миром.
♦ Конфуцианство придает огромное значение сплоченности и единению общества.
♦ Почитание предков является неотъемлемой чертой конфуцианской формы поведения.

Содержание работы

Введение
1. Истоки Конфуцианства
2. Конфуцианство как основа нравственности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

конфуций-итог.docx

— 33.91 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Ивановский  (г. Иваново) филиал


 

 

Заочный факультет

 

 

Реферат

на тему:

«Конфуций. Учение нравственности»

 

 

выполнила студентка 

1 курса в/о гр.69

Дрондина Татьяна

Владимировна

 

 

 

Иваново 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение

  1. Истоки Конфуцианства
  2. Конфуцианство как основа нравственности

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Из трех главных и древнейших философских традиций: европейской, индийской и китайской – первая и последняя в наибольшей степени  отличны друг от друга. Одним из определяющих специфику китайской философии качеств является ее универсальная этизированность, т. е. не просто превалирование этической проблематики, но и последовательное рассмотрение всех основных философских тем с точки зрения морали, стремление к созданию целостного антропоцентричного мировоззрения в виде своеобразной "моральной метафизики".  
В научной литературе специфическая этизированность традиционной китайской философии общепризнана. В этом смысле ценностно-нормативный характер последней очевиден и хорошо изучен. Но обычно под этизированностью тут понимается абсолютное преобладание этической проблематики, что далеко не исчерпывает глубокого содержания данной характеристики.  
            Сфера этического для китайских философов всегда была не только наиболее важной, но и предельно широкой. В традиционной китайской культуре предмет этики оставался неотделимым от синкретического комплекса норм и ценностей этикета, ритуала, обрядов, обычаев, неписаного права и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ИСТОКИ КОНФУЦИАНСТВА

Само слово «конфуцианство»  происходит от имени Конфуция, китайского мудреца, философа и учителя, жившего  примерно с 551 по 479 год до н.э. В действительности имя Конфуций представляет собой  форму исконного китайского имени  мудреца, звучавшего как Кун Фу-цзы, что можно перевести приблизительно как «наставник Кун».

Родился и жил в эпоху  больших социальных и политических потрясений, когда чжоуский Китай находился в состоянии тяжёлого внутреннего кризиса. Некогда единое государство Чжоу представляло собой объединение удельных земель со своими правителями (эпоха «Разделённых царств»). Жизнь же Конфуция приходится на рубеж: наступала (481 год до н.э.) эпоха «Борющихся царств», знаменовавшая собой начало глубоких перемен в общественной и хозяйственной жизни китайцев.

Конфуций родился в  царстве Лу, ныне провинция Шаньдун. Он рано потерял отца, т.ч. у семьи не было достаточно средств, чтобы дать ему образование. Но, как можно лишь догадываться, довольно рано он сумел заняться самообразованием, либо всё же получить его, поскольку в дальнейшем он назначается на государственную службу и к тому же учит ритуалу и общественным приличиям. В китайском обществе высоко ценилось умение вести себя подобающе этикету в различных ситуациях. Конфуций учил своих учеников нормам поведения и церемониалу, что позволяло им расположить людей к себе. Такого рода умение преподавалось лишь высшим общественным сословиям. Конфуций же предложил свой учение всем слоям общества, что было весьма необычно для Китая того времени. Похоже, философия его говорила на доступном народу языке.

О самой жизни Конфуция известно крайне мало. Считается, что  он занимал крупный гражданский  пост в Лу и, возможно, исполнял ещё  важную судебную должность. Учение Конфуция имело отношение не столько к  религии в обычном нашем понимании, сколько к тому, как, по его разумению, люди должны вести себя в своей повседневной жизни и как им следует строить свои отношения с ближними. Ему хотелось, чтобы люди были доброжелательны друг к другу и обходительны. Он надеялся, что люди будут благоразумны в своих действиях, не забывая о своих обязательствах по отношению к другим. Конфуций рассчитывал убедить правителя царства Лу в важности таких основ поведения, чтобы их можно было ввести в государственное управление. Конфуций, похоже, рассматривал эти основы как нравственный фундамент всякого политического устройства. Однако его ждала неудача, ибо облечённые властью сановники оказались не в состоянии усвоить его идеалы. Поэтому Конфуций счёл необходимым покинуть Лу, чтобы попытаться отыскать правителя, который смог бы по достоинству оценить предлагаемых им систему нравственных ориентиров и претворить её в жизнь. В ту пору ему было уже около 55 лет. В течение последующих 10 или более лет Конфуций странствовал, ведя жизнь философского и религиозного наставника, пытаясь между тем отыскать сочувствующего его взглядам правителя. Похоже, ему не удалось найти такого человека, и в возрасте 65 лет или чуть старше Конфуций возвращается в Лу, где свои последние годы посвящает распространению нравственного учения.

Конфуций не дождался торжества  своих идей, того времени, когда политические власти стали претворять их в жизнь. Несомненно, отстаиваемый Конфуцием  демократический подход к получению образования возымел своё действие. Через некоторое время в Китае сложилась обновлённая система государственной службы, открывшей свои двери талантам и представителям всех сословий.

 

 

 

 

  1. КОНФУЦИАНСТВО КАК ОСНОВА НРАВСТВЕННОСТИ

В VI-V веке до н. э. китайская  культура подарила человечеству замечательное  учение – конфуцианство – оказавшее  огромное влияние на все духовное развитие Китая и многих других стран. Древнее конфуцианство представлено многими именами. Главные из них  – Кун-Фу-цзы (в русской транскрипции – "Конфуций", 551-479 гг. до н. э.), Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Учитель Кун происходил из обедневшего аристократического рода в царстве Лу. Прошел бурную жизнь: был пастухом, преподавал мораль, язык, политику и литературу, в конце жизни достиг высокого положения на государственном поприще. После себя оставил знаменитую книгу "Лунь-юй" (в переводе "беседы и слушания").  
           Древнейшая философская система и одно из трех, наряду с даосизмом и буддизмом, главных этико-религиозных учений-цзяо Дальнего Востока "школа ученых-интеллектуалов" а возникла в Китае на рубеже VI-V вв. до н. э. В оригинальном наименовании конфуцианства (жу) отсутствует указание на имя его создателя – Конфуция (552/1-479), что соответствует исходной установке последнего – "передавать, а не создавать; верить древности и любить ее" ("Лунь юй" – "Рассудительные речи" VII, 1).  
           Свое качественно новое этико-философское учение Конфуций подчеркнуто идентифицировал с мудростью "святых-совершенномудрых" правителей полумифической древности, выраженной главным образом в историко-дидактических и художественных произведениях, древнейшие и авторитетнейшие из которых – восходящие к концу 2-го – первой половине 1-го тыс. до н. э. каноны Шу цзин ("Канон писаний") и Ши цзин ("Канон стихов") Эта изначальная ориентация сделала опирающуюся на исторический прецедент нормативность и сообразующуюся с канонами беллетризированность фундаментальными характеристиками всего конфуцианства.

Наибольшее развитие нравственно-этическое  учение получило в Китае в философско-этической  системе Конфуция (Кунц-зы), жившего в VI–V вв. до н.э. Онтологическую основу этики Конфуция составляют представления о мире как гармоничном, вечном начале, развивающемся по одним и тем же законам. Человек должен найти свое место в мировой гармонии. А для этого он должен стремиться к совершенству. И Конфуций формулирует свою оригинальную программу совершенствования человека с целью достижения гармоничного отношения с Космосом.

В основе этой программы  лежит создание нравственного идеала, которому могли бы подражать в своей жизнедеятельности и поведении все люди. Этот идеал – «мудрец», «благородный муж», обладающий «пятью добродетелями»:

– гуманностью (жень), т.е. способностью относиться ко всему живому и неживому с любовью;

– благопристойностью (ли), т.е. умением следовать сложившимся  установлениям: ритуалу, этикету, обрядности;

– справедливостью (и), т.е. стремлением подчинить свой внутренний мир выполнению общественного долга;

– мудростью (чжи), т.е. уровнем его эрудиции, образованности, проницательности;

– верностью (сяо), т.е. преданностью отцу, государю, стране, а также собственным убеждениям и данному слову.

Большое значение Конфуций придавал ритуалу. В ритуале он видел главное средство, позволяющее вписать каждую личность, общество, государство в бесконечный порядок иерархии человеко-космического сообщества. Чувство меры, заложенное во внутренней сути ритуала через внешние формы – обряды и церемонии, доносило ценности гармонического общения на доступном для каждого человека уровне, приобщая его к добродетели.

Нормы «сяо» воспитывали у китайцев уважительное отношение к семье. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намного превосходили интересы отдельно взятой личности, которая рассматривалась лишь в аспекте семьи, сквозь призму её вечных – от далёких предков к отдалённым потомкам – интересов. Подросшего сына женили, дочь выдавали замуж по выбору и решению родителей, причём это считалось настолько нормальным и естественным, что проблема любви при этом вовсе не стояла. Любовь – на гораздо более низком уровне, чем интересы семьи, считавшиеся категорией высокого морального долга. Любовь могла придти после брака, а могла и не придти. Мужчины из состоятельных семей могли компенсировать её отсутствие выбором себе наложниц по вкусу – этому жена не имела права препятствовать, хотя на практике случалось по-разному.

Конфуций говорил, что  лучше всего сплочения общества можно достичь посредством укрепления положения семьи и всяческого поощрения уважительного отношения  к старикам и родителям.

Конфуцианская этика не придавала  какого-либо большого значения эмоциональной  индивидуальности, чувству любви  как основе формирования семейных отношений. Любовь – это преходящее, личное. Ее отсутствие не должно мешать нормальному  существованию семьи и выполнению супругами своего долга, который  заключался в рождении детей и  их воспитании.

Важной составной частью этики конфуцианства являлось требование строгого повиновения старшим. Любой старший, будь то отец, чиновник, государь – это непререкаемый авторитет для младшего, подчиненного, подданного. Беспрекословное подчинение его воле, желанию – это элементарная норма поведения как в рамках семьи, так и в государстве. Конфуцианство учит, что семья – это малое государство, а государство – это большая семья.

Таким образом, этика Конфуция закрепляла традиционный общественный порядок, общинно-патриархальные устои  общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Крушение древних устоев семейно-классового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа – всё это вызывало резкую критику  ревнителей старины. Объективная обстановка побуждала их выступать с новыми идеями, которые можно было бы противопоставить царившему хаосу. Однако для того, чтобы это отрицание современности  имело моральное право на существование  и приобрело необходимую социальную силу, оно должно было опираться  на признанный авторитет. Конфуций нашёл  такой авторитет в полулегендарных  образцах глубокой древности.

Стремление опираться  на древние традиции и тем самым  воздействовать на современников в  желаемом направлении знакомо истории  всех обществ, это своего рода общесоциологическая  закономерность. Однако особенностью конфуцианства было то, что в его  рамках это естественное стремление было гипертрофировано и со временем превратилось чуть ли не в самоцель, загоняя человека в жёсткие рамки, лишая его возможности к самовыражению, превращая его в автомата, подчинённого общей системе.

В заключение можно обобщить и выделить основные особенности  конфуцианского учения:

♦   Конфуцианство представляет собой нравственное и духовное учение, преподанное китайским философом и наставником Кун-цзы, иначе Конфуцием.

♦   Это отчасти этическое учение о том, как люди должны относиться друг к другу.

♦   Конфуций направлял свои этические воззрения на основы государственного управления.

♦   Утвержденные Конфуцием сочинения легли в основу знаний, необходимых для поступления на государственную службу.

♦   Сами сочинения включают такие известные труды, как «Ицзин», «Изречения» и «Учение о середине».

♦   Конфуций обучал выходцев всех слоев общества.

♦   Он поощрял людей жить в согласии с окружающим миром.

♦   Конфуцианство придает огромное значение сплоченности и единению общества.

♦   Почитание предков является неотъемлемой чертой конфуцианской формы поведения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 


Информация о работе Конфуций. Учение нравственности