Культура служебных отношений сотрудников правоохранительных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:38, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в любой социальной системе человек выступает как главный компонент. Не исключение и правовая система. Более того, ее связь с "человеческим фактором" особенно наглядна. В правовой системе личность занимает центральное место и выступает во многих качествах - гражданина, субъекта права, правоотношений, носителя прав и обязанностей, свободы и ответственности, правового сознания, праводееспособности, правового статуса. К ней обращены юридические предписания, от нее зависит состояние законности и правопорядка, уровень правовой культуры общества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Предмет эстетики сотрудников ОВД…………………………………………4
2. Основные компоненты эстетики сотрудников ОВД…………………………5
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

4.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)


План

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Предмет эстетики сотрудников ОВД…………………………………………4

2. Основные компоненты эстетики сотрудников ОВД…………………………5

Заключение……………………………………………………………………….13

Список литературы………………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность  данной проблемы обусловлена тем, что в любой социальной системе человек выступает как главный компонент. Не исключение и правовая система. Более того, ее связь с "человеческим фактором" особенно наглядна. В правовой системе личность занимает центральное место и выступает во многих качествах - гражданина, субъекта права, правоотношений, носителя прав и обязанностей, свободы и ответственности, правового сознания, праводееспособности, правового статуса. К ней обращены юридические предписания, от нее зависит состояние законности и правопорядка, уровень правовой культуры общества. К сожалению, в юридической науке весьма долгое время господствовала тенденция, связанная с необходимостью изучать лишь организационные структуры, а личностная тематика недооценивалась, либо трактовалась неверно. Одним из перспективных направлений личностной проблематики в правоведении является изучение личности правоприменяющего субъекта органов внутренних дел, ее профессиональной культуры, что в свою очередь предполагает изучение эстетической культуры сотрудников ОВД. Этим и обусловлен выбор темы нашего исследования: «Предмет эстетики сотрудника ОВД».

Цель исследования – изучить особенности и структурные компоненты эстетики сотрудников ОВД.

Задачи исследования:

1. Определить специфику  предмета эстетики сотрудников ОВД.

2. Охарактеризовать основные компоненты эстетики сотрудников ОВД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предмет эстетики  сотрудников ОВД

 

Предмет эстетики сотрудников  ОВД – это реализация профессиональной культуры сотрудника ОВД на уровне общества, группы или личности1.

Основными составляющими такой культуры являются профессионально-правовой (или профессионально-юридический) и профессионально-нравственный комплексы или профессионально-правовая и профессионально-нравственная области культуры, которые функционируют во взаимодействии с другими областями культуры (политической, эстетической и т.д.) С точки зрения структурных элементов правовой культуры личности сотрудника органов внутренних дел, наиболее подвижно знание права, без которого невозможны обоснованная, точная и правильная оценка правовых явлений, формирование ценностных установок, ориентаций и правомерного поведения. Здесь вполне уместно напомнить принципиальное положение следующего содержания: если для гражданина закон - веление государства, то для юриста - еще и профессиональный инструмент, основа его правомочий и служебной деятельности, непременное условие нормального выполнения функций, взаимодействия с другими людьми. Общеизвестно, что знания и понимания права недостаточно для правомерного поведения, ибо сами по себе они не удерживают от правонарушения2. Главное заключается в отношении лица к охраняемым законом нормам и ценностям, к обществу, его интересам, отдельным лицам.

Таким образом, в структуре профессиональной культуры сотрудников правоохранительных органов основным является  их профессионально-нравственная подготовка, что и составляет предмет науки эстетики сотрудников ОВД.

2. Основные  компоненты эстетики сотрудников  ОВД

 

К основным компонентам эстетики сотрудников ОВД можно отнести:

1. Профессиональный такт - это проявление по отношению к другим сдержанности, предусмотрительности и приличия при общении. Такт предполагает бережное, внимательное отношение к личности собеседника, исключающее возможность задеть какие-то его "больные струны". Это умение тактично, корректно обойти по возможности вопросы, могущие вызвать неловкость у окружающих. Это умение что-то сказать или сделать кстати, без ненужных "перегибов", назойливости и бесцеремонности. Проявление бестактности - безошибочное свидетельство отсутствия культуры, показатель грубости и невоспитанности. Важно постоянно помнить, что соблюдение этикета и проявление такта - это не просто обязательный элемент общения, но неотъемлемая составная часть духовной культуры личности, тем более личности руководителя - непременное условие позитивных результатов делового общения и авторитета правоохранительных органов в целом3.

Деловое общение сотрудников  правоохранительных органов как  между собой, в служебных коллективах, так и с гражданами может происходить в условиях различных ситуаций и принимать разнообразные формы. Укажем на основные:

I. Повседневное служебное  общение.

1) Беседы, встречи, переговоры.

2) Прием посетителей.

3) Совещания, собрания, заседания, конференции.

4) Посещение организаций,  учреждений.

5) Посещение граждан  по месту жительства.

6) Дежурство, патрулирование, охрана.

II. Специфические формы  служебного общения.

1) Общение в служебном  коллективе:

а) субординированные формы общения;

б) общение между коллегами.

2) Общение преподавателей  со слушателями в процессе  обучения.

3) Деловые контакты  с иностранными гражданами.

III. Экстремальные формы  служебного общения

1) Общение в условиях  конфликтной ситуации.

2) Общение с участниками митингов, демонстраций, публичных демаршей.

3) Общение с задержанными, во время обыска.

4) Общение со спецконтингентом.

IV. Невербальные и неспецифические  формы общения

1) Публичные контакты  с журналистами, интервью.

2) Выступления по радио, телевидению, в печати.

3) Телефон, телетайп, радиосвязь.

4) Деловая переписка,  резолюции.

Кроме того, во всех этих формах общения большое значение придается так называемым аксессуарам, которые входят в качестве элементов  в этикетные правила общения. К ним относятся: культура речи, текста, внешнего вида, мимика, тон, жестикуляция. В отношении каждого из этих элементов существует свод определенных правил, которых также следует тщательно придерживаться.

Результаты профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов во многом зависят от личных встреч, бесед, совещаний. Этические требования к их проведению являются тем необходимым условием, которое позволяет найти правильное решение, сглаживать острые углы и с достоинством выходить из затруднительных или неприятны ситуаций.

2. Деловые встречи, переговоры. Правильно проведенная беседа является наиболее благоприятной и нередко единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции, заставить его принять ваше решение и условия. В провоохранительной деятельности существуют ситуации, когда возникает потребность в получении той или иной информации от человека, уклоняющегося от беседы. Даже в этих ситуациях нужно помнить, что человек, которого вы смогли расположить к себе, окажет вам значительно большую помощь, чем тот, кого вы пытаетесь заставить говорить с вами. При подготовке к беседе рекомендуется изучить собеседника. Какое положение он занимает? Как он к вам относится? Что он за человек? Каковы его намерения? Неплохо знать основные моменты биографии собеседника, круг его личных интересов, включая любимое занятие, хобби. Время, предназначенное для встречи, должно быть освобождено от других дел. На это время нельзя назначать другие встречи и заставлять приглашенных ожидать в приемной. Не принято затягивать встречу сверх отведенного для нее времени, если, конечно, это не связано с решением важного вопроса. При проведении встречи и беседы важно учитывать не только их стратегию и тактику, но и обращать внимание на "мелочи" этикета, которые могут вырасти в обстоятельства, серьезно влияющие на результат встречи. Большое значение в беседе, переговорах имеют речь и стиль изложения. Тембр, интонация, четкость произношения, громкость голоса - это факты, которые психологически воздействуют на собеседника, вызывают у него уважение, симпатию к вам или, напротив, негативные эмоции. Нужно быть осторожными с употреблением иностранных слов и выражений. Употребление непонятных собеседнику слов - не лучший способ показать свою эрудицию и образованность. Это не только не способствует лучшему взаимопониманию, но и вызывает раздражение. В народе давно подмечено: кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Беседу необходимо вести спокойно, не повышая голоса и не показывая своего раздражения даже тогда, когда для этого есть основания. Горячность, торопливость - плохие помощники в беседе. Будьте внимательны и предупредительны к собеседнику, цените его аргументы, даже если они слабы. Специалисты полагают, что ничто так отрицательно не влияет на атмосферу деловой беседы, как презрительный жест, означающий, что одна сторона отбрасывает аргументы другой без малейших усилий вникнуть в их содержание. В деловом общении особенно важно умение внимательно слушать. Умение слушать собеседника в сложной ситуации - залог спора, беседы. Внимательно слушая и даже не высказывая своего мнения, сотрудник все равно должен быть активным, а не пассивным участником беседы, обсуждения, спора. Не делайте поспешных выводов. Именно такие субъективные оценки заставляют гражданина занять по отношению к сотруднику оборонительную позицию. Всегда помните, что такие оценки - барьер содержательного общения. Приходится признать, что далеко не все профессионалы првоохранительных органов умеют слушать4.

Таким образом,  подводя некоторые итоги сказанному, выделим несколько необходимых этических заповедей, помогающих научиться слушать с пользой для себя и для дела. Слушая, надо:

- забыть личные предубеждения  против собеседника;

- не спешить с ответами и  заключениями;

- разграничивать факты и мнения;

- следить за тем, чтобы ваша  речь была предельно ясной  и точной;

- быть беспристрастным в оценке  того, что вы услышали от собеседника;

- действительно слушать, а не  делать вид, будто слушаете, не  отвлекаться на посторонние мысли.

3. Прием граждан ответственными сотрудниками органов, подразделений, учреждений и учебных заведений является одним из главных факторов, способствующих пропаганде деятельности сотрудников правоохранительных органов и укрепления их связи с населением. Для реализации этой установки необходимо предварительно провести работу по доведению до населения через средства массовой информации дни и часы приема с указанием, какое конкретное руководящее лицо принимает посетителей. Кроме того, непосредственно в подразделении на видном месте вывешивается информация для посетителей, в которой даются графики приема посетителей с конкретным указанием, какие руководители отделов и служб ведут прием, к которым посетитель может обратиться для принятия решения по интересующему его вопросу. В дежурной части или у секретаря, помощника заводится специальный журнал, в котором записываются фамилия, имя и отчество, адрес, телефон и вопрос, с которым заявитель обращается к тому или иному должностному лицу5.

Руководящий работник должен быть компетентен в вопросах, на которые ему приходится давать ответы посетителям, для чего, зная заранее вопросы, их интересующие, он консультируется со специалистами соответствующих служб.

Принимающий посетителей  руководитель обязан быть внимательным к заявителю, выслушивать каждого без торопливости, не перебивая, проявляя уважительность и такт, должен быть психологически готов к восприятию заявителя, который может быть излишне эмоционален, многословен, даже агрессивен. Он должен владеть приемами нейтрализации этих проявлений и уметь ввести беседу в спокойное русло.

Руководитель, ведущий  прием, должен стремиться давать максимально  исчерпывающие ответы на вопросы  заявителей, решая их как со специалистами  служб или подразделений, так  и с соответствующими органами и управлениями, от которых зависит решение поставленных посетителями проблем. В том же зависит решение поставленных посетителями проблем. В том же случае, когда принимающий руководитель не в состоянии ответить на вопрос, он сообщает посетителю, что ему будет дан письменный (если требуется) или устный ответ, определяя при этом срок ответа. Это делается для того, чтобы посетитель покинул подразделение удовлетворенным как характером встречи с руководящим лицом, так и результатами этой встречи.

В последнее время появились и такие формы общения с населением как телефон доверия (так называемая "прямая линия") или же выставленный в дежурных частях специальный ящик для писем, жалоб и заявлений граждан, в которых они сообщают о тех или иных действиях сотрудников правоохранительных органов. Эти формы также дают возможность руководящему составу быть в курсе общественного мнения о деятельности правоохранительных органов, нуждающихся в разрешении.

По итогам года дежурной части (или сотрудниками секретариата) готовится аналитическая справка о письмах, заявлениях и жалобах граждан, которые были на приеме или прислали соответствующие устные или письменные сообщения. Желательно, чтобы этот устный или письменный материал был доведен до населения через средства массовой информации, что, безусловно, будет способствовать повышению авторитета правоохранительных органов среди населения и усилению их возможностей в бескомпромиссной борьбе с преступностью.

4. Служебные отношения. Служебные отношения влияют на настроение людей, создают тот нравственный микроклимат, без которого невозможно существование коллектива. Нормальные служебные отношения формируются на основе двух основных требований: ответственность за дело и уважение к коллегам.

Ответственность предполагает честное и обязательное отношение к своему слову и делу. Необязательный человек, болтун приносит вред не только своим личным поведением, но и создает вокруг себя атмосферу безответственности, недисциплинированности.

Деловая обстановка в  немалой степени зависит и от уважения к коллегам, умения на чем-то настоять, а в чем-то и уступить, способности разрядить конфликтную ситуацию. Уважение к коллегам в немалой степени проявляется в умении учитывать их интересы, проявлять заботу, делать небольшие, но приятные услуги. Служебные отношения несколько отличаются от бытовых, что накладывает свой отпечаток и на требования к поведению сослуживцев. Если, например, в кафе или ресторане главным в отношении женщин и мужчин является приоритет дамы, то в служебных отношения этот приоритет нередко отступает на второй план и замещается приоритетом начальника.

Правоохранительная деятельность связана со сложными, быстро меняющимися  ситуациями, значительным риском, что  вызывает повышенную вероятность возникновения  различных конфликтов - межличностных и межгрупповых. Для успешной работы важно предвидеть возможность возникновения конфликтных ситуаций и знать, как из них выходить. Если избежать конфликта все же не удалось, то нужно уметь безболезненно и с минимальными потерями разрешить возникающие проблемы6.

Информация о работе Культура служебных отношений сотрудников правоохранительных органов