Культура спора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 13:47, контрольная работа

Описание работы

Спор представляет собой одну из основных форм человеческой коммуникации, в рамках которой уточняются позиции противоборствующих сторон, вырабатывается оптимальное решение проблемы, «рождается истина».
Таким образом, исследование вопросов спора и по сей день не утратили своей актуальности. «Спор» является ярким образцом практической логики, освоение приемов которой совершенно необходимо для выработки культуры дискуссий, способности понимать собеседника.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Культура спора
1.1 Спор, дискуссия, полемика (сущность, особенности, цели и задачи).
1.2 Полемические приемы и приемы убеждения.
1.3 Нечестные приемы ведения деловой полемики и спора.
1.4 Список используемой литературы
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Хуснутдинова Ю.Р..docx

— 41.41 Кб (Скачать файл)

 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Уральский Государственный  Экономический Университет»

 

 

 

 

 

 

Центр дистанционного образования

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Культура речи и деловое общение

 

на тему 3:

«Культура спора»

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

 

студент группы: ФК-12 О

Хуснутдинова Ю.Р.

(Фамилия,  имя, отчество  студента)

 

)

 

 

 

Преподаватель:

 

Чудинова С.Г.

(Фамилия,  имя, отчество  преподавателя)

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012г

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Культура спора

1.1 Спор, дискуссия, полемика (сущность, особенности, цели и задачи).

1.2 Полемические приемы и приемы убеждения.

1.3 Нечестные приемы ведения деловой полемики и спора.

1.4 Список используемой литературы

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Искусство спора зародилось ещё в Древние времена. Всем известны споры философов Древней Греции: Платона и Аристотеля. А как же без спора? Ведь для того, чтобы высказывание, даже великого Коперника, было признано истиной, надо испытать его прочность в жарком споре.

К счастью, нам сегодня  не приходится устанавливать законы Вселенной. Но споры повседневно  возникают и в XXI веке. Дискуссий  невозможно избежать, т.к. каждый человек  на всё имеет свою точку зрения, иногда кардинально противоположную  взглядам других людей. А свои убеждения  надо отстаивать. Так рождаются споры.

Спор представляет собой  одну из основных форм человеческой коммуникации, в рамках которой уточняются позиции  противоборствующих сторон, вырабатывается оптимальное решение проблемы, «рождается истина».

Таким образом, исследование вопросов спора и по сей день не утратили своей актуальности. «Спор» является ярким образцом практической логики, освоение приемов которой совершенно необходимо для выработки культуры дискуссий, способности понимать собеседника.

Целью данной работы является изучение вопроса о культуре ведения  спора.

Работа состоит из введения, главы основной части, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. КУЛЬТУРА СПОРА

 

    1.  Спор, дискуссия, полемика (сущность, особенности, цели и задачи).

 

В "Словаре современного русского литературного языка" зафиксированы  все значения и оттенки значений слова спор. Раскроем некоторые из них.

Словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими  лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту. Борьба мнений (обычно в печати) по различным  вопросам науки, литературы, политики и т.п.; полемика. Разговорный: разногласия, ссора, препирательство. Противоречие, несогласие.

Взаимное притязание на владение, обладание чем либо, разрешаемое судом.

Перен. Поединок, битва, единоборство (преимущественно в поэтической  речи). Состязание, соперничество.

Как видим, общим для всех значений слова спор является наличие  разногласий, отсутствие единого мнения, противоборство.

В современной научной, методической, справочной литературе слово спор служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Под спором мы понимаем всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой  каждая из сторон отстаивает свою правоту.

Таким образом, спор - это коммуникативный процесс, в рамках которого происходит сопоставление точек зрения, позиций участвующих в нем сторон, при этом каждая из них стремится аргументировано утвердить свое понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны.

Виды спора весьма многообразны. В научной и методической литературе делаются попытки систематизировать их. К основным факторам, влияющим на характер спора и его особенности, относятся: цель спора, социальная значимость предмета спора, количество участников, форма проведения спора.

Спор может быть конструктивным (товарищеским) или деструктивным (враждебным), устным или письменным, организованным или стихийным, основательным или  поверхностным, содержательным или  формальным.

Перечисленные виды спора  выделены по внешним признакам. В  жизни больше внимания уделяется  содержательным аспектам спора, поэтому  одним из важных моментов является выбор вида спора (дискуссии или  полемики), который определяется конкретными  обстоятельствами.

Раскроем понятия дискуссия, диспут, полемика, Дискуссией (лат. discussio - исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу. Как правило, участниками дискуссии являются лица, которые обладают необходимыми знаниями по обсуждаемым вопросам и имеют полномочное право принимать решение или рекомендовать принять то или иное решение.

Дискуссия представляет собой  последовательную серию высказываний ее участников относительно одного и  того же предмета, что обеспечивает необходимую связность обсуждения. В большинстве случаев тема дискуссии  формулируется до ее начала, что  дает возможность ее участникам подготовиться  к ней более основательно.

От других видов споров, прежде всего полемики, дискуссия  отличается своей целенаправленностью  и используемыми средствами. Цель любой дискуссии - достижение максимально  возможной в данных условиях степени  согласия ее участников по обсуждаемой  проблеме. Очевидно, что дискуссия  содержит в себе известную долю компромисса, так как она в большей мере ориентирована на поиск и утверждение  истины или оптимального решения, чем  на торжество определенной позиции.

Истина или оптимальное  решение являются сплавом, синтезом необходимых, взаимосвязанных элементов, которые обычно содержатся в различных точках зрения, высказанных участниками дискуссии. Средства, используемые в дискуссии, должны признаваться всеми ее участниками. Применение иных средств не допускается.

Итог дискуссии не должен сводиться к сумме высказанных  точек зрения относительно обсуждаемого предмета. Он должен представлять собой  синтез объективных и необходимых  черт, присущих дискутируемому предмету.

Таким образом, в дискуссии  выкристаллизовывается более четкая и ясная формулировка решения  проблемы, снимается, устраняется до известного предела момент субъективности: убеждения одного человека или группы людей получают должную поддержку  других и тем самым объективируются, обретая определенную обоснованность.

Слово «диспут» тоже пришло к нам из латинского языка (disputar - рассуждать, disputatio - прение) и первоначально означало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. В тех ситуациях, когда речь идет о диспуте, имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем, которые не имеют общепринятого, однозначного решения. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения, оценки на те или иные события, проблемы. Этим словом называют публичный спор на научную и общественно важную тему.

Спор определяется как  обсуждение того или иного вопроса, словесное состязание, в котором  каждый отстаивает свое мнение, а также  как разногласие, разрешаемое судом. Второе значение слова подводит нас  к пониманию того, что спор - это  такая форма диалога, при которой  дальнейшее отношение его участников ведет к обострению, превращению  идейной конфронтации в материальную. Например, спор о границах - в войну за их изменение. Это опасное соседство спора с физическим столкновением подчеркивается этимологией французского термина «полемика». Об этом свидетельствует и этимология (т.е. происхождение) данного термина.

Древнегреческое слово polemikos означает "воинственный, враждебный". Полемика - это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Исходя из этого, полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

Из данного определения  следует, что полемика отличается от дискуссии, диспута именно своей  целевой направленностью. Участники  дискуссии, диспута, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому  мнению, найти общее решение, установить истину. Цель полемики иная: надо одержать победу над противником, отстоять и  утвердить собственную позицию. Однако следует иметь в виду, что  подлинно научная полемика ведется  не просто ради победы как таковой. Опираясь на принципиальные позиции, полемисты  решают социально значимые вопросы, их выступления направлены против всего, что мешает эффективному общественному  развитию.

Отличительные черты полемики. Во-первых, основная задача, которую решают полемизирующие стороны, - утверждение своей позиции. Во-вторых, участвующие в полемике стороны более, чем в дискуссии, вольны в выборе средств спора, его стратегии и тактики. В полемике допускается использование большего числа корректных приемов, таких, как захват инициативы, внезапность в использовании имеющихся в распоряжении спорящих доводов, в том числе и психологических, навязывание своего сценария спора и т.п.

Вместе с тем существует ряд моментов, роднящих полемику и  дискуссию: наличие определенного  предмета спора, содержательная связность, детерминированная открытостью  к аргументам другой стороны и  очередностью выступлений спорящих, недопустимость использования некорректных логических и психологических приемов, нарушение этических норм.

Полемика - это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами. Полемика особенно необходима, когда вырабатываются новые взгляды, отстаиваются общечеловеческие ценности, права человека, складывается общественное мнение.

Безусловно, победа в полемике, особенно если она получила общественный резонанс (например, среди коллег), может  принести некоторое удовлетворение. Но следует помнить, что в общественном сознании спор ассоциируется со средством  достижения истины, поэтому решение, основанное на победившей в полемике позиции влечет за собой соответствующую меру ответственности.

 

1.2 Полемические приемы и приемы убеждения

 

Редкий спор заканчивается  безусловной победой одной из сторон, но это не умаляет ценность данного коммуникативного акта.

Во-первых, поскольку в  споре соревнуются идеи, то его  участники обогащаются идейно: обмен  идеями, в отличие от обмена вещами, более эффективен.

Во-вторых, осуществив процесс  спора, стороны приходят к более  глубокому уяснению как своей собственной позиции, так и позиции своего оппонента.

В-третьих, в споре можно  узнать нечто новое и тем самым  дополнить свой багаж знаний и  расширить кругозор.

Искусство ведения спора получило название эристика.

Искусство спора характеризуется  двумя основными признаками: доказательностью и убедительностью.

Доказательность - это логическое воздействие на оппонента принудительностью рассуждения.

Убедительность - это психологическое воздействие на оппонента, направленное на восприятие им той или иной идеи. В рамках спора доказательность и убедительность относительно независимы.

Возможны следующих их комбинации:

а) доказательно и убедительно;

б) доказательно, но не убедительно;

в) не доказательно, но убедительно;

г) и не доказательно, и  не убедительно.

 Идеальный вариант,  к которому необходимо стремиться  в любом споре, - доказательность  и убедительность рассуждений  одновременно.

Общие рекомендации, выполнение которых способствует повышению плодотворности спора:

- если есть возможность достичь согласия без спора, лучше ею воспользоваться;

- не спорьте по мелочам; если уж спорить, то только по принципиальным вопросам;

- почву для спора образует наличие несовместимых позиций относительно одного и того же предмета; если же позиции совместимы, нужда в споре отпадает;

- спор должен быть предметным, а предмет спора - достаточно ясным и неизменным на всем его протяжении;

- спор возможен только при наличии определенной общности исходных позиций, которая способна стать источником начального взаимопонимания спорящих, а также известной суммы знаний о предмете спора;

- спор предполагает следование определенным законам и правилам логики, этики и психологии;

- в споре следует использовать только корректные приемы, которые могут содержать в себе элементы хитрости, внезапности, атаки, но не лжи, очернения и унижения достоинства противника, подмены предмета спора и т. д..

Наиболее распространены два крайних способа ведения  спора: уступчивость и жесткость. Там, где это возможно, нужно искать точки соприкосновения и совпадения взглядов, а там, где последние вступают в противоречие, настаивать на решении, основанном на беспристрастных критериях, не зависящих от спорящих сторон. Жесткость необходима, когда дело касается существа вопроса, в случае же деталей, частностей, личностных моментов, субъективных симпатий и антипатий лучше проявить уступчивость и терпимость. Это позволит решать сложные вопросы по существу, минуя мелкие препирательства и вместе с тем не поступаясь своими взглядами и своим достоинством.

Информация о работе Культура спора