Культура толерантности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 10:15, доклад

Описание работы

Толерантность связвна с ценностями и философией эпохи просвящения.Человек рожденный быть свободным, путь к прогрессу, права не рушимы, индивид-ценность.
-позволяет существовать человеку не нанося вред др.человеку.
-границы часной сферы четко не определены
Вольтер релирия-спасение души, каждый выбирает ее сам, но атеизм не частная сфера. Раймон Арон- свободы нет-если нет сферы, где я могу действовать не спрашивая не у кого.(а на сколько мы свободны?)Чем меньше свобода, тем меньше нам нужна толерантность. Толерантность сущ. только в свободном обществе (невмешательство гос-ва в часную жизнь) В СССр нет понятия толерантность.

Файлы: 1 файл

толерантность ответы на вопросы.docx

— 30.20 Кб (Скачать файл)

Культура толерантности

 

 

  1. Сущность понятия «толерантность». Толерантность как гарантия социальной безопасности и условие выживания современного общества.

Толерантность – морально значимый отказ от использования силы воздействия на существование морально неприемлемого отклонения.

Толерантность проявляется во всех сферах- межэтническая, межконфессиональная межкультурная,  межпоколенческая, гендерная, классовая, политическая, профессиональная, межэтническая.

Появилас. В 18 вв Европпе-эпоха просвящения на фоне религиозных войн 1613-1643 Франц+Германия.Уничтожено 40%населения. После войны появилось слово «толерантность»

Толерантность связвна с ценностями и философией эпохи просвящения.Человек рожденный быть свободным, путь к прогрессу, права не рушимы, индивид-ценность.

-позволяет существовать  человеку не нанося вред др.человеку.

-границы часной сферы четко не определены

Вольтер релирия-спасение души, каждый выбирает ее сам, но атеизм не частная сфера.

Раймон Арон- свободы нет-если нет сферы, где я могу действовать не спрашивая не у кого.(а на сколько мы свободны?)Чем меньше свобода, тем меньше нам нужна толерантность.

Толерантность сущ. только в свободном обществе (невмешательство  гос-ва в часную жизнь) В СССр нет понятия толерантность.

 

  1. Концепции толерантности Майкла Уолцера и Питера Николсона. Сравнительный анализ.

Майкл Уолцер-очень размыта

  • Отстраненно-смиренное отношение во имя сохранения мира
  • Позиция пассивности, расслабленности, милостивого безразличия к различиям.
  • Признание что и другие обладают правами, даже если их способ пользования правами вызывает неприязнь
  • Открытость в отношении к другим, возможно уважение, желание прислушаться, учиться.
  • Восторженное одобрение

Питер Николсон-более удачна

  • Существование различий между вступающими в некоторые отношения субъектами
  • Значимость отклонения и различия между субъектами взаимодействия.
  • Субъектами толерантности может быть только тот, кто имеет возможность устранить или попытку устранить значимое для него различия ( позиция сильного к слабому)
  • Толерантность проявляет тот, кто отказывается от использования возможностей по устранению значимого различия.
  • Толерантность-необходимость, она для сильных(надо пересилить, перетерпеть)

 

 

  1. Концепт «нация»: способы понимания. Это феномен Нового времени.

На́ция (от лат. natio — племя, народ) социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи

Нация — феномен в первую очередь политический, и только потом этнический и социальный. Поэтому основная задача нации — воспроизводить общую для всех граждан страны культурную идентичность в политических интересах. Для этого существуют министерства культуры, задача которых — определять формат национальной культуры, общий для всех.

Подходы к пониманию нации

Политическая нация Сторонники конструктивизма считают, что нации представляют собой искусственные образования, целенаправленно сконструированные, созданные интеллектуальными элитами (учеными, писателями, политиками, идеологами) на основе национального проекта — идеологии национализма, которая может выражаться не только в политических манифестах, но и в литературных произведениях, научных трудах и т. д. Согласно конструктивистам национализм не пробуждает нацию, которая до тех пор остается вещью-в-себе, а создает новую нацию там, где ее не было.

Географическими границами национального проекта при этом являются актуальные политические границы государства, а этнические различия населения, участвующего в строительстве такой нации вообще не имеют значения

Конструктивисты считаю что нации являются продуктами индустриализации, распространения всеобщего стандартизированного образования, развития науки и техники (в частности, книгопечатания, средств массовых коммуникаций и информации) и что в доиндустриальную эпоху этносы и этническая идентичность не играли такой важной роли, так как традиционное общество предлагало много других форм идентичности (сословие, религия и т. д.).

Этнонация

(теория социобиологического  примордиализма нации)

 понимает нацию как переход этноса на особую национальную ступень развития, то есть как биологический феномен. Возникновение этой разновидности национализма связано с формированием мистической концепции «народного духа» в рамках немецкого «народнического» и расистского, ариосософского национализма XVIII—XIX веков (в частности, в творчестве представителей немецкого романтизма)

Ранние немецкие националисты-романтики считали, что существует некий «народный дух» — иррациональное, сверхъестественное начало, который воплощается в различных народах и определяет их своеобразие и отличие друг от друга, и которое находит выражение в «крови» и в расе. С этой точки зрения «народный дух» передается с «кровью», то есть по наследству, таким образом, нация понимается как сообщество, происходящее от общих предков, связанное кровнородственными узами.

 

  1. Этничность и этническая группа: примордиальный,

культурно-исторический возникшие в результате исторического процесса, инструментальный, конструктивистский подходы к пониманию феномена.

Этнос (народ) — группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными -язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др.

Этни́ческая гру́ппа — многозначный термин, обозначающий различные типы этнических общностей, более низкого таксонометрического уровня, чем этнос. Наиболее распространённые значения термина — это субэтническая группа (субэтнос, то есть группа, группа какого-либо этноса, имеющая собственное субэтническое самосознание и самоназвание, наряду с этническим) или территориально-обособленная группа какого-либо этноса, отделившаяся от основного массива в результате миграционных процессов или других событий, но сохраняющая своё первичное этническое самосознание.

Примордиальный подход

-этническая принадлежность человека является объективной данностью, имеющей свою основу в природе или в обществе. Поэтому этничность невозможно создать искусственно или навязать её. Этнос является общностью с реально существующими регистрируемыми признаками. Можно указать на признаки, по которым индивид принадлежит к данному этносу и по которым один этнос отличается от другого.

Конструктивный подход— этнос как конструкт, создаваемый при помощи интеллектуального воздействия отдельных личностей (культурных и властных элит). Аргументация конструктивистов основана на широком спектре фактов искусственного создания и внедрения этнических традиций.

Инструментальный подход- инструмент, при помощи которого люди добиваются тех или иных целей и, в отличие от примордиализма и конструктивизма, не ориентирован на поиск определения этноса и этничности. Так, любая деятельность и активность этнических групп рассматривается как целенаправленная деятельность этнических элит в борьбе за власть и привилегии. В обыденной жизни этничность пребывает в латентном состоянии, но в случае необходимости мобилизуется.

В русле инструментализма выделяются два направления: элитарный инструментализм и экономический инструментализм

  1. Понятие «раса» как инструмент биологической и социальной стратификации. Расизм – классический и современный.

Ра́са — система популяций человека, характеризующаяся сходством по комплексу определённых наследственных биологических признаков, имеющих внешнее фенотипическое проявление и сформировавшихся в определенном географическом регионе. Черты, характеризующие разные расы, зачастую появляются как результат адаптации к различным условиям среды, происходившей в течение многих поколений.

Раси́зм — совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру. (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие)

Расизм обязательно включает в себя идеи об изначальном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать над вторыми. Осуществление расистских теорий на практике порой находит своё выражение в политике расовой дискриминации.

 

Историю расизма ведут с эпохи великих географических открытий. Можно назвать точное время его возникновения - 1492-1498 годы: открытие Америки и Индии. До сих пор "белые" люди (европейцы, арабы, берберы, евреи) не сталкивались с человеческими особями, разительно отличными от них на визуальном уровне. Люди же, которых европейские мореплаватели увидели в Америке, Южной Африке и Западной Индии, не просто верили в других богов и говорили на других языках, но имели кожу другого цвета.

Иммануил Кант 4 рассы-белая негритянская, монгольская, индийская

Кювье-белая,черная,желтая расса

 

Классический расизм

Расизм, практиковавшийся вплоть до конца XIX столетия (рецидив которого имел место в Германии между 1933 и 1945 годами), можно назвать традиционным, или классическим. Он отличался наивной прямолинейностью. Он простодушно постулировал первенство "белого" над "небелым" во всех областях - ментальной, эстетической, культурной.

Густав Лебон (1841-1931говорит о четырех расах:

  • примитивных (пигмеи, австралийские аборигены),
  • низших (темнокожие),
  • средних (китайцы, монголы, семиты)
  • высших (индоевропейцы).

 И, наконец, самый знаменитый  теоретик и практик "классического" расизма –

Адольф Гитлер. что на свете живут представители трех рас:

  • основатели культуры (арийцы),
  • носители, или распространители культуры (неарийские народы, например, славяне), разрушители культуры (прежде всего евреи и цыгане).

Холокост, инспирированный нацизмом, подвел черту в истории и теории расизма.

Корректные расисты, трудно заподозрить.

Современный расизм

Современный расизм более лоялен. Отходит от биологизма.Суть расизма-интерпритация различий (социальных, психологических, культурных, политико-экономических) в качестве естественных, а также закрепление связи между Различием и Господством.

Естественность-неустранимость различия. По этому они не ниже и не приметивние нас, а просто другие.Не в генах и биолог.строении, а в духе, в культуре. У всех должно быть право на инакость.Где родились там и жить, иначе пострадает инакость, культурное своеобразие, то что отделаяе Нас и Них.

Как и в классическом расизме- страх смешений.

 

 

  1. Идентичность человека и его интолерантность – возможные взаимосвязи.
  2. Интолерантность как проявление агрессии, деструктивности, авторитарности.
  3. Теория фрустрации – агрессии как возможное объяснение интолерантности.
  4. Интолерантность и агрессия – концепция Эриха Фромма.
  5. Концепция авторитарной личности Теодора Адорно.

 

  1. Интолерантность как проявление индивидуального когнитивного стиля. Когнитивные искажения как основания интолерантности.
  2. Стереотипы, предубеждения и предрассудки как основания интолерантности.
  3. Эффект иллюзорной корреляции и ошибки атрибуции как объяснения интолерантности.
  4. Интолерантность как реакция на влияние группы.
  5. Психология нацизма в интерпретации Карла Густава Юнга.
  6. Интолерантность как реакция на социальные раздражители.
  7. Основные подходы к формированию толерантности средствами социально-культурной деятельности.
  8. Социально-культурные программы формирования толерантности – технология разработки и реализации.
  9. Толерантность как характеристика общества и продукт социальной коммуникации. Роль средств массовой информации в формировании интолерантности в современной России.
  10. Мультикультурализм как стратегия развития поликультурного общества. Стратегия мультикультурализма в современной России – перспективы разработки и реализации.

 

Интолерантность (нетерпимость)

Информация о работе Культура толерантности