Культура устной речи в общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 11:23, реферат

Описание работы

Устная речь – это звучащая речь, функционирующая в сфере непосредственного общения, а в более широком понимании – это любая звучащая речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются звуковые волны, т.е. произносимые звуки, являющие результатом сложной деятельности органов произношения человека. С этим связаны богатые интонационные возможности устной речи. Интонация создается мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа речи тембром произнесения.

Файлы: 1 файл

Реферат деловой этикет.doc

— 34.00 Кб (Скачать файл)

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМ.М.К.АММОСОВА

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Кафедра Финансов и Банковского  Дела

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине: Деловой этикет

 

Тема: Культура устной речи в общении

 

 

 

Выполнил:

студент

группы 

 

Проверила

Печерева Наталья Юрьевна

 

 

 

Якутск 2013

Культура устной речи.  

Устная речь – это звучащая речь, функционирующая в сфере непосредственного  общения, а в более широком  понимании – это любая звучащая речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются звуковые волны, т.е. произносимые звуки, являющие результатом сложной деятельности органов произношения человека. С этим связаны богатые интонационные возможности устной речи. Интонация создается мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа речи тембром произнесения. В устной речи большую роль играет место логического ударения, степень четкости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием речи, что может передать все богатство человеческих чувств, переживаний, настроений и т.п. 
 Устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа). Подготовленная устная речь отличается продуманностью, более четкой структурной организацией, но при этом говорящий, как правило, стремится, чтобы его речь была непринужденной, не «заученной», походила на непосредственное общение. Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью. Неподготовленное устное высказывание (основная единица устной речи, аналогичная предложению в письменной речи) формируется постепенно, порциями, по мере осознания того, что сказано, что следует сказать далее, что надо повторить, уточнить. Поэтому в устной, неподготовленной речи много пауз, а использование заполнителей пауз (слов типа э-э, гм) дает возможность говорящему подумать о дальнейшем. Говорящий контролирует логико-композиционный, синтаксический и частично лексико-фразеологический уровни языка, т.е. следит за тем, что бы его речь была логична и связана, выбирает соответствующие слова для адекватного выражения мысли. Фонетический и морфологический уровни языка, т.е. произнесение и грамматические формы, не контролируются, воспроизводятся автоматически. Поэтому устной речи свойственны меньшая лексическая точность, даже наличие речевых ошибок, небольшая длина предложений, ограничение сложности словосочетаний и предложений, отсутствие причастных и деепричастных оборотов, деление одного предложения на несколько коммуникативно-самостоятельных. Причастные и деепричастные обороты обычно заменяются сложными предложениями, вместо отглагольных существительных используются глаголы, возможна инверсия. 
 Устная речь, так же как, и письменная, нормирована и регламентирована, однако нормы устной речи совсем другие. Нормой в устной речи признается то, что постоянно употребляется в речи носителей литературного языка и не воспринимается при спонтанном восприятии речи как ошибка - «не режет слуха». 
 Культурной считают речь, которая опирается на кодифицированную норму (произношение, соблюдение грамматических форм и синтаксиса речи, а также стилистическую культура речи), характеризуется богатством словаря, широким использованием грамматических конструкций, художественной выразительностью, логической стройностью, целесообразностью жестов и мимики. 1.2. Характеристики хорошей устной речи. Типичные недостатки. 
Характеристики хорошей устной речи. Типичные недостатки.  

Современные русисты, в частности, специалисты по культуре речи (Е.Н. Ширяев, Л.К. Граудина, О.Л. Дмитриева, Н.В. Новикова и другие) справедливо говорят о том, что русский язык — наше национальное достояние, но не такое, которое можно положить в сундук и любоваться им время от времени: отражая наши национальные достоинства, язык не менее ярко показывает и все наши беды. Практически все ученые-лингвисты, литературоведы, культурологи, философы обеспокоены состоянием и судьбой русского языка. Русская речь в современном российском обществе находится в положении нелюбимой падчерицы. 
 Простые примеры: современные политики в своих публичных выступлениях нередко прибегают к жаргону криминальных группировок, наиболее тиражная московская газета “МК” считает возможным выносить в шапку на первой полосе слова, относящиеся к примитивным ругательствам, а памятник “солнцу русской поэзии” А.С. Пушкину в Москве буквально задавлен со всех сторон кричащей иноязычной рекламой иностранных товаров... 
 Можно выделить множество параметров, характеризующих хорошую речь с разных точек зрения: правильность (нормативность – лексическая, грамматическая, фонетическая, акцентологическая); богатство и разнообразие словаря говорящего (активный словарь современного человека включает около 10 тысяч слов, у А.С. Пушкина, например, встречается в произведениях и письмах около 21 тыс. слов; образность и выразительность – использование синонимов, антонимов, средств языковой образно-эмоциональной выразительности для воздействия на чувства и воображение слушателей; чистота (отсутствие штампов, слов-паразитов, сорняков), ясность (понятность) – все слова и выражения должны быть общепринятыми, литературными (неологизмы, архаизмы, заимствования, термины должны быть объяснены слушателям, их употребление должно быть мотивированным); смысловая насыщенность, лаконизм (краткость); точность – употребление слов в их общепринятом значении, различение оттенков значения синонимов, различение паронимов, омонимов, корректное употребление терминов и т.д.; благозвучность – избегать стечения гласных, согласных звуков, двусмысленных сочетаний на стыке слов и т.д. 
 Основные ошибки и недостатки (лексические, грамматические и стилистические) устной речи: 
• потребление слова в несвойственном ему значении, чаще всего при использовании иностранных слов (регион вместо область, немецкий вместо германский); 
• не различение оттенков значения синонимов (сравни думать – мыслить, просить – клянчить, знаменитый – известный – замечательный – большой – выдающийся и т.д.); 
• нарушение лексической или грамматической сочетаемости (иметь роль, играть значение, благодаря старания, большая или меньшая половина, ужасно красив); 
• смешение паронимов, т.е. слов, близких по звучанию, но различных по значению (тема и тематика, неверие и неверность, дипломат и дипломант. диалектный и диалектический, удачливый – удачный, эффектный – эффективный. гололед – гололедица и т.д.); 
• плеоназм – сочетание в одном предложении слов, очень близких по значению, поэтому логически излишних (стихи и поэзия Пушкина прекрасны; они сидели молча без слов); 
• тавтология – сочетание однокоренных слов (работать на работе, характерная черта характера), повторное обозначение одного и того же понятия другими словами или выражениями, близкими по значению {единственная ахиллесова пята, биография жизни); 
• употребление слов-паразитов, не несущих никакой информации, но часто и неуместно используемых оратором (значит, так сказать, в том-то все и дело, собственно говоря, в общем, видите ли, понимаете ли, это самое, ну, такие вот дела, э...); 
• использование штампов и шаблонов, канцеляризмов: по линии удовлетворения социальных заказов населения, на сегодняшний день вместо сегодня, нельзя не согласиться, нельзя не признать, надлежит вместо надо; 
• употребление "окаменевших острот" или "блуждающих бессмыслиц" чаще всего из известных литературных произведений, художественных фильмов, рекламы, например, х/ф "Бриллиантовая рука" (куй железо не отходя от кассы, "Федя, дичь!"), "Джентльмены удачи" (нехороший человек – редиска, кушать подано, садитесь жрать, пожалуйста: пасть порву, моргалы выколю), "Особенности национальной охоты" (горячие финские парни, ну, вы, блин, даете,), романы Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев", "Золотой теленок" (утром – деньги, вечером – стулья, знойная женщина – мечта поэта) и др.; 
• смешение стилей (употребление слов иной стилистической окраски): форум доярок, возведение коровника; 
• использование жаргонизмов (завязать "закончить", пристегнуть "прибавить", штука "1000 рублей"), вульгаризмов (заткнуть глотку, дать в лету); 
• неоправданное употребление диалектных или просторечных слов (покуда, нежели); 
• неоправданное употребление заимствованных слов (консенсус вместо согласие и др.); 
• оговорки (обмолвки), многословие, однообразие в построении предложений (использованиеодной синтаксической конструкции); 
• неправильный порядок слов (зашел вчера, собираясь на работу, по пути, в магазин). 
Кроме перечисленных ошибок и недочетов устной речи, можно выделить и фонетические недостатки, связанные с техникой речи оратора: нечеткая дикция, "проглатывание" окончаний, тихий голос, монотонность, неправильный темп речи (слишком быстрый или слишком медленный), нарушение орфоэпических норм.

Выразительность устной речи.  

Выразительность речи –  это одна из актуальнейших проблем  современного человека и успешного  общения. Значение культуры речи в жизни общества трудно переоценить. В наше время мы не можем оставаться равнодушными к угрозе оскудения русского языка, утраты им образности, эмоциональности, благозвучия. 
 Всякая речь не только передает определённое содержание, но и выражает отношение говорящего или пишущего к этому содержанию. Иначе говоря, она не только передаёт мысли, но и выражает чувства. Эта сторона речи называется выразительностью её. Речь, лишённая выразительности, какие бы содержательные мысли она ни передавала, производит впечатление мёртвой, безжизненной. В устной речи эмоциональный тон говорящего выражается в интонации, мимике, жестах; в письменной же речи эти средства отсутствуют, и пишущий может сделать свою речь выразительной только путём соответствующего подбора и расстановки слов. Владеть речью — это значит уметь передать свою мысль возможно более совершенным образом, передать, не только основное содержание, но и тончайшие оттенки её. 
 Изучением рассматриваемой темы занимались такие ведущие ученые, как Л.Р. Формина, И.Б. Голуб, Л.И. Никифоренко, Д.Э. Розенталь. Б.Н. Головин. 
Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; соответственно, речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной. 
 Типология выразительности пока, к сожалению, отсутствует. Пока можно высказать лишь некоторые соображения, достаточно осторожные, о ее основаниях. 
 Одно из оснований — ситуация общения. Выразительность речи педагога, очевидно, не совпадает с выразительностью речи политического оратора. 
 Второе основание, более четкое, — структурные области языка: может быть выразительность произносительная, выразительность акцентологическая, лексическая и словообразовательная Качество выразительности может сообщаться речи средствами языка, входящими в разные области языковой структуры. Но об этом подробнее — несколько позже. К тому же не забудем, что своими выразительными возможностями обладает сама структурная организация речи. Справедливо следующее общее соображение: выразительно в речи все то, что выделяется семантически или формально на общем привычном речевом фоне.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.    Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения / под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1984. 
2.    Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону, 1995. 
3.    Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М.: Высшая школа, 1988. 
4.    Голуб И. Стилистика русского языка. - М.: Рольф, 2001. 
5.    Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993. 
6.    Культура русской речи / под ред. Граудиной Л.К., Ширяева Е.Н. – М., 2001.  
7.    Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М., 1996.


Информация о работе Культура устной речи в общении