Лекции по "Деловая этика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 14:10, курс лекций

Описание работы

1. Этика и ее роль в формировании современного специалиста
В начале XXI века стало вполне очевидным, что современный специалист – это человек, не только знакомый с новейшими технологиями, умеющий пользоваться банками данных, обобщающими мировой опыт.

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ.doc

— 369.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деловая этика

ЛЕКЦИЯ

 

Червонный В.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Этика и ее роль в формировании  современного специалиста

В начале XXI века стало вполне очевидным, что современный специалист – это человек, не только знакомый с новейшими технологиями, умеющий пользоваться банками данных, обобщающими мировой опыт. Он, прежде всего, творческая личность, отличающаяся навыками исследователя, способного находить и выделять важные принципы функционирования, оценивать масштабы и свойства созданных финансово–экономических систем, представлять их в виде моделей и грамотно использовать весь арсенал новейших методов и средств, позволяющих проверять и уточнять правильность выбранных расчетных схем, материалов и технологий. Но, в не меньшей степени, это интеллигентный человек с нормальной психикой, уважающий себя и общество, дорожащий всей системой общечеловеческих нравственных ценностей, стремящийся к энергичному достижению поставленных целей – без нанесения злонамеренного ущерба другим людям и природе, т.е. обладающий глубокой общей и профессиональной деловой культурой.

Последняя представляет собой основанную на общей культуре данной личности культуру исполнения ею своих профессиональных обязанностей, включающую многообразие деловых качеств, организаторские способности, нравственный стержень, пронизывающий указанные качества и способности. В Гарвардской школе бизнеса акцентируют четыре важных достоинства специалиста: знания, квалификацию, умение находить альтернативные решения, комплекс деловых и нравственных установок. Для того, чтобы разобраться в содержании отмеченного стержня и данных установок, следует обратиться к проблеме этики и ее соотношения с таким важным социальным феноменом, как мораль.

Этика (от греческого «ethos») является философской дисциплиной, объект изучения которой – мораль (от латинского «moralis»). Оба термина (автор первого – Аристотель, хотя исследования в русле этики вели еще его предшественники – Сократ и Платон) означают, в сущности, «нравы», «обычаи», присущие общению людей как на индивидуально-семейном, так и на общественном уровнях. Нравы и обычаи представляют собой устойчиво повторяющиеся в поступках людей нормы поведения, соответствующие требованиям данного общества. Они составляют общепринятый, традиционный для определенных социальных групп и больших масс людей в целом, порядок поведения. К ним также относят исторически укоренившиеся в бытии социумов формы жизни и особенности быта, общения: приветствия, одежду, жилища, национальную кухню, ритуалы, праздники и т.д.

Мораль включает в свою структуру лишь те нравы и обычаи, в которых выражаются требования к поступкам людей, нормам их поведения не только в частно-семейной жизни, но и в рамках социальных групп, общества в целом. Указанные нормы выстраиваются на базе таких понятий, как добро, зло, честь, совесть, нравственный долг и др. Нравственность человека и общества представляет собой конкретно-практическое функционирование, проявление в соответствующем обществе отмеченных моральных норм. Их изучение и является предметом этики, в центре внимания которой вопросы сущности морали, законов ее развития, принципов и норм поведения людей, моральных отношений, морального сознания, морали как внутреннего закона личности, проблемы ее нравственной культуры.

При этом нравственная культура есть не просто сумма этических категорий или совокупность моральных ценностей и принципов. Она выражает меру усвоения людьми, обществом в целом нравственных норм и неотрывна от моральной ответственности человека, выступающей главным мерилом его действительной нравственной культуры. Последняя позволяет предотвратить или разрешить социальные конфликты, в том числе преодолеть состояние фрустрации – деформированного психологического состояния, вызванного реальной либо воображаемой помехой на пути достижения целей. Таким образом, этика – прежде всего отрасль научного знания, осуществляющая оценку всей гаммы человеческих взаимоотношений, а также поведения людей с точки зрения их адекватности важнейшим разумным, общепринятым нормам. Под нею можно иметь в виду и практическую реализацию упомянутых норм, определяя поведение людей как «этичное» либо «неэтичное». Отсюда правомерно различать этику как идеал и как действие.

Глубокое знание основ этики крайне важно для формирующегося либо развивающегося специалиста в области экономики, коммерческой деятельности, управления уже потому, что он является «публичным» работником, постоянно контактируя с коллегами, партнерами, конкурентами. Успешная реализация (самореализация) профессиональной свободы специалиста XXI века невозможна без его пунктуального следования этическим нормам, в частности, такой идущей еще от И. Канта: «Поступай с другими так, как бы хотел, чтобы поступали с тобой». Более того, ученые, а также ведущие хозяйственники-практики убеждены, что нравственно, доброжелательно относящийся к другим специалист более «открыт» для творчества и сотворчества в делах. Причем высоконравственное отношение к людям настраивает его на нравственно-разумное отношение к природе. Последнее актуально и с профессиональной, и с общегуманистической точки зрения, поскольку в итоге способствует нравственному возвышению того, от кого отмеченное отношение исходит. Следование нормам этики позволяет формирующемуся специалисту глубже осознать социальное предназначение предстоящей ему профессиональной деятельности, выйти на проблему ее соотнесения с вопросами его гражданской ответственности перед обществом, решающим, как сегодня в нашей стране, непростые задачи выхода из «тоннеля» тоталитаризма, утверждения экономики с «лицом» трудящегося человека, а не такой, целью которой является «производство ради производства».

Наконец, информационная революция рубежа тысячелетий обострила прежние и поставила новые многогранные проблемы: от формирования социально-ориентированного рынка, характера использования новейших технологий, спасения природы, перспектив недопущения «битвы цивилизаций» – до целесообразности клонирования человека. Данные неоднозначно понимаемые проблемы сходны, по крайней мере, в одном: они поднимают на беспрецедентный уровень значимость морально-этической составляющей деятельности всех тех, кто ставит цели, предлагает те или иные средства их осуществления и реализует жизненно важные проблемы совершенствования всемирной цивилизации, не впадая в различные варианты технократических подходов, грозящих человечеству катастрофой.

 

Вопросы для самопроверки

1.1. Что такое деловая культура?

1.2. Какие качества специалиста  формирует Гарвардская школа бизнеса?

1.3. Что такое нравственная культура?

1.4. Кто является автором термина «этика»?

 

Контрольные вопросы

1.5. Каковы основные  черты образа современного специалиста?

1.6. Что такое  этика?

1.7. Чем отличается мораль  от нравственности?

1.8. Какие объективные  факторы повышают роль этической  составляющей профессионально-деловой культуры специалиста?

 

2. Сущность  этикета. Деловой этикет как важный фактор профессиональной подготовки специалиста

Важнейшая отличительная особенность человека любой эпохи – присущая ему потребность в общении. Оно характеризуется нормативностью, упорядоченностью связей – благодаря правилам и нормам, регулирующим общение в зависимости от его целей и средств. Нормативность, с одной стороны, ограничивает общение, а с другой, программирует определенный тип и форму взаимоотношений. Глубинные социально-экономические факторы воздействуют на общение через деловую культуру его субъектов – участников, рассматриваемую под углом зрения ее морального заряда.

Общение является важной стороной более широкого по объему феномена – поведения людей, одним из аспектов которого, в свою очередь, выступает этикет как установленный порядок поведения в семье, общественных местах, формирующийся прежде всего в соответствии с господствующими в обществе нравами и обычаями. Становление этикета протекает в непосредственной зависимости от всей системы регулирования отношений между людьми, включающей нормы морали, права, общественное мнение и т.д. С его помощью можно выразить признание значимости человека, с которым мы вступаем в контакт, уважение к нему.

Этикет представляет собой единство нравственной (оценочной) и разделяющей функции: признавая значимость каждого человека, мы признаем и различие этой значимости, зависящее как от личных качеств человека, так и от возложенных на него обязанностей, а также его социального статуса, пола, возраста, званий, титулов. Философ Ф. Бэкон (Англия) еще в XVI – XVII веках рассматривал этикет как богатство, которое человек должен эффективно использовать для укрепления своей репутации, что, по мнению данного мыслителя, равносильно обладанию рекомендательными письмами. Итак, современный этикет – это система норм поведения, при помощи которых человек призван считаться с достоинством других людей и защищать собственное достоинство, создавать условия для преодоления конфликтов и достижения намеченных целей. Отмеченные нормы регламентируют стиль работы предпринимателей, управленцев, стиль общения между фирмами, внешний вид бизнесменов, последовательность и манеру ведения деловых переговоров и т.д. Несоблюдение этикета ведет  не только к нравственным коллизиям, но и к серьезному психологическому дискомфорту личности, что негативно сказывается на морально-деловом микроклимате в трудовом коллективе.

В рассматриваемом дуэте «этика – социальное общение» видное место занимает профессиональная этика (особенно в профессиях, где непосредственно действует человек). Профессиональная этика является прикладной этикой, в которой сочетаются интересы общества и гарантии независимости личности как носителя определенной профессии, а также высокие требования к профессионалу, в том числе к его моральному облику. В сущности, профессиональный этикет выступает этикетом делового общения, т.е. деловым этикетом, представляющим собой важную сторону профессионального поведения специалиста. Ядром профессионально-делового этикета менеджера, предпринимателя является их «кодекс чести» – свод основных правил нравственного поведения. Указанный кодекс и этика бизнеса (деловых отношений в целом) выражаются прежде всего в следующих аспектах: глубокая порядочность партнеров, их высокая ответственность, умение и желание находить компромиссы при несовпадении мнений по деловым проблемам; профессиональное знание предлагаемых товаров и услуг, организации коммерческого дела, иностранных языков; высокая внутренняя культура; хорошая физическая подготовка, умение быть элегантно-подтянутым; хорошие манеры.

Давая более развернутую характеристику этики деловых отношений, к ней следует отнести: правила и нормы делового мышления, определяющие деловое поведение и общение людей; разумное обеспечение функционирующих норм указанного мышления с точки зрения здравого смысла, потребностей профессии, общества; обоснование либо критическую оценку апробированных, известных норм делового общения с позиции гуманизма, экономической полезности, а также норм права. Но указанная этика все более немыслима и без системы знаний специалиста о трудовой и профессиональной морали, ее истории, об отношении людей к своей работе, ее смысло-жизненном предназначении, о характере отношений сотрудников деловой команды во время работы, о ценностях и идеалах, призванных обеспечить духовную основу высокоэффективного труда.

Показательны в этом отношении три «кита» западной этики деловых отношений: преуспевание в делах, профессионализм, порядочность. В западном бизнесе максимально ценят преданных, в том числе в плане нравственной зрелости, партнеров и, напротив, с не вполне этично действующими новичками рвут деловые отношения немедленно и навсегда. Золотым правилом в деловом смысле на Западе считается принцип: заботься о коллегах и сотрудниках, а рынок позаботится о тебе. В рыночных структурах там надолго и эффективно утверждается не более 10 – 15 % претендентов на длительную предпринимательскую деятельность, продемонстрировавших не только профессионально-специальную, но и моральную закалку. Развернутое изложение важных аспектов утвердившихся на Западе этических норм деловых отношений – в следующих разделах.

В завершение данной части пособия отметим несомненную заслугу в формировании теоретических основ соответствующей этики таких видных мыслителей, как М. Вебер и В. Зомбарт. М. Вебер в труде «Протестантская этика и дух капитализма» показал огромное значение в процессе утверждения капитализма его «духа» – отсутствовавшего в докапиталистический период морально-психологического явления. Оно выросло из протестантской морали, поощрявшей накопление богатства собственным трудом, развитие предприимчивости и конкурентности в экономической деятельности. В. Зомбарт охарактеризовал деловую мораль как совокупность правил и предписаний поведения делового человека по отношению к окружающим, особенно другим деловым людям. В структуру этой морали он включал два основных компонента: а) «мораль в деле» – пунктуальность в выполнении деловых обязательств, ведении документации, реализации контрактов; б) «мораль для дела», вобравшую такие добродетели, как умеренность, прилежание, скромность, упорство в достижении праведной цели делового человека как «завоевателя, организатора и торговца» одновременно.

В нашей стране православие не стало духовным «локомотивом» предпринимательской этики. Историческая инициатива в деле разработки и утверждения норм этикета исходила от Петра Романова (Первого), в 1709 г. издавшего Указ о наказании всех, кто вел себя «в нарушение этикету». Данный Государь, прорубивший «окно в Европу», внедрял в основном непредпринимательские аспекты этикета, связанные с одеждой, внешним видом, манерами поведения в общественных местах. Поскольку отмеченные аспекты не соотносились с национальными традициями россиян, они были отвергнуты после смерти Петра. Императрицы Елизавета и Екатерина Великая отбирали лишь те правила иностранного этикета, которые соответствовали национальной культуре России.

 

Вопросы для самопроверки

2.1. Что такое этикет?

2.2. В чем видел суть «духа капитализма» М.Вебер?

2.3. Какие факторы сформировали западную этику деловых отношений?

2.4. Что такое «кодекс чести» бизнесмена?

 

 

 

Контрольные вопросы

2.5. От каких факторов зависит становление этикета?

2.6. Какова сущность профессионального, делового этикета?

2.7. Какие структурные элементы этики деловых отношений вы знаете?

2.8. Какими тремя основными ценностями характеризуется этика деловых отношений на Западе?

2.9. В чем суть заслуг Петра Первого, Елизаветы и Екатерины Великой в утверждении норм этикета в нашей стране?

 

3. Этика прибыли или социальной ответственности

В 90-е годы XX века в нашей стране доминировали настроения, питавшие эйфорию всемогущества свободного рынка. В последние годы эта эйфория пошла на убыль, уступая место реалистическим взглядам на перспективы экономического и социального развития страны. На передний план в связи с этим вышла альтернатива: будет ли российский бизнес руководствоваться и дальше этикой достижения максимальной прибыли (едва ли не любой ценой) или ей на смену придет этика социальной ответственности предпринимателей за то, какой ценой достигаются дивиденды и во имя чего, каких идеалов и ценностей они должны достигаться? Чтобы глубже разобраться в данной альтернативе, обратимся к западному опыту последних столетий.

Информация о работе Лекции по "Деловая этика"