Любовь как смысл человеческого существования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:31, доклад

Описание работы

Любви все возрасты покорны... О любви сказаны миллионы слов и написаны горы книг. Есть формулы любви, научные определения, философские трактаты, словом, как поется в известной песне: “ О любви не говори, о ней все сказано... “.

Файлы: 1 файл

Любовь публикация.docx

— 21.84 Кб (Скачать файл)

Ефарова Д.А.

Любовь как  смысл человеческого существования

Любви все возрасты покорны... О любви сказаны миллионы слов и написаны горы книг. Есть формулы  любви, научные определения, философские  трактаты, словом, как поется в известной  песне: “ О любви не говори, о  ней все сказано... “. И все же для каждого нового поколения, вступающего  в жизнь, философия любви - это  тайна за семью печатями, крепость, которую надо покорить самому, пройдя нелегкий путь обретения и потерь. А прошлый опыт - тот самый ориентир, который поможет преодолевать сомнения и познавать великое таинство этого вечного как мир и  столь же загадочного слова - любовь!

Любовь - понятие необычайно емкое и многозначное. Любят свое дело, своих товарищей, друзей. Любят близких, семью, детей. Бывает любовь живая и действенная. Бывает и отвлеченная, ни к чему не обвязывающая - к человечеству вообще, к природе вообще... Но умы людей больше всего занимает чувство любви женщины и мужчины.

Любовь как нравственное чувство позволяет развить вкус к жизни, научится замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще  и потому, что связано со многими  сторонами воспитания личности: нравственным воспитанием, которое развивает  в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое  помогает ребенку с уважением  относиться к труду людей, видеть красоту сделанного.

Осознание любви как нравственного  чувства позволяет развить такие  чувства у человека как уважение, жалость к близкому, бескорыстие в поступках.

Уже давно люди спрашивали себя, когда возникла любовь — вынес  ли ее человек из животного царства, или она появилась позднее. Многие считают, что любовь родилась позже  своих собратьев — ненависти, зависти, дружелюбия, материнского чувства. Пещерные люди, которые жили ордой, групповым браком, наверно, не знали никакой любви. Исследователи древности говорят, что ее не было даже тогда, когда стало возникать единобрачие. Исходя из работ таких исследователей — Моргана и Бахофена,— Энгельс писал: «До средних веков не могло быть и речи об индивидуальной половой любви. Само собой разумеется, что физическая красота, дружеские отношения, одинаковые склонности и т. п. пробуждали у людей различного пола стремление к половой связи, что как для мужчин, так и для женщин не было совершенно безразлично, с кем они вступали в эти интимнейшие отношения. Но от этого до современной любви еще бесконечно далеко».

Многие философы, психологи, ученые считают, что во время античности любви не было, а был один только телесный эрос. Эрос античности — так называют они любовь того времени, и это ходячий взгляд, который многие считают аксиомой.

Любовь — чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.[1][2][3]

Способность к любви у  высших животных может проявляться  в форме привязанности, сложных  взаимоотношений социального типа внутри группы, но в полной мере она  спорна и пока не подтверждена. [4]

Любовь — одна из фундаментальных  и общих тем в мировой культуре и искусстве. Рассуждения о любви  и её анализ как явления восходят к древнейшим философским системам и литературным памятникам, известным  человеку.

Любовь рассматривается  также как философская категория, в виде субъектного отношения, интимного  избирательного чувства, направленного  на предмет любви. [5]

 Любовь есть вечное  стремление любящего к любимому. (Алексей Лосев [6])

В Древней Руси употребляли  слово «любы», которое было образовано от общеславянского «ljub» и имеет тот же корень, что и глагол «любить». Изначально под словом любовь (любы) имели в виду «сильное влечение к кому-либо или чему-либо» [7]. Однако, у слова «любовь» иная история, нежели слов «любить» и «люб»:

во - первых, именительный падеж  «любовь» происходит из винительного падежа слова «любы — любъвь», которое было образовано от глагола «любити» образуя основу на «-ы»;

во - вторых, во всех славянских языках сегодня это слово почти  не упоминается;

в - третьих, если бы оно было исконным русским словом, оно имело  бы вид любъвь, т.к. многие древнерусские рукописи и диалекты отличаются в ударном положении «о» развившееся из «ъ» и «о». А в Древней Руси ударный «о» перешел в закрытое «о», а ударный «ъ» — в открытое. Сохранившиеся же на сегодня рукописи и диалекты фиксируют слово любовь с закрытым «о», а наличие «о» доказывает, что данное слово пришло из южнославянских языков (болгарский, сербский, хорватский и т.д.) в русский язык. Однако неизвестно, в какое время произошло это заимствование.

Сложность и диалектическая многоплановость любви породила значительное количество трактовок  феномена в различных языках, культурах  в течение всей истории человеческого  общества.

Одна из первых классификаций  форм любви восходит ещё к её пониманию  в античной греческой философии, различавшей виды (оттенки) любви:[2]

«Эрос» (др.-греч. έρως) — стихийная, восторженная влюблённость, в форме почитания, направленного на объект любви;

«Филиа» (др.-греч. φιλία) — любовь-дружба или любовь-приязнь по осознанному выбору;

«Сторгэ» (др.-греч. στοργή) — любовь-нежность, особенно семейная;

«Агапэ» (др.-греч. ἀγάπη) — жертвенная любовь.

В дальнейшем на этой основе был разработан ряд классификаций, в том числе предложенная канадским  социологом Дж. А. Ли концепция шести любовных стилей: три основных стиля — эрос, сторгэ и людус, любовь-игра, в своих смешениях дают ещё три — агапэ, любовь-манию и рациональную любовь-прагму[8].

 У Аристотеля понятие  любви скорее плотское, он относил  любовь к одной из первичных  энергий человеческого тела. Платон  в своём трактате «Пир», вводит  существенно иную формулировку  утверждение связи любви и  познания. Любовь у него процесс  непрерывного движения. Платонический  эрос — есть эрос познания.[6]

Иной смысл в понятие  вкладывали суфийские философы и литераторы Персии и Арабского востока во времена Средневековья. Так в поэзии Омара Хайяма и Алишера Навои любовь в духе суфийской традиции отождествляется с вином. Вино, наливаемое в сосуд, то есть в бренную человеческую оболочку, наполняет людей духовной составляющей, диалектически вводя понятие любви к Богу.[9]

В Средневековье, в Эпоху  Возрождения трудами Марсилио Фичино, Франческо Каттани, Джордано Бруно и других, начинает развиваться течение неоплатонизма. В основе этой любовной философии находится учение о красоте. Природа любви есть стремление к красоте. Эта концепция связывает этику и эстетику и оказывает значительное воздействие на искусство эпохи Возрождения.[6]

В XX веке любовь постепенно становится предметом строгого научного изучения. Взаимосвязь между любовью  и сексуальностью лежит в основе работ Зигмунда Фрейда. Любовь по Фрейду иррациональное понятие, из которого исключено  духовное начало. Любовь в теории сублимации, разработанной Фрейдом, низводится к первобытной сексуальности, являющейся одним из основных стимулов развития человека.[6]

Впоследствии были предприняты  попытки развития теории Фрейда и  перехода от чистого биологического описания к социальной и культурной составляющей как основе явления. Это новое направление, зарождённое в США, было названо неофрейдизмом. Одним из лидеров неофрейдизма считается психоаналитик Эрих Фромм.[10]

В январе 2009 года ученые института  Стони Брук (Нью-Йорк, США) подвели научную базу под существование «вечной любви»: они пришли к выводу, что уровень дофамина (гормона удовольствия жизнью) одинаков и у старожилов любви, и у только что полюбивших.[11] Однако они не учитывали уровень окситоцина, который отвечает за привязанность и его уровень изменяется с течением времени.[12]

Эрих Фромм сравнивает две противоположные формы любви: любовь по принципу бытия или плодотворную любовь, и любовь по принципу обладания или неплодотворную любовь. Если первая «предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения»[13] ,то вторая означает лишение объекта своей «любви» свободы и держание его под контролем. «Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает её».[14] Он также говорит о глубоком отличии зрелой любви от её незрелых форм[15] и всесторонне исследует предмет любви[16].

Любовь - и в этом проявляется ее уникальная роль в жизни — одна из немногих сфер, в которых человек способен почувствовать и пережить свою абсолютную незаменимость. Во многих социальных ролях и функциях конкретного человека можно заменить, заместить, сменить, только не в любви. В этой сфере жизни индивид имеет, таким образом, высшую ценность, высшее значение по сравнению со всем остальным. Здесь человек не функция, а он сам, в своем конкретном и непосредственном абсолюте. Именно поэтому только в любви человек может прочувствовать смысл своего существования для другого и смысл существования другого для себя. Это высший синтез смысла существования человека. Любовь помогает ему проявиться, выявляя, увеличивая, развивая в нем хорошее, положительное, ценное.

 

 

 

 

 

Примечания

  1. Толковый словарь Ожегова
  2. 1 2 Любовь БСЭ
  3. Оксфордский словарь
  4. Д. В. Михель. Социальная история исследований приматов в Советском Союзе (Проверено 3 июля 2009)
  5. Любовь // Новейший философский словарь. 3-е изд. 2003
  6. 1 2 3 4 Шестаков В. Эрос и культура. Философия любви и европейское искусство (Проверено 3 июля 2009)
  7. Семенов А.В., Этимологический словарь русского языка. М.: ЮНВЕС, 2003
  8. Кон И. С. Дружба. — 4-е изд. — СПб.: ИД «Питер», 2001. — С. 269. — ISBN 9785469001805
  9. Омар Хайям Новейший философский словарь: 3-е изд., 2003  (Проверено 3 июля 2009)
  10. История психологии в лицах. Эрих Фромм
  11. Наука поверила, что любовь не умирает
  12. Genie James, C. W. Randolph. In the Mood Again: Use the Power of Healthy Hormones to Reboot Your Sex Life // Simon & Schuster, 2009 ISBN 1-4391-4916-X, 9781439149164
  13. «Может ли человек…» // Эрих Фромм. Иметь или быть
  14. «Если человек испытывает…» // Эрих Фромм. Иметь или быть
  15. «Итак, что же мы будем…» // Эрих Фромм. Искусство любить
  16. «Тема любви к человеку…» // Великие мыслители ЭРИХ ФРОММ (1900—1980)
  17. Гегель, Сочинения, т. 13, М., 1940, с. 107

 

 

 

Об авторе:

Ефарова Дарья Александровна, студентка 1 курса 8 группы Агрономического  факультета Ставропольского Государственного Аграрного Университета, исследователь.


Информация о работе Любовь как смысл человеческого существования