М.М.Бахтин – философия поступка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 10:55, реферат

Описание работы

Михаил Михайлович Бахтин родился 17 ноября 1895 года в городе Орле, в семье банковского служащего. Ранние годы прошли в Вильно (ныне — Вильнюс) и Одессе, где он посещал гимназии и Новороссийский (Одесский) университет. Уже в эти юношеские годы Михаил Михайлович глубоко изучал наследие всемирной мысли и культуры. Он очень рано, с двенадцати-тринадцати лет, погружался в философские трактаты Канта.
В 1914—1918 годах Бахтин жил в Петербурге и учился в столичном университете, в качестве вольнослушателя. Здесь Михаил Михайлович так или иначе лично соприкасался с виднейшими русскими мыслителями той поры — В.В.Розановым, Н.А.Бердяевым, Н.О.Лосским, А.В.Карташевым и другими, с сочинениями которых он был знаком и ранее.

Содержание работы

Содержание 2

1.Введение 3

2.Основная часть 4
а)Краткая биография М.М.Бахтина 4
б)Философия поступка…….……………………………...…………...…………….5

в)Бахтин о религии 8
г)Нравственность и мораль в творчестве М.М. Бахтина 9
3.Заключение 14
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

2-й реферат(переработанный).doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  Образования и Науки Украины

Донецкий  Национальный Технический Университет 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

по этике  и эстетике на тему: 

«М.М.Бахтин – философия поступка»

  
 
 
 
 

Выполнил: ст. гр. ЭлС-05

Поздняков Е. К.

Проверил: Пашков В.И.

Донецк 2007

Содержание

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        

                                                    

Введение

    С конца XIX, начала ХХ веков философия вступила в период, когда на первый план начали выдвигаться своего рода "кризисные", односторонние, то есть абсолютизирующие какую-либо сторону человеческого бытия, сводящие все к ней одной, концепции: марксизм, фрейдизм, экзистенциализм, прагматизм.

    Мысль, которая прослеживается в работах  М.М.Бахтина, отнюдь не упускает из виду кризисный и даже катастрофический характер века и в то же время возрождает, воскрешает такое целостное восприятие и понимание чeлoвeчecкoгo бытия и сознания, которое было присуще классической философии от Платона до Канта. И прежде всего именно в этом, ее "совершенно исключительная" ценность.

    Во  всем мире ныне признано, что М.М.Бахтин  — один из крупнейших мыслителей и ученых (в сфере гуманитарных наук) XX века. Так, например американский ученый К.Томсон писал, что творчество Бахтина, с начала и до конца, являет собой совершенно исключительный по глубине и силе источник идей, освещающий сегодняшний кризис познания, направленность бахтинских идей воспринималась как принципиальный творческий корректив этого кризиса.

    Подлинным гимном человеку явилась философская  концепция М.М.Бахтина, в равной степени являющаяся и философией культуры, и философией личности. Важнейшее понятие сочинений М.М.Бахтина является онтологическим условием существования «Я», условием жизни духовной переживающей личности, ибо путь спасения «Я» возможен через спасение души, а душа — это дар своего духа другому. Только в состоянии не тождественности самой себе, вступая в диалог с уникальностью «другого», личность достигает подлинной жизни и обретает собственную уникальность, творя новый мир понимающего и самоутверждающегося духа, т.е. культуру. Таким образом, культура — это смысл диалога по поводу существования разных людей.

    Если  в ранних работах М.М.Бахтин обращался  прежде всего к индивидуальным аспектам культуротворчества, то со второй половины 20-х годов он разрабатывает идею диалога в культуре на макроуровне, т.е. социально-историческом. Прежде всего, М.М.Бахтин обращается к исследованию культуры как особого субъекта творчества (не индивидуального, а социального измерения), выражающего себя как синхронное многоголосие в соответствующем типе строения — архитектонике. Типам таких архитектоник соответствуют различные типы культуры, характеризующиеся определенными стилевыми чертами. М.М.Бахтин подчеркивал вместе с тем, что только через конкретное индивидуальное высказывание язык соприкасается с общением, проникается его живыми силами, становится реальностью.

    Идеи  М.М.Бахтина были восприняты спустя почти полвека. А на рубеже 1920—1930-х годов они были подвергнуты беспощадному осуждению, а сам М.М. Бахтин пережил заключение и ссылку, как и многие начавшие свой путь еще до революции виднейшие представители русских гуманитарных наук. Их, как и Бахтина, обвиняли в "русском национализме".

    Роль  Бахтина в дальнейшем развитии русской культуры была неоценимой, поскольку лучшие представители новых поколений отечественной философии, истории, филологии, начинавшие свой путь в 1940— 1960-х годах, так или иначе, восприняли его мысли и взгляды.

Краткая биография М.М.Бахтина

 

    Михаил Михайлович Бахтин родился 17 ноября 1895 года в городе Орле, в семье банковского служащего. Ранние годы прошли в Вильно (ныне — Вильнюс) и Одессе, где он посещал гимназии и Новороссийский (Одесский) университет. Уже в эти юношеские годы Михаил Михайлович глубоко изучал наследие всемирной мысли и культуры. Он очень рано, с двенадцати-тринадцати лет, погружался в философские трактаты Канта.

    В 1914—1918 годах Бахтин жил в Петербурге и учился в столичном университете, в качестве вольнослушателя. Здесь Михаил Михайлович так или иначе лично соприкасался с виднейшими русскими мыслителями той поры — В.В.Розановым, Н.А.Бердяевым, Н.О.Лосским, А.В.Карташевым и другими, с сочинениями которых он был знаком и ранее.

    В 1918—1923 годах он находился в Невеле и затем, с 1920-го, в Витебске и преподавал в местных учебных заведениях. К этому времени двадцатитрехлетний мыслитель достиг в своем развитии очень высокого уровня, и около него сложился философско-религиозный кружок, включавший в себя ряд замечательных людей. В 1919 году появилась первая публикация Бахтина — предельно краткая, но исполненная глубокого смысла статья "Искусство и ответственность". В 1923 году Михаил Михайлович возвратился в Петроград. Здесь он продолжал работу над начатым в Витебске сочинением — трактатом "Философия поступка", который, правда, увидит свет лишь через шесть десятилетий, в 1980-х годах. Первые труды Михаила Михайловича были изданы по ряду причин под именами близких ему людей: В.Н.Волошинов и П.Н.Медведев. В наше время они переизданы в серии "Бахтин под маской".

    В начале 1929 года выходит в свет первое издание (уже под настоящим именем) всемирно знаменитой ныне книги Михаила Михайловича "Проблемы творчества Достоевского". Но незадолго до появления книги, 24 декабря 1928 года, Бахтин был арестован вместе с большой группой так или иначе связанных с ним людей и 22 июля 1929 года приговорен к "заключению в концлагерь сроком на пять лет". Он обвинялся в принадлежности к "подпольной контрреволюционной организации", пропагандировавшей "религиозные и националистические настроения".

    Поскольку осужденный был тяжело болен, и пребывание в концлагере грозило ему быстрым смертельным исходом, мера наказания благодаря ходатайствам А.М.Горького и А.Н.Толстого была заменена ссылкой в город Кустанай, в Северном Казахстане, где Михаил Михайлович и прожил около семи лет, работая экономистом-бухгалтером в местном "Райпотребсоюзе".

    Окончание срока ссылки не отменяло запрет на проживание в крупнейших городах  СССР, тем более в столицах, и  в 1936 году Бахтин стал преподавать в  Мордовском педагогическом институте  в городе Саранске. В следующем году он покинул Саранск и до 1945 года жил в городке Кимры и его окрестностях, работая школьным учителем. Здесь, из-за обострения болезни, ему ампутировали ногу (в 1938 году).

    В 1945 году Михаил Михайлович возвратился  в Саранск, где продолжил преподавательскую работу в институте. В 1967 году Бахтин был реабилитирован и в 1969 году переехал в Москву, где он и скончался 7 марта 1975 года, прожив чуть меньше восьмидесяти лет.

    Для осознания всего драматизма судьбы Бахтина следует задуматься о том, что в расцвете сил (к моменту ареста ему исполнилось тридцать три года) он был, в сущности, лишен возможности публиковать свои труды. Правда, в силу инерции вскоре после ареста вышли в свет его книга о Достоевском и затем две небольшие статьи о Толстом. Но затем все попытки выступить в печати не имели успеха в течение тридцати с лишним лет — до 1963 года, когда появилось новое, значительно дополненное издание книги о Достоевском.

    Но, как ни удивительно, Михаил Михайлович, не имея сколько-нибудь основательных надежд на опубликование своих трудов, продолжал интенсивную творческую деятельность все это долгое время и в Кустанае, и в Кимрах, и в Саранске. В 1946 году удалось защитить диссертацию, посвященную великому французскому художнику слова Франсуа Рабле и стать кандидатом филологических наук, а позднее он отказался от настойчиво предлагаемого ему звания профессора. В разговоре с В.В. Кожиновым, он объяснил свой отказ так: "Я — философ, а философ должен быть никем, ибо иначе он может начать приспособлять философию к своему социальному положению".

    Тот факт, что два главных труда  Бахтина посвящены исследованию художественных миров Достоевского и Рабле, не помешал, воплощению в  них собственно философского содержания. В книге о Достоевском перед  нами предстает глубочайшая философия личности, и нет сомнения, что мир Достоевского открывает для осуществления этой цели идеальные возможности. А книга о Рабле есть своего рода открытие философии народа, и опять-таки трудно назвать другой столь же превосходный "материал" для реализации этого замысла.

    Здесь слово "материал", употребляется  в том смысле, что для Михаила  Михайловича творчество Достоевского и Рабле не выступало только как  средство решения философских задач. Его книги представляют собой  одновременно и наиболее глубокое исследование этих художественных миров, и философия здесь ни в коей мере не противоречит филологии; они как раз обогащают друг друга.

    Это всецело относится и к остальным  основным работам Бахтина, вошедшим в его сборники "Вопросы литературы и эстетики" (1975) и "Эстетика словесного творчества" (1979, 2-е изд. — 1986). И философский труд, написанный еще в 1920-х годах, — "Философия поступка" постоянно обращается к художественной литературе, органически соединяя философию с филологией.

Философия поступка

 

    Трактат "К философии поступка" может  рассматриваться как введение в "первую философию" Бахтина, из которого видно, что основополагающий вопрос всей его философии - это событие бытия, онтологическим условием которого является способ бытия человека, а ведущий вопрос - это человеческое событие с точки зрения его воплощения, т.е. бытия в мире с другими. В связи, с чем ведущую роль приобретает понятие поступка, который есть не что иное, как событие в аспекте его воплощения.

    Обращаясь к Бахтину, в философии которого ответственность выступает основополагающим феноменом, определяющим как раз нравственный характер его "первой философии", следует отметить более радикальное развитие тезисов в трактате "К философии поступка", по сравнению с другими трудами.

    По  Бахтину, ответственный способ бытия  предполагает совершение поступков  на основании признания своего не-алиби  в бытии. Это значит, что принятие на себя ответственности за свое бытие  всегда имеет в виду другого (других). Итак, поскольку ответственный способ бытия закрепляется в конкретном поступке, структурированном отношением к другому, другой является или соучастником, или потенциальным свидетелем такого самоудостоверения.

    Не  что иное, как воплощение человеческого  события в мире, в мире с другими, является первостепенным основанием к тому, чтобы фундаментальная онтология была проработана как этика. Этика жизненного мира определяется тогда дилеммой, может или нет человек в бытии друг с другом "отвечать за себя". Для Бахтина это не некий вторичный уровень тематизации, а анализ человеческого события в аспекте его воплощения, или же - философия поступка. Ответственный способ бытия в силу воплощения события означает вместе с признанием своего не-алиби в бытии - "бросанием себя на самую свою собственную способность – стать виновным" - способность отвечать за себя в бытии с другими. Таким образом, изначальный феномен ответственности открывается в своем этическом содержании в соответствии с определением человеческого события, т.е. когда мы начинаем анализировать человеческое событие с точки зрения его воплощенности в мире с другими. В известном смысле ответственность как этическое понятие - это эпифеномен события с другими.

    Таким образом, с точки зрения порядка  обоснования, не этика направляет и  определяет пути "первой философии" Бахтина, а сама философия события открывает исходное этическое измерение. Которое (используя выражение Бахтина) есть "условие возможности для "морально" доброго и злого, т.е. для морали вообще и ее фактически возможных видообразований". 

    Возникает вопрос об этической трактовке способа  бытия: что значит быть безответственно? Вопрос о безответственном способе  бытия упирается в вопрос о  повседневном бытии друг с другом, которое хотя и идентифицируется как несобственное, однако не может трактоваться как этически негативное. Из этого вытекает, что этическая интерпретация ответственного способа бытия должна предполагать принципиальное различение несобственного (в смысле безответственного) способа бытия и повседневного бытия друг с другом. Таким образом, в философии поступка Бахтина выступает пара ответственного и безответственного. Соответствующий последнему способ бытия Бахтин называет самозванством. Это такой способ бытия, при котором поступки человека не удостоверяются его ответственностью, т.е. не основываются на признании своего не-алиби в бытии. Ответственность и самозванство в таком случае не равноисходные, но равновозможные способы бытия, этическое значение которых определяется бытием друг с другом в мире.

    Повседневность  как таковая не является сущностным определением этически негативного способа бытия. Бахтин рассматривает повседневность как нередуцируемый способ человеческого бытия как бытия в мире с другими. "В жизни, - пишет он, - я приобщен к быту, укладу, нации, государству, человечеству, божьему миру, здесь я всюду живу в другом и для других". Такое приобщение истолковывается у Бахтина как ритмизация.

Информация о работе М.М.Бахтин – философия поступка