Мораль, ее функции и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:37, реферат

Описание работы

Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Файлы: 1 файл

Мораль.docx

— 20.62 Кб (Скачать файл)

Мораль (от латинского moralis –  нравственный; mores – нравы) является одним из способов нормативного регулирования  поведения человека, особой формой общественного сознания и видом  общественных отношений. Есть ряд определений  морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства[1].

Мораль – это один из способов регулирования поведения  людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и  норм, определяющих характер отношений  между людьми в соответствии с  принятыми в данном обществе понятиями  о добре и зле, справедливом и  несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение  и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также  на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Моральные принципы имеют  всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.

Всякий поступок, поведение  человека может иметь разнообразное  значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают  по единой шкале. Моральные нормы  повседневно воспроизводятся в  обществе силой традиции, властью  общепризнанной

4          Глава I. Мораль и этика: основные  понятия

и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных  оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно  с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая  оценка должна соответствовать общим  принципам и нормам, принятым всеми  понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и  т. д.

Мораль зависит от условий  человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем  общественного и индивидуального  сознания. Наряду с другими формами  регулирования поведения людей  в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам.

Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторые  другие ее функции[2]. Первостепенный интерес  для юристов представляют такие  функции морали, как регулятивная и воспитательная.

Регулятивная функция  считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение.

Воспитательная функция  морали состоит в том, что она  участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл  жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими  людьми и обществом, необходимости  уважения к правам, личности, достоинству  других. Эту функцию принято характеризовать  как гуманистическую. Она оказывает  влияние на регулятивную и другие функции морали.

Мораль рассматривают  и как особую форму общественного  сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие  в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека – нравственную деятельность[3].

1. Мораль, ее функции и  структура    5

Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям  определенные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т. д.) с  точки зрения соответствия моральным  требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале  или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти. Нравственное сознание – форма общественного  сознания и одновременно область  индивидуального сознания личности. В последнем важное место занимает самооценка человека, связанная с  нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.).

Мораль нельзя сводить  только к моральному (нравственному) сознанию.

Выступая против отождествления нравственности и нравственного  сознания, М. С. Строгович писал: "Нравственное сознание – это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном  и недостойном поведении, а нравственность – это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения"[4].

Моральные отношения возникают  между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они  различаются по содержанию, форме, способу  социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем. по отношению  к кому и какие нравственные обязанности  несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и  т. д.), но во всех случаях человек  в конечном счете оказывается  в системе моральных отношений  как к обществу в целом, так  и к себе как его члену. В  моральных отношениях человек выступает  и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку  он несет обязанности перед другими  людьми, сам он является субъектом  по отношению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и  объект моральных обязанностей для  других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем  и т. д.

Нравственная деятельность представляет собой объективную  сторону морали[5]. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются

6          Глава I. Мораль и этика: основные  понятия

оценке с позиций разграничения  добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности – поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются  моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные  последствия поступка – это самооценка его человеком и оценка со стороны  окружающих.

Совокупность поступков  человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный  период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека – единственный объективный показатель его моральных  качеств, нравственного облика.

Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно  мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать  чувство долга, достичь определенного  идеала и т. д.

В структуре морали принято  различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные  нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Моральные нормы – это  социальные нормы, регулирующие поведение  человека в обществе, его отношение  к другим людям, к обществу и к  себе. Их выполнение обеспечивается силой  общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном  и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято  поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования  поступков людей. Нравы повседневно  воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и  властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном  поведении при определенных условиях.

В отличие от простых обычаев  и привычек, когда люди однотипно  поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, при-

1. Мораль, ее функции и  структура    7

вычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы  не просто выполняются вследствие заведенного  общепринятого порядка, а находят  идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном  поведении как вообще, так и  в конкретной жизненной ситуации.

В основу формулирования моральных  норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия  о добре и зле и т. д., действующие  в обществе.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и  силой общественного мнения, сознанием  субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой  моральные санкции, состоящие в  отрицательной оценке и осуждении  поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как  конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет  нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных  санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами  общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в  соответствии со степенью его тяжести  на основании воинских уставов последует  соответствующая реакция.

Моральные нормы могут  выражаться как в негативной, запрещающей  форме (например, Моисеевы законы –  Десять заповедей, сформулированных в  Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

Моральные принципы – одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они  выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между  людьми, определяют общее направление  деятельности человека и лежат в  основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.

Если моральная норма  предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести  себя в типичных

8          Глава I. Мораль и этика: основные  понятия

ситуациях, то моральный принцип  дает человеку общее направление  деятельности.

К числу моральных принципов  относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм –  признание человека высшей ценностью; альтруизм – бескорыстное служение ближнему; милосердие – сострадательная  и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в  чем-либо нуждающемуся; коллективизм –  сознательное стремление содействовать  общему благу; отказ от индивидуализма – противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма –  предпочтения собственных интересов  интересам всех других.

Кроме принципов, характеризующих  сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположные  ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько  сознательно выполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы –  понятия морального сознания, в которых  предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем  в себе наиболее высокие моральные  качества.

Нравственный идеал по-разному  понимался в разное время, в различных  обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает  самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724–1804) характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, "божественного человека внутри нас", с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные религиозные учения, политические течения, философы.

Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов  и норм.

Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма.


Информация о работе Мораль, ее функции и структура