Мораль и право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 15:53, контрольная работа

Описание работы

Вопрос о соотношении морали и права является одним из ключевых в теории права, философии, этике и иных наук. Понятие категории "право" и "мораль" присутствуют в жизни человеческого общества в течение длительного периода его существования, во многом обеспечивая саму его структуру, являясь важнейшими факторами общественной эволюции, непременными спутниками современного общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3-4
1. Понятие морали: ее сущность, структура и функции………………………………5-7
2. Понятие права: его сущность, функции…………………………………………......8-10
3. Соотношение морали и права……………………………………………………….11-15
Заключение……………………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

К.р. по этике.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

Контрольная работа по этике и эстетике

«Мораль и право»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………………….3-4

1. Понятие морали: ее сущность, структура и функции………………………………5-7

2. Понятие права: его сущность, функции…………………………………………......8-10

 3. Соотношение морали и права……………………………………………………….11-15

Заключение……………………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о соотношении  морали и права является одним из ключевых в теории права, философии, этике и иных наук. Понятие категории "право" и "мораль" присутствуют в жизни человеческого общества в течение длительного периода его существования, во многом обеспечивая саму его структуру, являясь важнейшими факторами общественной эволюции, непременными спутниками современного общества.

Современное Российское государство находится на сложном, переходном этапе своего развития. Идут активные процессы демократических  преобразований, становления рыночных отношений, совершенствования духовной сферы жизни общества. Изменения в общественных отношениях повлекли за собой необходимость переосмысления роли социальных регуляторов, и, прежде всего, права и морали, которые являются основными средствами упорядочения человеческого общежития.

Путь понимания в  общественном мнении и в науке  взаимоотношений между правом и моралью оказался довольно сложным, порой – причудливым с переносом центра тяжести то в одну, то в другую категорию.

Так, с давних пор в  общественном и индивидуальном сознании людей утвердилось представление о приоритете морали над правовыми критериями поведения. Идеалы добра, взаимопомощи, а также моральные ценности и нормы (родительской любви, уважения к старшим и т.д.) почитались как нечто более значимое и высокое, чем формальные установления закона. Сторонники такого подхода также исходят из того, что восточно-православное общество, в отличие от западного, ориентируется, прежде всего, не на «безликие законы» автономных личностей, а на этику коллективизма – этику индивидов, объединенных коллективными нравственными ценностями, требующими проявление духа милосердия, солидарности, сострадания и взаимопомощи.

Полная зависимость  права от морали нашла своё выражение  в теоретической конструкции  «право как этический минимум». Её дополнил и развил выдающийся русский религиозный мыслитель – философ В.С. Соловьёв. В своих работах он изрекал: «…право есть низший предел или некоторый минимум нравственности, для всех обязательный»1

Представители второго  подхода, подчёркивая наличие сходства, взаимосвязи права и морали, вместе с тем считает идею приоритета морали над правом неконструктивной.

Идея превосходства  морали над правом внедрялась в сознание граждан посредством государственного принуждения на протяжении многих лет  в советский период. Решительную позицию против возвышения морали над правом высказал С.С. Алексеев: «…высокоморальные добрые устремления, которым будто бы должно подчиниться право, с неизбежностью приводят к идеологии жертвоприношения во имя будущего, к оправданию террора, насилия, самовластной диктатуры…»2

С точки зрения общей  системы ценностей, сложившихся  в современном обществе, право  должно соответствовать требованиям  морали. Но далеко не всем и не всяким, и тем более – не идеологизированным (таким как требования средневековой инквизиции, расового превосходства, «коммунистической морали»), а общепринятым, общечеловеческим, элементарным этическим требованиям, соответствующим основным началам христианской культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие морали: ее  сущность, структура и функции.

 

Мораль - система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях  людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному  классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы.

В морали выражены представления людей  о добре и зле, справедливости, достоинстве, чести, трудолюбии, милосердии. Повелевая, мораль оценивает, оценивая, – познает. Вот то необычное распределение функций, которое отличает ее, та особая последовательность работы психологических механизмов, которая присуща нравственному сознанию.

Мораль возникает и развивается  на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества. Мораль включает: моральные отношения, моральное сознание, нравственное поведение.

Можно с полной уверенностью сказать, что мораль является как бы прародительницей и государства и права, и что  отвечать народным чаяниям может  только то государственное устройство, в котором и право и мораль находятся в теснейшем взаимодействии.

Существует несколько научных  определений  морали:

Термин “мораль” по содержанию –  латинский аналог древнегреческого ethos (этика). В латинском языке  есть слово “mos” (множественное число – “mores”), обозначающее нрав, обычай, моду, устойчивый порядок. На его базе Цицерон с целью обогащения языка образовал прилагательное “моральный” (moralis) для обозначения этики, назвав её philosophia moralis. Уже позднее, предположительно в IV веке, появляется слово “мораль” (moralitas), в качестве собирательной характеристики моральных проявлений.

В словаре русского языка мораль определяется как “правила нравственности и сама нравственность”, а нравственность в свою очередь как “правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение”3.

Мораль (лат. мoralis – нравственный; mores – нравы) – предмет изучения этики; общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. Во всяком обществе действия громадного множества людей должны быть согласованны в совокупную массовую деятельность, при всем своем разнообразии подчинятся определенным общесоциальным законам. Функцию такого согласования и выполняет мораль наряду с другими формами общественной дисциплины, тесно переплетаясь с ними и вместе с тем представляя собой нечто специфическое. Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни – в труде и быту, в политике и науке, в семье и общественных местах, хотя и играет в них неодинаковую роль.

В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений;  один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Критериями наших норм, оценок, убеждений выступают категории  добра, зла, честности, благородства, порядочности, совести. С таких позиций даются моральная интерпретация и оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.

Роли морали в жизни общества и отдельной личности многочисленны. Трудно объяснить, почему существует нравственность, зато ясно, для чего она существует. Если для прочих земных тварей образ жизни и судьба предписаны от природы, то человек - существо историческое - составляет свою судьбу сам. Для него нет раз и навсегда написанного закона. Что есть человек, никогда не может быть решено окончательно, ибо ни история, ни наша личная судьба еще не завершены.

Каждый час мы становимся другими, совершенствуемся по программе, которой еще нет, которую мы сами себе пишем. Дело не в том, чтобы придумать модель будущего и решить, как мы собираемся жить. Гораздо важнее решить, какими будем мы сами, что будет считаться человечным и подобающим человеку. Каковы будут не только наши права, но и обязанности? Кем мы должны стать, чтобы в полной мере называться людьми? Человек всегда на пути этого поиска, такой истинно человеческий путь и есть мораль. Суждение мудрецов о том, что человечество движется в направлении добра - это не иллюзия или благое пожелание, это сущность морали.

Коль скоро она есть, мы движемся по ней неотвратимо. В поле этого  стремления и реализуются функции морали.

    1. Регулятивная. Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям.
    2. Воспитательная. Мораль, как уже не раз повторялось, делает человека человеком. Потому-то нравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и "высшими" соображениями. При наличии такой способности к самоопределению человек может не только выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать ее, т.е. самосовершенствоваться. Все конкретные достоинства, которые мы находим у нравственно воспитанной личности, вытекают из фундаментальной ее способности поступать как должно, исходить из ценностных представлений, сохраняя при этом свою автономию.
    3. Познавательная. Подчинена функции регулирования поведения. Мораль интересует знание не само по себе (как науку), а знание, преломленное в ценностях или освещающее условия морального выбора. Эта функция морали не тождественна научному познанию. Она дает индивиду не просто знание  объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтения тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам. Моральное сознание видит мир через особую призму и фиксирует это видение в понятиях добра и зла, долга и ответственности. Это не объективно-научное исследование мира как он есть, это постижение не устройства, а смысла явлений. Для человека такое знание ничуть не менее важно. Главная его особенность - человекомерность. А если суть человека - в поиске своего пути в мире, то "нашего" мира еще нет, он еще должен появиться благодаря нашим усилиям. Потому на нас ложится ответственность за себя и за других.

Итак, мораль дает возможность постижения человеческой судьбы, но не в качестве закона, а в качестве регулятивной идеи, ориентируясь по которой, можно построить свою жизнь. Это - сверхзадача, это знание того, что с объективной точки зрения знать нельзя. Ведь жизнь еще не завершена, а мы умудряемся судить о ней, не имея полной и точной информации. Достоверность наших суждений в морали обеспечена, как ни странно, их необъективностью. Чтобы понять нравственный смысл происходящего, надо изначально нравственно к нему отнестись; чтобы познать нравственную сущность человека, надо его любить. Заинтересованный взгляд на мир и людей дает возможность оценить их перспективы, получить целостное представление о смысле их и своей жизни.

 

Элементами  морального  регулирования  являются:

-  идеал,  выражающий  представление  общества,  классов,  социальной  группы  о  нравственном  совершенстве;

-  система норм, соблюдение которых является необходимым условием функционирования общества, достижения им своих моральных ценностей;

-  особые формы социального контроля, обеспечивающие реализацию моральных норм, в том числе общественное мнение.

 

 

 

 

 

2. Понятие права: его сущность, функции.

Право вырастает из социальных норм догосударственной организации. Оно формируется из обычаев, табу, которые преобразуются, отбираются, приспосабливаются к новым социальным отношениям, основанным на частной собственности, социальном и классовом расслоении общества.4

Очень часто в нашей жизни  мы встречаемся со словом «право», прекрасно представляя себе, когда речь идет о моральном или юридическом праве.

Есть множество определений  права. В работе “Сумма теологии”, которую можно назвать величайшим синтезом средневековой католической теологии и философии. Аквинат рассматривает:

Вечное право - это мудрость Бога как правителя всех действий и движений вселенной, оно направляет все действия мироздания. От него происходят все другие, более ограниченные формы права. 

Божественное право, такое как заповеди, служит как бы дополнительным руководством для тех предписаний естественного права, которые известны всем разумным людям.

Естественное право присуще людям как сознательным, моральным и социальным созданиям. Существует один стандарт истины и справедливости для всех людей, он естественен, и все одинаково знают его.

Позитивное право необходимо, чтобы помешать  людям делать зло и обеспечить мир. Если позитивное право, введенное сувереном, противоречит естественному праву и разуму, оно не законно и является  искажением права. Только в данном случае Аквинат признавал правомерным выступление народа против монарха.

Информация о работе Мораль и право