Мораль и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 23:50, доклад

Описание работы

Религиозная мораль органично содержит в себе возвышенный идейный потенциал подвижничества, который стимулирует не столько уход от мира во имя собственного спасения, сколько побуждает к высшим образцам морального самоотвержения, какие показали известные всему миру последователь индуизма М. Ганди и баптистский пастор М. Л. Кинг, тюремный лекарь Ф. П. Гааз и хирург В. Ф. Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука), лауреаты Нобелевской премии А. Швейцер (миссионер, музыкант и врач) и монахиня мать Тереза.

Файлы: 1 файл

м и р.docx

— 29.82 Кб (Скачать файл)

Мораль - представляет собой систему правил, понятий и чувств, регулирующих отношения людей между собой и их отношения к обществу. Их реализацию в поведении людей именуют нравственностью. 

Религия и мораль — близкие, взаимосвязанные сферы культуры. Сходство религии и морали наиболее заметно в их духовных проявлениях. 

Однако церковь несравненно  сильнее воздействовала на нравственность общества, нежели мораль на религиозный  культ и внутрицерковную практику. В каждой религии, в каждом вероисповедании в большей или меньшей степени присутствует морально-духовное начало. 
Религия определяет не только отношения человека с Богом и церковью, но в той или иной мере регламентирует отношения людей между собой как в лоне церкви, так и за ее пределами. Бог воплощает в себе те нравственные требования, которым обязан следовать его приверженец. 

Философ и психолог В. Франкл именует Бога «персонализированной совестью». В силу этого моральное начало уже присутствует в самой идее Бога и неотделимо от «минимума» религии.

В политеистических верованиях одни божества выступают как воплощение доброты, другие — злобы. 

В монотеистических религиях Бог непременно наделен высшими моральными качествами. 

Моральное начало особенно ярко выражено в мировых религиях — причем вбуддизме до такой степени, что некоторые специалисты считают его не религией, а моральной системой. Вероучение этой религии исходит из идеи о том, что всякое бытие, любая жизнь во всех ее проявлениях и формах есть зло, несущее страдания всему сущему. Буддийский «путь спасения» заключается не столько в культовой деятельности, сколько в моральной — терпеливом перенесении страданий, отказе от желаний, чувств, следовании нравственным принципам «Панчашилы» (пять заповедей: отказ от убийства любого живого существа, отказ от воровства, от лжи, соблюдение супружеской верности, отказ от употребления алкоголя).

Моральное начало в исламе пронизывает идею единого Бога — Аллаха,

Творца и Владыки мира, всесильного и мудрого существа. Вместе с тем Бог ислама - воплощение добра. Все суры Корана (кроме девятой) начинаются со слов: «Во имя Аллаха милостивого и милосердного».  Упования на милость и милосердие Бога лежат в основе исламского вероучения. Это свойственно и шариату — своду мусульманских культовых, правовых и нравственных установлений. 

Однако именно в христианстве идея Бога наиболее морально конкретизирована. Вездесущий, всемогущий, всеведущий Бог одновременно и всеблагой, всемилостивый. В ипостаси Бога Отца Он выступает в роли заботливого защитника, покровителя, хранителя. В ипостаси Бога Сына Он приемлет на Себя грехи людей и отдает Себя в жертву за них. Лаконичная формула «Бог есть любовь» особенно выразительно передает моральную суть этой мировой религии. Если религия обязательно включает в себя моральное начало, то и в морали многое скрыто в неосознаваемом, в бессознательном и подсознательном.  Здесь вера (доверие) также выступает в качестве важнейшего устоя. 

Мир морали подобен своеобразному  храму, где благоговейно чтимы нравственные святыни. Многие из них имеют общечеловеческий характер — таковы материнская любовь, супружеская верность, трудолюбие, гостеприимство, уважение к старикам и др. Как и в религии, эти святыни обычно свободны от рассудочного отношения и расчета. Любовь и дружба, например, требуют, казалось бы, неразумного самоотвержения. 

Не только богословы, но и многие исследователи этики полагают, что мораль и нравственность порождены религией и неотделимы от нее. При этом нередко приводят высказывание великого мыслителя И. Канта о божественной природе присущего человеку «категорического императива» — властного внутреннего повеления следовать моральным требованиям. 

Еще чаще ссылаются на древнейшие тексты священных книг различных  религий, насыщенных моральными поучениями, и на то, что сама идея Бога и загробного воздаяния глубоко воздействует на поведение личности и ее нравственные устои. 

Однако следует учитывать, что моральные понятия и чувства  — это в значительной степени  результат воздействия социального  окружения на личность и ее образ  жизни. 

Психологи констатируют, что  ребенок, случайно попавший к животным и ими вскормленный, даже оказавшись потом среди людей, так и не обретает человеческих качеств —  прямохождения, сознания, членораздельной речи, разумной регуляции поведения. Ему также неведомы моральные представления и переживания. Идея Бога выводит верующего из рутины повседневности, заставляет подавить в себе низменные побуждения и ведет к идеалу добра и справедливости, ставит перед лицом Всемогущего, от которого не сокрыто ничто потаенное. Страх загробного наказания за явные и сокрытые прегрешения — важный психологический фактор восприятия мира религиозным человеком. 

Моральные поучения в священных  книгах являются ценнейшими свидетельствами  древнейшей культуры. Так, возраст сложившихся  в иудаизме и уже насыщенных моральными поучениями первых разделов Библии составляет более 3000 лет. 

«Веды» и другие священные книги оказали огромное воздействие на последующее развитие культуры. Они служат и важнейшими источниками данных о морали начала цивилизации. 

Однако обширные этнографические  материалы о жизни и нравах народов в Африке, Америке, Океании  и Австралии свидетельствуют, что  у них существовали неписаные  обычаи и нравы, необходимые для  совместного проживания, согласованной  трудовой деятельности и воспитания детей. В той или иной степени эти народы стихийно придерживались (по отношению к сородичам) заповедей «не убей», «не укради», «не лжесвидетельствуй». Племена, воспринявшие парный брак, почитали отца и мать, осуждали прелюбодеяние. Сама реальность совместной жизни и деятельности диктовала им эти общечеловеческие нормы морали. 

Довод о церкви как об институте нравственности, способствующем функционированию морали, — сильный  довод, однако следует учитывать, что  мораль опирается не только на могущество церкви, но и на силу общественного  мнения, авторитет старшего поколения, традиции и обычаи. Мораль может существовать и без религиозной санкции. 

В секуляризованном обществе, где культура выходит из-под церковного контроля, мораль принимает вполне светский характер и функционирует вне института церкви. 

Мораль не институционализирована, она не имеет особых учреждений, специально обеспечивающих ее реализацию в жизни общества, организующих контроль за реализацией ее правил и норм. Поэтому церковь (в древних обществах — жречество) принимает на себя роль такого учреждения и тем самым оказывает заметное влияние на мораль и нравы. В этом убеждает история всех цивилизованных стран. Служители религии оберегали сложившиеся в практической жизни общества нравственные установления, проповедовали их. Назидания пастве, духовный надзор за соблюдением заповедей, а нередко и личный пример благочестивых подвижников религии способствовали поддержанию моральных норм, хотя не всегда и не каждый служитель религии являлся нравственным идеалом.

Тем не менее, и поныне моральные  нормы воспринимаются верующими  как повеления Бога, что придает  им особую авторитетность. Религиозный человек видит в этих нормах не только бытовую целесообразность и социальный смысл, но и нечто священное, сакральное. Преступать эти нормы недопустимо как по земным, так и по религиозным законам. Мораль для верующего обычно сливается с религией. 

Светский исследователь  не выводит мораль из религии; он утверждает: истоки морали — в земных отношениях, в производственной и семейно-бытовой  практике человека. Неубедительным светскому исследователю представляется и тезис о неотделимости морали от религии. Исторический опыт свидетельствует, что в государствах, где церковь обладала едва ли не абсолютной властью, моральные пороки не исчезали. Добрые дела и подвижничество возможны как по религиозным, так и по светским мотивам. 

Резкий подъем религиозности  с начала 90-х гг. XX в. в России не привел к снижению аморализма и преступности.В то же время степень влияния религии на моральное сознание весьма значительна. 

Хотя в моральных предписаниях разных конфессий существуют известные расхождения, но в этих предписаниях очень много общего, что позволяет говорить о наличии религиозной морали как особой системы правил и норм, освящаемых церковью и контролируемых ею. 

Легко заметить, что на переднем плане в этой системе норм поведения  находятся собственно религиозные  предписания. 

Так, в Десятисловии Моисея на первом месте стоят заповеди, определяющие отношение человека к Богу. В соответствии с этим нарушения культовых норм в системе религиозной морали считаются особенно греховными и наказуемыми. 

Неверие в Бога, в истинность догматов и канонов занимает первое место в предназначенном для исповеди перечне прегрешений. При этом в перечне осуждаемых церковью грехов находятся и основные пороки, бичуемые светской моралью, а среди добродетелей — ценности общечеловеческого характера. 

Среди возвышаемых религией ценностей — верность и незлобивость, терпимость и трудолюбие, сорадование и независтливость. Вера, надежда и любовь в христианском понимании взаимно подкрепляют друг друга. 

И все же в религиозном  и светском представлении о морали не все совпадает, поэтому церковное  понятие «грех» и светское «порок» не идентичны. Ядро религиозной морали — учение о греховности. 

Из повествования об Адаме и Еве следует, что роковым образом греховное начало передается от родителей к детям. Потому человек уже от рождения — падшее существо, которого сильнее влечет к дурному, нежели к доброму. 

Здесь подмечен очень важный и парадоксальный момент в нравственной природе человека. 

Еще апостол Павел сокрушался по поводу податливости человека к дурному и связывал это с «плотским» началом. «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога (моего) Иисусом Христом, Господом нашим. Итак, тот же самый я умом (моим) служу закону Божию, а плотию закону греха». 

Действительно, порочные соблазны нередко привлекательней и доступней  добродетельных устремлений. В морали чувства (страсти) довлеют над разумом. 

Психологи констатируют, что  в структуре чувств негативные эмоции числом и силой превосходят эмоции положительные, поэтому у многих людей эгоистичные мотивы преобладают  над альтруистическими. 

Таковы земные аспекты  этого морального парадокса. В религии  он представлен как проклятие, Божье  наказание за прегрешение прародителей. 

Идея греховности тесно  сопряжена с религиозной идеей  спасения. Спасение выступает как конечная цель религиозных усилий человека и высшее дарение со стороны Бога. 

В христианской морали решительно бичуются сексуальные извращения, блудодеяние, распущенность. «Хорошо человеку не касаться женщины», — говорит апостол Павел. 

Так, христианство возводит девственность в идеал. Согласно Апокалипсису, перед престолом Божьим предстанут 144 тысячи праведников, «которые не осквернились с женами, ибо они девственники». 

Брак в христианстве является таинством, нуждающимся в особом благословении небес, поскольку половое влечение воспринимается как начало, привязывающее к земному и тем самым отвлекающее от небесной цели. Любовь к женщине может затмить любовь к Богу. 

Правда, в религиях древности  встречается своеобразное освящение  сексуального влечения (и даже поклонение половым символам), но эта сакрализация высшего чувственного наслаждения была лишена личностной привязанности — достаточно ознакомиться с «Камасутрой», любовным трактатом индуизма. Индивидуальная половая любовь — продукт более поздней цивилизации. Отсюда логично религиозное оправдание социального и семейного неравенства женщины, недопущение ее к священству и те бытовые ограничения, которые отражены в ряде благочестивых назиданий (напр., в «Домострое»). 

Иногда религиозная мораль содержит осуждение и отчуждение иноверца и неверующего. 

В исламе эта тенденция  выражена в идее джихада — священной войны против «неверных». Правда, умеренные течения ислама толкуют джихад как ревностность в вере, не допускающую насилия и убийств. 

Распространение мировых религий вело к преодолению многих жестоких языческих обычаев и общему смягчению нравов. В лоне религиозных учений были выношены многие общечеловеческие моральные идеи. 

Христианство, например, столь  возвысило личность, что провозгласило  ее богоподобие и тем самым внесло в моральный мир западной культуры мощный источник гуманизма. Принципы Нагорной проповеди по своему нравственному потенциалу и поныне остаются всечеловеческими идеалами. 

Даже светский человек  поддержит идею мусульманского установления «закят» об обязанности обеспеченного человека помочь неимущему. 

Очевиден в исламе и  морально-предупредительный смысл  запрета на вино. Этот же запрет присутствует в знаменитых буддийских этических  принципах. Буддийский принцип непричинения вреда ничему живому (ахимса) — предтеча формирующегося сегодня кодекса экологической морали человечества. 

Информация о работе Мораль и религия