Моральные проблемы в международном бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:34, реферат

Описание работы

Международный бизнес - предпринимательская деятельность, в которой совместно участвуют фирмы разных стран и используется международный капитал.1
Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д. Она направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава I «
1) История возникновения деловой этики за рубежом.
2)Этика в международном бизнесе…………………………………..
3)Моральные проблемы в международном бизнесе

Файлы: 1 файл

моральные проблемы международного бизнеса.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

 «Владимирский государственный  университет 

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

 

Институт (факультет) малого и среднего бизнеса

 

 

РЕФЕРАТ

«Моральные проблемы в международном бизнесе»

 

 

 

Выполнила:

ст. гр. ЭКБ-310

 

 

 

Принял:

 

 

 

 

 

 

 

Владимир 2012

 

Содержание.

 

Введение………………………………………………………………………3

Глава I «

1) История возникновения деловой этики за рубежом.

2)Этика в международном бизнесе…………………………………..

3)Моральные проблемы  в международном бизнесе

 

Введение.

 

Международный бизнес - предпринимательская деятельность, в которой совместно участвуют фирмы разных стран и используется международный капитал.1

Мора́ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; одна из форм общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д. Она направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе. 2 
Глава I.

1) История возникновения  деловой этики за рубежом.

 

Система норм и правил, принятая в настоящее время в  мировом бизнесе, не возникла в готовом виде. Она складывалась на протяжении длительного исторического периода, по мере развития цивилизации, на основе непреднамеренного следования людей определенным традициям и обычаям.

Первичные основы профессиональной этики были заложены в период расцвета античных цивилизаций. Оттуда берут свое начало, например, профессиональная клятва Гиппократа, правила и нормы торговли, в том числе – (что особенно важно для ситуации в отечественном бизнесе) представление о важности соблюдения договоров. Однако в духовном мире человека античной и средневековой культур, основанных на насильственном принуждении человека к производительному труду, не было места представлениям о связи между трудом и собственностью, богатством. Более того, они мыслились как отдельные, даже противоположные элементы человеческой жизни3

Самые первые предпосылки  бизнеса. Изначальные его исторические корни обнаруживаются в тот момент, когда в производственной жизни человечества начинает наблюдаться производство "избыточного" продукта, превышающего запросы непосредственного потребления. Обмен этого продукта на другие продукты и изделия - первая составная часть будущего бизнеса. Собственно говоря, по большому счету бизнес - это деятельность, взявшая во многих обществах на свои плечи непростую задачу обмена и распределения продуктов и услуг. Производство как таковое не является специфическим для бизнеса и скорее "пристегнуто" к задаче обмена в тех случаях, когда самостоятельное производство оказывается экономически выгодным.

Заметим кстати, что вместе с появлением обмена "добавочным продуктом" обнаруживаются и первые предпосылки развития психологии бизнеса. Ведь товары и продукты не ходили меняться сами по себе. Обмен стал задачей живых конкретных людей, и потребовал от них освоения множества новых способностей: готовности заняться такой меной, умения договариваться, вырабатывать нормы и правила построения отношений в этом процессе, преодолевать множество предубеждений категории "мы и они", особо могущественно действовавших в примитивных обществах, и так далее.

Следующая историческая предпосылка становления бизнеса была связана с появлением денег как эквивалента "всеобщего продукта". Те самостоятельные свойства, которые имели деньги как особый товар, породили новую предпосылку бизнеса: меновую деятельность. Меняльные конторы Египта, Греции и Рима породили подобные учреждения в Византии, на Востоке и в странах Средиземноморья, пережили свой особый расцвет в средние века в Италии и Голландии и стали прообразом современных банков. Психология же человека обогатилась целым спектром новых понятий, так или иначе связанных с темой отношения к деньгам, как негативных - скаредность, жадность, скупость, стяжательство, сребролюбие, - так и позитивных - щедрость, расчетливость, благотворительность и др.4

Большинство постулатов и норм, лежащих в основе современной этической культуры хозяйствования, современного морального отношения к труду и коммерческой деятельности, уходит своими корнями в протестантскую этику. В период Реформации западноевропейские страны пережили важный духовный переворот, сущность которого состояла в новом осмыслении труда и богатства. Согласно представлениям идеологов Реформации Лютера и Кальвина, труд является не наказанием, а божественным призванием, предназначением человека. Цель труда – не искупление греха и не спасение от греха праздности, а приобретение и умножение богатства, накопление собственности, стремление к прибыли.

Переосмысление роли труда наряду с установкой на максимальную прибыль, финансовый успех привели  и к новой оценке роли собственности и богатства в жизни человека. В протестантской этике собственность важна как основа и фундамент свободы личности.

Такое понимание связи  свободы, независимости, самостоятельности  личности с богатством привело к  формулированию одного из фундаментальных принципов современного буржуазного общества: принципа неприкосновенности частной собственности. Частная собственность оказалась мощным стимулятором деловой и трудовой активности человека, динамичного развития общественного производства. Ценными качествами стали признаваться индивидуальная инициатива, способность к разумному риску, готовность самостоятельно принимать решения и отвечать за свои действия. На первое место среди принципов ведения бизнеса вышли строгое соблюдение всех договоренностей с партнером, высокое качество работы.

Низкое качество и  несоблюдение договоренностей, в конечном счете, способствуют вытеснению бизнесмена (фирмы) с рынка. Конкуренция обеспечивает выживание, прежде всего тем, кто  умеет трудиться в соответствии с высшими, лучшими достижениями профессиональной трудовой культуры, от чего выигрывает и все общество в целом. Однако частная собственность обеспечивает этот эффект не автоматически, а лишь в условиях правового государства, в котором закон жестко соблюдается и при этом не может быть произволом властвующей группы. Только при законодательной поддержке этические нормы начинают играть роль единых для всех ограничителей.

В 1924 г. Комитет по этике  бизнеса при Торговой палате США  впервые в истории разработал национальный этический кодекс «Принципы ведения бизнеса». В нем отмечено, что в основе бизнеса лежит доверие, проистекающее из справедливых взаимоотношений, эффективного оказания услуг и взаимной выгоды. Здесь, однако, еще доминируют воззрения «примитивной этики» прошлого века, согласно которым моральное оправдание получает любой бизнес, в котором партнеры по сделке признают их обмен эквивалентным.

Следующим переломным моментом стал кризис 1929–1931 гг. «Новый курс»  Ф. Рузвельта послужил отправной  точкой в поисках новых принципов организации хозяйственной деятельности. К 50-м годам в США сформировался ряд социально-философских доктрин, которым можно дать общее название «теории человеческих отношений». В практике корпораций стали реализовываться лозунги «социального партнерства», «участия в доходах» и т.п. Концепция «человеческих отношений» получила свою конкретизацию в комплексе конкретных профессиональных кодексов морали (этика управления, этика бизнеса, этика делового общения и др.)

Наконец, последний существенный переворот в этике бизнеса был вызван современной НТР (научно-техническая революция) и созданной ею экологической угрозой. Современная цивилизация находится на таком этапе, когда необходимо развивать и усиливать эффективность хозяйственной деятельности, отказавшись в то же время от установки на извлечение максимальной финансовой выгоды. Существенно изменились моральные требования, предъявляемые обществом к бизнесу. Основная черта этих изменений – рост социальной ответственности бизнеса. К нему сейчас предъявляются такие требования, как обеспечение занятости, охрана здоровья, устранение дискриминации, охрана окружающей среды, и т.п.

В сфере отношений  фирмы и общества на смену традиционной модели приходит корпорация нового типа. Она провозглашает себя морально ответственной как перед людьми, которые в ней работают, так и перед всеми, кто оказывается под воздействием ее деятельности. Важными признаются следующие принципы, носящие по существу этический характер

1 - объему власти, которой обладает бизнес, должен соответствовать объем социальной ответственности;

2 - бизнес должен действовать как открытая система, которая получает от общества необходимую информацию и предоставляет обществу объективные сведения о своих операциях;

 3 - в пределах своей компетенции бизнес должен помогать обществу решать социальные проблемы;

4 - учет социальных затрат и доходов должен служить одним из решающих факторов в процессе принятия решений;

5 - потребитель должен оплачивать все затраты на производство продукции, оказание услуг и т.п., включая социальные расходы.

Наиболее ярко эти  принципы проявляются в сфере  маркетинга, поскольку через систему  маркетинговых мероприятий происходит взаимодействие фирмы с ее контрагентами, с конкурентной средой, с целевыми потребителями и обществом в  целом. В той части, в которой маркетинговые мероприятия касаются разработки товара, велика социальная ответственность с точки зрения его пользы (или вреда) для человека. В той части, которая связана с организацией сбыта и рекламой, наиболее тесной является связь с общественным мнением и, следовательно, наиболее тщателен контроль со стороны общества (общественных организаций). В сфере маркетинговых исследований чрезвычайно важно не переступить грань, за которой получение маркетинговой информации, необходимой фирме, перерастает во вмешательство в частную жизнь и нарушение соответствующих прав человека. Поэтому менеджеры, ответственные за маркетинг, в наиболее явном виде сталкиваются в своей профессиональной деятельности с этическими проблемами. 5

 

И так, целью предприятия является не просто удовлетворение потребностей покупателей, а непритворная забота об их благополучии и долгосрочном благополучии общества в целом.

Низкое качество и  несоблюдение договоренностей, в конечном счете, способствуют вытеснению бизнесмена (фирмы) с рынка. Конкуренция обеспечивает выживание, прежде всего тем, кто умеет трудиться в соответствии с высшими, лучшими достижениями профессиональной трудовой культуры, от чего выигрывает и все общество в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) Этика в международном бизнесе.

 

Для современной этики  бизнеса априорными являются вопросы  корпоративной социальной ответственности. Мнение, что финансовое благополучие компании менее всего побуждает  ее к соблюдению этических норм, в корне неверно; сама жизнь и  практика бизнеса постулировала следующее утверждение: «Хорошая этика означает хороший бизнес». В противном случае негативная реакция со стороны заказчиков и партнеров неминуемо приведет к значительному снижению прибыльности компании, а растиражированная средствами массовой информации сомнительная репутация приведет к отсутствию какого-либо доверия к ней. Лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман пишет, что «истинная роль бизнес! "состоит в использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли, при условии, что он придерживается правил игры... участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману».

Этика накладывает на бизнес систему ограничений, представляющую собой сумму морально-нравственных правил и традиций, сложившихся в данном обществе.

Этика бизнеса — деловая  этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности  эффективно функционировать на рынке  в соответствии с действующим  законодательством, установленными правилами  и традициями.6

Репутация фирмы образуется из простой суммы примеров достойного поведения ее сотрудников, которое  демонстрируется:

♦          в отношении к имуществу фирмы;

♦          в ситуациях, когда сталкиваются различные интересы;

♦          при установлении внешних деловых связей;

♦          при работе с государственными учреждениями;

♦          во взаимоотношениях с клиентами  и конкурентами;

♦          в весьма деликатных ситуациях, когда  перед сотрудниками фирмы стоит  проблема выбора: предать гласности или сохранить в тайне пример нарушения коллегами внутрифирменных правил и норм.

Информация о работе Моральные проблемы в международном бизнесе