Соблюдение правил фармацевтической деонтологии в профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Современная медицинская деонтология, рассматривая проблемы долга, деятельности медицинских и фармацевтических работников, исходит из специфики их труда. Она охватывает социально-этические аспекты ответственности, социальной значимости, призвания, назначения профессии.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ 5
ДЕОНТОЛОГИИ 5
1.1 Понятие о фармацевтической деонтологии 5
1.2 Принципы деонтологии 11
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ В 14
ФАРМАЦИИ 14
2.1 Методы общения фармацевта и провизора с посетителями аптеки 14
2.2 Этика продаж в аптеке 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Файлы: 1 файл

Соблюдение правил фарм. деонтологии в профессиональной деятельности.docx

— 82.28 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БРЯНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Соблюдение правил фармацевтической деонтологии в профессиональной деятельности

 

Специальность: 060301 «Фармация»

МДК 01.01 Лекарствоведение

ПМ 01 Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента

Работу выполнила:

Титова

Анастасия

Игоревна

 

группа 211вфм

 

Руководитель:

Кургуз Роман Викторович

 

Работа заслушана

__________________________________________________________

     (дата)

 

Работа оценена: ___________________________________________

                                          (оценка, подпись преподавателя)

 

 

 

2014 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная медицинская деонтология, рассматривая проблемы долга, деятельности медицинских и фармацевтических работников, исходит из специфики их труда. Она охватывает социально-этические аспекты ответственности, социальной значимости, призвания, назначения профессии.

Фармацевтическая деонтология - практическая наука, призванная дать специалистам не только те знания, которые необходимы для выполнения функционально-должностных обязанностей, но и те, которые вытекают из общественной ценности профессии провизора (фармацевта). Кроме того, категория долга имеет два уровня: объективный и субъективный.

Объективный - это совокупность обязанностей, вытекающих из профессиональной деятельности специалиста.

Субъективный - это отношение фармацевтических работников к выполнению своих обязанностей. На основе этою единства возникает взаимосвязь этики провизора (фармацевта) и фармацевтической деонтологии.

Практическое назначение фармацевтической деонтологии состоит в том, что аптечные работники должны быть подготовлены к разрешению возникающих конфликтных ситуаций с врачами, с больными и их родственниками.

Фармацевтическая деонтология, входя в состав профессиональной деонтологии и этики, является в тоже время составной частью фармацевтических наук.

Фармацевтическая деонтология есть наука, т.к. она имеет свой предмет, свое содержание и методы исследования.

Предметом фармацевтической деонтологии является совокупность функциональных обязанностей и норм морали и права, формирующая отношение провизора (фармацевта) к их выполнению.

На формирование и развитие принципов медицинской деонтологии, как и медицинской этики, на протяжении всей истории оказывали влияние сложившиеся в данном обществе политический строй, социально-экономические и классовые отношения, национальные и религиозные традиции и др.

На отечественную медицинскую деонтологию большое влияние оказали материалистические взгляды А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева и др. В условиях царизма земские врачи, располагая крайне ограниченными возможностями, создали уникальную в истории медицины систему оказания медицинской помощи неимущим слоям населения. Они заложили новые традиции в отношениях с больными, составившие славу русской медицины. Земская медицина выдвинула большое число беспредельно преданных своему делу врачей, фельдшеров и медицинских сестер.

Важно подчеркнуть, что вплоть до конца XIX века все то, что теперь составляет предмет медицинской деонтологии, именовалось врачебной этикой. Содержание этого понятия было весьма аморфным.

Целью данной курсовой работы является изучение правил фармацевтической деонтологии в профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- изучить  понятие и принципы фармацевтической деонтологии;

- рассмотреть методы общения фармацевта и провизора с посетителями аптеки;

- изучить этику продаж в аптеке.

Объектом исследования данной курсовой работы являются правила фармацевтической деонтологии в профессиональной деятельности.

Предмет исследования - соблюдение правил фармацевтической деонтологии в профессиональной деятельности.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ

ДЕОНТОЛОГИИ

1.1 Понятие о фармацевтической деонтологии

 

Деонтология (слово греческого происхождения deontos — должное и логия -учение) означает учение о должном.

Термин «деонтология» предложен в XIX веке английским философом Иеремией Бентамом для обозначения науки о профессиональном поведении человека. Понятие «деонтология» в равной мере применимо к любой сфере профессиональной деятельности - медицинской, инженерной, юридической и т.д. [1, с. 65].

Медицинская деонтология учение о должном в медицине разработано и введено в медицинскую теорию и практику известным советским хирургом - онкологом академиком Н.Н. Петровым. Он определял это понятие как «учение о принципах поведения медицинского персонала... для максимального повышения суммы общественной полезности и максимального устранения вредных последствий неполноценной медицинской работы».

Медицина и фармация как две взаимосвязанные профессии призваны охранять здоровье людей, вести постоянную борьбу за продление человеческой жизни.

Вопросы медицинской и фармацевтической деонтологии имеют много общего, т.к. основным объектом деятельности является больной человек. Однако каждое из этих направлений здравоохранения имеет свои специфические черты.

Сейчас в здравоохранении под медицинской и фармацевтической деонтологией понимается учение о принципах поведения врача и фармацевтического работника в соответствии с благородными и гуманными задачами медицины и фармации.

Как всякая историческая категория медицинская и фармацевтическая деонтология и этика развивались в соответствии с уровнем развития медицины и фармации при определенных общественно-экономических формациях, наследуя наиболее рациональные принципы и нормы из поколения в поколение.

Знатоки лекарственного дела известны очень давно, но фармация как наука была частью медицины и выдающимися деятелями лекарствоведения были врачи, объединявшие в своей деятельности не только все отрасли медицины, но и естествознание и философию своего времени.

В древнеиндийском народном эпосе «Аюр-Внды» («Знание жизни») в трех книгах, написанных в V-VI веке до нашей эры, содержатся различные сведения. Среди них требования, предъявляемые к врачам. Согласно этим требованиям врач должен обладать высокими моральными и физическими качествами, он должен быть сострадательным, доброжелательным, никогда не терять самообладания, иметь много терпения и спокойствия. Автором одной из этих книг был крупный хирург того времени Сушрута. Сушрута указывал, что лекарство в руках знающего человека подобно напитку бессмертия и жизни, в руках невежды - подобно огню и мечу.

Известный врач древней Греции - знаменитый Гиппократ (460-377 г. до н.э.) в своем трактате «О враче» сформулировал основные принципы взаимоотношений врача и больного и описал высокий моральный облик врача: «Ему прилично держать себя чисто…,быть благоразумным, справедливым при всех обстоятельствах». Гиппократ требовал от врача «презрения к деньгам, совестливости, скромности, простоты в одежде, решительности, опрятности..., знания всего того, что полезно для жизни, и иметь отвращение к пороку». Касаясь поведения врача он считал нужным отметить, что «поспешность и чрезмерная готовность, даже если бывают весьма полезны, презираются»[2, с. 81].

Большое внимание Гиппократ уделял внешнему виду врача. Он давал такие советы: «Врач, насколько позволяет ему природа, должен иметь хороший цвет лица, и быть в добром геле..., ведь если он сам за собой не умеет хорошо присмотреть, то что же он должен предпринять хорошего для других. Врач должен быть чистым, хорошо одетым и должен быть парфюмирован благовонными мазями, он должен вести благопристойный образ жизни».

Эти советы пришли к нам из далеко ушедших веков, но они не потеряли своего значения и поныне. Поэтому и врач и фармацевтический работник должны быть проводниками всех основных санитарно-гигиенических мероприятий.

Огромное влияние на развитие принципов поведения медицинских работников оказала знаменитая «Клятва Гиппократа». Интересно отметить, что за всю историю развития медицины только в 1957 г. на II Всемирном деонтологическом конгрессе в Париже было сделано первое и единственное дополнение к клятве Гиппократа: «Клянусь обучаться всю жизнь».

Большую роль в истории медицины и фармации сыграла медицинская школа в Салерно. В салернской школе была составлена обширнейшая по тем временам опись рекомендуемых к употреблению лекарств, названная «Сад здоровья», а также положено начало разделению профессиональной подготовки врачей и аптекарей. До этого лекарства изготовляли сами врачи, В XIV веке был издан «Салернекий кодекс здоровья», где в стихотворной форме изложены взгляды на то, как деонтологически правильно относиться к больному.

В России сведения о возникновении первой регламентированной государством аптеки относятся ко второй половине XVI века. В начале XVIII века учреждаются первые частные аптеки. Все стороны деятельности аптеки регламентировались аптекарским уставом, входившим в Свод законов Российской империи от 20 сентября 1789г. В нем находят отражение основные требования, которым должен был отвечать работающий в области лекарствоведения: «Аптекарь, яко добрый гражданин, верно хранящий присяжную должность, повинен, быть искусен, честен, совестен, благоразумен, трезв. Прилежен во всякое время, присутствен и исполняющий звание свое всеобщему благу соответственно».

К управлению аптекой допускались лишь лица, имеющие фармацевтическое звание. Устав требовал изготовлять лекарства только из свежих, годных средств, точно по рецепту. По неясному рецепту или рецепту, в котором вес лекарственных средств покажется сомнительным, аптекарь не должен приготовлять лекарство, пока не уточнит пропись рецепта у врача. Таким образом, основные мысли и положения этого устава не потеряли своего значения и в настоящее время[3, с. 101].

Во второй половине XIX века прогрессивные взгляды В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г Чернышевского. Н.А. Добролюбова. Д.И. Писарева оказали заметное влияние на формирование профессионального долга российских медиков, педагогов, инженеров и юристов. В своей жизни и работе они руководствовались высокими моральными и этическими нормами гуманизма, бескорыстия и трудолюбия.

Необходимо отметить, что вплоть до конца XIX века все то, что теперь составляет предмет медицинской деонтологии, именовалось врачебной этикой[15, с. 88].

М.Я. Мудров говорил, что при назначении лекарств необходимо растолковать не только внешние свойства, но и его действие. Об огромном значении слова, манере обращения, выражении лица, интонации голоса М.Я. Мудрова писал: «... долгом почитаю заметить, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они почерпаются из науки мудрое I и. чаще из психологии. Сим искусством печального утешишь, сердитого умягчишь, нетерпеливого успокоишь, бешеного остановишь, дерзкого испугаешь, робкого сделаешь смелым, скрытного откровенным, отчаянного благонадежным. Сим искусством сообщается больным та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метание и которая самые болезни... иногда покоряет воле больного».

История русской медицины сохранила много примеров беззаветного служения наших великих врачей и фармацевтических работников своему профессиональному и гражданскому долгу.

В развитии отечественной фармации много сделано профессором кафедры фармации Петербургской медико-хирургической академии А.П. Нелюбиным (1785-1858 гг.) Он был основоположником самостоятельного направления в русской фармацевтической науке первой половины XIX века, организатором фармацевтического образования. А.П. Нелюбин указывал, что «фармация не простое искусство, а наука», и что фармация есть особенная ветвь естественных наук, что ее задача «...составлять совершенно новые лекарства и определять оным доброту» [4, с. 90].

Этика и деонтология включают в себя общегуманные, общечеловеческие представления и нормы морали и нравственности, передаваемые из поколения в поколение.

Изучая вопросы фармацевтической этики и деонтологии необходимо знать об их связи с профессиональной и общей этикой.

Профессиональная этика рассматривает два аспекта: аксиологический (ценностный) и деонтологический (долженствования) в диалектическом единстве. Деонтология же призвана рассматривать тот аспект профессиональной морали, который касается долженствования.

Фармацевтическая этика призвана изучать и обосновывать социальную значимость профессиональной деятельности, требования к личности провизора (фармацевта), определять с позиции добра и зла характер поступков и отношений фармацевтических работников.

Фармацевтическая деонтология - это наука о долге работников, об отношении их к своим профессиональным обязанностям. При этом надо выделить два аспекта: должностной и нравственный. Поэтому фармацевтическую этику надо рассматривать как теорию фармацевтической деонтологии, т.к. любая профессиональная этика (педагогическая, юридическая, медицинская и т.д.) разрабатывает принципы и закономерности функционирования профессиональной морали[14, с. 35].

Информация о работе Соблюдение правил фармацевтической деонтологии в профессиональной деятельности