Значение культуры речи в профессиональной карьере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 11:09, реферат

Описание работы

Речевая культура - показатель профессиональной пригодности и для дипломатов, юристов, для ведущих различного рода передачи по телевидению и радио, для дикторов, журналистов, но и руководителей различного звена. Поэтому тема моего реферата актуальна и не вызывает сомнений.
Культурой речи важно владеть всем, кто по своей должности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ………………………………………..7
2. КУЛЬТУРА РЕЧИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3. ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ НА КАРЬЕРНЫЙ РОСТ ……….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..…….22

Файлы: 1 файл

контрольная по теории организации.docx

— 51.10 Кб (Скачать файл)

Для этого необходимы следующие  качества:

- знание норм литературного  языка и устойчивые навыки  их применения в речи;

- умение следить за  точностью, логичностью и выразительностью  речи;

- владение профессиональной  терминологией, знание соответствий  между терминами и понятиями; 

- владение стилем профессиональной  речи;

- умение определять цель  и понимать ситуацию общения; 

- умение учитывать социальные  и индивидуальные черты личности  собеседника; 

- навыки прогнозирования  развития диалога, реакций собеседника; 

- умение создавать и  поддерживать благожелательную  атмосферу общения; 

- высокая степень контроля  эмоционального состояния и выражения  эмоций;

- умение направлять диалог  в соответствии с целями профессиональной  деятельности;

- знание этикета и четкость  выполнения его правил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3  ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ  РЕЧИ НА КАРЬЕРНЫЙ РОСТ

Возможность карьерного роста, безусловно, основана на коммуникативных  способностях и навыках личности. Коммуникация, как известно, выстраивается  на двух уровнях: вербальном и невербальном. К невербальному уровню относится  общение при помощи языка тела (позы, жесты, мимика) и голосовых  сигналов доречевой коммуникации (смех, стон, визг, плач и пр.). Вербальный же уровень — это передача и восприятие информации через речь. Умение чётко ставить цели, обозначать задачи конкретного процесса взаимодействия, грамотно формулировать, излагать и аргументировать мысли, противостоять контраргументации («снимать» возражения оппонента) — всё это предопределяет получение положительного результата от общения.

При желании, ораторикой может овладеть любой дееспособный человек. Конечно, в каждом отдельном случае качественный результат будет различным. Речь человека — это следствие взаимодействия факторов, формирующих общий уровень культуры конкретного человека. К таким факторам относятся: генетическая предрасположенность, психологические особенности личности, социальная среда, образование. Генетическая национальная и родовая предрасположенность в значительной степени определяет коммуникативные возможности человека. Например, южные народы отличаются повышенной темпераментностью и общительностью, северные народы, напротив, менее темпераментны и достаточно сдержанны в общении.

К психологическим особенностям относятся: темперамент и психологический  тип личности. Темперамент человека влияет не только на его эмоционально-психологическое  состояние, но и на мобильность мышления и, как следствие, на темп речи. Всем хорошо известны импульсивность холерика, рациональная общительность сангвиника, устойчивая медлительность флегматика, ранимость и тормозимость меланхолика.

Психологический тип обусловливает  коммуникативные способности. Динамика экстравертов, направленная во вне, чаще облегчает процесс общения, а энергия экстравертов, сконцентрированная во внутрь себя, может затруднять коммуникацию.

Кроме того, независимо от темперамента и психологического типа, важно умение человека контролировать свои эмоции и управлять ими. Социальная среда  начинается с семьи, уклада взаимоотношений  в ней (патриархат, матриархат, демократия, архаика, анархия и пр.) и традиций семейного воспитания. Продолжением личного социума является круг повседневного  общения человека: друзья, товарищи и коллеги, знакомые.

Немаловажное значение в  успешности человека играет и образовательная  база: образовательный фундамент, который  закладывается с детского сада, и  способность человека к самообразованию.

Существенной составляющей ораторского мастерства является техника  речи. Техника речи — это способность  человека говорить технично и выразительно, т.е. чётко, внятно, ясно и понятно  для окружающих. Техничности речи могут препятствовать две причины: вялый артикуляционный аппарат  и явно выраженные, так называемые, дефекты. Артикуляционный аппарат  поддаётся развитию и совершенствованию  через систематические тренировки. А вот с дефектами дело обстоит  сложнее.

Некоторые дефекты исправляются в процессе работы над ними; другие возможно лишь корректировать; существуют и такие, которые, к сожалению, не исправляются. Не исправляются дефекты, основанные на патологии голосового аппарата. Например, короткая уздечка  языка. В данном случае требуется  хирургическое вмешательство, и  только после этого возможно получение  положительного результата в исправлении  дефекта.

Корректировкой речевых  дефектов занимаются специалисты узкой  направленности: логопеды или дефектологи, в зависимости от сложности и  причины дефекта. До устранения основной причины не поддаются исправлению (в должной степени) дефекты, возникшие  вследствие психоневрологических заболеваний  — необходимо своевременно обращаться к невропатологу.

Следует учитывать, что не исключается возможность длительного  медикаментозного лечения. Пренебрежение  подобными мерами чревато задержкой  не только речевого, но и умственного  развития ребёнка. Трудно исправляются дефекты речи, точнее произносительные особенности, обусловленные национальными  факторами. Например, французский (немецкий, еврейский) грассирующий звук [Р] (от французского «grasseyer» — картавить) или украинский фрикативный [ХГ] и пр.

Совершенно проблемны  зафиксированные дефекты, возникшие  из-за несвоевременного развития речевых  навыков у ребёнка. В этом случае ответственность лежит на родителях. К шести годам ребёнок должен произносить чисто все звуки, владеть определённым набором речевых  умений. Общая практика показывает, что после 12-14 лет запущенные дефекты  почти не поддаются исправлению, их можно лишь корректировать в определённой степени.

Часто задаётся вопрос о  возможности или невозможности  научиться говорить грамотно и красиво  в домашних условиях. Конечно, учиться  говорить, общаться следует в реальном общении — слушать, наблюдать, анализировать, запоминать, воспроизводить, находить необходимые доводы для доказательства истинности своих идей, искать выход  из сложившейся ситуации, принимать  решения. Самостоятельно возможно только репетировать предполагаемую ситуацию общения и развивать отдельные  речевые навыки.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культура человека наиболее ярко и непосредственно проявляется  в его речи. Культура речи обязывает  человека придерживаться некоторых  важнейших норм и правил: содержательность, логичность, доказательность, убедительность, ясность, понятность речи. Речь человека целиком раскрывает его личность, интеллект; это индикатор психологического состояния человека.

Деятельность юристов  многогранна: она имеет прямое отношение  и к составлению различных  документов, и к участию в прениях  сторон на судебном процессе, и к  пропаганде правовых знаний и т.д. Следовательно, для юриста профессионально значимо: владение нормами русского литературного языка: нормами литературного произношения, нормами словообразования и образования форм слова, нормами построения словосочетаний и предложений, нормами употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

Несомненно, без перечисленных  знаний, умений и навыков невозможна качественная профессиональная деятельность юристов, поэтому необходимо постоянно  тренировать свою врожденную языковую способность.

Культура человека наиболее ярко и непосредственно проявляется  в его речи. В определенном смысле культура речи человека, манера выражать свои мысли и чувства являются его визитной карточкой. Первое представление  о человеке и его первоначальная характеристика, как правило, формируются  на основании впечатления, которое  возникает от речевой манеры собеседника.

Сегодня важно не только уметь построить свое устное высказывание, убедительно отстаивая собственную  позицию (естественно, с соблюдением  правил культуры речевого общения), но и уметь понимать чужую речь и  адекватно реагировать на нее. Причем если при контактном общении слушающий  в какой-то степени может регулировать темп новой информации, переспрашивая  собеседника, прося его говорить медленнее, прокомментировать какое-либо не очень понятное высказывание, то при дистанционном восприятии речи (радио, телевидение) такой возможности  нет. Слушающий вынужден воспринимать речь в том темпе, языковом оформлении и объеме, которые не учитывают  его индивидуальных возможностей.

Менеджер должен постоянно  совершенствовать свою речь: читать классическую художественную литературу, содержащую лучшие образцы речевой культуры; внимательно вслушиваться и перенимать речевые приемы наиболее интеллигентных дикторов радио и телевидения, артистов, лекторов; расширять свой словарный  запас, совершенствовать свою дикцию, образность, четкость, яркость и  выразительность своей речи. Только при этих условиях он сможет в совершенстве владеть культурой речи - одним из важнейших профессиональных качеств.

Я считаю что значение культуры речи в профессиональной карьере  в любой  профессии несомненно важно так как современное общество, производство, рынки товаров, услуг и труда отличаются высокой степенью динамизма, неопределенности, быстрыми темпами перемен. Динамизм и неопределенность становятся характеристиками всех сторон нашей жизни, проявляются на всех уровнях – глобальном, региональном, социальном, индивидуальном. Эти принципиально новые условия выдвигают иные требования к подготовке специалистов на всех уровнях профессионального образования. Данная тенденция четко обозначена в Концепции модернизации российского образования до 2010 г., в которой одна из ключевых идей – идея о необходимости формирования нового качества российского образования и в особенности среднего профессионального образования, которому "необходимо обеспечить опережающее развитие". Новое качество образования сегодня – это образование, отвечающее требованиям международных стандартов качества, удовлетворяющее запросы всех потребителей образовательных услуг – личности, общества, государства, производства.

Современный работодатель заинтересован  в таком работнике, который:

·     умеет думать самостоятельно и решать разнообразные  проблемы;

·     обладает критическим  и творческим мышлением;

·     владеет богатым  словарным запасом

Особого внимания требуют  лексические нормы, т. е. правила  применения слов в речи. М. Горький  учил, что слово необходимо употреблять  с точностью самой строгой. Слово  должно использоваться в том значении (в прямом или переносном), которое  оно имеет к которое зафиксировано  в словарях русского языка. Нарушение  лексических норм приводит к искажению  смысла высказывания. Можно привести немало примеров неточного употребления отдельных слов. Нарушение лексических  норм порой связано с тем, что  говорящие путают слова, близкие  по звучанию, но различные по значению. Я считаю что человеку стремящемуся к профессиональной карьере это  недопустимо, а значит он должен владеть  языковыми нормами, речевым этикетом, одним словом культурой речи!

Языковая норма — это  не догма, претендующая на неукоснительное  выполнение. В зависимости от целей  и задач общения, от особенностей функционирования языковых средств  в том или ином стиле, в связи  с определенным стилистическим заданием возможно сознательное и мотивированное отступление от нормы. Здесь уместно  вспомнить слова нашего замечательного лингвиста академика Л.В. Щербы: «Когда чувство нормы воспитано у  человека, тогда-то он начинает чувствовать  всю прелесть обоснованных отступлений  от нее».

По тому, как человек  знает этикет, соблюдает его, судят  о нем самом, его воспитании, общей  культуре, деловых качествах и  делают выводы нужен ли им такой  сотрудник.

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать  себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны  окружающих.

Но наиболее важным я считаю то, что неукоснительное следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учебного заведения, предприятия, производства, офиса оставляет у клиентов, соучредителей, партнеров благоприятное впечатление, поддерживает положительную репутацию всей организации.

В устной звучащей речи используются разнообразные средства, которые  ее обогащают, делают выразительной, эмоциональной, усиливают ее воздействие на слушателей.

В устной речи мы делаем много  таких пауз, повышений и понижений  тона, замедлений и убыстрений темпа  речи, изменений тембра голоса и  т. п., которые никогда не отмечаются и не могут отмечаться в письменном тексте уже по одному тому, что дня  этого потребовалось бы огромное количество разнообразных знаков.

Автор цитаты, называя тон, темп, тембр голоса, имеет в виду интонацию, которая играет значительную роль в устой речи. По интонации  мы понимаем, в каком состоянии  находятся наш собеседник и какие  чувства охватывают его.

Интонация отличает устную речь от письменной, делает ее богаче, выразительнее, придает ей неповторимый, индивидуальный характер. Я думаю все со мной согласятся что намного интересней слушать человека говорящего с интонацией чем скучную однотонную речь.

Однако этим не исчерпывается  назначение интонации. Она выполняет  и синтаксическую функцию: указывает  конец фразы, ее законченность или  незаконченность, то, к какому типу относится предложение, содержит ли оно вопрос, восклицание или повествование. В письменной речи о синтаксической роли интонации читатель узнает по знакам препинания.

В отечественной лексикографии  имеется несколько словарей, которые  называются словарями трудностей. Знакомство с ними позволяет не только уяснить, в чем сложность русского языка, что вызывает затруднение при  словесном оформлении мысли, но и  понять, как не допустить ошибку, не нарушить ту или иную норму литературного  языка. Такие словари должны быть настольными книгами для каждого, кто ответственен и стремиться в  этой жизни к чему то, ведь без  стремления и упорства не видать профессиональной карьеры.

 

 

 

 

Информация о работе Значение культуры речи в профессиональной карьере