Значение профессиональной этики для формирования нравственной культуры сотрудника УИС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 09:42, контрольная работа

Описание работы

Уголовно-исполнительная система, являясь одним из важнейших социально-правовых институтов государства, в огромной степени зависит от процессов и изменений, происходящих в самом государстве. Она формируется, развивается и меняется под влиянием тех же социальных, экономических, политических течений, которые происходят в обществе. При этом складывающаяся ситуация в уголовно-исполнительной системе во многом является зеркальным отображением процессов, протекающих в обществе, криминальной среде, а равно обуславливающих изменения в экономике, социальной сфере и, прежде всего, определяющих общественное сознание. Именно поэтому, давая оценку эффективности и качеству работы уголовно-исполнительной системы, необходимо рассматривать результаты оперативно-служебной и финансово-хозяйственной деятельности через призму изменений, происходящих практически во всех сферах социально-политической и экономической жизни страны.

Содержание работы

Введение 3
1.Значение профессиональной этики для формирования нравственной культуры сотрудника УИС 6
2. Духовно-нравственные требования, предъявляемые к сотрудникам учреждений, исполняющих наказания и роль профессиональной этики 11
3. Духовно-нравственное воспитание сотрудников УИС: понятие, задачи, критерии, формы и методы осуществления в процессе профессиональной подготовки 19
Список литературы: 28

Файлы: 1 файл

духовность в уис демин.docx

— 60.79 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

 

Введение

 

«Уголовно-исполнительная система, являясь одним из важнейших социально-правовых институтов государства, в огромной степени зависит от процессов и изменений, происходящих в самом государстве. Она формируется, развивается и меняется под влиянием тех же социальных, экономических, политических течений, которые происходят в обществе. При этом складывающаяся ситуация в уголовно-исполнительной системе во многом является зеркальным отображением процессов, протекающих в обществе, криминальной среде, а равно обуславливающих изменения в экономике, социальной сфере и, прежде всего, определяющих общественное сознание.  Именно поэтому, давая оценку эффективности и качеству работы уголовно-исполнительной системы, необходимо рассматривать результаты оперативно-служебной и финансово-хозяйственной деятельности через призму изменений, происходящих практически во всех сферах социально-политической и экономической жизни страны».1

  Деятельность сотрудников  уголовно-исполнительной системы  всегда находится под пристальным  вниманием общества. Это обусловлено  тем, что функционирование уголовно-исполнительной  системы затрагивает интересы  всех членов общества, поскольку, являясь регулятором взаимоотношений  между обществом и государством, уголовно-исполнительная система  должна обеспечить безопасность  граждан и реализацию их законных  интересов. В связи с этим профессиональная  деятельность сотрудников УИС  сопряжена со множеством нравственных проблем, порожденных спецификой целей, методов и средств исправительных учреждений. Уже одно то, что обеспечивать спокойную жизнь граждан приходится с применением мер принуждения и ограничения прав личности, вызывает целый комплекс проблем:

- во-первых, деятельность  УИС находится в условиях постоянного  изменения, в силу чего административно-правовые  документы и приказы могут  определить деятельность сотрудника  только в самых общих чертах. Их интерпретацию в той или  иной конкретной ситуации зачастую  определяет руководитель служебного  коллектива, а часто и сам исполнитель.

- во-вторых, все документы  служебно-правового характера не  содержат четко определенных  решений для любой ситуации, но  лишь предписывают рамки, в которых  эти решения должны быть приняты. Правовые рамки бывают иногда  настолько широки, что в зависимости  от морально-нравственного уровня  сотрудника поставленная задача  может быть решена по-разному.

- в-третьих, в деятельности  любого сотрудника УИС обязательно  наличествуют элементы секретности, конспиративности, закрытости. В этом  проявляется важное отличие деятельности  сотрудника УИС от других сфер  социальной жизнедеятельности: отсутствие  морального контроля со стороны  общественного мнения. Поэтому, во  многих случаях, сотрудник УИС  вынужден действовать в соответствии  со своими представлениями о  добре и зле, справедливости и  долге. При этом единственным  судьей действий сотрудника является  его морально-нравственная культура, вследствие чего воспитательной  работе среди  работников уделяется  большое внимание.

«Для достижения поставленной тактической цели в 2008-2010 гг. будет проведен следующий комплекс программных мероприятий:

- формирование высокопрофессионального, стабильного и оптимально сбалансированного кадрового состава учреждений и органов ФСИН России, наиболее полно соответствующего современным требованиям и способного эффективно решать задачи, поставленные перед уголовно-исполнительной системой;

- формирование всесторонне  развитой, профессионально подготовленной, морально и психологически устойчивой личности работника УИС, в том числе и с использованием соответствующей материально-технической базы;

- обеспечение учреждений  и органов ФСИН России квалифицированными  и компетентными кадрами;

- воспитание у сотрудников  высокого чувства патриотизма, гражданственности, соблюдения законности и этических  норм, неукоснительного выполнения  приказов и уставов, верности  Присяге;

- укрепление морально-психологического  состояния и служебной дисциплины  работников, создание условий для поддержания психического здоровья работников;

- подготовка высокообразованных  и квалифицированных специалистов».2

Подготовка и переподготовка специалистов различных служб и подразделений УИС осуществляется целым комплексом дисциплин как общепрофессионального, призванного формировать профессиональное мышление, так и специализированного направления, целью которого является создание профессиональных компетенций при исполнении должностных обязанностей. Предметом, средствами которого осуществляется воспитательная работа среди сотрудников, формируется позитивная мотивация к исполнению служебных обязанностей, рассматриваются основные вопросы нравственного развития личности сотрудника и возникающие в  ходе профессиональной деятельности  моральные проблемы, является «Профессиональная этика сотрудника УИС».

 

1.Значение профессиональной  этики для формирования нравственной  культуры сотрудника УИС

В последние годы для России нормальное функционирование исправительных учреждений приобретает особое значение, что связано с политическими и экономическими преобразованиями в нашей стране. Поэтому вполне закономерно возникают вопросы: как в условиях роста преступности, переполненности тюрем сохранить и повысить нравственный потенциал сотрудников уголовно-исполнительной системы? Как на фоне сложных процессов, происходящих в обществе, добиться осознания каждым сотрудником своего профессионального и гражданского долга?

   Поиск ответов  на поставленные вопросы требует  рассмотреть профессиональную деятельность  сотрудников УИС не только  в категориях права, но и в  более широком морально-нравственном  горизонте.

   Сегодня настоятельно  выдвигается требование проводить  подробный анализ нравственных  качеств и культуры сотрудников  УИС при их переаттестации  или при их выдвижении на  более высокую должность. Недооценка  морально-нравственных факторов  порождает распространенное мнение  о том, что служебная деятельность  сотрудников УИС настолько строго  регламентирована законами, подзаконными  актами, уставными положениями, что  при должном требовании руководства  любой сотрудник будет успешно  выполнять свои функциональные  обязанности. Данное мнение ошибочно. Как показывают социологические  исследования, соблюдение законности  и служебной дисциплины определяется, прежде всего, нравственными установками  и культурной воспитанностью  сотрудников, а не требовательностью  руководства по соблюдению правовых  норм и выполнению функциональных  обязанностей. Именно морально-нравственные  качества сказываются на эффективности  служебной деятельности и играют даже большую роль, чем профессиональная компетентность.3

В связи с осложнением социально-политической, экономической и криминогенной обстановки в стране коренным образом изменились условия службы сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы России. Неизмеримо возросли нагрузки и степень риска, нередки случаи задержек выплат денежного содержания и других видов довольствия, возникают проблемы с реализацией предусмотренных законом льгот, имеются недостатки в материально-техническом обеспечении. Все это приводит к росту напряженности в коллективах, отрицательно сказывается на результатах оперативно-служебной деятельности, прежде всего, на состоянии дисциплины и законности действий, осуществляемых сотрудниками.

Часто предусмотренные законом цели исполнения наказания и исправления преступников сопровождаются не совсем законными средствами их достижения, более того, сотрудники, осуществляющие деятельность по достижению этих целей, сами допускают нарушения законности и даже совершают преступления.

В     структуре     нарушений     уголовно-исполнительного законодательства выделяются следующие правонарушения: незаконное применение наручников, физической силы, специальных средств, незаконное водворение в одиночную камеру, ПКТ, ШИЗО и освобождение из них; незаконное изменение условий отбывания наказания и лишение или предоставление прав; незаконное установление административного надзора; вступление в запрещенные связи с осужденными; нарушение режима содержания осужденных; несвоевременное освобождение из мест лишения свободы.

«…В 2009 году в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы было возбуждено 74 уголовных дела коррупционной направленности, в т.ч. 22 - связанных со злоупотреблениями должностными полномочиями и 51 - с получением взятки. Принимаемые ФСИН России меры по профилактике правонарушений дали определенные положительные результаты. Общее количество нарушений законности среди личного состава снизилось на 7%».4

Среди причин нарушений законности сотрудниками УИС основной является   нравственная   неустойчивость   людей, хотя сами осужденные называют причины  экономического и материально-бытового характера.

За последние десятилетия сложилась тревожная тенденция размывания профессионального ядра УИС. Со службы увольняются наиболее подготовленные и опытные сотрудники, имеющие высшее юридическое,   экономическое   или   техническое   образование, проработавшие в УИС более 10 лет и еще не достигшие предельного возраста пребывания на службе.

При этом неуклонно снижается удельный вес лиц с высшим юридическим образованием, перетекающих в другие, чаще негосударственные, структуры, предлагающие существенно лучшие по сравнению с УИС социально-экономические условия профессиональной деятельности. В числе принятых увеличилось количество сотрудников, не обладающих необходимыми качествами, многие из которых, не выдержав трудностей и специфических особенностей службы в УИС, увольняются в первые месяцы после назначения на должность.

На 1 января 2007 г. бюджетная штатная численность персонала УИС и переменного состава учебных заведений ФСИН России составила 371 072 единицы, из них по должностям начальствующего состава - 255 899 единиц, гражданского персонала - 115 173 единицы.

Наряду с острой кадровой проблемой комплектования резко возросли требования к уровню профессионализма сотрудников. В этой связи создана и развивается система подготовки квалифицированных специалистов для УИС. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. № 1819-р в Сибирском, Дальневосточном и Центральном федеральных округах созданы новые образовательные учреждения высшего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний, а именно:

- Кузбасский институт  ФСИН России, в составе которого  образованы Томский филиал (на  базе Томского филиала Академии  права и управления) и Дальневосточный филиал (на базе Дальневосточного юридического колледжа);

-  Воронежский институт  ФСИН  России с передачей в  его состав Липецкого филиала  Владимирского юридического института  ФСИН России.

Ежегодный набор в образовательные учреждения, находящиеся в ведении федерального органа уголовно-исполнительной системы, по всем направлениям и специальностям составляет 6,6 тыс. курсантов и слушателей.

Однако существующая структура профессионального образования не в полной   мере отвечает возрастающим потребностям практики.

Общая потребность подразделений УИС в кадрах составляет 7 тыс. специалистов в год, в том числе юристов - 5,7 тыс. человек, психологов и социальных работников - 0,3 тыс. человек, экономистов - 0,1 тыс. человек, инженерно-технических работников - 0,4 тыс. человек, медицинских работников (врачей) - 0,5 тыс. человек. Суммарное же количество выпускников по очной и заочной форме обучения обеспечивает потребности учреждений и органов, исполняющих наказания, в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием на 50 %.

Все вышеуказанные факторы способствуют тому, что требования к морально-нравственной культуре сотрудников УИС выходят сейчас на первый план. Нравственные качества являются неотъемлемой составляющей профессионального облика сотрудника УИС. Они выступают основой признания обществом авторитета службы, который сегодня, к сожалению, достаточно низок.5

 

2. Духовно-нравственные требования, предъявляемые к сотрудникам  учреждений, исполняющих наказания  и роль профессиональной этики

 

Деонтология как часть профессиональной этики

Профессиональная этика является неотъемлемой составляющей общей культуры сотрудника УИС.

Следовать профессиональной этике - это, с одной стороны, строго выполнять в своей деятельности предписания международных и российских нормативно-правовых актов, т.е. следовать закону; и, с другой стороны, всегда и во всем придерживаться общечеловеческих норм  взаимоотношений между людьми,  общепринятых норм нравственности.

В противоположность общественной морали специфика профессиональной морали сотрудников УИС отличается своим деонтологическим характером (от древнегреч. deon  - нужное, должное, logos – понятие, учение). Термин «деонтология» еще в XIX в. ввел в научный оборот английский философ и юрист Иеремия Бентам (1748-1832) для обозначения науки о должном, нравственном в целом. Позднее в одном из дореволюционных словарей иностранных слов «деонтология» определялась как наука об обязанностях человека. Следовательно, деонтологический и есть строго обязательный.

В настоящее время деонтология определяется как часть профессиональной этики, изучающая совокупность моральных норм, однозначно регламентирующих  должное поведение личности в определенной профессиональной сфере; в отличие от норм обычной этики эти нормы не дают права выбора, они закрепляются в служебных документах и обеспечиваются административными (то есть правовыми) санкциями.

   Соответственно к  сотруднику УИС предъявляется  ряд специфических морально-нравственных  требований. Частично они содержатся  в служебных нормативных документах - таких, как, например,  Кодекс чести, и тогда они носят обязательный  характер, а частично вырабатываются  в процессе накопления служебного опыта, служебных традиций в коллективе сотрудников той или иной службы УИС.

Информация о работе Значение профессиональной этики для формирования нравственной культуры сотрудника УИС