Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Фундаментальные вопросы экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 23:21, доклад

Описание работы

Ключевым соображением при принятии решения о том, как производить, является эффективность использования ресурсов. Эффективное использование ресурсов означает, что при данном их количестве и при имеющемся уровне знаний невозможно увеличить выпуск одного товара без уменьшения выпуска любого другого. Здесь речь идет о понятии альтернативная стоимость.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Альтернативная стоимость и кривая производственных возможностей……………………………………………………..4
Рациональное поведение людей…………………………………….4
Цена выбора и альтернативная стоимость…………………………5
Кривая производственных возможностей…………………………7
Фундаментальные вопросы экономики……………………….13
Пять фундаментальных экономических вопросов………………14
2.2. Классификация экономических систем…………………………...18
Заключение………………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

Доклад по экономике.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Для построения кривой производственных возможностей необходимо принять два  допущения:

1) экономика функционирует в  условиях полного использования  всех имеющихся ресурсов;

2) имеющиеся факторы производства  постоянны как по количеству, так и по качеству, а следовательно,  предполагается применение неизменной  технологии в исследуемом кратковременном  периоде.

 

 

Рис.1. Кривая производственных возможностей

 

Кривая производственных возможностей - это кривая, которая показывает различные комбинации максимальных объёмов производства нескольких (как правило, двух) товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях при полной занятости и использовании всех имеющихся в экономике ресурсов (рис.1).

В данном случае точки А, Б, В, Г, Д - точки, принадлежащие КПВ. Точка E внутри графика КПВ означает неполное или нерациональное использование имеющихся ресурсов. Точка Ж (выше кривой) недостижима при данном количестве ресурсов и имеющейся технологии. Попасть в эту точку можно, если увеличить количество используемых ресурсов или улучшить технологию производства (например, сменить ручной труд на машинный). При движении по кривой возможен только один, лучший вариант движения, который дает максимальный результат при минимальных затратах. Кривая производственных возможностей показывает совокупность всех точек или решений, в пределах которых следует выбирать оптимальный вариант. Все остальные точки представляют собой упущенные возможности или альтернативные затраты.

Кривая производственных возможностей показывает:

1. Тенденции роста альтернативных издержек производства в условиях увеличения производства одного из товаров;

2. Уровень эффективности производства.

КПВ может отражать различия в производственных возможностях разных стран.

Количество других товаров, от которых необходимо отказаться, чтобы получить некоторое количество данного товара, называется вменёнными (экономическими) издержками. Форма кривой производственных возможностей показывает цену одного товара, выраженную в альтернативном количестве другого. Цена КПВ в рыночной экономике - это отражение альтернативной стоимости альтернативных издержек или издержек упущенных возможностей. Она может выражаться в товарах, в деньгах или во времени.

В экономике, граница производственных возможностей, которую иногда называют кривая производственных возможностей или кривая трансформации продукции, представляет собой график сравнения темпов производства двух товаров, на которые используется некоторое ограниченное значение факторов производства. Кривая КПВ показывает возможный перечисленный уровень производства одного товара, в результате дающий уровень производства другого. Таким образом, определяется эффективность производства так, чтобы производство одного товара давало максимальный уровень производства другого товара. Период времени обусловлен также и технологиями производства. Товар может быть сопоставлен с благом или услугой.

Кривая, как правило, изображается как выпуклая вверх («выгнутая») от начала координат, но также может  быть представлена ​​как выпуклая вниз или линейная (прямая), в зависимости  от ряда факторов. Кривая может быть использована для представления  ряда экономических понятий, таких как нехватка ресурсов, альтернативные издержки, эффективность производства, эффективность распределения ресурсов, а также экономии за счёт масштабов. Кроме того, внешнее смещение кривой - результат роста доступности ресурсов, таких как физический капитал, рабочая сила и технический прогресс наших знаний. С другой стороны, кривая будет смещаться внутрь, если сокращается рабочая сила, запасы исходного сырья исчерпываются или стихийное бедствие уменьшит запас физического капитала. Комбинация представляет собой точку на кривой, где экономика работ показывает приоритеты или выбор экономики, как выбор между производством большего числа товаров производственного назначения и меньшего товаров народного потребления, или наоборот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Фундаментальные вопросы экономики

Экономическая наука изучает фундаментальные проблемы экономики и способы их решения на двух уровнях.

Первый уровень, называемый микроэкономикой, имеет дело с поведением субъектов рыночной системы - индивидуумов или отдельных домашних хозяйств, отдельных фирм, а также с ситуациями, которые возникают на отдельных рынках или в отраслях. Поэтому в центре внимания микроэкономики находятся индивидуальные рынки товаров и услуг, механизм формирования цен на этих рынках, способы максимизации удовлетворения своих потребностей каждым человеком и максимизации своих доходов каждой фирмой. В этой связи микроэкономика дает ответы на такие вопросы:

- почему повышение цен на молоко и на лимонад по-разному влияет на изменение спроса на них;

- как скажется подорожание кожи на объеме производства обуви;

- как ведет себя фирма, если у нее 10 тысяч конкурентов, и как она себя поведет, если ей противостоят два конкурента;

- как должно поступать государство, если данный вид продукции выпускает только одна фирма.

В этих и многих подобных им случаях микроэкономика изучает, как решается проблема выбора в условиях ограниченных ресурсов отдельным субъектом экономики.

Макроэкономика имеет дело с экономикой в целом, а не с отдельными ее субъектами. Ее задача - анализ фундаментальных проблем, что, как и для кого производить, на общенациональном уровне. Такой подход позволяет объяснить такие явления, как безработица и инфляция, как развивается экономика, и почему происходят периодически повторяющиеся экономические спады, какие существуют методы регулирования экономики, как стимулировать экономический рост, где границы государственного вмешательства в экономику.

Выделение этих двух уровней  подхода к экономике вовсе  не означает, что микроэкономика и макроэкономика не связаны между собой. И та и другая оперируют с одними и теми же понятиями: цена и заработная плата, доходы и издержки, выпуск продукции и потребление и др. Выводы, к которым приходит микроэкономика, используются в макроэкономике. В то же время поведение отдельных индивидуумов или отдельных фирм во многом зависит от того, в каком состоянии находится экономика в целом. Поэтому исследования в области микроэкономики опираются на результаты, которые получены в области макроэкономических исследований. 

 

2.1. Пять фундаментальных экономических вопросов

Основные вопросы, на которые экономическая наука призвана давать ответы:

- «что производить»;

- «как производить»;

- «как распределить общий объем произведенной продукции»;

- «как поддерживать полную занятость»;

 «как обеспечить гибкость экономической системы».

В более упрощенном представлении  совокупность фундаментальных вопросов сводится к трем:

- «что производить»;

- «как производить»;

- «для кого производить».

Экономическая эффективность  характеризует связь между количеством единиц ограниченных ресурсов, которые применяются в процессе производства и полученным в результате этого процесса количеством какого - либо продукта, т.е. охватывает проблему «затраты - выпуск».

Для того, чтобы осуществить  свой выбор в мире ограниченных ресурсов, хозяйственный субъект должен располагать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить.

Рассмотрим основные три фундаментальные вопросы  экономики:

  1. ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ - это принятие решения о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.
  2. КАК ПРОИЗВОДИТЬ - это принятие решения о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.
  3. ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ - это проблема, решающая кому достанутся произведенные блага, и в каком количестве будет располагать ими потребитель.

Первая проблема - «Что производить?», определяется голосованием посредством денег покупателя. О спросе на товар свидетельствует вполне приличная цена. Другого побудительного мотива к его производству не нужно. Покупатель проголосовал ценой за товар.

Эта проблема возникает  вследствие ограниченности ресурсов и  безграничности потребностей. Какие  потребности следует удовлетворить  в первую очередь? Какие во вторую? Так же этот вопрос возникает потому что из имеющихся ресурсов можно производить различные виды продуктов. На этот вопрос можно ответить при помощи границы производственных возможностей, которая показывает, что и в каком количество можно производить, обладая определенным количеством ресурсов. Кроме этого на этот вопрос можно ответить исследуя потребительские предпочтения.

Вторая проблема –  «Как производить?», определяется конкуренцией между товаропроизводителями. Чтобы  «выжить» и иметь прибыль, надо снижать  издержки или поддерживать их на минимальном уровне. Для этого надо постоянно находить более эффективные методы ведения хозяйства. Не последнее место в этом соперничестве занимает и качество производимой продукции или услуги. Как видим, в рыночном механизме выгода личная оборачивается в выгоду для всего общества. По истечении более двухсот лет подтверждается вывод А. Смита: «... ни один индивид... не будет думать об общественных интересах... Он будет стремиться лишь к своей личной выгоде, и в этом случае, как и во многих других, им будет руководить невидимая рука, которая приводит его к цели, не имеющей ничего общего с его намерениями».

Почти для любого товара или услуги существует несколько  способов производства. Поэтому при  ответе на вопрос "как производить" экономисты используют понятие технологии. С точки зрения экономической теории, технология - это различные способы сочетания факторов производства для выпуска какого либо продукта.

Новые способы использования  ресурсов включают в себя новые технологии, новые формы организации труда, новые пути удовлетворения потребностей в результате развития предпринимательства.

Третья проблема –  «Для кого производить?», разрешается  соотношением спроса и предложения. Рынком управляет потребитель, уровень  техники и организации производства. Потребитель своим спросом указывает, куда направить ресурсы. Производитель устанавливает свои цены на товары и услуги на основе издержек производства, а также перемещает свои капиталы из одних отраслей в другие в зависимости от получаемого дохода.

Иначе говоря, как должна распределяться произведенная продукция  между членами общества? Принципы распределения могут строиться  с двух позиций:

- с позиции эффективности распределения;

- с позиции справедливости распределения.

Эффективность в распределении продуктов труда - это такая ситуация, в которой невозможно путем перераспределения существующих количеств благ удовлетворить желание одного человека, не нанося ущерба удовлетворению желаний другого человека.

Эффективность в распределении  существующих благ может быть улучшена путем обмена продуктами труда, то есть в результате действия рыночного механизма спроса и предложения. До тех пор пока обмен существующих благ позволяет более полно удовлетворять желания одних людей, не нанося ущерба удовлетворению желаний других людей, эффективность в распределении может быть улучшена.

Но не всегда эффективное  распределение благ может считаться  справедливым. К справедливости в  распределении существует несколько  подходов. Одни люди рассматривает  справедливость как равенство в получении каких-то благ. Равенство в распределении основывается на том, что все люди принадлежат к человеческой цивилизации и в этом отношении они все равны.

Выдвигается несколько  вариантов распределения, основанных на принципе равенства.

1. Весь доход и богатство общества должны распределяться поровну. Этот принцип распределения осуществлялся в первобытной общине, когда продуктов труда не хватало и, чтобы выжить, они распределялись поровну.

2. Каждый человек должен  иметь право на минимально  необходимый уровень доходов, а излишек сверх этого уровня должен распределяться по другим стандартам.

3. Определенные блага  (например, пища, услуги здравоохранения,  образования, жилища) должны распределяться  поровну, а остальные нет.

Другой подход к справедливости распределения основывается на представлении, что справедливость зависит от образа действия данного механизма распределения. Так, в социалистическом обществе считается  справедливым механизм, основанный на принципе распределения по труду. При этом механизме распределения создаваемые общественные фонды потребления давали возможность всем членам общества получать бесплатные услуги здравоохранения, образования, культуры, все же остальные блага в основном должны были распределяться через систему заработной платы в соответствии с количеством и качеством труда.

В рыночной экономики  справедливым считается механизм распределения, основанный на охране права частной  собственности.

В рыночной системе есть определенный порядок: все нежизнеспособное, не пользующееся спросом, малоэффективное отбрасывается. И тот, кто не сумел оценить рыночную коньюктуру, обречен на разорение.

Вопросы: «Что? Как? Для  кого производить?» не составляли бы проблемы, если бы ресурсы не были ограничены. При неограниченных возможностях и полном удовлетворении человеческих потребностей не имело бы большого значения перепроизводство какого-либо товара. Но высокий уровень производства всегда влечет за собой высокий уровень потребления. Каждый из нас знает, что предметы, окружающие нас в быту, далеко выходят за границы минимально необходимых для поддержания жизни. Потребности растут быстрее наших возможностей.

Рассмотренная классификация  способов разрешения триединой задачи: «Что? Как? Для кого производить?»  в известной мере условна. В действительности командно-административные методы могут сочетаться с использованием системы цен, с элементами рыночной экономики, а также учитывать сложившиеся в данном обществе традиции и обычаи. Не всемогущ и рынок. Он не может решить всех человеческих проблем, а иногда дает и неприемлемые решения.

Информация о работе Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Фундаментальные вопросы экономики