Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является комплексное исследование теоретических и организационно-методических положений анализа дебиторской и кредиторской задолженности, которые обеспечивают решение важных задач, имеющих существенное значение для управления финансово-хозяйственной деятельностью коммерческой организации.

Содержание работы

Введение………………………...............................................................................3
1. Теоретико-методологические основы анализа и управления дебиторской и кредиторской задолженностью…………………………………………………..5
1.1. Место анализа дебиторской и кредиторской задолженности в системе финансового анализа. Цель и задачи анализа………………………………….5
1.2. Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности………..8
1.3. Оценка влияния дебиторской и кредиторской задолженности на основные характеристики финансового состояния организации…………….12
2. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности на примере ООО «Фаворит»…………………………………………………………………………...16
2.1. Экономическая характеристика ООО «Фаворит» ………………………..16
2.2. Анализ эффективности управления дебиторской задолженностью…….22
2.3. Оценка кредиторской задолженности……………………………………..29
3. Пути совершенствования анализа кредиторской и дебиторской задолженности…………………………………………………………………...33
3.1. Прогнозирование дебиторской и кредиторской задолженности………...33
3.2. Оценка эффективности применения факторинга в целях оптимизации дебиторской задолженности…………………………………………………….35
3.3. Расчет снижения кредиторской задолженности путем реструктуризации... …………………………………………………………………………………….38
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия.doc

— 623.50 Кб (Скачать файл)

         Основные конкуренты ООО «Фаворит»:

- ООО «Ателье мебели», г. Нефтекамск;

- ООО «Арт-мебель», г. Нефтекамск;

- ООО «Интерьер плюс», г. Нефтекамск;

- ООО «Август», г. Нефтекамск;

- ООО «Кабинет», г. Нефтекамск;

- ООО "Интермебель", г. Нефтекамск.

         Все эти фирмы сами занимаются производством мебели, и сами ее реализуют, как и предприятие ООО «Фаворит». Эти фирмы и рассматриваемое нами предприятие работают на заказ и под размеры клиента с выездом мастеров на дом для замера помещений и в последующем для установки мебели. Но есть у «Фаворита» одно достаточно большое конкурентное преимущество: предприятие ООО «Фаворит» изготавливает любую корпусную мебель, и особенно специализируется на кухнях и шкафах-купе, а многие из этих фирм не занимаются производством кухонь под заказ. Также в связи с кризисом многие фирмы-конкуренты исчезли. Мебельных изготовителей под заказ на рынке стало меньше и у компании ООО «Фаворит» образовался больший приток клиентов. Таким образом, можно сказать, что кризис помог компании усилить свои позиции на мебельном рынке.

19

Конкурентная борьба предприятий по производству мебели в г. Нефтекамске характеризуется высокой степенью насыщенности и быстро реагирует на изменение конъюнктуры. Конкурирующие предприятия стали уделять больше внимания качеству продукции и сервису, а также информационно-рекламной составляющей продвижения товара.

         Потребители:

основными потребителями мебели компании ООО «Фаворит» являются физические лица, а также большие заказы на изготовление корпусной мебели делают больницы, детские сады и другие бюджетные и внебюджетные учреждения.

         Возможные негативные факторы, которые могут повлиять на сбыт продукции:

- насыщение рынка мебели;

- конкуренция со стороны мелких, средних производителей мебели, более гибко и изменяющих свою ассортиментную и товарную политику;

- повышение цен на сырье, дефицит и нестабильность поставок сырьевых составляющих, используемых в производстве;

- повышение активности предприятий - конкурентов в области приобретения нового оборудования;

- общее снижение экономической активности в стране, ухудшение экономического положения предприятия.

- инфляция.

         Основные поставщики ООО «Фаворит»:

- ООО «Алграф» г. Нефтекамск;

- ООО "Интеркар", г. Уфа.

         Отношения с поставщиками необходимого сырья, оборудования и материалов организация строит на принципах надежности и стабильности партнеров с учетом их финансовой устойчивости.

Изменения состава основных поставщиков в ближайшем будущем предприятие не планирует.

Далее рассмотрим основные показатели работы ООО «Фаворит» за 2008-2009 гг., которые представлены в таблице 4 (Приложение 2).

Выводы:

за рассматриваемый период с 2008 по 2009 годы выручка от продажи товаров увеличилась на 57 952 тыс. р. в связи с увеличением выпуска продукции на 16 009 тыс. р.

Объем валовой прибыли также имеет положительную тенденцию, его рост в период с 2008 по 2009 гг. составил 58 411 тыс. р. Факторами такого роста являются увеличение объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.

         Рост фондоотдачи в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 0,85 является одним из факторов интенсивного роста объема выпуска продукции и

20

свидетельствует о повышении уровня эффективности использования производственных основных фондов. Такой рост на данном предприятии может быть связан с увеличение времени работы отдельных станков.

         Фондоёмкость уменьшилась, так как увеличилась фондоотдача. Фондоёмкость показывает затраты основных фондов на рубль произведённой продукции. 

По данным таблицы рост коэффициента рентабельности продаж ООО «Фаворит» составил в 2009 году 0,55% по сравнению с 2008 годом, что говорит о росте прибыли с каждого рубля проданной продукции. Растущие показатели рентабельности свидетельствуют о повышении эффективности бизнес-процессов, снижении затрат, расходов на продвижение и продажу продукции. Увеличение рентабельности связано с ростом оборота и операционной прибыли. 

В рассматриваемом периоде абсолютная ликвидность предприятия снизилась с 0,094 в 2008 году до 0,074 в 2009 году. То есть по итогам работы в 2009 году предприятие способно было погасить лишь 7,4% своих краткосрочных обязательств за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений.

Коэффициент текущей ликвидности предприятия увеличился с 1,811 до 1,813 (при нормативном необходимом значении 1,0). Следовательно, только мобилизовав все оборотные средства, предприятие способно погасить текущие обязательства.

Анализ показателей, приведенных в таблице, свидетельствует об увеличении оборачиваемости капитала ООО «Фаворит». Так, если за 2008 год капитал предприятия сделал 0,33 оборота, то в 2009 году – 0,49. В то же время наблюдается ускорение оборачиваемости собственного капитала предприятия (с 0,54 оборотов в 2008 году до 8,19 оборота в 2009 году).

В 2009 году наблюдается снижение коммерческого кредита, предоставляемого ООО «Фаворит» своим потребителям, в результате средний срок погашения дебиторской задолженности сократился с 226 дней в 2008 году до 143 дней в 2009 году.

Одновременно со снижением коммерческого кредита, предоставляемого покупателям, в 2009 году наблюдается снижение коммерческого кредита предоставляемого предприятию ООО «Фаворит». Так, средний срок оборота кредиторской задолженности увеличился с 82 дней в 2008 году до 71 дней в 2009 году. Наблюдаемая тенденция свидетельствует об уменьшении возникновения штрафов и пеней за неуплату, тем не менее, предприятию необходимо соблюдать график платежей с целью недопущения возникновения неустоек. 

Динамика показателей, приведенных в таблице, свидетельствует о том, что ООО «Фаворит» работает преимущественно за счет собственных источников финансирования: коэффициент финансирования с 2008 года увеличился с 1,667 до 1,676 при нормативном значении не менее 1.

43% оборотных активов предприятия финансируется за счет

21

собственных источников. При этом с 2008 года эта доля возросла на 4,3%.

За счет устойчивых источников (собственные средства, долгосрочные кредиты и займы) финансируется 64,8% активов (в 2008 году – 62,9%).

Собственный капитал ООО «Фаворит» в общей величине источников финансирования составил в 2009 году 62,6%. Данный коэффициент отражает степень независимости организации от заемных источников. Международной практикой принято считать финансово независимой фирмой ту, где удельный вес собственного капитала составляет 50% (критическая точка) и более. Таким образом, ООО «Фаворит» относится к финансово независимым предприятиям.

В рыночной экономике главным мерилом эффективности работы организации является результативность, которая измеряется комплексом показателей: показателями деловой активности, экономическим эффектом (прибылью), экономической эффективностью (рентабельностью).

Одним из направлений анализа результативности является оценка деловой активности анализируемого объекта. Деловая активность проявляется в динамичности развития организации, достижении ею поставленных целей,  скорости оборота средств организации. Скорость оборота средств организации измеряется показателями оборачиваемости. Чем выше оборачиваемость средств, тем выше размер годового оборота, тем меньше на каждый оборот приходится условно-постоянных расходов, а значит, тем лучше финансовое положение организации, ее платежеспособность.

Коэффициенты автономии и обеспеченности оборотных активов собственными средствами удовлетворяют оптимальным значениям, что говорит об устойчивом финансовом положении организации, при этом у коэффициента автономии наблюдается положительная динамика, за год его значение увеличилось на 0,001.

Таким образом, данные показатели деятельности предприятия свидетельствуют о том, что ООО «Фаворит» является финансово независимым предприятием, осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность преимущественно за счет собственных средств. Предприятие рентабельно и способно, мобилизовав все свои оборотные средства погасить текущую кредиторскую задолженность.

 

2.2. Анализ дебиторской задолженности

 

Состояние дебиторской задолженности, его размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояние организации.

Для улучшения финансового положения любой организации необходимо:

- следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Значительное превышение дебиторской задолженности над

22

кредиторской создает угрозу  финансовой устойчивости организации, приводит к необходимости привлечения дополнительных источников финансирования;

- контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям;

- ориентироваться на увеличение количества заказчиков с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчикам.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, все взаиморасчеты между производителем и потребителем должны быть проведены в течение трехмесячного срока со дня фактического получения товаров дебитором. В противном случае задолженность считается просроченной.

Для оценки состава и движения дебиторской задолженности на основании данных бухгалтерской отчетности составим аналитическую таблицу о дебиторской задолженности ООО «Фаворит» за 2009 год (табл. 5).

 

Таблица 5 - Анализ движения дебиторской задолженности за 2008-2009 гг.

 

 

Показатели

Движение дебиторской задолженности

Темп роста остатка,

%

Остаток на начало года

Возникло

Погашено

Остаток на конец года

Сумма, тыс.руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Дебиторская задолженность, всего

61352

100,0

375923

100,0

374101

100,0

63174

100,0

102,9

из нее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткосрочная дебиторская задолженность

61151

99,7

375681

99,9

374101

100,0

62731

99,3

102,6

   в том числе просроченная

18350

29,9

98371

26,2

94313

25,2

22408

35,5

122,1

      из нее длительностью свыше 3 месяцев

12050

19,6

16278

4,3

14008

3,7

14320

22,7

118,8

Долгосрочная дебиторская задолженность

201

0,3

242

0,1

0

0

443

0,7

в 2,2 р.

   в том числе просроченная

0

0

0

0

0

0

0

0

0

      из нее длительностью свыше 3 месяцев

0

0

0

0

0

0

0

0

0

задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты

201

0,3

242

0,1

0

0

443

0,7

в 2,2 р.

 

23

         Выводы:

данные, приведенные в таблице 5, показывают, что за год сумма дебиторской задолженности увеличилась на 2,9%, что, в общем, влечет за собой отрицательные последствия, так как предприятие извлекает из оборота средства в виде сумм дебиторской задолженности, что может привести к увеличению кредиторской задолженности для поддержания непрерывности производственного цикла. В структуре дебиторской задолженности преобладает краткосрочная дебиторская задолженность, на долю которой приходится 99,3% общей задолженности. Ее величина за год возросла на 2,6%: с 61151 тыс. рублей на начало года до 62731 тыс. рублей на конец года. В то же время, ее доля в общей величине дебиторской задолженности уменьшилась на 0,4 процентных пункта и составила 99,3%, на что оказало влияние увеличение в 2,2 раза долгосрочной дебиторской задолженности (с 201 тыс. рублей до 443 тыс. рублей). В результате доля долгосрочной дебиторской задолженности увеличилась с 0,3% до 0,7% на конец года.

Несмотря на то, что компании  удалось увеличить выручку с 99 017 тыс. р. в 2008 г. до 156 969 тыс. р. в 2009 г., краткосрочная дебиторская задолженность увеличилась на 2,6 %. Это может свидетельствовать о том, что для сохранения выручки компании пришлось пойти на изменение своей кредитной политики в сторону увеличения количества дней отсрочки при оплате за реализованный товар. Таким образом, анализ движения дебиторской задолженности свидетельствует о ее увеличении, что могло быть вызвано:

- неосмотрительной кредитной политикой по отношению к покупателям, неразборчивым выбором партнеров;

- наступлением неплатежеспособности или банкротства некоторых потребителей.

В целях улучшения управления дебиторской задолженности в ООО «Фаворит» необходимо порекомендовать:

- применение факторинга в целях оптимизации дебиторской задолженности;

- разработать определенные условия кредитования дебиторов, среди которых могут быть: скидки покупателям в случае уплаты полученного товара в течение 10 дней с момента получения товара; оплата покупателем полной стоимости товара, в случае если он приобретает товары с 11-го по 30-й день кредитного периода; оплата покупателем штрафа в случае неуплаты за товар в течение месяца и так далее;

- ориентироваться на большое число покупателей, чтобы уменьшить риск неуплату одним или несколькими покупателями;

- отслеживать соотношение дебиторской и кредиторской задолженности;

- осуществлять регулярный анализ финансовой отчетности клиентов в сопоставлении с данными предыдущих лет;

- формировать своеобразное досье на покупателей, как существующих, так и на потенциальных;

Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия