Анализ денежно-кредитной политики НБУ на 2015 год

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 14:56, контрольная работа

Описание работы

Основные принципы денежно-кредитной политики на 2015 год определяют задачи и показатели деятельности Национального банка Украины в среднесрочной перспективе для обеспечения стабильности денежной единицы Украины и достижения целей, определенных Законом Украины «О Национальном банке Украины», и учитывают тенденции и прогноз развития экономики, бюджетной сферы и денежно-кредитного рынка.
Приоритетной целью денежно-кредитной политики является достижение и поддержание ценовой стабильности в государстве, главным критерием чего рассматривается достижения и поддержания в среднесрочной перспективе (от 3 до 5 лет) низких стабильных темпов инфляции, измеряемых индексом потребительских цен в пределах 3 - 5% в год . Для достижения приоритетной цели приниматься меры по стабилизации и устойчивого развития валютного рынка.

Файлы: 1 файл

ЦБ и д-кр политика.docx

— 21.47 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ГВУЗ «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

                                                                                            Кафедра аудита, финансов и   экономической безопасности

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Центральный банк и денежно-кредитная политика»

 

 

 

 

                                                          Выполнила  студентка группы ФБС-12

                                                      Асланова Эльвира Аскаровна

 

 

 

                                                         Преподаватель Катранжи Леонид Леонидович

                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. Красноармейск- 2015

 

ЗАДАНИЕ 1.Анализ денежно-кредитной политики НБУ на 2015 год.

Основные принципы денежно-кредитной политики на 2015 год определяют задачи и показатели деятельности Национального банка Украины в среднесрочной перспективе для обеспечения стабильности денежной единицы Украины и достижения целей, определенных Законом Украины «О Национальном банке Украины», и учитывают тенденции и прогноз развития экономики, бюджетной сферы и денежно-кредитного рынка.

Приоритетной целью денежно-кредитной политики является достижение и поддержание ценовой стабильности в государстве, главным критерием чего рассматривается достижения и поддержания в среднесрочной перспективе (от 3 до 5 лет) низких стабильных темпов инфляции, измеряемых индексом потребительских цен в пределах 3 - 5% в год . Для достижения приоритетной цели приниматься меры по стабилизации и устойчивого развития валютного рынка. На пути приближения к среднесрочной инфляционной цели предполагается такая ориентировочная траектория прироста потребительских цен в годовом измерении: на конец 2015 года - 9%, на конец 2016 года - 7%, на конец 2017 - 5% [http://www.bank.gov.ua/doccatalog/document?id=10465306].

На данный момент достичь этой цели не удается. По данным Министерства финансов Украины индекс потребительских цен на текущий 2015 год в среднем на все товары и услуги составляет 20,3 % [http://index.minfin.com.ua/index/infl/], что на 11,3 % превышает плановый показатель. Я считаю, что показателя в 9% к концу 2015 года добиться не удастся.

В соответствии с законодательством Украины в пределах, которые не будут препятствовать обеспечению стабильности денежной единицы, денежно-кредитная политика также направлена ​​на содействие стабильности банковской системы, а также на содействие устойчивым темпам экономического роста и поддержку правительственной экономической политики. Успешность работы Национального банка по приведенным направлениям определяться в комплексе с результативностью мер экономической политики Правительства на основании критериев, содержащихся в соответствующих прогнозных и программных документах экономического и социального развития [http://www.bank.gov.ua].

Действительно, по сравнению с 2014 годом банковская система стала более стабильна. Курс доллара стабилизировался. Но это лишь «верхушка айсберга». Банковскую систему в Украине нужно не стабилизировать, а реанимировать. Об экономическом росте так же говорить не приходится. Глубокий экономический кризис и события на востоке страны загоняют Украину в долговую «яму»: правительство снова берет кредиты у МВФ и других международных организаций, чтобы «залатать дыры» в бюджете, так же это делают за счет населения (например, военный сбор, минус 15% пенсии у работающих пенсионеров).  Такие действия показывают не только то, что политика НБУ не эффективна, а и то, что политика государства не эффективна.

 Реализация денежно-кредитной политики будет базироваться на контроле процентных ставок денежного рынка через использование базовой ставки Национального банка, которая будет главным инструментом денежно-кредитной политики и дополняться постоянно действующими кредитным и депозитным механизмами овернайт. Официальный курс гривни к доллару США будет устанавливаться на уровне средневзвешенного курса по безналичным операциям по покупке и продаже валюты на внутреннем рынке страны.

С целью нивелирования внутренних и внешних угроз стабильности денежной единицы в условиях трансформации монетарного режима гибко применяться система валютных ограничений. Направления ее использования будут определяться на принципах разумной достаточности с учетом состояния развития экономики и финансовых рынков. В случае неблагоприятной макроэкономической динамики и ухудшение состояния платежного баланса может возникать необходимость во временном усилении валютных ограничений, как в случае проявления тех или иных рисков, так и превентивно - с целью заблаговременного предупреждения возникновения нежелательного развития событий[http://www.bank.gov.ua].

По поводу вышеописанного можно сказать, что эта система (система ограничения покупки валюты) работает. В банке можно купить не более 100 долларов в день. И все бы хорошо, но не стоит забывать о «черном» рынке, где валюту можно купить чуть дороже, но в неограниченных количествах.

Учитывая значительные риски и неопределенности Национальный банк в случае необходимости будет оказывать дополнительную поддержку банковскому сектору через расширение объема стандартных монетарных операций и путем использования временных механизмов кредитования банков. Последние, в случае их введения, базироваться исключительно на прозрачных тендерных процедурах с равным доступом всех банковских учреждений.

Национальный банк исходит из того, что главные резервы стабилизации деятельности банков и дальнейшего роста их кредитной активности находятся в плоскости возвращения в банковскую систему средств, которые были изъяты в период ухудшения ожиданий. Учитывая это Национальный банк продолжит принимать меры по стимулированию возвращения вкладов в банковскую систему и содействие сбалансированию валютного рынка, в том числе через соответствующее использование средств процентной политики[http://www.bank.gov.ua].

Множество случаев за последний год, когда клиенты банков не могли забрать свои деньги с депозитов, а так же сталкивались с рядом других проблем. По этому, я считаю, что только лишь улучшения процентной политики будет не достаточно.

Поддерживается тесное взаимодействие Национального банка с Правительством Украины в вопросах согласования денежно-кредитной и финансовой политики, в том числе в части воздействия эмиссии государственных долговых обязательств на состояние денежно-кредитного рынка, а также активное сотрудничество в вопросах обеспечения стабильности и устойчивости финансовой системы, совершенствования ее механизмов и инструментов. Также совместно со всеми ветвями власти будут приниматься меры в направлении макроэкономической стабилизации, совершенствование законодательства по защите прав кредиторов и потребителей финансовых услуг, улучшение инвестиционного климата, улучшение судебной практики рассмотрения кредитных споров и т.д. [http://www.bank.gov.ua].

Вышеперечисленные меры (особенно улучшение инвестиционного климата), на мой взгляд, будут действенными лишь тогда, когда конфликт на востоке будет исчерпан, реформы будут существенными и не только на бумаге, а и на практике, ну и конечно же, когда наступит стабильность и уверенность в завтрашнем дне.

В общей сложности можно сказать, что денежно- кредитная политика НБУ на данный момент не достаточно эффективна. Это зависит не только от Национального банка, но и в общем от взаимодействия правительства с НБУ, внутренних и внешних факторов. Как выполнит поставленные перед собой задачи Национальный банк мы сможем увидеть в конце года. Хотя, я считаю, НБУ слишком оптимистично настроен.

 

ЗАДАНИЕ 2. Пути стабилизации национальной денежной единицы

Причинами нынешнего падения курса гривны стала бесконтрольная эмиссия, раздутые государственные расходы, высокий дефицит бюджета, неопределенность в дальнейших перспективах страны и всякое другое. Но в тени осталась элементарная экономическая закономерность: если цены растут, то обменный курс национальной валюты точно будет несомненно падать из-за снижения ее реальной покупательной способности.

По Конституции, обеспечивать стабильности денежной единицы является основной функцией Нацбанка. А обеспечение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики возложено на Кабмин. Следовательно, стабильной гривна может быть только при условии скоординированного комплекса действий со стороны Кабмина, НБУ, Минфина, Минэкономики, Антимонопольного комитета, других органов государственного управления. Результат будет, если все они будут направлять свои действия на стабилизацию национальной денежной единицы и противодействие снижению ее покупательной способности.

Отечественные эксперты по вопросам экономической безопасности неоднократно подчеркивали: важно добиться, чтобы национальные деньги выполняли функции накопления. Однако это зависит не только от банковской системы, а в большой степени - от экономической политики правительства. Но все украинские правительства этим вопросом не особенно заботились. Правительство нынешнее, к сожалению, не исключение. Как-то не привлекло правительственного внимания ни значительное снижение покупательной стоимости национальной валюты весной прошлого года вследствие спекулятивного роста потребительских цен, ни дальнейший необоснованный рост стоимости горючего (даже в условиях снижения цен на нефть во всем мире), результатом которого стало очередной рост цен уже вследствие повышения стоимости транспортных расходов.

В такой ситуации изменение обменного курса гривны является закономерной даже без учета инфляционных ожиданий населения вследствие политической нестабильности. И искусственно заниженный официальный уровень инфляции, который за 2014 год составляет 24,9%, в любом случае не может считаться решением проблемы, так и значительное снижение покупательной стоимости национальной валюты, и, соответственно, уменьшение реальных доходов населения произошло реально, а не на бумаге. Последствия не заставили себя ждать: через очередной обвал гривны доходы и доходы украинцев фактически снизились более чем втрое.

«Что можно сделать для стабильности национальной денежной единицы? Надо пополнить золотовалютные резервы. Как пополняются золотовалютные резервы? Через увеличение объемов экспорта и уменьшение объемов импорта – надо покупать меньше импорта, а чтобы это сделать, надо его облагать налогами. Второй способ пополнить золотовалютные резервы – международная программа помощи, МВФ... Третий путь к стабилизации – вернуть те доллары, которые находятся в сейфах банков, назад в банковскую систему, то есть, опять появляется предложение долларов на рынке. Это 3 элемента стабилизации курса», – отметил Яценюк.

К тому же, по словам премьера, для реализации планов правительства необходимо «прекратить российскую военную агрессию, получить финпомощь от кредиторов и провести жесткие структурные реформы».

В целом Яценюк прав, но, чтобы увеличить объем экспорта, нужно производить конкурентоспособный товар (а это значит открывать новые предприятия, модернизировать старые. На все это нужны миллиарды долларов, инвесторы, что в нынешних условия очень маловероятно), искать новые рынки сбыта. Чтобы покупать меньше импорта, нужно не просто облагать его налогом, но и производить товар-заменитель (субституты) на отечественном рынке, причем такой товар, который по качеству не будет уступать импортному, но будет дешевле.

По поводу помощи от МВФ, да, на сегодняшний день его улучшило ситуацию, но кредит нужно же погашать. А из опыта его умеют только просить, в следствии чего государственный долг растет.

В общем, те меры, которые предлагает правительство, могут дать положительный результат, но при условии стабилизации политической ситуации и устранения конфликта на Донбассе. Причем, чем дальше, тем будет труднее, вплоть до того, что Украине придется прибегать к методу нуллификации, в лучшем случае.


Информация о работе Анализ денежно-кредитной политики НБУ на 2015 год