Анализ и оценка уровня российской безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 16:11, лабораторная работа

Описание работы

Целью лабораторной работы является экономико-статистический анализ безработицы в Российской Федерации на основе такого показателя как уровень безработицы.
При написании курсовой работы в соответствии с поставленной целью ставились и решались следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы безработицы;
- провести анализ изменения уровня безработицы;
- выявить степень вариации уровня безработицы;
- определить влияние различных факторов на уровень безработицы;
- сделать соответствующие выводы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы безработицы как социально экономического явления……………………………………………………………………………4
1.1 Понятие, естественный уровень, причины безработицы…………………4
1.2 Формы безработицы: фрикционная, структурная, циклическая, сезонная и другие………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

макроэкономика реферат.docx

— 80.53 Кб (Скачать файл)

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создается государственная служба занятости.

В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С одной стороны, с распадом Советского союза признается законной добровольная незанятость граждан. Но с другой стороны – это незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено. Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Главным принципом, определяющим правила поведения гражданина и государства на рынке труда является то, что не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Функции службы занятости многообразны:

1) анализ и прогнозирование  спроса и предложения на рабочую  силу, информирование населения  и работодателей о состоянии  рынка труда;

2) учет свободных рабочих  мест и граждан, обращающихся  по вопросам трудоустройства;

3) консультация обращающихся  в службу занятости трудящихся  и работодателей о возможностях  получения работы и обеспечения  рабочей силой, о требованиях, предъявляемых  к профессиям и работникам;

4) оказание помощи гражданам  в выборе подходящей работы, а  работодателям – в подборе  необходимых работников;

Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.

5) организация профессиональной  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации граждан в учебных  центрах службы занятости или  других учебных заведениях, оказание  помощи в развитии и определении  содержания курсов обучения и  переобучения;

6)оказание услуг в профессиональной  ориентации и трудоустройстве  высвобождаемым работникам и  другим категориям населения;

В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию.

7) регистрация безработных  и оказание им в пределах  своей компетенции помощи;

8) оплата стоимости профессиональной  подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует  получение новой профессии, установление  им на весь период обучения  стипендии;

9) выдача в установленном  законе порядке гражданам пособия  по безработице и приостановление  выплаты этих пособий;

10) подготовка предложений  и заключений об использовании  труда иностранных рабочих, привлекаемых  в РФ на основе межправительственных  соглашений и лицензий;

11) разработка республиканских  и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение  и мероприятия по социальной  защищенности различных групп  населения.

Таким образом, функции Государственной службы занятости многообразны. Важно отметить и то, что они расширяются с каждым годом, так как служба занятости населения – это один из главных рычагов политики занятости населения.

 

 

2. Анализ распределения  субъектов Российской федерации  по уровню безработицы

Результаты выборочного наблюдения, произведенного среди субъектов РФ по уровню безработицы, сведены в таблицу 2.1.

Таблица 2.1 Уровень безработицы в 38 субъектах РФ за 2010 г

№ субъекта п/п Наименование области Уровень безработицы, %

1 Архангельская область 5,5

2 Белгородская область 6,0

3 Брянская область 6,7

4 Владимирская область 9,0

5 Волгоградская область 6,8

6 Вологодская область 5,2

7 Воронежская область 7,5

8 Еврейская автономная область 7,9

9 Ивановская область 6,8

10 Калининградская область 6,6

11 Калужская область 5,7

12 Кировская область 7,1

13 Костромская область 4,8

14 Краснодарский край 7,5

15 Курская область 7,1

16 Ленинградская область 7,4

17 Липецкая область 8,0

18 Магаданская область 7,0

19 Мурманская область 8,8

20 Нижегородская область 6,0

21 Новгородская область 5,8

22 Орловская область 6,1

23 Приморский край 8,0

24 Псковская область 6,6

25 Республика Карелия 8,8

26 Республика Саха (Якутия) 8,9

27 Ростовская область 8,6

28 Рязанская область 5,3

29 Сахалинская область 7,6

30 Свердловская область 6,7

31 Смоленская область 7,8

32 Ставропольский край 7,0

33 Тамбовская область 8,5

34 Тверская область 5,9

35 Тульская область 5,0

36 Тюменская область 6,7

37 Хабаровский край 5,7

38 Челябинская область 5,4

Таблица 2.2 Ранжированный вариационный ряд субъектов РФ по уровню безработицы за 2010 г

№ субъекта п/п Наименование субъекта Уровень безработицы, %

13 Костромская область 4,8

35 Тульская область 5,0

6 Вологодская область 5,2

28 Рязанская область 5,3

38 Челябинская область 5,4

1 Архангельская область 5,5

11 Калужская область 5,7

37 Хабаровский край 5,7

21 Новгородская область 5,8

34 Тверская область 5,9

2 Белгородская область 6,0

20 Нижегородская область 6,0

22 Орловская область 6,1

10 Калининградская область 6,6

24 Псковская область 6,6

3 Брянская область 6,7

30 Свердловская область 6,7

36 Тюменская область 6,7

5 Волгоградская область 6,8

9 Ивановская область 6,8

18 Магаданская область 7,0

32 Ставропольский край 7,0

12 Кировская область 7,1

15 Курская область 7,1

16 Ленинградская область 7,4

7 Воронежская область 7,5

14 Краснодарский край 7,5

29 Сахалинская область 7,6

31 Смоленская область 7,8

8 Еврейская автономная область 7,9

17 Липецкая область 8,0

23 Приморский край 8,0

33 Тамбовская область 8,5

27 Ростовская область 8,6

19 Мурманская область 8,8

25 Республика Карелия 8,8

26 Республика Саха (Якутия) 8,9

4 Владимирская область 9,0

В таблице 2.3 представлен ДВР субъектов РФ по уровню безработицы.

Таблица 2.3 Дискретный вариационный ряд субъектов РФ по уровню безработицы за 2010 г

Уровень безработицы, % Количество субъектов РФ

4,8 1

5,0 1

5,2 1

5,3 1

5,4 1

5,5 1

5,7 2

5,8 1

5,9 1

6,0 2

6,1 1

6,6 2

6,7 3

6,8 2

7,0 2

7,1 2

7,4 1

7,5 2

7,6 1

7,8 1

7,9 1

8,0 2

8,5 1

8,6 1

8,8 2

8,9 1

9,0 1

Всего: 38

Для того чтобы выполнить структурную равноинтервальную группировку данных (таблица 2.4), следует определить число групп и ширину интервала группировки. Число групп определяется по формуле Стерджеса. Т.к. общее число единиц исследуемой совокупности равно 38, то количество групп равно шести. Ширина интервала определятся по следующей формуле

, (2.1)

где H– ширина интервала группировки субъектов РФ по уровню безработицы;

Xmax , Xmin –максимальный и минимальный уровень безработицы в 38 субъектах РФ;

S– число групп в группировке субъектов РФ по уровню безработицы.

Таблица 2.4 Структурная равноинтервальная группировка субъектов РФ по уровню безработицы

№ п/п Уровень безработицы, % Количество субъектов РФ (частота) Частость, % Накопленная частота Накопленная частость, %

1 4,8-5,5 5 13,2 5 13,2

2 5,5-6,2 8 21,0 13 24,2

3 6,2-6,9 7 18,4 20 52,6

4 6,9-7,6 7 18,4 27 71

5 7,6-8,3 5 13,2 32 84,2

6 8,3-9,0 6 15,8 38 100

Всего 38 100

Следует рассчитать средние значения уровня безработицы по отдельности для дискретного вариационного ряда и для интервального ряда распределения. Средняя арифметическая в интервальном ряду распределения рассчитывается через середины интервалов по формуле средней арифметической взвешенной, которая имеет следующий вид

(2.2)

где xj – срединное значение уровня безработицы в группе, %;

fj – количество субъектов РФ в данной группе.

 

Средняя арифметическая в дискретном ряду распределения рассчитывается как средняя арифметическая взвешенная по формуле:

, (2.3)

где xj – уровень безработицы, %;

fj – количество субъектов РФ с данным уровнем безработицы;

 

При сравнении средних, рассчитанных по обоим рядам распределения, выясняется, что они практически равны и отличаются всего лишь на 0,03%. Таким образом, незначительное отклонение значений средних друг от друга дает основание полагать, что в расчетах не было сделано ошибки.

Далее будут определены структурные средние величины – моду и медиану – для дискретного вариационного и интервального рядов распределения и сравним их между собой. Мода – это варианта с наибольшей частотой. В дискретном вариационном ряду этот показатель определяется наглядно и в данном случае равен 6,7%. Что касается интервального ряда распределения, то сначала определяется группа с наибольшей частотой (группа №2, где частота равна 8), а затем непосредственно рассчитывается мода с помощью следующей формулы:

 

, (2.4)

где Мо – модальное значение уровня безработицы, %;

xn – нижняя граница модального интервала;

hMo – ширина модального интервала;

fMo – частота модального интервала;

fMo -1 – частота интервала, предшествующего модальному;

fMo +1 – частота интервала, следующего за модальным;

 

Исходя из рассчитанной моды, следует, что среди 38 субъектов РФ наиболее часто уровень безработицы составляет 6,2%. Мода, рассчитанная по дискретному вариационному ряду, отличается от моды, рассчитанной по интервальному ряду на 0,5%. Исходя из этого, следует, что расчетное значение моды сильно зависит от способа группировки первичных данных и вычисляется примерно. Точное значение можно определить только по ДВР. Таким образом, модальное значение уровня безработицы равно 6,7%.

Медианой называется серединная варианта упорядоченного вариационного ряда, расположенного в возрастающем или убывающем порядке. Чтобы определить медиану в дискретном вариационном ряду нужно узнать ее местоположение в нем. В данном случае это делается следующим образом:

, (2.5)

где n– число единиц совокупности;

 

Далее определим медианное значение уровня безработицы как тот уровень безработицы, при котором накопленная частота равна или впервые превышает 19. Таким образом, медиана равна 6,8%.

Информация о работе Анализ и оценка уровня российской безработицы