Анализ и повышение конкурентоспособности экономической системы (на примере закрытого акционерного общества «Балтийский хлеб»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 14:57, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является анализ конкурентоспособности экономической системы. В ходе исследования были рассмотрены теоритические аспекты конкурентоспособности коммерческой организации; даны общие сведения конкретной организации ЗАО «Балтийский хлеб»; проведен анализ внешней и внутренней среды этого предприятия; составлено «дерево целей» для ЗАО «Балтийский хлеб» и на его основе предложены рекомендации по повышению конкурентоспособности этой организации. Далее представлены выводы о проделанной работе и подведен итог исследования. При написании работы были использованы статистические и бухгалтерские данные ЗАО «Балтийский хлеб», учебные и методические пособия, ресурсы Интернета.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические аспекты конкурентоспособности и конкуренции………….5
1.1Экономическая сущность понятий конкурентоспособности страны, региона, фирмы, товара………………………………………………………….5
1.2 Взаимосвязь факторов и критериев конкурентоспособности……………...9
1.3 Основы оценки конкурентоспособности…………………………………..13
2.Анализ закрытого акционерного общества ЗАО «Балтийский хлеб»……...19
2.1Экономический анализ и общая характеристика ЗАО «Балтийский хлеб»……………………………………………………………………………...19
2.1.1 Общая характеристика предприятия……………………………………..19
2.1.2Финансовый анализ предприятия…………………………………………22
2.2 Анализ внутренней среды организации……………………………………31
2.3 Анализ внешней среды организации………………………………………34
2.4 SWOT-анализ………………………………………………………………..39
3.Анализ и оценка конкурентоспособности коммерческой организации «Балтийский хлеб» и разработка рекомендаций по ее повышению………..43
3.1.Оценкаи анализ конкурентоспособности ЗАО «Балтийский хлеб»……43
3.2.Построение «дерева целей» для ЗАО «Балтийский хлеб»….……………46
3.3.Обоснование основных путей по повышению конкурентоспособности предприятия……………………………………………………………………49
Заключение ………………………………………………………………………60
Список используемых источников ……………………………………………..61
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………64

Файлы: 1 файл

Конкурентноспособность экономической системы.docx

— 303.14 Кб (Скачать файл)

 








 

 

Рисунок 1. Пять сил конкуренции

Источник: Международная конкуренция: учебное пособие, Портер М.,1993.

В настоящее время предприятие очень детально изучает свои достоинства и недостатки, уделяет особое внимание перспективам и возможностям, которые в дальнейшем помогут реализовать планы, минуя при этом угрозы.

Одним из методов оценки конкурентоспособности товара является система 11111–55555 [Фатхудинов Р.А., 2002].

Этот метод применяется  при невозможности применения более  точных количественных методов оценки конкурентоспособности. Она определяется как сумма баллов по каждому фактору. Эксперт дает оценку факторов от 1(минимум, наихудшее значение) до 5 (наилучшее значение фактора).

Для повышения точности оценки предполагается взвешивать важность каждого  фактора конкурентоспособности. Данным факторам присвоена следующая нумерация: качеству товара – 4, его цене – 3, качеству сервиса товара на данном рынке – 2 и затратам – 1.

Как при аттестации, сертификации, аудите, оценка может быть как внутренней, так и внешней, проводимой независимой  аккредитованной организацией.

Конкурентоспособность товара, определенная экспертным путем по системе  баллов, которая рассчитывается по формуле 1.

                                    (1)

 

где – конкурентоспособность товара (значение колеблется от 2 до 10);

n – количество экспертов;

Бij–экспертная оценка i–м экспертом j–го фактора конкурентоспособности товара;

аi – весомость j–го фактора (о 4 до1);

5 – максимальная оценка факторов.

Таким образом, оценку конкурентоспособности  организации рекомендуется осуществлять на основе конкурентоспособности каждого  товара на конкретном рынке с учетом значимости рынка и объем продаж на этом рынке.

Конкурентоспособность организации  можно определить в статистики с  учетом весомости товаров и рынков, на которых она реализуется. Она  рассчитывается по формуле 2.

                    (2)

где ai – удельный вес i-го товара организации в объеме продаж за анализируемый период;

bj – показатель значимости рынка, на котором представлен товар организации;

Кij – конкурентоспособность i-го товара на j-м рынке.

В настоящее время отсутствует  общепринятая методика оценки конкурентоспособности  организации. В промышленно развитых странах действуют различные  методики оценки конкурентоспособности  фирм и компаний. Эти методики носят  не описательный характер, а конкретно–экономический, количественный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ  И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАО  «БАЛТИЙСКИЙ ХЛЕБ»

    1. Экономический анализ и общая характеристика ЗАО «Балтийский хлеб»

2.1.1Общая характеристика  предприятия

Закрытое акционерное  общество «Балтийский хлеб» динамично  развивающийся производитель хлебобулочной  и кондитерской продукции. На сегодня  ЗАО находится среди одних  из крупнейших лидеров на рынке Балтийска  и Калининградской области.

  ЗАО «Балтийский хлеб»  находится по адресу: г. Балтийск, улица Ушакова – 21А.

Предприятие  является   юридическим   лицом   с   момента   его государственной  регистрации. «Балтийский хлеб»  является коммерческой организацией, так как основной целью деятельности предприятия является извлечение  прибыли.  Как  юридическое  лицо,  предприятие самостоятельно  осуществляет  оперативный,  бухгалтерский  и  статистический учет и отчетность в  установленном действующим  законодательством  Российской Федерации порядке. Основным видом деятельности  согласно Уставу является производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения. Кроме этого предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

– выработка хлеба и хлебобулочных, а так же кондитерских изделий;

– реализация готовой продукции через торговую сеть;

– розничная торговля;

Организационная структура  ЗАО «Балтийский хлеб» является линейно – функциональной (Приложение А). Структура представляет собой совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе принятия и реализации управленческих решений. Организационная структура помимо подразделений включает в себя людей, постоянно вступающих в различные взаимоотношения для решения общих задач. На предприятии разработаны положения, благодаря которым сотрудники достигают намеченные цели; определены и чётко сформулированы ценности и взгляды, которых придерживается фирма.

  Предприятие действует  на принципах полного хозяйственного  расчета, самофинансирования и  самоокупаемости, обеспечивает социальное  развитие и стимулирование работников  за счет накопленных средств,  несет полную ответственность  за результаты собственной хозяйственной  деятельности и выполнение возложенных  на себя обязательств перед  поставщиками и потребителями,  бюджетом, банками, а также перед  трудовым коллективом согласно  действующему законодательству.

Данное предприятие производит традиционные виды хлебобулочных изделий: хлеб из смеси ржано-пшеничной муки, пшеничной муки 1 сорта, заварные сорта хлеба, а также диетические. Считаем, что соблюдение дедовских традиций в хлебопечении в совокупности с применением новых рецептур, должны быть одним из факторов успешной работы любого предприятия хлебопечения. Предприятие также принимает постоянное участие в аукционах на поставку хлеба и хлебобулочных изделий для учреждений социальной  сферы и является поставщиком своей продукции для многих учреждений.

Проведем анализ основных технико-экономических показателей работы предприятия ЗАО «Балтийский хлеб». Они представлены в таблице3.

В соответствии с данными  таблицы 3 можно заметить следующую динамику: в 2010г. объем произведенной готовой продукции составил 4959т, что в сравнение с 2009г. меньше на 387 т.  Прибыли получено за 2010г. 11281 тыс. рублей, что по отношению к 2009г. уменьшилась на 1722 тыс. рублей. Прибыль от реализации за 2010г. относительно к 2009г. снизилась на 13% за счет снижения объема  производства и реализации. Прибыль увеличилась на 9% за счет снижения прочих расходов из текущей прибыли, за счет снижения ставки налога на прибыль, а значит и суммы налога на прибыль.

Таблица 3

Технико-экономические показатели

Показатели

Единица измерения

2009г

2010г

2011г

Темп прироста 2010г,%

Темп прироста 2011г,%

Доля рынка

%

5

6

7

20

16,7

Объем производства продукции

Тонн

5346

4959

4211

-7,2

-15,1

Объем реализации продукции

Тыс. руб.

115312

109621

101631

-4,9

-7,3

Себестоимость работ, продукции, товаров, услуг

Тыс. руб.

96804

90345

87823

-6,7

-2,8

Прибыль

Тыс. руб.

13003

11281

4371

-13,2

-61,3

Среднесписочная численность  работников

Чел.

191

202

211

5,7

4,4

Стоимость ОС и ОФ

Тыс. руб.

22751

24385

22306

-7,2

-8,5


Источник: расчеты автора, основанные на данных данным бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках ЗАО «Балтийский хлеб» за 2009-2011 года

В данный период предприятие выпускает 49 видов продукции.

Доля в общих доходах  предприятия от производства хлебобулочных  изделий составляет 97 %. В 2010г. по сравнению  с 2009 г. произошло снижение выручки  от реализации на 5%. Снижение произошло  за счет снижения реализации продукции  в натуральном выражении. Стоимость  активов общества  увеличилась  на 7% к соответствующему периоду  прошлого года.

Увеличение произошло  за счет:

  • увеличения стоимости основных производственных фондов на 15%;
  • увеличения краткосрочной дебиторской задолженности на 18%;
  •   снижения остатка денежных средств на 8%.

В 2011г. объем произведенной  готовой продукции составил 4211т., что меньше по сравнению с 2010г. на 748р.: валовая прибыль от продажи за отчетный период получена в размере 17586 тыс. руб.;  коммерческие расходы составили 13215тыс. руб.; прибыли получено за 2011г. 4371 тыс. руб., что по с сравнению с 2010 г. меньше на 6910 тыс. руб.

В настоящее время предприятие выпускает 60 видов продукции.

Доля в общих доходах  предприятия от производства хлебобулочных  изделий составляет 96%. По сравнению  с 2010 годом в 2011г. произошло снижение выручки от реализации на 7,4%. Снижение произошло за счет снижения реализации продукции в натуральном выражении. Стоимость активов общества  уменьшилось на 9% к соответствующему периоду прошлого года. Снижение произошло в 2,5 раза за счет снижения остатка денежных средств на счетах в банке.

 Прибыль от реализации  за 2011г. относительно к 2010г.  снизилась в 2,3 раза за счет  снижения объема  производства  и реализации. Чистая прибыль  снизилась в 2,2 раза. Объем реализации продукции снизился за счет снижения объемов производства и  реализации продукции.

Имущество предприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а также другие ценности, стоимость  которых отображается в балансе  предприятия.

Главная стратегическая цель компании – выход на новый производственный уровень в хлебобулочном и кондитерском производстве.

 

2.1.2 Финансовый анализ предприятия

Насколько устойчиво либо не устойчиво иное предприятие можно  сказать, зная, насколько сильную  зависимость предприятие испытывает от заемных средств, насколько свободно оно может маневрировать собственным  капиталом, без риска выплаты  лишних процентов и пени за неуплату, либо неполную выплату кредиторской задолженности вовремя.

Для этого рассчитаем показатели оценки структуры капитала для предприятия  ЗАО «Балтийский хлеб» за три  года. Для этого используют коэффициенты финансовой устойчивости. Они представлены в таблице 4.

Таблица 4

Показатели финансовой устойчивости

Наименование показателя

2009 г

2010г

2011г

 

Изменение

2010г

Изменение

2011г

 

Коэффициент финансовой автономии 

0,55

0,52

0,56

-0,03

0,04

Коэффициент финансовой зависимости

0,2

0,2

0,2

0

0

Коэффициент капитализации

0,38

0,38

0,32

0

-0,06

Коэффициент покрытия

2,6

2,6

3,2

0

0,6

Коэффициент финансовой устойчивости

0,55

0,52

0,56

-0,03

0,04


Источник: расчеты автора, согласно данным бухгалтерского баланса  ЗАО «Балтийский хлеб» за 2009-2011гг.

Анализ финансовых показателей  показал, что в период с 2009 по 2011 года произошло изменение всех коэффициентов, за исключением коэффициента финансовой зависимости. Это свидетельствует о том, что деятельность предприятия финансируется практически только за свой счет, не привлекая заемный капитал. Значение коэффициента финансовой автономии находится в пределах оптимального значения 0,55, что характеризует финансовое состояние предприятия как благоприятное, так как на 55% в 2009 году и на 56% в 2011году имущество сформировано за счет собственных средств предприятия.

Коэффициент капитализации  показывает, что на рубль вложенных  в активы собственного капитала приходилось в 2009-2010 годах 0,38, а в 2011 году произошло снижение на 0,06.

Это показывает, что доля заемного капитала снижается, о чем свидетельствует и коэффициент покрытия. Первые два года он не изменялся, а в 2011году произошло увеличение на 0,6. Это говорит о том, что доля собственного капитала увеличивается и предприятие меньше зависит от заемного капитала. Значения коэффициента финансовой устойчивости равны оптимальному значению. Это говорит о том, что в 2010 году на 52% и в 2011 году на 56% в общей сумме баланса составляет постоянный капитал, и большая доля актива финансируется за счет устойчивых источников.

Информация о работе Анализ и повышение конкурентоспособности экономической системы (на примере закрытого акционерного общества «Балтийский хлеб»)