Анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе я рассмотрю основные причины возникновения монополий; понятие, основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства, особенности современной монополизации экономики; государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой, ведь опыт этих стран является полезным для Беларуси. Также проведу анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение 4
1. История антимонопольного законодательства 6
2. Антимонопольная политика и антимонопольное
законодательство: понятие, основные принципы 9
3. Государственный контроль за монополистической
деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой 15
3.1 Антимонопольное законодательство в Канаде и США 17
3.2 Антимонопольное законодательство в Великобритании 19
3.3 Антимонопольное законодательство во Франции 21
3.4 Антимонопольное законодательство в Германии 22
3.5Антимонопольное законодательство в Италии, Японии 24
4. Анализ использования антимонопольного регулирования
за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь 25
Заключение 35
Список использованных источников 38

Файлы: 1 файл

чистовик.docx

— 61.32 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ 
 

    Курсовая  работа: 39с., 2 табл., 15 источников 

    АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, МОНОПОЛИЯ, РЫНОЧНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ  ЭКОНОМИКА, АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ ЗАКОН  ШЕРМАНА 

    Объектом  и предметом исследования является антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой

    Цель  работы проанализировать состояние и уровень современного антимонопольного законодательства и антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой, а так же какие меры и способы применяют власти для антимонопольного регулирования, сравнить и проанализировать возможности применения зарубежного опыта антимонопольного регулирования в Республике Беларусь.

    При выполнении работы использованы методы: логический, анализ, синтез, индукция, дедукция, группировка и сравнение.

      Автор подтверждает, что приведенный в работе расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 

                                                ________________________

                                                      (подпись студента) 

     ОГЛАВЛЕНИЕ

     Введение           4

     1. История антимонопольного законодательства     6

     2. Антимонопольная политика и антимонопольное 

     законодательство: понятие, основные принципы    9

     3. Государственный контроль за  монополистической 

     деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой  15

     3.1 Антимонопольное законодательство  в Канаде и США   17

     3.2 Антимонопольное законодательство  в Великобритании   19

     3.3 Антимонопольное законодательство  во Франции    21

     3.4 Антимонопольное законодательство  в Германии    22

     3.5Антимонопольное  законодательство в Италии, Японии   24

     4. Анализ использования антимонопольного  регулирования 

     за  рубежом и возможность его  применения в Республике Беларусь 25

     Заключение          35

     Список  использованных источников      38 

 

     ВВЕДЕНИЕ

     Антимонопольная политика, безусловно, очень важна  для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию  монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию  экономики в целом.

     Еще в прошлом веке во многих странах  монополизм был квалифицирован как  экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные  законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий  монополизации рынков. Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или  иной задаче. Важнейшая из этих задач  – устранение последствий, порождаемых  несовершенствами рынка.

     Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально  развитых странах, в качестве обязательного  элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке  товаров и услуг. Антимонопольное  регулирование - важнейшая составная  часть экономической политики государства  во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная  деятельность, осуществляемая на основании  и в пределах, допускаемых действующим  законодательством, по установлению и  реализации правил ведения экономической  деятельности на товарных рынках с  целью защиты добросовестной конкуренции  и обеспечения эффективности  рыночных отношений.

     Антимонопольное регулирование в сочетании с  поддержкой отечественного предпринимательства  и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития Беларуси.

     В данной курсовой работе я рассмотрю  основные причины возникновения  монополий; понятие, основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства, особенности современной  монополизации экономики; государственный  контроль за монополистической деятельностью  в странах с развитой рыночной экономикой, ведь опыт этих стран является полезным для Беларуси. Также проведу  анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность  его применения в Республике Беларусь.

 

    1.История антимонопольного законодательства

       Первый в современной истории  антимонопольный закон был принят  в 1889 году в Канаде. Годом позже в США был принят Акт Шермана.

     На  уровне отдельных регионов антимонопольные  законы появились еще раньше — в отдельных штатах США. Инициаторами их утверждения становились такие организации как Альянс фермеров Миссури. Они объединяли производителей, обеспокоенных ростом конкуренции со стороны более крупных и эффективных ферм. Увеличение рыночной доли, занятой крупными хозяйствами, преподносилась как опасная концентрация, ведущая к монополизации рынка. В то же время рыночная концентрация сопровождалась не сокращением производства и ростом цен, в чем обвиняли «монополистов», а прямо противоположными явлениями. Так, пшеница в 1889 году стоила на 35 % дешевле, чем десятью годами ранее, свинина за 18831889 гг. упала в цене на 19 %, говяжья вырезка — на 39 %, скот в живом весе за пять лет подешевел на 28,8 %. Поголовье скота в США на протяжении 1880-х годов увеличилось примерно на 50 %.

     Аналогичной была и ситуация на федеральном уровне. Сенатор Джон Шерман, добившийся принятия антимонопольного законодательства в США, обвинял тресты в ограничении выпуска для повышения цен. Как показывает его переписка с представителями мелких нефтяных компаний, в реальности Шерман защищал именно интересы тех предпринимателей, которые страдали от падения цен, в частности, от удешевления нефтепродуктов, вызванного применением цистерн при транспортировке нефти. В частности, он лоббировал закон, запрещающий железным дорогам предоставлять скидки на перевозку нефти в цистернах, а не в бочках.

     Среди отраслей, которые в Конгрессе  считались монополизированными, были производство нефти, сахара, рельсов, свинца, цинка, джута, угля и хлопкового масла. Но во всех перечисленных отраслях, о которых доступны соответствующие данные, производство между 1880 и 1890 гг. росло быстрее, чем американское производство в целом. ВНП США за данный период вырос в реальном выражении на 24 %, а в номинальном на 16 %. Что же касается выпуска в отраслях, где были образованы тресты, то в номинальном измерении он вырос за это время на 62 %, а в реальном — на 175 %. Таким образом, тресты обеспечивали рост производства и снижение цен. 

     Таблица 1.1 Рост выпуска в отдельных отраслях промышленности США в 18801890 гг.

Номинальный ВВП 16%             Реальный  ВВП 24%
Средний по «монополизированным отраслям» 62%        Средний по «монополизированным  отраслям» 175%
Хлопковое масло 151%        Сталь 258%
Изделия из кожи 133%        Цинк 156%
Веревки и шпагат 166%        Уголь 153%
Джут 57%        Стальные рельсы 142%
                     Нефть 79%
                     Сахар 75%
 
     
     Рост цен %
ИЦП по экономике в целом -7
«Монополизированные отрасли»       
Сталь -53
Очищенный сахар -22
Свинец -12
Цинк -20

     Таблица 1.2 - Рост цен в отдельных отраслях промышленности США в 18801890 гг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство: понятие, основные принципы 

     Монополия (от греч. Monopolium- один продаю или единственный продавец) означает исключительное право  на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли, промысла), принадлежащие  одному лицу, группе лиц, организации  или государству, позволяющее навязывать собственные интересы и получать монопольную прибыль.

     Монополизм  находит свое место и в рыночной экономике. О его существовании можно судить по признакам монополистического поведения: по разрушению рыночных механизмов (торможение НТП, удержание высоких цен, снижение качества и сокращение объема продукции и т.д.).

     Монополистом  может быть государство, регионы, центральные  экономические ведомства, министерства, разумеется, государственные и частные  предприятия, а также отдельные  предприниматели. Обычно монополизм связывают  с крупными и крупнейшими предприятиями  или корпорациями.

     Существенными признаками монополии являются обладание  субъектом собственностью и монопольной  властью, возможностью диктовать свои условия, влиять на рыночное равновесие выгодным для себя образом, манипулировать ценами и объёмами производства.

     Главная ограничительная сила рыночной власти монополии – эластичность спроса на её продукцию. Продавец может устанавливать  либо цену, либо объём производства, но не то и другое вместе.

     Существуют  разные виды монополий, которые можно  классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

     -Естественная  монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

     -Административная  монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям.

Информация о работе Анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь