Анализ использования прибыли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 00:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение методологических основ анализа использования прибыли предприятия.
В процессе разработки работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретический базис анализа использования прибыли;
- провести анализ налогов из прибыли;
- исследовать процесс формирования и использования прибыли в процессе производства;

Файлы: 1 файл

Analiz_ispolzovania_pribyli_predpriatia_2012.doc

— 356.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства и эффективной производственной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.

В соответствии с законодательством, прибыль выступает официально признанной целью хозяйственной деятельности организации, достижение которой позволяет более полно удовлетворять общественные потребности в ее продукции, а также реализовывать растущие социальные и экономические потребности членов трудового коллектива и  собственника организации.

Экономическими источниками формирования прибыли являются, во-первых, чистый доход, создаваемый в отраслях материального производства и передаваемый в торговлю через надбавки, наценки и скидки, и, во-вторых, чистый доход, создаваемый трудом торговых работников, связанным с продолжением процесса производства в сфере обращения.

В современных рыночных условиях появляются новые возможные источники получения прибыли – акции, облигации, арендная плата за сданное в аренду имущество. Объектами учета становятся нематериальные активы, фондовые ценности, вклады в другие фирмы. Кроме того, появляются такие экономические категории, как цена «фирмы», или «фирменной марки», «цена авторских прав». Продукция фирмы с высокой репутацией пользуется большим спросом, покупатель готов даже переплачивать за ее продукцию, будучи уверен в ее высоком качестве, а это в свою очередь приносит дополнительную прибыль фирме. Следовательно, фирменная марка способна приносить прибыль точно так же, как, например, готовая продукция.

Особенность прибыли в условиях рынка – то, что предприятия ориентированы не на преимущественное накопление ее в денежной форме, а на расходование (на инвестиции и инновации). Тем самым обеспечивается экономический рост предприятия и повышается его конкурентоспособность.

Прибыль – важнейший  финансовый показатель хозяйственной деятельности организации.  За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию, удовлетворение интересов членов трудового коллектива и собственника организации. Кроме того, прибыль  является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей организации, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

Тема данной работы является на сегодняшний день особенно  актуальной, поскольку в условиях рыночной экономики значение прибыли очень велико. Получение ее ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, необходимой потребителю, снижение затрат на производство. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Определенную роль играют и убытки. Они свидетельствуют об ошибках и просчетах в направлении и использовании средств, организации производства и сбыта продукции.

Объектом исследования в данной работе является хозяйственная деятельность ОАО «1-я Минская птицефабрика».

Предметом исследования работы является прибыль ОАО «1-я Минская птицефабрика».

Цель работы – изучение методологических основ анализа использования прибыли предприятия.

В процессе разработки  работы поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретический базис анализа использования прибыли;

- провести анализ налогов из прибыли;

- исследовать процесс  формирования и использования  прибыли в процессе производства;

- разработать конкретные мероприятия по повышению прибыли и дать их экономическую оценку.

Источниками для разработки теоретических методов и подходов к анализу прибыли послужили: учебники и учебные пособия, методическая литература, научные публикации, статьи.

В ходе анализа прибыли были использованы такие методы, как метод сравнения, метод группировки, метод цепной подстановки, индексный метод, графический метод.

Исходными источниками данных для анализа прибыли послужили бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках, отчеты о затратах на производство продукции на ОАО «1-я Минская птицефабрика» за 2009-2011 гг.

 

 

1. Теоретический  базис анализа использования  прибыли

 

1.1 Сущность и принципы распределения прибыли. Факторы, влияющие на распределение прибыли

 

 

Прибыль – одна из наиболее сложных экономических категорий. Исследованию отношений, связанных с ее функционированием в экономике, посвящены многие труды отечественных и зарубежных экономистов. Среди них существуют различные точки зрения на природу прибыли, ее функции и возможности использования в хозяйственной практике в качестве экономического инструмента воздействия на производство и обращение. Поэтому изучению этих вопросов неизбежно должно предшествовать выяснение исходных теоретических позиций.

Прибыль – главная цель предпринимательской деятельности. В условиях рыночных отношений – это превращенная форма прибавочной стоимости. Учет прибыли позволяет установить, насколько эффективно ведется хозяйственная деятельность.

Под распределением прибыли следует понимать направления её на формирование доходов бюджетов разных уровней, на финансирование производственных, социальных, экологических программ, погашение кредитов, и другие цели.

Самое главное в распределении прибыли – это сочетание бюджетных, хозрасчетных и личных интересов работников. Исходя из этого, хозяйственная практика и экономическая наука постоянно занимаются поиском оптимальных критериев распределения прибыли коммерческой организации, учитывая при этом конкретную экономическую ситуацию [2, с. 95].

Особенность прибыли в условиях рынка – то, что организации ориентированы преимущественно не на накопление ее в денежной форме, а на расходование (на инвестиции и инновации). Тем самым обеспечивается экономический рост предприятия и повышается его конкурентоспособность.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции [12, с. 31]:

- результативную, т.е. получаемая прибыль  выступает измерителем результатов  деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности организации, тем более специальные, с помощью прибыли оценить достаточно сложно. Такого универсального показателя и не может быть. А поэтому для выяснения конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве;

- стимулирующую, т.е. часть прибыли  выступает источником материального  вознаграждения работников предприятия  и выплат дивидендов владельцам  капитала;

- финансирующую, т.е. часть полученной  прибыли является источником  самофинансирования предприятия.

Кроме того, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования и удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

Из прибыли, остающейся в распоряжении организации (чистой прибыли) организация может создавать фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд и другие специальные фонды и резервы. Порядок  и нормативы отчислений от прибыли в фонды специального назначения устанавливается по согласованию с учредителем в соответствии с законодательством. На сумму произведенных отчислений от прибыли происходит перераспределение прибыли внутри организации: уменьшается сумма нераспределенной прибыли и увеличиваются образуемые из нее фонды и резервы.

Эта прибыль направляется на капитальные вложения и прирост основного и оборотного капитала; на покрытие убытков прошлых лет, на отчисления в резервный фонд, на расходы социального характера; а также на выплату дивидендов и доходов в условиях частной формы собственности.

Под фондом накопления понимаются средства, направленные на производственное развитие, техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, освоение производства новой продукции, на строительство и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий в действующих организациях и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами [27, с. 315].

Под фондами потребления понимаются средства, направляемые на осуществление мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений), материальному поощрению коллектива, приобретение проездных билетов, путевок в санатории, единовременном премировании и иных аналогичных мероприятий и работ, не приводящих к образованию нового имущества.

Резервный фонд предназначен для обеспечения финансовой устойчивости в период временного ухудшения производственно- финансовых показателей. Он также служит для компенсации ряда денежных затрат, возникающих в процессе производства и потребления продукции.

Распределение чистой прибыли позволяет расширять деятельность предприятия за счет собственных, более дешевых источников финансирования. При этом снижаются финансовые расходы на привлечение дополнительных источников.

Собственник предприятия распределяет чистую прибыль в соответствии с Уставом предприятия по направлениям, использования. За счет прибыли формируются:

  • Фонд накопления;
  • Фонд потребления;
  • Фонд свободных оборотных средств;
  • Резервный фонд;
  • Прочие фонды.

После распределения чистой прибыли по направлениям ее использования у предприятия остается нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

В целом в процессе формирования прибыли предприятия ведущее значение имеет прибыль от реализации продукции (работ, услуг), сравнительно небольшую роль играет прибыль от прочей реализации, а также от реализации основных средств и другого имущества и усиливающееся в условиях развития предпринимательства значение внереализационных доходов и расходов [20. c.87].

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия.  Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов[21,c.264].

В соответствии с этим по мере поступления чистая прибыль предприятий направляется: на финансирование НИОКР, а также работ по созданию, освоению и внедрению навой техники; на совершенствование технологии  и организации производства, на модернизацию оборудования; улучшение качества продукции; техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства. Чистая прибыль является источником пополнения  собственных оборотных средств. Кроме того, она направляется на уплату процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на  приобретение основных средств, а также уплату процентов по просроченным и отсроченным кредитам.

Подводя итоги всему вышеизложенному, отметим, что прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

 

 

1.2 Задачи и  информационная база анализа  распределения прибыли

 

 

Общепризнанно положение о том, что прибыль следует рассматривать как экономическую категорию и как показатель.

Как экономическая категория прибыль от реализации товаров выражает экономические отношения по поводу образования части стоимости прибавочного продукта, получаемой организацией непосредственно от операций по реализации товаров [10, с. 451].

Количественно прибыль от реализации товаров в торговле представляет собой разность между суммой дохода от реализации товаров и суммой затрат на их реализацию, прочих расходов и отчислений, исключаемых из доходов в соответствии с действующим законодательством.

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 17 февраля 2004 г. № 16 «О бухгалтерской отчетности организаций» (в ред. постановления Минфина от 22.12.2004 N 178) (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 26 марта 2004 г. N 8/10745).

Постановлением утверждены типовые формы бухгалтерской отчетности:

  • бухгалтерский баланс (форма 1);
  • отчет о прибылях и убытках (форма 2);
  • отчет о движении источников собственных средств (форма 3);
  • отчет о движении денежных средств (форма 4);
  • приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5);
  • отчет о целевом использовании полученных средств (форма 6).

В отчете о прибылях и убытках данные о доходах, расходах и финансовых результатах формируются нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.

В целях обеспечения методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью в Республике Беларусь, а также приближения бухгалтерской отчетности к международным стандартам финансовой отчетности Министерством финансов РБ принято постановление от 31.10.2011 № 111, которым установлены новые формы бухгалтерской отчетности и утверждена Инструкция по их заполнению. Изменения в содержании форм бухгалтерской отчетности связаны с приведением их в соответствие с новым типовым планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50, и Инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102.

Информация о работе Анализ использования прибыли предприятия