Анализ конкурентная борьба на рынках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотрение рыночной конкуренции, содержания и теории конкуренции.
Поставленная цель курсового проекта предполагает решение следующих задач:
Сущность и содержание конкуренции на рынке
Анализ конкурентная борьба на рынках
Проблемы в области конкуренции и возможность их решения

Файлы: 1 файл

Рыночная конкуренция,содержание, виды и формы проявления + МИУ 04.2013.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)


                                                                             

                                                          ВВЕДЕНИЕ

 

Относительно  недавно конкуренция в экономике воспринималась в нашей стране как явление, присущее исключительно капиталистическим странам. Переход России от плановой экономики к рыночной послужил толчком к возникновению конкуренции и на российском рынке. Это абсолютно закономерно, ибо там, где появляется рынок, неизбежно возникает и конкуренция. В период начального становления в России рыночных отношений серьезной конкуренции между предпринимателями не существовало. Однако со временем среди субъектов предпринимательской деятельности развернулась довольно жесткая борьба за рыночное пространство. И порой, как показывает практика, в этой борьбе соперники готовы использовать любые, в том числе и не всегда допустимые, приемы и методы для достижения победы над конкурентами.

Для рыночной экономики, по мнению специалистов, наличие совершенной конкуренции  во многом представляет достаточно абстрактным  явлением, гораздо большее распространение  получают несовершенные рыночные структуры, такие как, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция – они в совокупности и составляют такое понятие как «несовершенный рынок». На данных рынках конкурентная борьба между субъектами достаточно острая и от ее эффективности зависит сама возможность существования того или иного предприятия.

Все вышесказанное, на мой взгляд, отчетливо  предопределяет актуальность изучения проблематики конкуренции.

Цель  работы – рассмотрение рыночной конкуренции, содержания и теории конкуренции.

Поставленная  цель курсового проекта предполагает решение следующих задач:

      • Сущность и содержание конкуренции на рынке 

      • Анализ конкурентная борьба на рынках

      • Проблемы в области конкуренции и возможность их решения

Каждая из данных задач решается в отдельной главе курсовой работы, составляя, таким образом, ее структуру.

Объектом данной курсовой работы выступает  рыночная экономика. Предметом же является конкуренция.

Научная новизна данной работы определяется тем, что в ней систематизированы многочисленные характеристики рыночной конкуренции в привязке к российской практике.

Практическая  значимость данной работы заключается  в том, что на основании теоретических  данных можно проводить соответствующую  политику в области развития конкуренции  в России.

При написании курсовой использовался достаточно обширный спектр источников, среди которых законодательные акты, научная и учебная литература, статьи в периодической печати, тем или иным образом, затрагивающие рассматриваемый предмет исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ  КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ

   

  1.1 ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ

 

Рынок - это объективное  явление экономики, известное любому человеку, и все же рынку до сих  пор трудно дать исчерпывающее определение. Рынок - одна из самых распространенных категорий в экономической теории и хозяйственной практике1. Рынок, организуя социально-экономическую систему общества, определяет функционирование рыночной экономики. Рыночная экономика - это сложный механизм координации людей, разных видов деятельности и производств посредством системы цен и рынков; это средство коммуникации для объединения знаний и действий миллиардов отдельных людей. Рыночная экономика показала, что ей нет альтернативы при решении главных экономических задач.

Любой рынок базируется на трех основных элементах:

  • цене;
  • спросе и предложении;
  • конкуренции

Изменение относительных цен служит ориентиром для производителей при  определении необходимости изменения  объемов производства при установлении рыночного равновесия. Изменение  цен влияет на выбор технологии производства. Цены, в конечном итоге, предопределяют и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.

Спрос - это потребность  в товарах и услугах, обеспеченная необходимыми денежными и другими  платежными средствами. Главным фактором, определяющим спрос, является цена (покупатели всегда хотят купить товар дешевле, а продавцы - продать дороже). Предложение-это количество товаров и услуг, которое производитель желает продать на рынке. Если государство не вмешивается в рыночный механизм, т. е. не вводит контроль за ценами, то спрос и предложение при рыночных отношениях придут в равновесие, и установится рыночная цена товара и его общий объем производства. Равновесие возникает при таких ценах и при таких количествах товаров, при которых конкурентные силы сбалансированы, т. е. когда количество товаров, которое хотят купить покупатели, соответствуют количеству товаров, которое хотят продавцы. В результате образуется равновесная цена - цена такого уровня, когда объем предложения соответствует объему спроса.

Цель каждого предпринимателя  – максимализация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной  деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции, рост объемов производства, и они выступают по отношению к друг другу как соперники или конкуренты.

В переводе с латинского термин «конкуренция» означает «сталкиваться», «сбегаться». Поэтому наиболее часто встречающиеся определения характеризуют конкуренцию как соперничество, состязательность между участниками рынка за достижение результатов на каком-либо поприще, за лучшие, экономически более выгодные условия производства, купли и продажи товаров и услуг2. С объективной стороны конкуренция представляет собой особую ситуацию на рынке (структуру рынка), при которой отдельные субъекты предпринимательства не могут оказывать решающего воздействия на общие условия обращения товаров (работ, услуг) на данном рынке. Общими условиями обращения товара являются спрос, предложение и рыночная цена.

 

 

 

 

 

 

                1.2 ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА КОНКУРЕНЦИИ

 

Конкуренция является неотъемлемым элементом  рыночного механизма. Однако, характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия. Различия в характере рыночной конкуренции связаны с существование различных рыночных структур и предопределяет наличие совершенных рынков, где имеет место совершенноконкурентная борьба, и несовершенных рынков, в рамках которых конкуренция затрудняется разными факторами.

При совершенной конкуренции ни продавцы, ни покупатели не влияют на рыночную ситуацию вследствие малости и многочисленности всех субъектов рынка. Иногда обе эти стороны совершенной конкуренции объединяют, говоря об атомистической структуре рынка. Это означает, что на рынке действует большое число мелких продавцов и покупателей подобно тому, как любая капля воды состоит из гигантского числа крошечных атомов. При этом совершаемые потребителем покупки (или продавцом продажи) настолько малы по сравнению с совокупным объемом рынка, что решение понизить или повысить их объемы не создает ни излишков, ни дефицитов. Совокупный размер спроса и предложения попросту «не замечает» столь мелких изменений. Вышеперечисленные ограничения (однородность продукции, многочисленность и малый размер предприятий) фактически предопределяют, что при совершенной конкуренции субъекты рынка не в состоянии оказывать влияние на цены.

Совершенно иная ситуация при несовершенной  конкуренции. Несовершенная конкуренция, а, следовательно, и несовершенные рынки включат в себя следующие три основных вида рыночных структур:

  • Чистую монополию
  • Олигополию
  • Монополистическую конкуренцию

Монополия (от греч.  «моно» - один, «полио» - продаю»)  - наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Собственно говоря, в условиях монопольного рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками.

Абсолютно монополизированный рынок  характеризуется следующими признаками3: а) товар на рынке продает единственный продавец, иначе говоря, отрасль представлена одной фирмой; б) товар уникален в том смысле, что не имеет близких заменителей. Для покупателя это означает отсутствие альтернативы, так как он должен либо купить товар у монополиста, либо вынужден обойтись без этого товара; в) продавец торгует только своим товаром; г) продавец диктует цену рынку в силу полного контроля над ним. Этот факт предопределяет и место рекламы, которая в большей степени носит информационный характер, не предполагает больших затрат; д) вступление в отрасль заблокировано.

Такой рынок, по аналогии с идеально конкурентным, представляет абстракцию и практически в жизни не встречается, но он вполне может рассматриваться как модель, к которой приближаются высокомонополизированные рынки.

Итак, чистый монополист не имеет прямых конкурентов, и это отсутствие конкуренции в значительной степени объяснимо, если проанализировать существующие барьеры для вступления в отрасль. Подобными барьерами может быть все, что блокирует дополнительное вступление в отрасль фирм, а значит, и потенциальную конкуренцию. Ограничительные условия для вступления в отрасль многообразны, среди них можно выделить следующие:

1) эффект масштаба, обусловленный преимуществами крупного производства, заключающимися в более низких издержках. Кроме того, современная технология настолько сложна и капиталоемка, что эффективное малое производство попросту невозможно;

2) ограничение вступления в отрасль со стороны государства в виде необходимости наличия патентов и лицензий;

3) собственность на важнейшие виды сырья;

4) нечестная, недобросовестная конкуренция посредством давления на банки в целях ограничения кредитов конкурентам, переманивания ведущего персонала, опорочивание конкурентов.

На первый взгляд при чистой монополии монополист обладает полной властью над ценами и объемом продаж. В действительности это не так. Во-первых, объем продаж определяется спросом, который не зависит от производителя (продавца). Во-вторых, возможна ситуация, когда монополисту выгоднее снижать устанавливаемые цены для того, чтобы увеличить объем продаж. Вместе с тем власть монополиста над рынком своих товаров весьма велика, и если это предметы первой необходимости, то он способен легко «поставить на колени»  покупателя. К тому же компания, монополизировавшая рынок, утрачивает стимулы к научно-техническим инновациям, обюрокрачивается, в результате чего падает эффективность производства. Поэтому государство стремится препятствовать возникновению и существованию абсолютно монопольных рынков, за исключением естественной монополии, обусловленной природой реализуемого на рынке продукта или особыми правами его собственника, например автора произведения.

Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара,  предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Для монополистической конкуренции не требуется присутствия сотен или тысяч фирм, достаточно сравнительно большого их числа, скажем 25, 35, 60 или 70. Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных признаков монополистической конкуренции. Во-первых, каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой. При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм в общем превосходят 1%, т. е. процент, который существовал бы при совершенной конкуренции. В типичном случае на фирму приходится от 1 до 10% продаж на рынке в течении года4.

Кроме того, наличие сравнительно большого числа фирм к тому же гарантирует, что тайный  сговор, согласованные  действия фирм с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен, почти невозможен. Наконец, при многочисленности фирм в отрасли нет ощущения взаимной зависимости между ними; каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм. И это весьма приемлемый способ действия фирмы в условиях рынка, на котором ее конкуренты очень многочисленны.

Товар каждой фирмы торгующей на рынке, является несовершенным заменителем  товара, реализуемого другими фирмами. Фирмы в условиях чистой конкуренции  производят стандартизированную, или однородную, продукцию; производители в условиях монополистической конкуренции выпускают разновидности данного продукта. Продукт каждого продавца обладает исключительными качествами и характеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые покупатели предпочитали его товар конкурирующим фирмам.   Дифференциация продукта может принимать ряд различных форм.

Продукты  могут различаться по своим физическим, или качественным, параметрам. «Реальные» различия, включающие функциональные особенности, материалы, дизайн и качество работы, являются крайне важными сторонами дифференциации продукта. Персональные компьютеры, например, могут различаться с точки зрения мощности аппаратуры, программного обеспечения, графического вывода и степени их «ориентированности на потребителя». Некоторые потребители готовы платить повышенные  цены за одежду, произведенную одним модельером, потому что им нравится высокое качество материалов,  отделки.

Услуги и условия, связанные  с продажей продукта, являются важными аспектами дифференциации продукта. Продукты также могут  быть дифференцированы на основе размещения и доступности. Дифференциация продукта может также являться результатом - в значительной степени - мнимых различий, созданных посредством рекламы, упаковки и использования торговых знаков и торговых марок. Многие потребители считают, что более разрекламированная марка стиральных порошков является более предпочтительной.

Информация о работе Анализ конкурентная борьба на рынках