Анализ конкурентных преимуществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы провести анализ конкурентного положения предприятия.
Достижение поставленной цели исследования осуществлялось через последовательность решения логически обусловленных и взаимосвязанных задач:
- изучить сущность конкуренции: понятие и виды
- проанализировать управление конкурентоспособностью организации;
- исследовать оценку конкурентного статуса организации
- проанализировать конкурентное положение ООО «Лабинский маслоэкстракционный завод»;
- разработать бизнес – план по запуску новой линии переработки семян подсолнечника;
- дать оценку мероприятия по одному из существующих на сегодня методов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА 6
1.1 Сущность конкуренции: понятие и виды……………………………...….6
1.2 Управление конкурентоспособностью организации………………...…12
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ООО «ЛАБИНСКИЙ МЭЗ» 18
2.1. Краткая характеристика предприятия 18
2.2 Общий анализ внутренней среды ООО «Лабинский МЭЗ»……………22
2.3 Оценка конкурентоспособности организации………………………...23
2.4 SWOT-анализ деятельности ООО «Лабинский МЭЗ»……………….30
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ООО «ЛАБИНСКИЙ МЭЗ»…………………….……………………………………………………….33
3.1 Бизнес – план по запуску новой линии переработки семян подсолнечника………………………………………………………………………………33
3.1.1 Резюме………………………………………………………….………33
3.1.2 Виды и объемы деятельности………………………………………….38
3.1.3 Оценка рынка сбыта……………………………………………………42
3.1.4 Финансовый план……………………………………………………..46
3.2 Оценка эффективности бизнес - плана и рисков его реализации……48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 54

Файлы: 1 файл

111Анализ конкурентных преимуществ ООО -ЛАБИНСКИЙ МЭЗ-_2011 (1).doc

— 512.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

     ВВЕДЕНИЕ

 

     В условиях рыночной экономики качество управленческих решений в области  стратегического планирования значительно выше, чем в условиях плановой экономики. В настоящее время усиливается глобальная конкуренция на международных рынках.

     Фирма с высокой оценкой конкурентоспособности  имеет реальную и потенциальную  способность проектировать, изготовлять и сбывать (в тех условиях, в которых ей приходится действовать) товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителя, чем товары конкурентов.

     Актуальность темы работы обоснована объективной необходимостью формирования, развития и эффективного использования конкурентных преимуществ, способствующих росту конкурентоспособности  предприятия.

     В зарубежной и отечественной научной  литературе подходы к изучению проблем конкурентоспособности и формированию конкурентных преимуществ достаточно разнообразны, не существует единой теоретической концепции, раскрывающей вопросы анализа и оценки конкурентных преимуществ, конкурентоспособности экономических субъектов.

     Существенный  вклад в определение источников и разработку механизмов формирования конкурентных преимуществ внесли такие известные ученые как Смит А., Рикардо Д., Маркс К., Маршалл А., Робинсон Д., Кейнс Дж., Самуэльсон П., Чемберлин Э., Срафф П., Шумпетер И., Портер М., Мескон М., Ансофф И., Хайек Ф.А., Котлер Ф., и др.

     Базовые теоретические и методологические положения по проблемам конкурентоспособности  и формированию конкурентных преимуществ  хозяйствующих субъектов изложены в работах известных российских учёных Азоева Г.Л., Завьялова П.С., Голубкова Е.П., Идрисова А., Селезнёва А.З., Фатхутдинова Р.А., Виханского О.С., Зуба А.Т., Райзберга Б.А., Юданова А.Ю., Панкрухина А.Г., Поршнева А.Г., Перцовского Н.И. и др.

     Вместе  с тем многие теоретические, методические и практические вопросы конкуренции и конкурентоспособности остаются нерешенными, не в полной мере учитываются специфические особенности, связанные с развитием конкретных отраслей и предприятий, со степенью благоприятствования предпринимательского климата территории, с активизацией процессов глобализации и регионализации экономики. Требуют более углубленного исследования факторы и показатели, определяющие конкурентные преимущества предприятий, а также методы оценки уровня их конкурентоспособности.

     Все вышеизложенное обусловило выбор темы, целей и задач, а также объекта и предмета исследования настоящей работы.

     Цель  работы провести анализ конкурентного положения предприятия.

     Достижение  поставленной цели исследования осуществлялось через последовательность решения  логически обусловленных и взаимосвязанных задач:

- изучить сущность конкуренции: понятие и виды

     - проанализировать управление конкурентоспособностью организации;

     - исследовать оценку конкурентного статуса организации

     - проанализировать конкурентное положение ООО «Лабинский маслоэкстракционный завод»;

       - разработать бизнес – план по запуску новой линии переработки семян подсолнечника;

     - дать оценку мероприятия по одному из существующих на сегодня методов.

     Объектом  исследования является ООО «Лабинский маслоэкстракционный завод».

     Предмет исследования – закономерности, механизмы формирования и оценки конкурентных преимуществ, конкурентоспособности исследуемого предприятия.

     Методологической  и теоретической основой работы послужили труды классиков экономической теории и прикладные разработки зарубежных и отечественных ученых по проблемам конкуренции и конкурентоспособности, а также формирования конкурентных преимуществ в условиях рыночного хозяйствования.  

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНОГО  ПРЕИМУЩЕСТВА
    1. Сущность  конкуренции: понятие  и виды
 
 

     Конкуренты - это субъекты маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности(что и влечет за собой необходимость их изучения). Рассматривая конкурентов как субъектов маркетинговой системы более подробно, можно дать следующее определение. Конкурирующими фирмами называются фирмы, имеющие полностью или частично совпадающую фундаментальную нишу [3, с.167]. Под фундаментальной рыночной нишей здесь понимается совокупность сегментов рынка, для которых подходят товар и/или услуга, производимые данной фирмой.

     Наличие конкурирующих фирм порождает такое  явление в экономике как конкуренция.

     С экономической точки зрения, конкуренция - экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и/или услуги за наиболее выгодные условия производства [3, с.168].

     Толкование  понятия конкуренции в экономической науке прошло несколько стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности [8, с.95], А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены.

     Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей.

     Наряду  с поведенческой трактовкой начиная  с конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место [8, с.96]. Среди ее авторов были Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин “конкуренция” чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.

     Таким образом, при структурном подходе  акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры  рынка, тех условий, которые господствуют в нем.

     Как подчеркивает А.Ю.Юданов, “в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и почему победил, а установления факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае - об одной из разновидностей конкуренции несовершенной”.

     Такое понимание конкуренции, как видим, значительно отличается от ее определения  в классической теории, не проводившей  различия между конкуренцией и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в виду лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцов настолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на поведение других фирм. При таком конкурентном поведениии-соперничестве ни одна фирма не может стать лидером на рынке, то есть, не возможна монополия.

     Позднее спектр рыночных структур, анализируемых  экономистами, был расширен, и появилась необходимость в четком разграничении понятий “конкуренция” и “соперничество”. В современном понимании термин “соперничество” относится к действительному поведению рыночных агентов, направленному на завоевание лидирующего (отличного от других) положения на рынке и используется для характеристики сферы деятельности бизнесменов, предпринимателей, а не для качественной характеристики строения рынка. Термин “конкуренция” в свою очередь, используется для характеристики модели, строения рынка.

     Кроме поведенческой и структурной  трактовки конкуренции, в экономической теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также характеристика конкуренции как “процедуры открытия”.

     Функциональный  подход к определению конкуренции  связан, в частности, с именем австрийского экономиста Й.Шумпетера [8, с.97]. В своей теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели - организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера, задача предпринимателя - осуществлять реализацию нововведений, бороться с рутиной, не делать то, что делают другие, стать “созидающим разрушителем”. Тогда он может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка тех предпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают не пользующуюся спросом продукцию.

     Другой  австрийский экономист и политический философ - Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию еще шире, понимая ее как “процедуру открытия”. По его мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение или понижение цен на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке только благодаря ценам и конкуренции скрытое становится явным. Только “процедура” конкуренции “открывает”, какие ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать.

     Таким образом, конкуренция в общем  смысле может быть определена, как  соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели.

     Если  эту цель конкретизировать с точки  зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

     С точки зрения маркетинга, важными  в этом определении являются следующие  аспекты [9, с.211]:

     Во-первых, речь идет о рыночной конкуренции, то есть о непосредственном взаимодействии фирм на рынке. Оно касается только той борьбы, которую ведут фирмы, продвигая на рынок свои товары и/или услуги.

     Во-вторых, конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товаром и/или услугой одной фирмы, то все остальные автоматически лишаются возможности продавать свою продукцию. А в тех редких случаях, когда спрос практически неограничен, отношения между фирмами, предлагающими однотипную продукцию, часто бывает больше похож на сотрудничество, чем на конкуренцию.

     Такое положение, например, наблюдалось в  самом начале реформ в России, когда  небольшое количество начавших поступать с Запада товаров сталкивалось с практически ненасытным внутренним спросом.

     В-третьих, рыночная конкуренция развивается  только на доступных сегментах рынка. Поэтому один из распространенных приемов, к которым прибегают фирмы, чтобы  облегчить давление на себя конкурентного  пресса, состоит в уходе на недоступные для других сегменты рынка.

     В экономической литературе принято  разделять конкуренцию по ее методам на [8, с.219]:(см. Приложение 1).

     -ценовую  (конкуренцию на основе цены);

     -неценовую  (конкуренцию на основе качества  потребительной стоимости).

     Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам.

     Снижение  цены было той основой, с помощью  которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал к себе внимание и в конечном счете завоевывал себе желаемую долю рынка.

Информация о работе Анализ конкурентных преимуществ