Анализ кредитоспособности Краснодарского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 19:58, реферат

Описание работы

Экономические показатели

Географические и местные преимущества
Край является приграничной территорией и единственным выходом России к Черному морю, а через него – к важнейшим международным морским путям

Файлы: 1 файл

Анализ кредитоспособности Краснодарского края.docx

— 116.78 Кб (Скачать файл)

 

Выводы:

    • За последний год произошел значительный прирост государственного долга Краснодарского края. Потребность в заемных средствах во многом объясняется необходимостью финансирования строительства и реконструкцию особо важных, социально значимых объектов в отраслях социальной сферы, финансовое обеспечение проектирования и строительства ряда олимпийских объектов.
    • В настоящее время наибольшую долю долга региона составляют обязательства по кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций
    • Расходы по обслуживанию долга к общей величине расходов на протяжении 2009-2011 гг. занимают менее 1%.
    • Кредитный рейтинг региона оценивается как стабильный

 

Финансовые показатели

 

    1. Динамика исполнения бюджета, структура его доходной и расходной частей

Для того, чтобы проанализировать доходную и расходную части бюджета  рассмотрим следующие таблицы.

    • Доходная часть бюджета

Если говорить об исполнении бюджета по доходам, то следует отметить, что процент исполнения на протяжении рассматриваемого периода достаточно высок: Краснодарский край перевыполняет  установленные плановые значения. Исключение составляет лишь 2008 год, в котором план исполнения бюджета по доходам составляет 98,6%, что почти соответствует норме. Данное явление можно объяснить влиянием экономического кризиса. Следует также отметить, что низкий процент исполнения в 2008 году получили следующие статьи доходов: доходы от налога на прибыль, доходы от налога на товары, реализуемые на территории РФ, административные платежи и сборы, а также некоторые виды неналоговых доходов. Снижение налоговых доходов можно объяснить уменьшением прибыли организаций и спадом в промышленном производстве, появившиеся в результате экономического кризиса. Наглядно динамика исполнения бюджета по доходам за 2008-2010 гг. может быть представлена с помощью следующего графика.

 

 

    • Расходная часть  бюджета

За рассматриваемый период наблюдается недостаточное исполнение расходной части бюджета. В среднем за три года данный показатель составил примерно 94,1%. Это может свидетельствовать о недостаточной эффективности использования денежных средств. Наибольший процент неисполнения бюджета наблюдается по статье расходов на жилищно-коммунальное хозяйство. Динамика исполнения бюджета по расходам представлена с помощью следующего графика:

 

 

Как легко заметить процент  исполнения расходной части бюджета  с каждым годом увеличивается. Наибольший рост расходов наблюдается по следующим статьям: национальная оборона и межбюджетные трансферты. Кроме того, в 2010 году произошел значительный прирост расходов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, но процент исполнения по данной статье по прежнему остается низким. Резкое уменьшение расходов с 2009 года наблюдается по статье обслуживание государственного и муниципального долга.

 

    1. Динамика и  структура доходов, соотношение  налоговых и неналоговых доходов, их структура

 

Рассмотрим следующую  таблицу

 

Структура доходов

       

2008

 

2009

 

2010

 
       

сумма

% к итогу

сумма

% к итогу

сумма

% к итогу

всего

     

109 412,32

78,1397

111 223,03

72,97748

126 974,74

75,2901

налоговые

   

96 012,24

68,56968

98957,49

64,92962

113312,34

67,18893

неналоговые

   

13 400,08

9,57002

12 265,54

8,047865

13 662,40

8,101166

безвозмездные поступления 

 

30 609,10

21,8603

41 051,78

27,02252

41 672,59

24,7099

итого

     

140 021,42

100

152 407,32

100

168 647,33

100


 

Как легко заметить основную часть доходов бюджета составляют налоговые поступления. Это иллюстрирует следующая диаграмма.

 

 

Таблица, представленная в  предыдущем пункте показывает, что  наибольший налоговый доход приходится на налоги на прибыль и доход (57,7% в 2010 году) и налоги на имущество (16,4%). Наименьшую часть составляют налоги на пользование природными ресурсами ( 0,12%).

Неналоговые поступления составляют наименьшую долю в доходной части бюджета. Причем их процент в общей величине доходов с каждым годом уменьшается. Основными неналоговыми поступлениями являются доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (5,7% от общей величины доходов бюджета), доходы от продажи материальных и нематериальных активов (2,3%).

В составе неналоговых доходов основную долю занимает арендная плата за землю. Краснодарский край занимает в России 5-ое место по объему поступления арендной платы за землю в бюджет.

Если говорить о динамике отдельных статей доходов, то стоить отметить, что за рассматриваемы период происходило постоянное уменьшение доходов от налогов за пользование  природными ресурсами, доходов от имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности, от оказания платных услуг, административных платежей, некоторых видов неналоговых  доходов. В тоже время происходит увеличение следующих статей доходов  бюджета: доходы от налогов на товары, реализуемые на территории РФ и от налогов на имущество. Кроме того, за 2010 год произошел резкий прирост  доходов от налогов на совокупный доход.

 

    1. Соотношение собственных  и внешних доходов

 

В таблице, представленной в предыдущем пункте видно, что безвозмездные поступления составляют значительную часть доходов бюджета. Их динамику можно проследить с помощью следующего графика:

 

 

Как легко заметить наибольший процент безвозмездных  поступлений приходится на 2009 год. Кроме того, следует иметь в виду, что безвозмездные поступления, выраженные в денежной форме, постоянно увеличиваются, несмотря на то, что снижается их доля в бюджете. Наибольшую долю безвозмездных поступлений составляют поступления от государственных организаций.

 

    1. Объем налоговых  поступлений на душу населения

 

Используя имеющиеся данные я рассчитала объем налоговых  поступлений на душу населения.

 

       

2008

2009

2010

налог поступления (млн.руб)

 

96012,24

98957,49

113312,3

численность населения

 

5121800

5141900

5209500

налог.поступления на душу населения (млн)

0,018746

0,019245

0,021751


 

Как легко заметить, объем  налоговых поступлений с каждым годом увеличивается. Средний размер налоговых поступлений на душу населения за период 2008-2010 гг. составил 19914 рублей. Достаточно невысокий показатель связан со специализацией края в основном на сельскохозяйственном производстве. Динамику данного показателя можно оценить с помощью следующего графика.

 

 

Стоит отметить, что за 2010 год на 26% выросли налоговые  поступления от курортной отрасли  за счет крупных ведомственных здравниц. Это можно объяснить большим притоком туристов из-за возросшей привлекательности региона, на что в свою очередь повлияла подготовка к зимней олимпиаде.

 

    1. Процент собираемости налогов

 

Краснодарский край занимает шестое место в РФ по объему поступлений  налога.

В настоящее время увеличение налоговых поступлений можно объяснить действиями правительства. В 2010 году были поставлены на учет в налоговых органах края все организации, создавшие стационарные рабочие места в ходе олимпийской стройки; произошло перечисление ими всех налогов в консолидированный бюджет края. По итогам года в консолидированный бюджет края по городу Сочи организациями -участниками олимпийского строительства перечислено 4,6 млрд. рублей, (темп роста 193,5%).

Если проанализировать таблицы по структуре и исполнению доходов, предложенные в предыдущих пунктах, можно сказать, что собираемость налогов в 2010году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 14,5%, а по сравнению с 2008-на 18%. Кроме того, средний процент исполнения налоговых поступлений в 2010 году составил 101,3%.

Повышение объемов собираемости налогов во многом связано с мультипликативным эффектом от начала реализации олимпийских заказов, с началом строительства социальных объектов в рамках краевой целевой программы развития Сочи как горноклиматического курорта, открытием в городе филиалов крупных строительных компаний.

 

    1. Степень зависимости  доходов от поступлений из федерального бюджета (межбюджетных трансфертов)11

Краснодарскому краю присвоена  группа 3 по степени зависимости  собственного дохода консолидированного бюджета от поступления из федерального бюджета. Это означает, что межбюджетные трансферты составляют от 5 до 20 % в доходе регионального бюджета.

Рассмотрим следующую  таблицу:

 

2008

2009

2010

2011 факт

2011 план

Межбюджетные трансферты ФБ , млн.

24 137,76

30 738,95

30 509,41

51 796,78

56 929,19

Собственные доходы, млн.руб.

136 512,45

145 362,67

160 489,61

159 487,76

211 690,07

Доля

17,68%

21,15%

19,01%

32,48%

26,89%


 

Как легко заметить, доля межбюджетных трансфертов с каждым годом увеличивается.  В основном это связано с выделением средств из федерального бюджета на строительство олимпийских объектов, на осуществление ряда жилищных программ, а также реконструкцию и строительство медицинских учреждений. Также можно сделать вывод о достаточно сильной зависимости региона от внешних источников дохода.

Динамика зависимости  доходов от межбюджетных трансфертов  может быть представлена с помощью  следующего графика.

Кроме того, следует отметить, что размер поступления межбюджетных трансфертов намного превышает  размер предоставляемых межбюджетных трансфертов. В 2010 году это соотношение  составило примерно 1:3,5.

 

    1. Структура расходов. Соотношение собственных и внешних  расходов.

 

Если проанализировать таблицу, представленную в пункте 1, то можно сказать, что расходная  статья бюджета включает в себя следующие  составляющие: расходы на общегосударственные вопросы, национальную оборону, правоохранительную деятельность, национальную экономику, жилищно-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды, образование, культуру, здравоохранение, социальную политику, физическую культуру и спорт, СМИ, обслуживание государственного и муниципального долга, межбюджетные трансферты. Стоит отметить, что межбюджетные трансферты являются внешними расходами.

Структуру расходов за 2010 год  можно представить с помощью  следующего графика.

 

 

Как легко заметить, наибольшую долю в расходной части бюджета  Краснодарского края в 2010 году занимали расходы на образование, жилищно-коммунальное хозяйство, социальную политику. Расходы по статьям обслуживание государственного и муниципального долга, охрана окружающей среды и национальная оборона имеют наименьший удельный вес.

Если говорить о внешних  расходах, т.е. о межбюджетных трансфертах, то следует отметить, что их доля в общем объеме расходов составляет примерно 5%. Этот показатель в 25 раз превышает долю внешних расходов 2008 года. (в 2008 году данный показатель составил 0,2%).

 

    1. Обеспеченность  бюджетных расходов собственным  налоговым потенциалом

 

Обеспеченность бюджетных расходов собственным налоговым потенциалом, т.е. соотношение между налоговыми поступлениями региона и расходами местного бюджета в 2010 году составила 62,1%. Данный показатель на 4,5% ниже, чем аналогичный показатель 2008 года.

Низкая обеспеченность бюджетных расходов собственным налоговым потенциалом в регионе свидетельствует о предрасположенности к дефициту местного бюджета, сильной зависимости финансового состояния от неналоговых (в том числе внешних) источников дохода, поступления из которых зачастую отличаются крайней нестабильностью. 

Информация о работе Анализ кредитоспособности Краснодарского края