Анализ организации расчетно-кассового обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ организации расчетно-кассового обслуживания объекта исследования и предложение мер по повышению его эффективности.

Достижение указанной цели потребовало решения следующих задач:
рассмотреть теоретические и организационные аспекты расчетно-кассового обслуживания объекта исследования;
проанализировать существующие плановые тарифы на расчетно-кассовое обслуживание и
обосновать объемы расчетно-кассовых операций в банке;
проанализировать доходы и расходы банка от расчетно-кассовых операций;
обосновать повышение эффективности расчетно-кассовых операций.

Файлы: 1 файл

курсоваяяяяя.doc

— 461.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

             Коммерческий банк - коммерческое учреждение, созданное для привлечения денежных средств юридических и физических лиц и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности срочности, а также осуществления иных банковских операций. Банк, как и любое другое предприятие, создается для удовлетворения интересов собственника банка (акционеров) и общественных интересов (клиентуры). Одновременно банк - предприятие особого вида, которое организует и осуществляет движение ссудного капитала, обеспечивая получение прибыли собственникам банка.

Расчетно-кассовые операции являются основными, базовыми операциями для современных коммерческих банков. В рамках расчетно-кассового обслуживания различных категорий клиентов, кредитные организации предлагают широкий спектр операций с наличностью, а также перечисление денежных средств по поручениям клиента с использованием новейших технических и технологических приемов и средств.

С целью сохранения конкурентных позиций на денежных рынках банки стремятся предлагать клиентам наиболее выгодные ценовые условия платежных операций, конвертации валют и широкие возможности платежных систем банка в рамках глобальной расчетной системы и собственных клиринговых центров и корреспондентских сетей.

Отличительной особенностью современных операционных подразделений банков является не только организация расчетно-кассового обслуживания и осуществление расчетов, но и профессиональное сопровождение и консультации клиентов по любым вопросам банковской деятельности, связанной с расчетами и платежными операциями.

Целью курсовой работы является анализ организации расчетно-кассового обслуживания объекта исследования и предложение мер по повышению его эффективности.

 

Достижение указанной цели потребовало решения следующих задач:

  1. рассмотреть теоретические и организационные аспекты расчетно-кассового обслуживания объекта исследования;
  2. проанализировать существующие плановые тарифы на расчетно-кассовое обслуживание и
  3. обосновать объемы расчетно-кассовых операций в банке;
  4. проанализировать доходы и расходы банка от расчетно-кассовых операций;
  5. обосновать повышение эффективности расчетно-кассовых операций.

           Объектом исследования является Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу (СКБ-банк) – крупное финансовое предприятие Свердловской области, основанное в 1990 году.

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Содержание и организация рассчетно-кассового  обслуживания в коммерческом  банке.

Расчетно-кассовые операции СКБ-Банка заключаются в обеспечении движения денежных средств на счетах клиентов банков согласно их поручениям. Эти операции занимают особенное место в банковской деятельности и играют важную роль в обеспечении успешного хода экономических процессов на микро- и макроуровнях.

По своему характеру операции являются услугами, и за них банк взимает плату с клиентов в виде комиссионного вознаграждения, а не процента. Получение таких доходов обходится банку относительно дешево и без значительных рисков для их финансового состояния. Поэтому рост объемов расчетно-кассовых операций является надежным и выгодным способом увеличения доходов и повышения рентабельности банковской деятельности.

Расчетно-кассовые операции банка обеспечивают преобладающую часть потоков совокупного денежного оборота. Любые перебои в расчетно-кассовых операциях неминуемо приводят к торможению денежных потоков и разбалансированию денежного оборота, что негативно влияет на состояние экономики в целом, на развитие производства товаров и услуг.

           В организации расчетно-кассовых операций можно выделить три этапа: подготовка организационных, технических и технологических предпосылок для осуществления платежа; формирование и передача информации относительно платежа; перевод денег, то есть сам платеж. На первом этапе осуществляются такие действия, как открытие в банках счетов для участников платежной системы, создание компьютерных систем связи, принятия, обработки, учета и передачи информации, эмиссия платежных карточек. На втором этапе выполняются такие операции, как подготовка, обеспечение защиты, передача банку и проверка на подлинность информации, необходимой для осуществления платежа, на определенных инструментах (носителях). На третьем этапе осуществляются переведение денег со счета плательщика на счет получателя или зачет взаимной задолженности.

При проведении расчетных операций основными видами деятельности СКБ-Банка являются:

  1. прием расчетных документов;
  2. проверка правильности их составления и оформления;
  3. контроль законности и возможности проведения денежной операции;
  4. определение объема остатков средств на счетах клиентов и на основании поступлений, выдач, начисления налогов, обязательных резервов, дивидендов, процентов, комиссионных и т.д.
  5. зачисление или списание денег с расчетных, текущих или других счетов клиентов;
  6. извещение всех участников операции о результатах ее проведения.

Для проведения безналичных расчетов организациями открываются расчетные счета.

         В банке расчётно-кассовым обслуживанием занимается специализированная структура, которая называется расчетно-кассовым подразделением (управлением). Данное подразделение напрямую работает с клиентом. И чем лучше обслуживание клиентов данным подразделением тем, соответственно интересов клиента.

         Основные функции расчетно-кассового подразделения заключаются в следующем:

  • организации работы по привлечению временно свободных денежных средств предприятий и организаций на депозитные счета;
  • организации безналичных расчетов и налично-денежного обращения по расчетным, текущим, по счетам предприятий и организаций различных форм собственности;
  • оказании консультативной помощи клиентам и их партнерам по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

           Расчетные счета открываются юридическим лицам, осуществляющим коммерческую деятельность (независимо от форм собственности), а также индивидуальным предпринимателям или физическим лицам, занимающимся частной практикой. Организация может иметь несколько расчетных счетов в разных банках.

Для открытия расчетного счета клиент должен представить в банк: свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица либо в качестве индивидуального предпринимателя, учредительные документы (для юридического лица) либо документ, удостоверяющий личность физического лица; лицензии (патенты) на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, карточку с образцами подписей и оттиском печати, документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на расчетном счете; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

При открытии счета между банком и клиентом заключается договор банковского счета, по которому банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения последнего о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по нему.

Открытие расчетного счета завершается внесением соответствующей записи в книгу регистрации открытых счетов, которая должна быть сделана не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения с клиентом договора банковского счета.

Договор банковского счета может быть расторгнут по заявлению клиента в любое время, а по требованию банка в следующих случаях:

1) сумма средств на счете является  ниже минимального размера, предусмотренного  банковскими правилами или договором, и не была восстановлена в течение месяца со дня предупреждения банком;

2) отсутствие операций по счету  в течение года (если иное не  предусмотрено договором).

Расторжение договора банковского счета служит основанием для закрытия счета клиента. Остаток средств на нем выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет не позднее семи дней после получения письменного заявления клиента.

Формы безналичных расчетов избираются клиентами самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами. Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном законодательством порядке без участия последних.

СКБ-Банк осуществляет операции по счетам на основании расчетных документов.

Расчетные документы ─ документы, которые представляються в банк юридическими и физическими лицами и содержат письменное поручение о перечислении определенной суммы денег в безналичной форме за отгруженные товары, выполненные работы, предоставленные услуги и другие платежи.

Платежное поручение — письменное распоряжение плательщика обслуживающему его банку оплатить указанную в данном распоряжении сумму лицу, обозначенному в качестве получателя денежных средств, за счет средств, находящихся на расчетном счете плательщика. Расчеты платежными поручениями являются самой распространенной и используемой формой безналичных расчетов.

Указанная в платежном поручении дата его составления имеет очень большое значение, так как в соответствии с действующим законодательством платежное поручение действительно и может быть предъявлено в банк в течение 10 дней с даты составления платежного поручения.

Порядок осуществления расчетов платежными поручениями можно представить в следующем виде (см. рис. 1):

Рис. 1 Порядок расчетов по платежным поручениям

Расчеты по инкассо — это форма проведения безналичных расчетов, когда клиент дает обслуживающему его банку поручение осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа в пользу клиента.

В настоящее время расчеты по инкассо осуществляются на основании двух видов расчетных документов: инкассового поручения и платежного требования-поручения.

И инкассовое поручение, и платежное требование-поручение представляют собой оформленное требование кредитора  к должнику оплатить сумму задолженности на основании направленных в обслуживающий плательщика банк документов. Однако эти виды расчетных документов отличаются друг от друга порядком и способом их исполнения.

В отличие от платежного требования-поручения, списание средств со счета плательщика по инкассовому поручению осуществляется в безакцептном порядке, т. е. согласия плательщика не требуется, а он лишь уведомляется о проведенной процедуре. Но в силу такого порядка исполнения инкассовых поручений они могут выставляться только в строго определенных случаях. В соответствии с действующим законодательством инкассовые поручения могут быть выставлены налоговыми и таможенными органами, внебюджетными фондами, предприятиями связи, на основании исполнительного листа арбитражного суда, а также в случае, если безакцептное списание прямо предусмотрено договором между получателем и плательщиком. При этом к инкассовому поручению прилагаются документы, подтверждающие правомочность его выставления.

Порядок осуществления расчетов по инкассо можно представить в следующем виде (см. рис. 2):


 

 

 

 

Рис. 2 Порядок осуществления расчетов по инкассо

Аккредитив — это форма проведения безналичных расчетов, при которой банк, действуя по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указаниями, обязуется произвести платежи получателю денежных средств. Банк, выставивший аккредитив, т. е. банк плательщика, именуется банком-эмитентом. Если расчеты по аккредитиву осуществляет банк, обслуживающий получателя денежных средств, то он называется исполняющим банком. Аккредитив является самой сложной и дорогой для клиента формой безналичных расчетов. Поэтому расчеты ими в нашей стране производятся крайне редко и используются чаще всего при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с российским законодательством могут открываться следующие виды аккредитивов:

  1. покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные);
  2. отзывные или безотзывные.

Покрытым аккредитивом считается аккредитив, при открытии которого банк-эмитент перечисляет сумму аккредитива (со счета плательщика или в виде предоставленного ему кредита) в распоряжение банка — получателя денежных средств (исполняющего банка), который и должен проводить расчеты в соответствии с условиями аккредитива.

Непокрытый аккредитив представляет собой аккредитив, при котором исполняющему банку предоставляется право списать сумму аккредитива с открытого у него корреспондентского счета банка-эмитента.

Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного уведомления и согласия получателя денежных средств. Если в аккредитиве не указано, к какому виду он относится, то он является отзывным. Исполняющий банк обязан осуществлять платежи и иные операции по отзывному аккредитиву, если к моменту их совершения им не было получено уведомление об изменении условий аккредитива или о его аннулировании.

Информация о работе Анализ организации расчетно-кассового обслуживания