Анализ основных миграционных потоков в мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в комплексном анализе основных миграционных потоков в мире.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
− показать динамику миграционных потоков в мире;
− проанализировать географию миграционных потоков;
− выявить место России в мировых миграционных потоках.

Содержание работы

Введение 3
1. Динамика миграционных потоков 5
2. Географические потоки миграции 14
2.1 Миграционные потоки в Европе 14
2.2. Миграционные потоки в Африке 19
2.3. Миграционные тенденции в США 22
3. Место России в миграционных потоках 26
Заключение 34
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

Анализ осн миг пот в мире.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

  Одновременно высоки и масштабы беженцев из региона в развитые страны. Например, за 1992-2001 гг. в развитых странах обратились с просьбой о предоставлении убежища порядка 0,9 млн. выходцев из Африки южнее Сахары. И это только обратилось. Реально же «просочилось» намного больше. При этом основными странами приема в этой ситуации выступают бывшие метрополии африканских государств.[13]

     Освещая вопрос о вынужденной миграции в  Африке южнее Сахары, нельзя не отметить еще одно обстоятельство. Речь идет о том, что с учетом специфических социально-экономических условий региона, оценка в нем численности вынужденных мигрантов в соответствии с подходом, принятым в Верховном комиссариате ООН по делам беженцев, в реальности оказывается заниженной. Более конкретно имеется в виду следующее. Во-первых, принимая во внимание уровень чрезвычайной бедности в странах Африки южнее Сахары, значительная часть экономических мигрантов региона вполне может и, по нашему мнению, должна рассматриваться как вынужденные мигранты, (в силу принадлежности к особой группе населения, находящейся на грани человеческого выживания). Во-вторых к этой же категории должны относиться так называемые, экологические мигранты, вынужденные покидать свои страны, например, по причине длительной засухи, потери урожая из-за набегов саранчи и других экологических бедствий.

     В то же время, на фоне миграционной убыли  населения Африки в целом наблюдался миграционный прирост населения  Северной Африки (на 2,4% среднем за год, что превышает значение миграционного  прироста населения Западной Европы и лишь немного ниже миграционного прироста населения Северной Европы).

      

     Рис. 5. Среднегодовое сальдо миграции по крупным регионам мира, 2005-2010 годы, тысяч человек и %[8]

     Таким образом, естественный прирост населения  стран Африки достигал 21 %, а чистый миграционный отток составлял -0,4‰, сокращая общий прирост населения всего лишь на 1,9%. В последующие годы относительно значение международной миграции усилилось. В странах Африки он по-прежнему лишь незначительно (хотя и в постепенно возрастающей степени - на 3,3%), снижает влияние естественного прироста, составляя -0,6‰ против 17,5‰.

2.3. Миграционные тенденции  в США

     Миграция  — предмет постоянных дискуссий  в американском обществе. Высказываются  чрезвычайно разнообразные по спектру предложения: от легализации незаконных мигрантов и либерализации режима иммиграции до полного её запрещения. Ряд мер (1976 и 1980 годов) был направлен на увеличение доли иммигрантов из Западной Европы. Ежегодный потолок иммиграции был поднят до 630 тысяч человек, а упор был перенесен на стимулирование миграции высококвалифицированных специалистов при одновременном сокращении относительного веса приезжающих по линии воссоединения семей.[14]

     За  получением американского гражданства  ежегодно обращаются почти 2 млн. человек. Миграционная система получила дальнейшее развитие с принятием Акта об иммиграционной реформе и контроле (1986 год). Он был ориентирован на решение проблемы незаконной трудовой иммиграции, которая уже тогда достигала внушительных размеров (от 4 до 6 млн. нелегалов в 1986 году) и характеризовалась преобладанием мигрантов из Мексики и других стран Латинской Америки. По сути, данный документ представлял собой компромисс, направленный одновременно и на легализацию многих иммигрантов, уже находившихся в США, и на создание препятствий для расширения нелегальной иммиграции в будущем. Те нелегалы, которые могли доказать, что они постоянно жили в США с 1 января 1982 года или ранее, могли получить амнистию и легализовать свой статус с перспективой получения права на постоянное жительство. Напротив, нелегалы, появившиеся в США после 1982 года, подлежали депортации.

     До 4 мая 1987 года около 2 млн. человек обратились в Службу иммиграции и натурализации  США с просьбой о предоставлении амнистии, более 70% из них прибыли в США из Мексики.

       Аналогичные реформы были проведены  и с принятием нового Иммиграционного  акта в 1990 году и Акта об  иммиграционной реформе и ответственности  иммигрантов в 1996 году, преследовавших  цель сократить нелегальную иммиграцию и усилить роль правоохранительных органов. Годовая иммиграционная квота возросла до 700 тысяч человек (без учета беженцев).

     Причины относительной неэффективности  мер, направленных на ограничение иммиграции, очевидны. Они включают фактическую  прозрачность границ; относительную слабость защитных механизмов иммиграционных и других правоохранительных органов, ограниченных жёсткими конституционными рамками; высокий уровень доходов американского населения и политические гарантии, предоставляемые американским законодательством, привлекающие в США людей различных образовательных и профессиональных категорий со всего мира и прежде всего, из Мексики и других стран Латинской Америки.

Можно выделить шесть типов мигрантов, доминирующих в иммиграционном потоке:[15]

  1. nрудовые низкоквалифицированные мигранты;
  2. высококвалифицированнные мигранты-профессионалы и студенты;
  3. беженцы;
  4. мигранты, прибывающие по линии воссоединения семей;
  5. лица, въезжающие в страну по программе иммиграционной лотереи, направленной на увеличение этнического разнообразия;
  6. незаконные мигранты (многие из них входят одновременно и в первую категорию).
 

   За 2004-2008 годы почти две трети легальных иммигрантов прибыли по линии воссоединения семей, 17% получили визы в связи с трудоустройством в США, а 11% были допущены как беженцы.[9]

     К 2009 году число нелегальных мигрантов в США составляло (в зависимости от методологии подсчёта и политических пристрастий авторов оценок) от 5 до 20 млн. человек (наиболее часто называется цифра в 11–12 млн., а это приблизительно 4% населения страны и около трети её жителей, родившихся за рубежом). При этом около 7 млн. нелегалов вовлечены в экономически активную деятельность. В составе их семей порядка 3 млн. детей — граждан США.

     40% нелегалов находятся в Калифорнии (большинство из них прибывают через общую границу из Мексики). Следом по количеству нелегалов идут Техас, Нью-Йорк и Флорида. Более 3/4 иммигрантов селятся в шести американских штатах, а более половины — лишь в восьми урбанизованных зонах, в первую очередь в Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анджелесе, Хьюстоне, Бостоне и Майами.

     Одновременно  наблюдается широкомасштабный отток  коренного (особенно белого) населения  из городских центров, приводящий к  быстрому изменению расового, этнического  и культурного облика ведущих  городов Америки. В вышеперечисленных городских центрах на десять прибывающих туда мигрантов убывают в другие города и субурбанизованные зоны девять коренных жителей, что ведёт к дополнительной интенсификации изменений в национальной, расовой и религиозной структуре населения этих городов. Среди тех крупных городов, куда ещё продолжается приток белого населения, — Сан-Диего, Тампа, Санкт-Петербург, Сиэттл, Феникс, Атланта и Лас-Вегас.

     Особую  проблему сегодня представляет трудовая иммиграция, как легальная, так и  нелегальная. Почти половина нелегалов въехали в страну по туристическим, студенческим и даже по рабочим визам. Нарушение ими законодательства состоит или в нахождении в стране после окончания разрешённого срока, или в нарушении декларированных целей поездки (скажем, в устройстве на работу вместо учёбы или туризма). Они относительно легко находят низкооплачиваемую и малоквалифицированную работу как в городе, так и в сельской местности (например, как сезонные сельскохозяйственные или строительные рабочие-мигранты). Так, нелегалы составляют 24% занятых в сельском хозяйстве, 17% — работников прачечных и химчисток, 14% занятых в строительстве и 12% — работающих на кухнях предприятий общественного питания. [12]

     Согласно  оценкам, доля латиноамериканцев возрастёт  к 2050 году до 24,5%, тогда как доля афроамериканцев составит 13,6%. Значительно увеличится и доля выходцев из Азии, составив 8,2%.

Подводя итог  отметим, что многие страны зависят от иностранной рабочей силы. Договоренности о ее контрактировании заключаются между странами с избыточной рабочей силой в некоторых районах Азии и , например, рядом стран Ближнего Востока, Европы.  

        Во многих странах мира внешние миграции, т.е. эмиграции и иммиграции, оказывают большое  влияние  на  численность  населения   и  его  состав (а, как следствие, и на экономическую и политическую ситуацию).  Внешние миграции в современном мире, особенно в последние десятилетия, играли и играют  важную и многостороннюю роль  в  развитии  человечества.

     Вынужденная  миграция  приобрела  мировой  характер,  затронув  многие  страны.  Основная  масса  вынужденных  мигрантов  ( 83%)  осела  в  развивающихся  странах, хотя многим удалось попасть и в развитые и благополучные в экономическом и политическом отношении страны.

     Масштабы  трудовой миграции  в мире постоянно  растут, и  в  этот  процесс  вовлечены  практически  все  страны.

  1. Место России в миграционных потоках

   Участие России в мировых миграционных потоках  приобретает в конце 80-х – в 90-е годы массовый характер и настоятельно требует более строгого и глубокого научного изучения. Так, краткосрочная валовая миграция увеличилась с 1988 г. Почти в три раза, при этом частная миграция (т.е. по приглашениям родственников, знакомых, юридических лиц и др.) - более чем в 15 раз.

   Реальная  картина развития международной миграции в России искажается и в результате расхождения в понимании таких категорий, как иностранное население, вынужденная миграция, "утечка умов" и др. [5, 6]. Чего стоит, например, оценка ФМС РФ численности иностранного населения в России в 27 млн. человек, т.е. все нерусское население зачислено в категорию иностранцев [7]

   Чтобы найти эффективные решения, необходимо осознать место и роль России в мировом миграционном круговороте, современные тенденции и закономерности, которые его формируют и определяют.

      Учитывая  феномен так называемого ближнего зарубежья, Россию также можно отнести к странам иммиграции , хотя, если ориентироваться на дальнее

зарубежье, то правильнее говорить о ней как  о стране эмиграции. Не случайно по классификации, составленной в 1994 г. МОТ, MOM и Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, Россия, наряду с небольшим числом других государств, характеризуется одновременно как страна эмиграции и иммиграции [15]. Поэтому России в полной мере присущи все современные закономерности, определяющие в последние десятилетия международную миграцию населения.

     Вместе  с тем, появление ближнего зарубежья  вносит существенные особенности в эти закономерности. Возникла, как мы уже отмечали, уникальная ситуация, когда в рамках бывшего СССР внутренняя миграция одномоментно превратилась во внешнюю. При этом Россия практически остается единственной из бывших союзных республик, которая ни прямо, ни косвенно (через законы о гражданстве, земле, языке и т.п.) не закрыла свои границы для всех бывших советских граждан, желающих в нее въехать, какой бы национальности они не были.

     Рассмотрим  вкратце наиболее характерные особенности  миграционного движения с бывшими союзными республиками, ставшими самостоятельными государствами. Что же мы видим в "миграционном зеркале" территории, недавно еще именуемой Советским Союзом, с населением в почти 300 млн. человек, насчитывающим 130 этнических групп, где каждый пятый из его граждан проживал вне своего национального региона.

     Во-первых, своеобразный Центр притяжения мигрантов среди республик, его составлявших, которым стала Россия. Из региона, длительное время "отдававшего" людей, она превратилась в их "собирателя", что, несомненно, стало возможным благодаря особой позиции России по этому вопросу. Отсюда так называемые прозрачные границы с большинством из бывших союзных республик, что способствовало поддержанию довольно интенсивного обмена населением между ними.

     Во-вторых, резкое обострение межнациональных отношений, обусловленное политическим экстремизмом, как между бывшими республиками, так и внутри них. И как результат - потоки вынужденных переселенцев и беженцев, устремившихся главным образом в Россию (на начало 2007 г. их число, по официальным данным ФМС РФ, составило более 1,1 млн. человек). По оценкам независимых экспертов, численность этих категорий вынужденных мигрантов уже в 2004 г. превысила 2,5 млн. чел. и к 2012 г. может достигнуть 6 млн. человек [10].

     Не  менее 65% среди этих мигрантов составляют русские, хотя в будущем можно предположить и усиление притока из бывших союзных республик лиц коренных национальностей по экономическим причинам.

     В-третьих, быстрый рост числа так называемых экологических беженцев. Если их поток из-за рубежа относительно невелик и ограничивается сейчас в основном мигрантами из зон Чернобыльской катастрофы, то внутренний экологический миграционный потенциал приобретает устрашающие размеры.

Сахалинская трагедия, крупнейшие аварии на химических производствах в Баш-

Информация о работе Анализ основных миграционных потоков в мире