Анализ развития отрасли в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 08:41, реферат

Описание работы

В 2006 – 2010 годах обеспечено относительно стабильное развитие внутреннего потребительского рынка преимущественно за счет высоких темпов роста объема розничного товарооборота, реализации товаров отечественного производства, совершенствования материально-технической базы торговли, развития новых форм и методов продажи товаров, внедрения информационных технологий.

Файлы: 1 файл

контрольная нац экономикая.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТРАСЛИ

 

    1. Анализ развития отрасли в Республике Беларусь

 

В 2006 – 2010 годах обеспечено относительно стабильное развитие внутреннего потребительского рынка преимущественно за счет высоких темпов роста объема розничного товарооборота, реализации товаров отечественного производства, совершенствования материально-технической базы торговли, развития новых форм и методов продажи товаров, внедрения информационных технологий.

Прирост розничного товарооборота  превышал прогнозные параметры: в 2006 году он составил 117,4 процента при прогнозе 110,5 процента, в 2007  году – 114,8 и 110,5, в 2008 году – 119,2 и 113,0, в 2010 году – 115,5 и 114-115 процентов соответственно. В результате за пять лет розничный товарооборот в сопоставимых ценах вырос на 91,5 процента при прогнозных параметрах – 182,5-185,6 процента.

При этом численность  работников торговли увеличилась в 1,5 раза, производительность их труда - в 1,3 раза.

Среднедушевое потребление  продуктов питания и непродовольственных товаров за этот период возросло в 1,7 раза.

Доля продажи товаров  отечественного производства в общем  объеме розничного товарооборота розничной торговой сети в 2010 году составила 74,1 процента (2005 год – 78,3 процента), в том числе по продовольственным товарам – 83,6 процента (86,1 процента), непродовольственным – 62,2 процента (67,3 процента).

Данные цифры свидетельствуют  об обеспечении продовольственной безопасности страны. Согласно Концепции национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь, одобренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 марта 2004 г. № 253, удельный вес импорта продовольствия в структуре товарооборота продовольственных товаров не должен превышать 25 процентов. В Республике Беларусь данный показатель составил 14,3 процента.

Проводились различные  мероприятия, направленные на увеличение объемов реализации: расширенные  продажи, сезонные и приуроченные к  праздничным дням распродажи товаров  по сниженным ценам, ярмарки, школьные базары, рекламные акции и другие.

В 2010 году по сравнению с 2005 годом количество магазинов увеличилось на 9406 единиц и составило 37349 единиц при установленном Программой развития внутренней торговли на 2006 – 2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 июля 2006 г. № 941 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 125, 5/22667) (далее для целей настоящей главы – Программа), задании 30252 единицы, их торговая площадь увеличилась за указанный период на 728,1 тыс. кв. метров и составила 3315,9 тыс. кв. метров (по Программе – 2807,8 тыс. кв. метров).

Количество магазинов  самообслуживания увеличилось с 2005 по 2010 год на 4027 единиц и составило 12837 единиц (по Программе – 10398 единиц), их торговая площадь – соответственно 740,1 и 1969 тыс. кв. метров (по Программе – 1563,1 тыс. кв. метров). Удельный вес количества магазинов самообслуживания в общем количестве магазинов составляет 34,4 процента, а их торговых площадей – 59,3 процента (2005 год – соответственно 31,5 и 47,5 процента).

В результате принимаемых мер по созданию условий для индивидуальных предпринимателей и их переводу с рынков в торговые центры, количество торговых центров по сравнению с 2005 годом увеличилось на 173 и составило 378 единиц, число торговых объектов в них возросло на 2138 единиц и составило 15765, площадь торговых центров – соответственно на 81,9 тыс. кв. метров и 287,7 тыс. кв. метров.

Количество рынков увеличилось  за этот период на 33 единицы, однако в  последние годы прослеживается тенденция  к сокращению их количества. Так по сравнению с 2007 годом их количество сократилось с 416 до 401 или на 15 единиц. Такая же тенденция прогнозируется и на предстоящее пятилетие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Характеристика структуры, ключевых предприятия и оценка конкурентной среды отрасли

 

Продолжалось развитие розничной торговой сети за счет строительства  и ввода в эксплуатацию крупных  торговых объектов. В 2006 – 2010 годах реализован 31 инвестиционный проект по развитию торговой инфраструктуры, предусмотренных Программой, а также ряд других:

в Минске открыты три  гипермаркета ”Простор“, торговые центры ”Глобо“, ”Титан“, строительные гипермаркеты ”Материк“, ”ОМА“ и др.;

в Брестской области  – магазин с кафе и парковочной  стоянкой ОАО ”Продтовары“, супермаркет ”Мiкс“ в г. Бресте, торговый комплекс ”Радужный“ в г. Барановичи ОДО ”Кабельные технологии“;

в Витебской области  – торговый центр в г. Полоцке  ООО ”ТД ”Стрелец“, в г. Витебске универсам СЗАО ”Фирма ”Омега“, торговый центр ”Беларусь“;

в Гродненской области  – гипермаркет ”АЛМИ“ ООО ”Алсем“;

в Минской области  – торговый комплекс ”Энергия“  в г. Жодино, торговый центр ”Клад Наполеона“ и магазин ”Родная сторона“ в г. Борисове, торговый центр ”Логойский пассаж“ в г. Логойске, дискаунтер ”Евроторг“ на внешней стороне МКАДа, магазин ”Соседи“ в г. Молодечно;

в Могилевской области – торговые центры ”Магнит“, ”Maksimus“, ”Панарама“, гипермаркет ”Гиппо“ в г. Могилеве.

В городах Минск, Брест, Бобруйск открыты  торговые центры ”Корона“.

Продолжалось развитие сетевой торговли. Наиболее динамично  работают такие торговые сети, как ”Евроопт“ (включает 47 магазинов), ”Рублевский“ (41 магазин), ”Родная сторона” (40), ”Соседи“ (30), ”Виталюр“ (19), ”АЛМИ“ (17), ”БелМаркетКомпани“ (17 магазинов) и другие. В настоящее время удельный вес торговых сетей в розничном товарообороте городов (от 1 до 3,5 процента) не позволяет отнести их к субъектам, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, однако их динамичное развитие требует дальнейшего регулирования антимонопольного законодательства в области торговли.

В результате на начало 2011 года обеспеченность торговыми площадями  на 1000 человек составила в республике 391 кв. метра (при нормативе – 320 кв. метров) и увеличилась по сравнению с 2005 годом на  105 кв. метров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные термины и понятия по розничной торговле

 

Цель розничной  торговли заключается в удовлетворении разнообразных потребностей покупателей.

Торговец является связующим  звеном между производителем и потребителем. Его задача состоит в том, чтобы  закупать оптом пользующиеся спросом товары в разных местах и у разных поставщиков, а затем продавать их с выгодой для себя.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует  о том, что со временем розничная  торговля попадает под контроль ряда крупных торговых компаний.

Несмотря на то, что в руках этих компаний находится менее половины всех розничных торговых точек, на их долю в то же время приходится более 2/3 совокупного объема розничного товарооборота.

Поэтому в борьбе за покупателей  мелким предприятиям розничной торговли приходится прилагать немало усилий.

Главенствующее положение  на рынке занимает покупатель, а  не продавец.

Эффективность работы розничного торговца определяется в конечном итоге  тщательным учетом всех деталей торговой деятельности.

Помните о том, что в любом виде бизнеса всегда найдется место для «мелкого торговца».

Широко распространено мнение о том, что розничная торговля — это высокий товарооборот и низкие цены. Этому в немалой степени способствуют крупные торговые компании, добивающиеся снижения цен на товары за счет уменьшения количества услуг, предлагаемых своим покупателям.

Мелкий торговец не в состоянии  составить серьезную конкуренцию  крупным торговым компаниям. Однако он может отыскать на рынке небольшую  нишу и занять ее.

У него есть три заметных преимущества:

быстрота, поскольку для  того, чтобы принять решение, не нужно  каждый раз согласовывать все  вопросы с руководством;

специализация, поскольку  он точно знает, какие именно товары пользуются повышенным спросом, а какие  нет;

качество обслуживания, поскольку он точно знает, какие именно виды услуг необходимы покупателям, и предоставляет их.

Розничная торговля – это купля-продажа товаров или услуг в небольших количествах или поштучно непосредственно конечного потребителя для их личного некоммерческого использования. 
       Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых предприятий, магазинов, палаток, павильонов, киосков, которые отличаются ассортиментом реализуемых товаров торговым обслуживанием, характером работы, устройством но, дополняя друг друга, способствует лучшему обслуживанию населения.

Виды розничной торговой сети.       

Они подразделяются на стационарную и передвижную. Стационарная подразделяется на магазинную и мелкорозничную. Магазин  является основным видом розничных торговых предприятий. 
       Мелкорозничная торговая сеть – это лотки, павильоны, киоски. Располагается в помещениях легкого некапитального типа. Доступа вовнутрь киоска и палатки покупатель и не имеет. Киоск имеет только торговую часть. 
       Передвижная торговая сесть делится на разносную и развозную. 
Основным типом магазинов для обслуживания населения жилой застройки, являются магазины типа «универсам». 
       К магазинам городского значения относятся универмаги, гастрономы, спецмагазины, продовольственные и непродовольственные магазины, и магазины комплексного ассортимента.

Методы розничной торговли.        

Традиционная – через прилавок. 
       Прогрессивная – самообслуживание, открытая выкладка, по образцам, по заказам населения, по каталогам. 
       Самообслуживание – это метод, при котором в торговом зале на пристенных и островных горках выкладывается весь имеющийся ассортимент товаров в магазине, подготовленных к самостоятельному отбору покупателями. 
       Открытая выкладка –  на рабочем месте продавца открыто размещают запасы всего ассортимента товаров, это делают только на большой площади торгового зала. 
       Продажа по образцам – это метод продажи, при котором в торговом зале размещаются образы всего имеющегося ассортимента товаров. К каждому образцу прикрепляется ярлык с краткой характеристикой изделия.

Формы торговли для стимулирования спроса у населения.

Выставки-продажи, их организуют совместно с промышленными предприятиями, длятся не менее 10-и дней. 
Расширенная продажа товаров длится 6-7 дней (распродажа). 
Ярмарки и базары. 
Выездная торговля. 
Сертификация – это проверка продуктов на соответствие требование к безопасности для жизни, здоровья, имущества граждан и окружающей среды. 
Сертификат – это документ, выдаваемый соответствующими уполномоченными органами и удостоверяющий качество товаров. В основу положен закон РБ о «сертификации продукции, работ и услуг», № 439 от 05.09.1995г. «Ведомости Верховного Совета». 
Обязательная сертификация – это деятельность соответствующих органов и субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции показателям, которые обеспечивают безопасность для жизни, здоровья и имущества граждан, а так же окружающей среды и другим показателям. 
Под розничным товарооборотом понимается – объем реализации товаров народного потребления населению и другим потребителям в денежном исчислении. 
Товарооборачиваемость – это время, в течение которого реализуются товарные запасы. 
Торговая скидка – это величина затрат на доведение продукции промышленного и сельского хозяйства до потребителя или часть цены товара, которую предоставляют розничной торговле и оптово-сбытовые предприятия для возмещения затрат по реализации товара.

Любое предприятие, которое занимается этой деятельностью, занимается розничной торговлей. Причем совершенно неважно, как именно продаются товары и услуги — методом личной продажи, по почте, по телефону или через торговый автомат, и где именно они продаются — в магазине, на улице или дома у потребителя.

Виды розничных  торговых предприятий. В стране насчитываются миллионы розничных торговых точек самых разных размеров и форм. Постоянно возникают новые формы розничной торговли, вбирающие в себя определенные черты старых российских и известных зарубежных форм.

Число розничных торговых предприятий  самообслуживания стремительно росло в стране, что было следствием копирования в 60-е годы американского опыта. Сегодня число магазинов самообслуживания сократилось, они продают товары повседневного спроса. Но не следует забывать, что самообслуживание — основа любой торговли по низким ценам.

В розничных  торговых предприятиях со свободным  отбором товара покупатель при желании может обратиться за содействием к продавцу. Клиент завершает сделку, подходя к продавцу и расплачиваясь за покупку. Накладные расходы у таких магазинов несколько выше, чем у магазинов самообслуживания из-за дополнительного персонала.

Розничные торговые предприятия с ограниченным обслуживанием обеспечивают покупателю более квалифицированную помощь со стороны торгового персонала, поскольку в таких магазинах продают больше товаров предварительного выбора и покупателям требуется больше информации. Кроме того, потребителям предлагают услуги в виде продажи в кредит и приема назад купленных товаров. Расходы у таких магазинов, конечно, выше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3  Перспективы  и направления развития отрасли  в Республике Беларусь. (Государственные  комплексные программы и их  реализация в рамках отрасли).

 

Основной тенденцией развития розничной торговли должно стать ее динамичное развитие и увеличение доли отрасли в ВВП.

Рост благосостояния населения повлечет ряд структурных  преобразований, в первую очередь, смещение потребительского спроса в сторону непродовольственных товаров. Увеличится потребление сложно-бытовой техники, мебели, теле- радиотоваров, строительных материалов, одежды и обуви, товаров для спорта и отдыха, ювелирных изделий и других.

Улучшится также  структура питания населения  за счет увеличения потребления на душу населения более ценных в  биологическом отношении продуктов (овощей, фруктов, ягод, рыбы и рыбопродуктов и других продуктов).

Информация о работе Анализ развития отрасли в Республике Беларусь